Статья "Гендерный подход в воспитании учащихся с умеренной умственной отсталостью"
статья

Ольга Анатольевна Переводчикова

В статье размещены рекомендации о гендерном воспитании умственно отсталых детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга
Статья на тему
«Гендерный подход в воспитании учащихся с умеренной умственной отсталостью»
Учитель: Переводчикова О.А.

   В ХХ веке изменилось отношение к полоролевой принадлежности людей в обществе. Важнейшим изменением стало переосмысление роли женщины и мужчины в различных сферах жизни и деятельности. Гендерный подход предполагает равноправие полов независимо от их половой принадлежности. В педагогике гендерный подход предоставляет одинаковые возможности образования как мужчинам, так и женщинам. [7].

   Большой интерес представляет изучение процессов формирования полоролевого развития у учащихся, которые относятся к категории «Особый ребенок». На актуальность данной проблемы указывает необходимость решения вопросов полового воспитания школьников с нарушением интеллекта.

   У детей с умеренной умственной отсталостью различные нарушения затрудняют формирование социальных связей и взаимоотношений. Эти учащиеся представляют собой группу риска, так как не усваивают социальные нормы, в том числе и полоролевые. Поэтому необходимо формировать гендерные представления, которые способствуют адекватному поведению школьников. У умственно отсталых детей отмечается трудность социальной адаптации. На это могут оказывать отклонения в освоении половых ролей. Поражения ЦНС формируют препятствия для нормального психосексуального развития ребенка с нарушением интеллекта.         Исследование гендерного развития детей с умеренной умственной отсталостью проводилось В.С.Каганом и Д.Н. Исаевым. В исследовании было определено, что умственно отсталые дети требуют особого внимания, так как их особенности развития отличаются от особенностей здоровых детей. К общим клиническим признакам, которыми характеризуются дети с нарушением интеллекта, относятся недоразвитие высших психических функций и всей личности в целом. Признаки недоразвития проявляются глобально, потому что они касаются всех сторон психической деятельности ребенка: процессов восприятия, ощущения, внимания, моторики, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы.

   Дети с умеренной умственной отсталостью имеют мало информации о фактах жизни, связанных с полом. Эта информация  скудна и искажена. Формирование гендерных ролей напрямую влияет на культуру поведения. Освоение половой роли сложнее для девочки, чем для мальчика. Это объясняется тем, что существуют различия в процессах женской и мужской социализации. У девочки перелом происходит в отрочестве. В детстве она находится под двойственным влиянием: с одной стороны, усугубляется зависимость от дома, с другой стороны, поощряется осознание индивидуальных особенностей. В юности девушка соприкасается с тем, что семья ждет от нее отказа от самореализации в пользу других целей - стать женой и матерью. Умственно отсталые девушки рискуют не оправдать эти ожидания [6].

   Для определения соответствия детей с нарушением интеллекта гендерному поведению целесообразно учитывать следующие специфические особенности:

   1. Девочки с нарушениями интеллекта склонны выбирать занятия, игры и стиль поведения, который в наибольшей степени характерен для женского пола.

   2. Полоролевое поведение девочек не зависит от уровня их интеллекта[8].

   3. Для полоролевого поведения мальчиков характерно преобладание мужеподобного, грубого, агрессивного поведения.

   4. Процессы формирования гендерной идентичности в значительной степени зависят от степени умственной отсталости и от индивидуальных особенностей детей.

   Особенность полоролевых представлений у детей с умеренной умственной отсталостью проявляется в их интеллектуальной недостаточности. Умственно отсталые представительницы женского пола имеют неопределенные полоролевые представления, которые являются свидетельством недостаточного осознания женских и материнских качеств.

   У детей с нарушением интеллекта полоролевые представления значительной степени зависят от социальных условий. Ведущее значение в процессе формирования полоролевых представлений имеют психосоциальные особенности семьи. Истоки отклонения представлений кроются в неполноценности самого ребенка. У детей с умеренной умственной отсталостью особое внимание необходимо уделить проблемам формирования наиболее адекватных представлений о роли женщины и мужчины в обществе, обучению культуре общения и межличностным отношениям, навыкам взаимодействия в соответствии с собственным полом.

   В рамках гендерного воспитания необходимо ориентироваться на сохраненное здоровье и на  степень умственной отсталости ребенка, для которого родителям важно делать акцент на собственных качествах мужчины или женщины [8].

   Специфика гендерного подхода к воспитанию учащихся классов «особый ребенок» выражается во взаимосвязи всех сторон процесса воспитания. Гендерное воспитание связано с физическим и трудовым воспитанием. В рамках трудового воспитания создаются представления о том, что труд людей разного пола имеет свою специфику, которая связана с физиологическими особенностями и с историческим аспектом развития человека. Труд мужчин предполагает более тяжелую физическую нагрузку, чем труд женщин. Гендерное воспитание связано с эстетическим воспитанием, например, в организации досуга, где осуществляется учет предпочтений детей с нарушением интеллекта в зависимости от их половых различий. Это проявляется в процессе знакомства детей с нормами поведения, этикетом, с представлением о красоте. В процессе формирования знаний обнаруживается связь гендерного воспитания с умственным, где учитывается уровень мышления и усвоения моральных правил школьниками классов «особый ребенок». Связь гендерного воспитания с нравственным обнаруживается в знакомстве детей с элементарными представлениями о роли в обществе лиц разного пола.

   Осознание половой принадлежности в процессе становления гендерной идентичности – важнейшее направление социализации учащихся, которые относятся к категории «особых детей». В настоящее время не существует сомнений о необходимости проведения исследований в области гендерной социализации детей с нарушением интеллекта. Нужно разрабатывать качественно новые, основывающиеся на принципе преемственности, методы и технологии взаимодействия специализированного (коррекционного) образовательного учреждения с семьями, воспитывающими детей с умеренной умственной отсталостью.

Список использованных источников и литературы:

  1. Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. М., 1991.
  2. Заиграева Н. В., Коробейников И. А. Тендерная социализация и полоролевые представления подростков с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 2007. № 2.
  3. Клецина И. С. Гендерная социализация. СПб., 1998.
  4. Мудрик А. В. Социализация человека. М., 2004.
  5. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности. Проблемы доступной среды и возможности занятости // Социол. исслед. 2005. № 2.
  6. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта. СПб., 2002.
  7. Штылева Л. В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании // Женщина в российском обществе. 2000. № 3 (19).
  8. Ярская-Смирнова Е. Р. Стигма «инвалидной» сексуальности // В поисках сексуальности: сб. ст. / под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные программы по математике для учащихся с умеренной умственной отсталостью пятого года обучения

Программы содержат пояснительную записку, тематическое планирование, КИМы...

Статья "Формирование элементарных основ безопасности жизнедеятельности у учащихся с умеренной умственной отсталостью в группе продленного дня"

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – детей-инвалид...

Особенности формирования представлений о цвете предметов у учащихся с умеренной умственной отсталостью

В данной статье рассмотрены особенности формирования представлений о цвете предметов  у учащихся  с умеренной умственной отсталостью...

«Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании обучающихся с умеренной умственной отсталостью».

Главная цель  при работе с такими  детьми – обеспечение социализации  детей, для успешной их интеграции в общество.Все воспитанники класса инвалиды.Для того чтобы дети смогл...