Планирование УМК "Школа России" 2 класс на родном языке
рабочая программа по чтению (2 класс)

Нежибецкая Вита Ивановна

Планирование и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoe_chtenie.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Пояснительная записка

         

Программа по литературному чтению на родном (русском) языке разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, учебного плана на 2019-2020 учебный год и Положения о рабочей программе МБОУ «Нахабинская гимназия №4», авторской программы и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».

Учебник соответствует Федеральному перечню учебников на 2019 – 2020 учебный год. Программа обеспечена следующим УМК:

1. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. / ч.2 сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Головина, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. - М.: Просвещение, 2019 год.

Цели и задачи курса

Цель: 1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Программа нацелена на решение следующих задач:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности.

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.

Место курса в учебном плане

На изучение предмета «Литературное чтение на родном языке» в каждом классе начальной школы отводится 0,5 ч в неделю. Программа рассчитана на    17 ч (34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Обучающийся научится:

  -осознавать коммуникативно-эстетическую возможность родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

-понимать родную литературу как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретения опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

- осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-познавательному  и художественному тексту;

- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного /прочитанного  произведения;

- работать со словом (распознать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознать (понимать) смысл прочитанного;

- читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

- ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

- использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;

- использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста;

- формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;

- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно- популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде  пересказа (полного или выборочного);

- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

Обучающийся получит возможность научиться:

- воспринимать художественную литературу как вид искусства;

-осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текса и высказывать собственное суждение;

- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

- определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);

 

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Обучающийся научится:

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

- отличать прозаический текст от поэтического;

- распознавать особенности построения фольклорных форм (загадки, сказки, пословицы).

Обучающийся  получит возможность научиться:

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

- определять позиции героев и автора художественного текста;

- создавать прозаический или поэтический  текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

 

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Обучающийся научится:

- читать по ролям литературное произведение;

- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);

- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Обучающийся получит возможность научиться:

- творчески пересказывать текс (от лица героя, от автора), дополнять текст;

- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

- способам написания изложения. 

 

Ожидаемые результаты формирования УУД  к концу 2-го года обучения

Личностные УУД

Обучающийся научится или получит возможность научиться:

-понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

- осознавать необходимость в изучении произведений художественной литературы с целью формирования чистоты и грамотности речи, важности восприятия окружающей действительности;

- использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам;

- определять роль художественного произведения в формировании взглядов и собственного мнения на происходящие события;

- воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа;

- формировать потребность в систематическом общении; высказывать своё мнение и уважать мнение собеседника;

- развивать способности самооценки и оценки деятельности партнёров.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД

Обучающийся научится или получит возможность научиться:

- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью; 

- ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

- работать с несколькими источниками информации

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится или получит возможность научиться:

В рамках коммуникации как сотрудничества:

- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

- выполнять работу по цепочке.

В рамках коммуникации как взаимодействия:

- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится или  получат возможность научиться:

- понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации;

- понимать значимость и важность информации в формировании личности читателя;

- подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

- понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

Чтение. Работа с текстом

Обучающийся научится:

- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде схемы;

- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

- пересказывать текст подробно и сжато;

- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

- сопоставлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;

- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять тему и главную мысль текста;

- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;

- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

- работать с несколькими источниками информации;

- делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

- сопоставлять различные точки зрения;

- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Книги с литературными (авторскими) сказками (3 часа)

Сказки В.Г.Сутеева «Палочка-выручалочка», «Яблоко», «Капризная кошка», «Кто сказал Мяу», «Под грибком», «Петух и краски», «Кораблик», «Три Котѐнка», «Цыплѐнок и утѐнок» и др. В. Сутеев – автор и художник-иллюстратор детских книг. Пересказ сказки по иллюстрациям книги. Игра «По страницам сказок В.Сутеева». В гостях у дедушки Корнея. Сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Телефон», «Краденое солнце», «Чудо-дерево», «Айболит» и др. Конкурс чтецов (отрывок из сказки). Сказки В.В.Бианки «Приключения муравьишки», «Хвосты», «Мышонок Пик», «Лесные домишки», «Красная горка», «Кто чем поѐт», «Рыбий дом», «Чьи это ноги?» и др. и Э. Ю. Шима «Лесные сказки», «Храбрый птенец», «Кто копыто потерял?», «Что белки делают?», «Что это ночью светится?», «Цветы и солнышко», и др. Пересказ сказки.

