Мастер класс «Использование проблемной технологии на уроках математики в начальной школе»
учебно-методический материал
Цель мастер класса: представить апробированную модель использования проблемной технологии на уроках математики в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Районный конкурс профессионального мастерства педагогов
«Учитель года»
Бурченкова Любовь Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 6» г. Сафоново
Мастер класс
«Использование проблемной технологии на уроках математики в начальной школе».
Цель мастер класса: представить апробированную модель использования проблемной технологии на уроках математики в начальной школе.
Задачи:
- выявление преимущества данной технологии для интеллектуального развития детей
- показать практическую значимость применения проблемных ситуаций на уроке
- показать, как проблемные ситуации дают толчок мысли и продвигают учеников к новым открытиям.
Ход мастер класса.
У поэта Н. Рыленкова есть замечательное стихотворение:
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Тоже самое происходит и в учебной деятельности: знания, добытые самими учащимися, запомнятся на всю жизнь.
Педагогам знакомы термины: «традиционный урок», « современный урок»
Традиционная система обучения давала учащимся большой объём фактических знаний, обеспечивала репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков.
Этапы традиционного урока: сообщение темы урока, объяснение нового материала, закрепление, самостоятельная работа.
Современное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний посредством специально организованных учителем проблемных ситуаций на уроках.
Этапы современного урока: определение темы урока учащимися методом подводящего к теме диалога, побуждающего диалога. Актуализация опорных знаний, используя задания с затруднением. Открытие нового знания, используя проблемную ситуацию (поиск решения, выражение решения), творческая работа.
Проблемная технология, применяемая на современном уроке, обеспечивает более качественное усвоение знаний, развивает интеллект, творческие способности учащихся, воспитывает активную личность
С.Л. Рубенштейн утверждал, что мышление начинается с проблемы, с удивления, с противоречия.
Проблемная ситуация должна:
- содержать познавательную трудность
- содержать возможность последовательного развёртывания в вопросы, которые являются ступенями в решении проблемы
-побуждать к активному познавательному поиску
- быть посильной для учащихся
-естественность постановки проблемы. Если учеников специально предупредить, что будет решаться проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что им предстоит трудное.
Положение учителя при проблемном обучении:
-тонко чувствовать проблемность ситуации и уметь ставить перед учащимися учебные задачи в понятной для них форме
- выполнять функцию координатора и партнёра
- стараться увлечь проблемой и процессом её исследования
-проявлять терпимость к ошибкам учеников
В качества дидактического средства, которое обеспечивает развитие мышления учащихся, выступают учебные задания. Если учебное задание создаёт проблемную ситуацию- такое задание называют проблемным. В процессе обучения, учащиеся сталкиваются с различными заданиями, которые создают интеллектуальные трудности, препятствия, но тем не менее их нельзя считать проблемными, так как они не создают проблемную ситуацию. Понятие «проблемная ситуация» нельзя рассматривать в отрыве от ученика. Если ребёнок не понимает задания, не может выделить неизвестное, выполнить необходимые мыслительные операции, то такое задание для него проблемным не является. Оно не является проблемным, если ученик легко справляется с ним, опираясь на свои знания и умения.
Проблемными будут те задания, которые включают ученика в познавательную деятельность, в процессе которой у него возникает потребность в усвоении нового знания.
Рассмотрим, как используются проблемные задания для создания проблемной ситуации на примере урока математики в 3 классе. Учебник
«Математика», автор профессор Н. Б. Истомина.
Изучение темы: Деление суммы на число».
Задание № 74
Догадайся, по какому признаку записаны выражения в каждом столбике. Вычисли их значение.
54:9 63:7
(36+18) : 9 (49:14) : 8
36:9 + 18:9 49:7 + 14: 8
С одной стороны, задание понятно учащимся, и они могут приступить к его выполнению. С другой стороны, ученикам предлагается «открыть» правило, по которому составлены столбики выражений, что возможно в результате анализа через синтез, сравнение и обобщение. Это правило только подготавливает к «открытию» этого нового.
Попробуйте определить признак, по которому записаны выражения
Делимое записать в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на данное число, каждое слагаемое разделить на это число, результаты сложить
Не все учащиеся после выполнения задания могут самостоятельно сформулировать свойство деления суммы на число. Поэтому им предлагается записать столбики выражений по тому же правилу для случаев 36:4, 48:6.
Выполняя это задание, учащиеся осознают способ действия (делимое представить в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на данное число)
Осознание способа действия позволяет учащимся самостоятельно представить числа 81,72,45 в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 9
№ 75 Самостоятельная работа: представить числа: 81, 72, 45 в виде двух слагаемых, каждое из которых делится на 9
Казалось бы: способ действия ясен. Но далее идёт задание, которое сталкивает их с новой проблемой, а именно:
№ 76
Чем похожи выражения в каждой паре? Чем отличаются?
(24+48):8 (42+14):7
(22+50):8 (40+16):7
Анализируя пары выражений, учащиеся делают вывод, что в первом выражении можно воспользоваться открытым способом действия, во втором выражении нельзя.
