Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда детского сада»
консультация

Развивающая предметно-пространственная среда – это педагогически организованное пространство детского сада, которое функционирует как средство развития детей дошкольного возраста и выступает условием их социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Развивающая предметно-пространственная среда детского сада»

Развивающая предметно-пространственная среда– это педагогически организованное пространство детского сада, которое функционирует как средство развития детей дошкольного возраста и выступает условием их социализации.

РППС описывают, в организационном разделе ООП ДОнаряду с календарным графиком и режимом дня в РППС входит: групповое пространство; межгрупповое пространство; территория детского сада.

Основные требования к РППС установлены ФГОС ДО: насыщенность; трансформируемость; полифункциональность; вариативность; доступность и безопасность для воспитанников, в том числе для детей с ОВЗ.

Групповое пространство РППС

Для организации группового пространства РППС используют:

  • мобильные центры детской активности;
  • зонирование.

Мобильный центр детской активности – это передвижной оборудованный комплекс, наполнение которого зависит от педагогических задач.

Различают:

  • центр логики и математики: интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
  • центр экспериментирования и организации наблюдения: интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
  • центр конструирования: интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»;
  • центр познания и коммуникации: интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»;
  • центр театрализации: интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»;
  • центр двигательной активности «Спортивный уголок»: интеграция образовательных областей «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
  • центр творчества: интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»;
  • центр музыкального творчества: интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Основа мобильного центра – передвижные модули: полки, стеллажи, контейнеры с колесиками. Такую мебель выкатывают от стен или подоконников во время использования и убирают обратно, чтобы освободить место для игр.

Передвижное оборудование наполняют развивающими игровыми материалами с учетом возраста детей группы.

 Мягкие игрушки для детей дошкольного возраста используют только в качестве дидактических пособий

Игровые материалы выбирают соразмерно емкостям для их хранения, доступным для детей. Предпочтение отдают оборудованию и материалам, которые позволяют организовать рисование, лепку, конструирование.

 Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.

Наполнение мобильных центров меняют в зависимости от текущих воспитательно-образовательных задач: тематики НОД, тематики игр, мероприятий.

Если нет возможности поменять наполнение, меняют местоположение игрового оборудования и инвентаря. При постоянной и целенаправленной смене элементов РППС дети начинают относиться к пространству с любопытством, что стимулирует их познавательную активность.

Наряду с мобильными центрами используют зонирование.

Традиционно предусматривают зоны:

  • игр и подвижной занятости;
  • творчества;
  • познавательного развития;
  • уединения.

Зона игр и подвижной занятости необходима, чтобы удовлетворить потребность детей в движении, в активных играх, научить их безопасному поведению в ходе игр, сформировать первичные навыки контроля своих эмоций.

Зону творчества организуют, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом: конструированием, рисованием, ручным трудом, театрально-игровой деятельностью.

 Зону творчествапланируют с учетом гендерного подхода.

Зону познавательной активности организуют с применением игровых пособий, которые побуждают детей к освоению грамоты, начальных математических знаний, освоению правил безопасного поведения, например:

  • алфавит;
  • дорожные знаки;
  • ноты;
  • развивающие игры;
  • модели и макеты;
  • предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки;
  • иллюстрированные альбомы.

Зону уединения организуют в свободной форме. Здесь главное – создать условия для того, чтобы ребенок мог отвлечься от игр, осмыслить свое поведение, побыть один.

 В зоне уединения  создают «Уголок настроения»

 Зоны  планируются таким образом, чтобы воспитанники могли свободно выбирать вид деятельности на протяжении всего времени пребывания в детском саду, играть в различные игры, не мешая друг другу.

Межгрупповое пространство РППС

К межгрупповому пространству РППС относят:

  • фойе здания детского сада;
  • коридоры и проходы между групповыми и служебными помещениями;
  • помещения для музыкальных занятий, занятий танцами, ритмикой;
  • помещения для физкультурно-оздоровительных занятий;
  • прочие помещения, специально организованные для занятий с воспитанниками.

Для организации межгруппового пространства используют:

  • стендовую наглядность;
  • выставки.

Стендовую наглядность различают по назначению:

  • информация для родителей;
  • наглядность, которая попадает в зону внимания воспитанников.

В информацию для родителей включают:

  • ежегодно обновляемую информацию, которая дублирует обязательную для размещения на сайте образовательной организации;
  • еженедельно обновляемую информацию, которая отражает содержание воспитательно-образовательных мероприятий на неделю;
  • ежедневно обновляемую информацию: объявления, оповещения.

В наглядность, которая попадает в зону внимания воспитанников, включают:

  • детские поделки и рисунки;
  • образовательно-развивающие плакаты, например по правилам безопасного поведения.
  • организуйте «Стену творчества», где воспитанники знакомятся с работами друг друга

Выставки могут быть временными и постоянно действующими.

Временные выставки посвящают:

  • памятным датам, юбилеям, праздникам, например выставка ко Дню космонавтики;
  • отдельным областям знаний, например: «Русские народные музыкальные инструменты», «Мастерская кукольницы: обереги Древней Руси»;
  • региональной тематике, например: «Животные и природа Севера», «Дикие животные наших лесов», «Домашние животные и птицы».

Постоянно действующие выставки организуют как мини-музеи, панорамы, центры.

оборудование и материалы, которыми наполняют РППС групп и межгруппового пространства, проверяют на предмет соответствия требованиям безопасности.

Территория детского сада как часть РППС

Для организации РППС на территории детского сада используют:

  • зонирование;
  • тематические уголки.

Зонирование территории отличается от зонирования группы материалами, с помощью которых зоны выделяют, и педагогическим назначением выделенной зоны.

В оформлении зон территории используют малые скульптурные фигуры и макеты, например фигуры животных, макет светофора; декоративные растения и кустарники, специальные снаряжения.

Предпочтение отдают зонам оздоровительно-развивающего назначения, например:

  • автогородок;
  • фитополяна;
  • аптекарский огород;
  • экосистема «Луг».

Возможны протяженные зоны для активных физических занятий, например тропа здоровья; детская лыжня.

Тематические уголки схожи с зонами территории по способам организации, но имеют особое педагогическое назначение. Различают:

  • сезонные тематические уголки, например «Зимние забавы»;
  • стационарные тематические уголки, например «В мире сказок», «Мой друг Светофор».

Тематические уголки могут стать частью зоны. Например, зона «Метеорологическая станция», где воспитанники под руководством воспитателей проводят наблюдения за изменениями погоды; измеряют высоту снежного покрова, наблюдают за выпавшими осадками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка «Результаты организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО) ДОО»

Образовательная программа нашего детского сада строится на основе программы: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е....

Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ д/с №14 г. Дивногорск, Красноярского края

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что развивающая предметно – пространственная среда является важным фактором при реализации образовательн...

Круглый стол "Развивающая предметно-пространственная среда в коррекционной группе"

Цель: Активизировать знания педагогов по теме, представить модель развивающей предметно-пространственной среды (далее по тексту РППС) в соответствии с ФГОС ДО. Участники: Педагоги детского сада № 2 и ...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА СТАРШЕЙ ГРУППЫ

laquo;Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудован...

Анкета для педагогов по оценке развивающей предметно- пространственной среды

Поможет проанализировать и оценить созданную в дошкольной организации развивающую предметно-пространственную среду, а так же определить степень ее соответствия современным требованиям....

Развивающая предметно-пространственная среда, как одно из условий развития качества образования в рамках ФГОС. Обсуждение проблем и поиски их решения

   Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психическог...