Театрально-игровая деятельность младших школьников на занятиях по коррекции устной и письменной речи.
статья по логопедии (1 класс) на тему
Театрализаци логопедического процесса привлекательна тем,что вносит в школьные будни атмосферу праздника,создаёт благоприятный эмоциональный фон,развивает творческие способности,поддерживает познавательный интерес,способствует речевому развитию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В процессе осуществления логопедической деятельности необходимо учитывать множество факторов, в том числе - повышенную утомляемость детей-логопатов. Логопедические занятия в школе проходят после уроков, что сказывается на работоспособности ребенка. Другой проблемой является низкая заинтересованность детей: большинство не осознает важность логопедических занятий и относится к ним негативно. Наконец, логопедический процесс осложняется нарушениями эмоционально-волевой сферы у значительной части логопатов.
Учитывая вышеперечисленные факторы, перед учителем-логопедом в процессе осуществления своей профессиональной деятельности встает проблема постоянного поиска новых путей и методов решения коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
Одним из способов повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса является применение элементов театрально-игровой деятельности, среди которых можно выделить:
- Пальчиковый театр;
- Театр теней;
- Театр марионеток;
- Кистевой театр;
- Напольный театр;
- Кукольный театр;
- Театр из бумаги;
- Театральные спектакли, сценки.
Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в школьные будни атмосферу праздника, создаёт благоприятный эмоциональный фон, развивает творческие способности, поддерживает познавательный интерес, способствует речевому развитию.
Театрально-игровая деятельность может применяться на этапе автоматизации и дифференциации звуков в предложениях, стихах, текстах. В зависимости от целей занятия и возможностей детей, театральное действо может длиться как весь урок, так и являться одним из его этапов. Выбор вида театрально-игровой деятельности зависит от задачи, которая стоит перед логопедом. Так, на занятии по коррекции дисграфии уместно применять пальчиковый театр для развития мелкой моторики пальцев рук. Работая с пальчиковыми, перчаточными куклами, дети отрабатывают движения сжатия, растяжения, расслабления кисти, изолированного движения каждого из пяти пальцев. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка. К.Г.Юнг писал: ”Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно “.
Для театральных постановок следует отбирать доступные по содержанию и небольшие по объёму пьесы, адаптированные народные сказки, потешки, отечественных и зарубежных авторов. Предварительная работа перед представлением включает в себя следующие этапы:
- Прочтение детьми произведения, которое легло в основу постановки;
- Совместное обсуждение сюжетных линий;
- Обсуждение поступков героев пьесы;
- Распределение ролей;
- Разучивание стихов, текста, движений;
- Изготовление декораций, костюмов, кукол, реквизита.
Ключевым моментом театрального действа является исполнение ребёнком своей роли. Во время игры ребёнок создаёт образ действием, словом, жестом, мимикой, что способствует активному речевому развитию.
Театрально-игровая деятельность направлена на:
- Развитие ВПФ: памяти, внимания, образного мышления;
- Формирование пространственных представлений;
- Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки, развитие ловкости, точности движений;
- Развитие сценического мастерства, мимики, пантомимы;
- Развитие всех компонентов речи: артикуляционной моторики, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, речевого дыхания, интонационной, выразительной стороны, совершенствование грамматического строя;
- Развитие связной речи, монологической и диалогической формы;
- Развитие творческой самостоятельности.
Кроме того, театральная деятельность обладает мощным психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом:
- Участие в сценках помогает одним детям побороть свою стеснительность, стать более уверенными в себе, а другим - напротив, контролировать эмоции, сдерживать себя.
- Любимые герои становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать влияние на нравственное воспитание детей;
- Театральная деятельность позволяет вырабатывает чувство взаимопомощи, формирует у ребенка навык работы в коллективе.
Таким образом, включение театрально-игрового компонента в логопедическую деятельность положительно влияет как на коррекцию и развитие устной и письменной речи ребенка, так и на его эмоционально-волевую сферу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приёмы в работе по коррекции устной и письменной речи младших школьников
Ценнейшим качеством дидактических игр является их возможность индивидуализировать работу на уроке, обеспечивать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных возможностей и максима...
Презентация на тему"Применение элементов театрально-игровой деятельности на занятиях по коррекции устной и письменной речи в начальной школе".
В презентации представлены виды театрально-игровой деятельности,этапы работы по подготовке театральной постановки,направления театрально-игровой деятельности,психокоррекционный характер театрализации ...
Групповое занятие по коррекции устной и письменной речи у младших школьников.
Презентация многофункционального использования по коррекции дисграфии у младших школьников со стойким дефицитом внимания.Может быть использована как часть группового занятия или целое занятие. Направл...
Групповое занятие по коррекции устной и письменной речи
Презентация может быть использована как часть занятия по коррекции устной и письменной речи младших школьников с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Презентация "Коррекция устной и письменной речи у младших школьников полиэтнической школы"
Цель:1)найти кратчайшие и эффективные пути обучения русскому языку как неродному;2)определить наиболее эффективные способы коррекции устной и письменной речи учащихся младших классов....
Игровые приемы в работе по коррекции устной и письменной речи младших школьников.
Использование игровых упражнений в обучающем и воспитывающем воздействии....
Рабочая программа по курсу "Коррекция устной и письменной речи младших школьников с ЗПР"
Рабочая программа по курсу "Коррекция устной и письменной речи младших школьников с ЗПР" (вариант 7.1.). Данная рабочая программа соответствует ФГОС НОО. Программа составлена на основе реком...