На этом проблемы не заканчиваются, учащимся предлагают сделать следующее задание: № 78
Какие из данных чисел можно записать в виде двух слагаемых, каждое из которых делится на 6, а какие нельзя.
36, 48, 52, 28, 24, 38, 56, 54, 6
Задание опять создаёт проблемную ситуацию, в которой присутствуют все необходимые компоненты
Критерием возникшей потребности познания может быть проблемные вопросы:
«Если каждое из слагаемых не делится на число, то сумма разделится на это число?»
Учащиеся доказывает, что так может быть
«Если одно из слагаемых делится на данное число, а другое нет, то сумма разделится на это число?»
Учащиеся доказывают, что это невозможно.
Таким образом, проблемные задания на уроках математики дают возможность для создания проблемных ситуаций на уроке, которые дают толчок мысли и продвигают учащихся к открытию новых знаний. Также создаются условия и для вычислительной деятельности.
Закончу выступление такими словами:
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Рефлексия.
Закончите предложения.
1.Проблемное обучение развивает ______________ мышление учащихся.
2. Проблемные ситуации на уроках побуждают учащихся к активному __________________________ поиску.
3. В качестве дидактического средства для созданий проблемных ситуаций выступают ___________ задания.
4. Проблемные задания дают толчок мысли, продвигают учащихся к открытию ____________ знаний.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи : выявление преимущества данной технологии для интеллектуального развития детей; показать практическую значимость применения проблемных ситуаций на уроке; показать , как проблемные ситуации дают толчок мысли и продвигают учеников к новым открытиям. Цель мастер класса: представить апробированную модель использования проблемной технологии на уроках математики в начальной школе.
Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, — Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется.
Этапы традиционного урока: сообщение темы урока; объяснение нового материала; з акрепление; самостоятельная работа.
Этапы современного урока определение темы урока учащимися методом подводящего к теме диалога, побуждающего диалога . актуализация опорных знаний, используя задания с затруднением. о ткрытие нового знания, используя проблемную ситуацию (поиск решения, выражение решения ). творческая работа.
Проблемная технология, применяемая на современном уроке, обеспечивает более качественное усвоение знаний, развивает интеллект, творческие способности учащихся, воспитывает активную личность. С.Л . Рубинштейн утверждал, что мышление начинается с проблемы, с удивления, с противоречия.
Проблемная ситуация должна: содержать познавательную трудность; содержать возможность последовательного развёртывания в вопросы, которые являются ступенями в решении проблемы; побуждать к активному познавательному поиску; быть посильной для учащихся; естественность постановки проблемы. Если учеников специально предупредить, что будет решаться проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что им предстоит трудное .
Положение учителя при проблемном обучении: тонко чувствовать проблемность ситуации и уметь ставить перед учащимися учебные задачи в понятной для них форме; выполнять функцию координатора и партнёра; стараться увлечь проблемой и процессом её исследования; проявлять терпимость к ошибкам учеников.
Рассмотрим, как используются проблемные задания для создания проблемной ситуации на примере урока математики в 3 классе. Учебник «Математика», автор профессор Н. Б. Истомина. Изучение темы: Деление суммы на число Догадайся, по какому признаку записаны выражения в каждом столбике. Вычисли их значение. 54:9 63:7 (36+18) : 9 (49:14) : 8 36:9 + 18:9 49:7 + 14: 8
записать столбики выражений по тому же правилу для случаев 36:4, 48:6. Выполняя это задание, учащиеся осознают способ действия ( делимое представить в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на данное число)
Самостоятельная работа: представить числа: 81, 72, 45 в виде двух слагаемых, каждое из которых делится на 9
Чем похожи выражения в каждой паре? Чем отличаются? (24+48):8 (42+14):7 (22+50):8 (40+16):7
Какие из данных чисел можно записать в виде двух слагаемых, каждое из которых делится на 6, а какие нельзя. 36, 48, 52, 28, 24, 38, 56, 54, 6
Критерием познания может быть проблемные вопросы: 1. «Если каждое из слагаемых не делится на число, то сумма разделится на это число?» Может так быть? « Если одно из слагаемых делится на данное число, а другое нет, то сумма разделится на это число?»
Вывод: Таким образом, проблемные задания на уроках математики дают возможность для создания проблемных ситуаций на уроке, которые дают толчок мысли и продвигают учащихся к открытию новых знаний. Также создаются условия и для вычислительной деятельности.
Рефлексия Закончите мысль: 1. Проблемное обучение развивает мышление учащихся. 2. Проблемные ситуации на уроках побуждают учащихся к активному поиску. 3. В качестве дидактического средства для созданий проблемных ситуаций выступают задания. 4. Проблемные задания дают толчок мысли, продвигают учащихся к открытию знаний. интеллектуальное познавательному учебные новых
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Перечислены приёмы работы с ИКТ в начальной школе....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Описывается актуальность использования ИКТ на уроках математики в начальной школе как необходимая составляющая современного урока...
Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.
Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее ...
Использование образовательных технологий на уроке математики в начальной школе (презентация)
Презентация к уроку математики в начальной школе...
Использование информационных технологий на уроках математике в начальной школе
Выступление на РМО 2016 год...