Книги о природе и животных (4час)

Рассказы М.М.Пришвина, Г.А.Скребицкого, И.С.Соколова-Микитова. Н.И.Сладкова Е.И. Чарушина, М.М.Пришвина, В.В.Бианки, Э.Ю.Шима. Пересказ прочитанного произведения. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».

Дети – герои книг (6 часов)

Книга-произведение и книга-сборник. Стихи С.Я.Маршака. «Школьнику на память», «Мяч», «Рассказ о неизвестном герое», «Почта», «Кто колечко найдѐт», «Где тут Петя, где Серѐжа», «Чем болен мальчик», «Пожар», «Умный Вася» и др. Конкурс чтецов.

Сборники стихов. Стихи С. Михалкова. «Про Мимозу», «А что у вас», «Быль для детей», «Про девочку, которая плохо кушала», «Дядя Степа», «Праздник непослушания», «Трезор», «Тридцать шесть и пять», «Фома», «Чистописание», «Весѐлый турист» и др. Конкурс чтецов. Сборники стихов. Стихи А.Л.Барто. «Верѐвочка», «Любочка», «Девочка чумазая», «Девочка-рѐвушка», «Веснушки», «Болтунья», «Серѐжа учит уроки», «Буква «Р», «В театре», «Жадный Егор» и др. Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдѐт произведение в книге?» Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови». Рассказы В.Осеевой «Добрая хозяюшка», «После дождя», «Сыновья», «Почему», «Что легче?», «На катке», «Отомстила» «Волшебная иголочка», «Лекарство», «Хорошее», «Девочка с куклой», «Время» и др. Инсценирование отдельных эпизодов из рассказов, нравственная оценка поступков героев. Рассказы Н.Носова «Телефон», «Федина Задача», «Огурцы», «Фантазѐры», «Клякса», «Затейники», «Два друга», «Автомобиль», «Замазка», «Карасик» и др. Инсценирование отдельных эпизодов из рассказов.

Книги о защитниках Отечества (2 час)

Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Книга А.Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твѐрдом слове». Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

Формы организации учебных занятий  и средства текущего контроля

Основными формами  контроля  являются:

 - устный опрос;

 - наблюдение;

 - диагностические работы;

 - самостоятельные работы.

Нормы оценок

Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям :

беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится   положительная отметка. 

Чтение наизусть

Оценка "5" -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям  

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1.    Своевременно начинать читать свои слова

2.    Подбирать правильную интонацию

3.    Читать безошибочно

4.    Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

план

факт

23.01

Сказки В.В.Бианки

30

Сказки Э.Ю.Шима

06.02

Сказки Л.Н.Толстого

13

Рассказы К.Г.Паустовского

27

Рассказы Г.А.Скребицкого

05.03

Рассказы Е.И.Чарушина

12

Сочинение рассказа « Мой маленький друг»

19

Стихи С.Я.Маршака

26

Стихи С. Михалкова

02.04

Конкурс стихов

16

Рассказы В.Осеевой

23

Рассказы Н.Н.Носова

30

Стихи А.Л.Барто

07.05

Инсценирование рассказов и чтение по ролям

14

Рассказы А.П.Гайдара

21

А.П.Гайдар « Сказка о военной тайне»

28

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном языке, 1 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном языке, 1 класс, программа "Перспективная начальная школа"...

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение на русском родном языке" 3 класс

Календарно -тематическое планирование  "Литературное чтение на русском родном языке" для 3 класса. В программу включены произведения поэтов и писателей, живших на Волгоградской земле. З...

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению с родным языком для 1 класса

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению с родным языком для 1 класса...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс...