Использование форм театрализации в начальной школе.
статья (1 класс)

Корчагина Светлана Викторовна

статья об использовании элементов театрализации на уроках в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Корчагина Светлана Викторовна

Учитель начальных классов

МБОУ «Прогимназия №2»

Использование форм театрализации в начальной школе

          Одной из основных задач современной начальной школы является формирование творческой личности школьника, обладающей решимостью, ответственностью за принятые решения, уверенностью в собственных силах, способной нестандартно мыслить в любой ситуации.  На мой взгляд, использование театральных средств на уроках может стать одним из способов развития и активизации творческой  деятельности ученика.

          Творчество, как вид деятельности, имеет развивающую функцию. Психологи утверждают, что именно театрализация отвечает потребности школьника в перевоплощении, побуждает к творческому чтению инсценируемого произведения, заучиванию наизусть текста роли, стимулирует  развитие памяти ребёнка. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающихся формирования выразительности речи, художественно-эстетического воспитания, организации совместной деятельности детей, приобщает к духовному богатству.

            Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучение чувствованию и воображению – игра, фантазирование, сочинительство. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить  себя на место другого, радоваться и тревожиться  вместе с ним, помогают овладению навыками общения и коллективного творчества. Театрализацию можно  рассматривать как эффективное дидактическое средство. Учитель может использовать богатый арсенал форм и средств театральной педагогики: сочинение, этюды и пантомимы, театральные упражнения и игры, кукольный театр. Каждому ребёнку  присущ  «театральный инстинкт» - стремление посредством игры  побывать в роли другого.

             Обращение к театру в начальной школе обосновано психологическими особенностями детей. Театральная педагогика обладает  большим потенциалом более тесного сотрудничества с учениками и их родителями. Театрализованные игры снимают психическую и физическую утомляемость. Дети включаются в работу разных мастерских театра: они лепят, клеят, красят, придумывают сценарии, стихи, костюмы и декорации. Каждый может попробовать себя в различных лицах, автора сценария, режиссёра, певца, актёра, художника-декоратора, костюмера. Мы драматизируем сказки, короткие рассказы, поэмы, басни. Создавали сказки, изменяя сюжет уже знакомых детям произведений. Стихотворения трудно или даже невозможно драматизировать, но их можно читать, исполняя разные роли (поэта, внешнего наблюдателя и т. д.), озвучивать, играя роль звукорежиссёра. С учениками мы с удовольствием посещаем театры, музеи, выставки, тематические экскурсии; смотрим видеофильмы, слушаем музыку, но особенно им нравится самим быть участниками разных событий. Широкое поле действий для этого представляют: сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины.

       Традиционно применяем на уроках чтение по ролям, обучение выразительному чтению. В своей работе я использую приём персонификации, когда реально живший  исторический персонаж или писатель участвует на уроке как помощник учителя в качестве консультанта или экскурсовода. Подготовленный заранее ученик  в костюме персонажа рассказывает о нём. Учащиеся угадывают, кто этот герой.

        С интересом дети слушают выступление исторического лица – подготовленную речь, программу, законы, действующие в те времена и др.

 Школьники любят принимать участие в исторических сценках, когда определённую информацию передают  посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.

         На мой взгляд, одним из самых эффективных заданий является инсценирование текста. Здесь дети раскрываются. Они сами выбирают  себе

         Творчество – волшебный пропуск во внутренний мир  ребёнка, и поэтому возможность «играть в театр» - щедрый подарок учителю в формировании нравственных установок, усвоения духовных ценностей, управлении развитием личности, не покушаясь на свободу выбора  ребёнка.            

           

Литература

  1. Новолодская Е. Г. Театральная педагогика, как креативная  технология реализации здравотворческого подхода к  образованию // Начальная школа. – 2008. - №5.
  2. Курбатов Р. «Вся жизнь – театр…» // Начальная школа. – 2009. - №17.
  3. Лиханова Е. Н., Дударь Э. Г. Игра в театр. // Начальная школа. – 2003. - №6.
  4. Любинский И. Л. Театр для детей. // И. Л. Любинский. – М.: Детская литература, 1965.
  5. Хуторской А. В. Развитие одарённости школьников. – М.: Владос. 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы опроса в начальной школе.

Применение новых технологий и совершенствование форм, методов и средств обучения напрямую влияет на повышение качества учебно-воспитательного процесса. Одним из таких ярких средств обучения является о...

Задания в тестовой форме по курсу «Начальная школа»

Содержит курс пойденного материала с 1 по 4 класс....

Исследовательские формы работы в начальной школе.

Кафедра  начального образования  ставит   перед   собой задачу апробирования методов коллективного проекта как первоосновы формирования интереса к исследовательской...

Групповые формы работы в начальной школе

В  данном документе раскрыты методы групповой работы....

«Использование творческих проектных форм обучения в начальной школе - как фактор реализации ФГОС»

Проектная деятельность в школе. Положительные и отрицательные аспекты проектной деятельности....

Выступление на МО учителей начальных классов «Использование образовательных технологий в начальной школе» (Из опыта работы) Ермилова Н.Н.

В статье представлен опыт работы по использованию современных технических средств обучения: в начальной школе....