РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА СТАРШЕЙ ГРУППЫ
материал на тему
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_ped.sov_._razv.sreda_.docx | 196.94 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
СТАРШЕЙ ГРУППЫ
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)» (слайд №2)
Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивали в своих работах ряд исследователей:
- В.А. Петровский, определивший компоненты, которые включает в себя предметно-развивающая среда, и давший им подробную характеристику;
- Н.А. Виноградова, раскрывшая особенности организации предметно-развивающей среды детского сада в контексте ФГТ;
- Л.Н. Кларина, описавшая общие требования к проектированию моделей предметно-образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников;
- Е.О. Смирнова, обратившая внимание на типичные трудности при организации предметной игровой среды в ДОУ и другие (слайд № 3).
Организация предметно-развивающей среды для реализации рабочей программы.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры.
Все материалы и все оборудование в группах организуется примерно по 5 областям - тематическим игровым центрам, что помогает детям, делает более организованной их игру и другую деятельность.
Особенности организации непосредственно-образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связаны со стилем поведения воспитателя.
Освоение программ детьми происходит в индивидуальном темпе (исходя из принципа минимакса: материал даётся по возможному максимуму, а требования по усвоению предъявляются по минимуму, необходимому для прохождения следующего этапа обучения).
Партнерская форма непосредственно-образовательной деятельности предполагает определенную организацию пространства деятельности: максимальное приближение к ситуации круглого стола, приглашающего к равному участию в работе, обсуждения, исследовании.
При конструировании образовательного процесса использованы положительные стороны комплексно-тематической и предметно - средовой моделей построения образовательного процесса: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
- зона умеренной активности: «Центр познания»; «Центр книги»; «Центр природы»; «Центр занимательной математики»;
- зона средней активности: «Центр конструирования»; «центр безопасности»; «Центр ИЗО-деятельности»
- зона повышенной активности: «Центр двигательной активности»; «Центр музыки»; «Центр театра»; «Центр игры»; «Центр дежурства» (слайд № 4).
«Физкультурно-оздоровительный центр»
- оборудование для ходьбы: дорожки массажные (для профилактики плоскостопия) шнур длинный.
- Оборудование для прыжков: обруч цветной, палка гимнастическая, шнур короткий плетеный, скакалки.
- Оборудование для катания, бросания, ловли: мячи резиновые разных диаметров, мяч-шар надувной, набивные мячи.
- Атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны, эмблемы).
- Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, платочки, кубики, погремушки, ленты.
- Кегли, кольцебросы.
- Скамейки (слайд № 5, № 6).
«Центр познания»
- Геометрические плоскостные фигуры и объёмные формы, различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, квадрат, цилиндр, овал).
- Лото, домино в картинках.
- Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии).
- Иллюстрации предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и т.д.).
- Схемы, модели слов, дидактические игры по обучению грамоте, касса букв с цветовым обозначением гласных, согласных, твёрдых и мягких звуков.
- Числовой ряд.
- Двухполосные карточки для ФЭМП
- Наборное полотно
- Логико-математические игры
- Картинки с изображением последовательности событий (иллюстрации к сказкам).
- Картинки с изображением частей суток и их последовательности.
- Мелкая и крупная геометрическая мозаика.
- Наборы разрезных и парных картинок.
- Чудесный мешочек.
- Полоски различной длины, ширины.
- Игры для интеллектуального развития.
- Настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания.
- Счётные палочки.
- Карточки с изображением предметов, изготовленных из различных материалов.
- Контурные и цветные изображения предметов.
- Игры для интеллектуального развития
- Наглядно-дидактические пособия «Мир в картинка» и т.д..
- Пазлы.
- Числовые карточки (слайд № 7, № 8, № 9, № 10).
«Центр речевого развития».
- Дидактические наглядные материалы;
- Предметные и сюжетные картинки и др.
- Книжные уголки с соответствующей возрасту литературой.
- Игры с грамматическим содержанием.
- «Чудесный мешочек» с различными предметами.
- Пособие для обучения чтению «Окошечки» (в которые вставляются полоски с буквами, передвигающиеся вверх и вниз) (слайд № 20).
«Центр творчества (конструирование и ручной труд)».
Материалы для конструирования:
- Строительные наборы с деталями разных форм и размеров.
- Фигурки людей и животных для обыгрывания.
- Тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый).
- Настольный конструктор «Лего».
