Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда детского сада»
консультация
Развивающая предметно-пространственная среда – это педагогически организованное пространство детского сада, которое функционирует как средство развития детей дошкольного возраста и выступает условием их социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Развивающая предметно-пространственная среда детского сада»
Развивающая предметно-пространственная среда– это педагогически организованное пространство детского сада, которое функционирует как средство развития детей дошкольного возраста и выступает условием их социализации.
РППС описывают, в организационном разделе ООП ДОнаряду с календарным графиком и режимом дня в РППС входит: групповое пространство; межгрупповое пространство; территория детского сада.
Основные требования к РППС установлены ФГОС ДО: насыщенность; трансформируемость; полифункциональность; вариативность; доступность и безопасность для воспитанников, в том числе для детей с ОВЗ.
Групповое пространство РППС
Для организации группового пространства РППС используют:
- мобильные центры детской активности;
- зонирование.
Мобильный центр детской активности – это передвижной оборудованный комплекс, наполнение которого зависит от педагогических задач.
Различают:
- центр логики и математики: интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
- центр экспериментирования и организации наблюдения: интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
- центр конструирования: интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»;
- центр познания и коммуникации: интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»;
- центр театрализации: интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»;
- центр двигательной активности «Спортивный уголок»: интеграция образовательных областей «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
- центр творчества: интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»;
- центр музыкального творчества: интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Основа мобильного центра – передвижные модули: полки, стеллажи, контейнеры с колесиками. Такую мебель выкатывают от стен или подоконников во время использования и убирают обратно, чтобы освободить место для игр.
Передвижное оборудование наполняют развивающими игровыми материалами с учетом возраста детей группы.
Мягкие игрушки для детей дошкольного возраста используют только в качестве дидактических пособий
Игровые материалы выбирают соразмерно емкостям для их хранения, доступным для детей. Предпочтение отдают оборудованию и материалам, которые позволяют организовать рисование, лепку, конструирование.
Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.
Наполнение мобильных центров меняют в зависимости от текущих воспитательно-образовательных задач: тематики НОД, тематики игр, мероприятий.
Если нет возможности поменять наполнение, меняют местоположение игрового оборудования и инвентаря. При постоянной и целенаправленной смене элементов РППС дети начинают относиться к пространству с любопытством, что стимулирует их познавательную активность.
Наряду с мобильными центрами используют зонирование.
Традиционно предусматривают зоны:
- игр и подвижной занятости;
- творчества;
- познавательного развития;
- уединения.
Зона игр и подвижной занятости необходима, чтобы удовлетворить потребность детей в движении, в активных играх, научить их безопасному поведению в ходе игр, сформировать первичные навыки контроля своих эмоций.
Зону творчества организуют, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом: конструированием, рисованием, ручным трудом, театрально-игровой деятельностью.
Зону творчествапланируют с учетом гендерного подхода.
Зону познавательной активности организуют с применением игровых пособий, которые побуждают детей к освоению грамоты, начальных математических знаний, освоению правил безопасного поведения, например:
- алфавит;
- дорожные знаки;
- ноты;
- развивающие игры;
- модели и макеты;
- предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки;
- иллюстрированные альбомы.
Зону уединения организуют в свободной форме. Здесь главное – создать условия для того, чтобы ребенок мог отвлечься от игр, осмыслить свое поведение, побыть один.
В зоне уединения создают «Уголок настроения»
Зоны планируются таким образом, чтобы воспитанники могли свободно выбирать вид деятельности на протяжении всего времени пребывания в детском саду, играть в различные игры, не мешая друг другу.
Межгрупповое пространство РППС
К межгрупповому пространству РППС относят:
- фойе здания детского сада;
- коридоры и проходы между групповыми и служебными помещениями;
- помещения для музыкальных занятий, занятий танцами, ритмикой;
- помещения для физкультурно-оздоровительных занятий;
- прочие помещения, специально организованные для занятий с воспитанниками.
Для организации межгруппового пространства используют:
- стендовую наглядность;
- выставки.
Стендовую наглядность различают по назначению:
- информация для родителей;
- наглядность, которая попадает в зону внимания воспитанников.
В информацию для родителей включают:
- ежегодно обновляемую информацию, которая дублирует обязательную для размещения на сайте образовательной организации;
- еженедельно обновляемую информацию, которая отражает содержание воспитательно-образовательных мероприятий на неделю;
- ежедневно обновляемую информацию: объявления, оповещения.
В наглядность, которая попадает в зону внимания воспитанников, включают:
- детские поделки и рисунки;
- образовательно-развивающие плакаты, например по правилам безопасного поведения.
- организуйте «Стену творчества», где воспитанники знакомятся с работами друг друга
Выставки могут быть временными и постоянно действующими.
Временные выставки посвящают:
- памятным датам, юбилеям, праздникам, например выставка ко Дню космонавтики;
- отдельным областям знаний, например: «Русские народные музыкальные инструменты», «Мастерская кукольницы: обереги Древней Руси»;
- региональной тематике, например: «Животные и природа Севера», «Дикие животные наших лесов», «Домашние животные и птицы».
Постоянно действующие выставки организуют как мини-музеи, панорамы, центры.
оборудование и материалы, которыми наполняют РППС групп и межгруппового пространства, проверяют на предмет соответствия требованиям безопасности.
Территория детского сада как часть РППС
Для организации РППС на территории детского сада используют:
- зонирование;
- тематические уголки.
Зонирование территории отличается от зонирования группы материалами, с помощью которых зоны выделяют, и педагогическим назначением выделенной зоны.
В оформлении зон территории используют малые скульптурные фигуры и макеты, например фигуры животных, макет светофора; декоративные растения и кустарники, специальные снаряжения.
Предпочтение отдают зонам оздоровительно-развивающего назначения, например:
- автогородок;
- фитополяна;
- аптекарский огород;
- экосистема «Луг».
Возможны протяженные зоны для активных физических занятий, например тропа здоровья; детская лыжня.
Тематические уголки схожи с зонами территории по способам организации, но имеют особое педагогическое назначение. Различают:
- сезонные тематические уголки, например «Зимние забавы»;
- стационарные тематические уголки, например «В мире сказок», «Мой друг Светофор».
Тематические уголки могут стать частью зоны. Например, зона «Метеорологическая станция», где воспитанники под руководством воспитателей проводят наблюдения за изменениями погоды; измеряют высоту снежного покрова, наблюдают за выпавшими осадками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка «Результаты организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО) ДОО»
Образовательная программа нашего детского сада строится на основе программы: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е....
Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ д/с №14 г. Дивногорск, Красноярского края
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что развивающая предметно – пространственная среда является важным фактором при реализации образовательн...
Круглый стол "Развивающая предметно-пространственная среда в коррекционной группе"
Цель: Активизировать знания педагогов по теме, представить модель развивающей предметно-пространственной среды (далее по тексту РППС) в соответствии с ФГОС ДО. Участники: Педагоги детского сада № 2 и ...
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА СТАРШЕЙ ГРУППЫ
laquo;Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудован...
Анкета для педагогов по оценке развивающей предметно- пространственной среды
Поможет проанализировать и оценить созданную в дошкольной организации развивающую предметно-пространственную среду, а так же определить степень ее соответствия современным требованиям....
Развивающая предметно-пространственная среда, как одно из условий развития качества образования в рамках ФГОС. Обсуждение проблем и поиски их решения
Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психическог...
Буклет "Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в детском саду"
Описание принципов построения РППС...