- Образцы построек разной сложности
- Крупные и мелкие объемные формы (бруски, кирпичики, призмы, цилиндры, перекрытия).
- Крупный напольный конструктор.
Материалы для ручного труда.
- Бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.)
- Вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки. шнурки, ленточки и т.д.).
- Подборка бросового материала (коробки, катушки, конусы. пластиковые бутылки, пробки, фантики и фольга от конфет и др.).
- Природные материалы (шишки, желуди, различные семена, скорлупа орехов, яичная и др.).
- Инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей.
- Схемы последовательного изготовления поделки
Материалы для изодеятельности.
- Произведения живописи
- мольберт.
- Наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки. гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.
- Индивидуальные палитры для смешения красок.
- Кисточки - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски.
- Бумага для рисования разного формата.
- Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти, салфетки для рук.
- губки из поролона.
- Пластилин, доски для лепки.
- Стеки разной формы.
- Розетки для клея.
- Подносы для форм и обрезков бумаги.
- Большие клеёнки для покрытия столов.
- Печатки для нанесения узора.
- Мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме.
- Произведения народного искусства
- Выставка работ детского творчества (слайд № 11, № 12, № 13).
«Центр природы».
- Познавательная природоведческая литература.
- Иллюстрации с изображением признаков сезона.
- Растения, требующие разных способов ухода.
- Муляжи овощей и фруктов.
- Календарь природы.
- Инвентарь для ухода за растениями.
- Зимний огород (луковицы, крупные и мелкие семена).
- Иллюстрации растений различных мест произрастания.
- Картинки с изображением цветов.
- Иллюстрации с изображением животных
- Иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод).
- Дидактические игры на природоведческую тематику
- Энциклопедии на природоведческую тематику (слайд № 14, № 15).
«Центр игры».
- Сюжетные игрушки
- Игрушки транспорт разного вида.
- Игрушки, изображающие предметы труда и быта.
- Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отражающим простые жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», «больница», «Мастерская», «Гараж»).
- Игрушки-животные.
- Куклы
- Набор посуды
- Разграниченные зоны (кукольный уголок, кухня, салон красоты, магазин, больница, и т.д.) (слайд № 16).
«Центр театра»
- Разные виды театра (настольный, на ширме, пальчиковый).
- Маски, шапочки.
- Фланелеграф.
- Наглядно-дидактические пособия «Герои сказок» и т.д..
- Ширма (слайд № 17).
«Центр безопасности».
- Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры).
- Макет улицы.
- Дидактические игры «Умные стрелки», «Транспорт»; «Собери знак» и т.д..
- Иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты.
- Маршруты движения детей в сад (слайд № 18).
«Центр музыки».
- Музыкальные игрушки (бубен, погремушки, дудочка).
- Набор шумовых коробочек.
- Магнитофон.
- Аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений (слайд № 19).
«Домашняя зона».
- Диваны, кресла.
- Журнальный столик.
- Фотоальбом.
- Любимые детские игрушки
Выступление
на педагогическом совете
по теме
«Развивающая
предметно – пространственная среда
в старшей группе»
Воспитатель I кв. категории
Митряшкина Е.В.
26 ноября 2015 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка «Результаты организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО) ДОО»
Образовательная программа нашего детского сада строится на основе программы: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е....
Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ д/с №14 г. Дивногорск, Красноярского края
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что развивающая предметно – пространственная среда является важным фактором при реализации образовательн...
Круглый стол "Развивающая предметно-пространственная среда в коррекционной группе"
Цель: Активизировать знания педагогов по теме, представить модель развивающей предметно-пространственной среды (далее по тексту РППС) в соответствии с ФГОС ДО. Участники: Педагоги детского сада № 2 и ...
Анкета для педагогов по оценке развивающей предметно- пространственной среды
Поможет проанализировать и оценить созданную в дошкольной организации развивающую предметно-пространственную среду, а так же определить степень ее соответствия современным требованиям....
Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда детского сада»
Развивающая предметно-пространственная среда – это педагогически организованное пространство детского сада, которое функционирует как средство развития детей дошкольного возраста и выступает усл...
Развивающая предметно-пространственная среда, как одно из условий развития качества образования в рамках ФГОС. Обсуждение проблем и поиски их решения
Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психическог...
Презентация "Развивающая предметно - пространственная среда"
Развивающая предметно - пространственная среда соответвует возрасту детей и напрвлена на развитие самостоятельности, активности, любознательности, инициативности детей в различных видах деятельности....