Мой край родной Башкортостан, 4 класс.
классный час (4 класс)

Гайсина Айгуль Ирековна

Дети познакомятся с родным краем. Узнают животный, растительный и т.д. мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_1_urokom_09.10.19.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Мой край родной, Башкортостан».

Дата проведения: 09.10.19г

Цель:

познакомить детей с разнообразием природы  и памятниками природы Башкортостана.

Задачи:

- углубить знания школьников об истории и культуре республики;

- способствовать развитию чувства патриотизма, любви к родному краю;

-воспитывать уважение к нашим истокам, родной земле, языку, чувства гордости за свою малую Родину;

- воспитывать бережное отношение к природе и памятным местам;

- развивать речь детей.

Оборудование:  карта Башкортостана; плакаты «Животный мир Башкирии», «Природа Башкортостана»; кроссворд; таблица ключевых слов; проектор, экран, компьютер для воспроизведения презентации; индивидуальные карточки.

Ход занятия:

I.Организованный момент.                                

Добрый день, дорогие ребята!

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись и тихонько сели.

- Пусть это доброе настроение не покидает нас в течение урока, помогает нам слушать и слышать друг друга, дополнять ответы и рассказывать.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, а сейчас мы с вами проведем  викторину «Знаешь ли ты свой край».

(За правильный ответ вы берете себе фишку и в конце урока мы узнаем самых активных ребят.)

- Назовите президента нашей республики. (Радий Хабиров)

- Назовите главу администрации нашего села?

-На берегу какой реки стоит наше село Инзер? (р.Инзер).  Куда впадает наша река?

 

-Какой древний  музыкальный инструмент в прошлом был инструментом башкирских женщин? (Кубыз).

-Как называется наша городская газета, которая печатается с 1946 года? (Октябрьский нефтяник).

-Назовите легендарного национального башкирского героя. (Салават Юлаев).

-Как назвается самый большой парк в Уфе? (парк Якутова)

- Как называется музыкальный инструмент, который изготавливают из сухого полого тростника? (Курай).

- В каком городе воздвигнут памятник национальному герою Салавату Юлаеву? (В городе Уфе).

-С творчеством каких башкирских художников вы знакомы? (Александр Эрастович Тюлькин, Анатолий Петрович Лежнев, Борис Федорович Домашников, Федор Александрович Кащеевв, Михаил Васильевич Нестеров).

III. «Открытие» нового знания.

Послушайте загадку.

Посмотри, мой милый друг,                      

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет.

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года-

Это все вокруг … (природа)

-Ребята, как вы думаете о чем будет сегодня наш разговор на классном часе?        

Дети:     ( О природе Башкортостана).      

- Мы знаем уголок, где живем. А как выглядит природа всей Башкирии?

Вот сегодня на уроке мы с вами будем говорить о природе, о памятных местах и об охране окружающей природы.

  1. Горы.

-Разнообразна природа нашего края. На востоке Башкирии высятся Уральские горы.   С севера на юг протянулось много хребтов.     Выше других поднялись горы Ямантау (1640м над уровнем моря) и Иремель (1586м над уровнем моря).

-Кто расскажет об этих вершинах?

Рассказывают дети:

Большой Ямантау – это памятник природы, который представляет интерес для геологов, ботаников, зоологов, и других специалистов. На этой горе растет много редких растений. Для охраны и изучения природы район Ямантау объявлен Уральским заповедником. Гора имеет овальную поверхность и в переводе с башкирского означает «дурная голова». Здесь очень редко бывает хорошая погода, климат суровый.

Большой Иремель – это гора на Южном  Урале, около Белорецка. В районе гор Иремеля берет начало самая большая река в республике – Белая. На Иремеле много редких и исчезающих растений. Богат здесь и животный мир: бурые медведи, рыси, куницы, кроты, лоси. Уникален климат Иремеля: частая смена погоды, сильные ветры, зимой метели. Иремель является памятником природы.

       

2. Растительный мир.

Наша Башкирия богата не только горными вершинами, но богата и лесами. Ими покрыто более 40% ее территории. Разнообразен состав лесов.

 

-Ребята, а какие деревья и кустарники растут в наших лесах?

Дети: Растут у нас береза, ель, пихта, сосна, липа, дуб клен, черемуха, рябина, орешник, боярышник, шиповник, можжевельник).

-Каких только растений не встретишь в степях, лесах нашей республики.

Но гордостью башкирского леса остается липа. Может быть кто-нибудь расскажет нам о липе?

Рассказ ученика:

У липы плотная и густая крона. Цветет она позже всех деревьев. Цветки ее мелкие, бледно-желтые, невзрачные, но имеют замечательный аромат и богаты нектаром. Это дерево один из лучших медоносов. Поэтому в Башкирии самый лучший мед. Цветки липы ценны своей целебностью. Поэтому из них  пьют чай при простуде, а из мягкой древесины раньше делали домашнюю посуду.

-Ребята, у нас растет много лекарственных растений, многими мы с вами пользуемся. Вот например:

-плоды каких кустарников богаты витамином С? (черная смородина,  шиповник).

-ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

-какая ягода заменит лимон? (клюква, она содержит лимонную кислоту).

       3.  Животный мир.

Богат и разнообразен животный мир Башкортостана. На территории нашей республики по подсчетам ученых обитают около 270 видов птиц. 40 видов рыб, 10 видов земноводных, более 70 видов зверей.

-Назовите животных.                                                                                          

Дети: косули, волки, лисы, хори, зайцы, медведи, барсуки, куницы, рыси, колонки, тетерева, рябчики, глухари).

-А какой самый крупный зверь в Башкирии?  ( Лось).

- У каждого на парте лежат листы со списками животных.                     Задание: зачеркните слова, не относящиеся к животным нашей местности.

Лось, белый медведь, рысь, лисица, панда, косуля, тигр, зубр, крот.

-А теперь давайте проверим работу.

-С каждым годом на Земле остается все меньше нетронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей. Чтобы сохранить редкие растения и животных, государство объявляет их заповедниками.

У нас в республике  расположен Башкирский государственный заповедник, Южно-уральский заповедник, Шульганташ.

Все звери и птицы живут здесь на свободе, но под защитой и наблюдением работников заповедника.

Имеются у нас и национальные парки.  

 - А какая их главная роль?                                                                          

 Главное в них – создание условий для организованного отдыха людей на лоне хорошо сохранившейся природы. В парке могут быть места, где вход человеку запрещен. В Башкирии 32 заказника. Охота здесь запрещена. В заказниках нет специальных работников изучающих растения и животных.

Ребята мы с вами говорим о растениях, о животных, которые встречаются в наших лесах, но многим угрожает опасность и исчезновение, поэтому они занесены в Красную книгу Башкирии.

-Ребята, а что мы с вами можем сделать для родной природы?

                                       Памятка друзей природы.

1. Не разорять птичьи гнезда.

2. Не подходить близко к гнездам птиц.

3.Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной и в начале лета.

4. Не разоряй муравейники.

5. Не ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

6.Не ловить и не уносить домой здоровых птенцов и детенышей зверей.

7. Будем подкармливать птиц зимой, а весной делать для них домики.

У вас на партах лежат памятки друзей природы.

4.Пещеры.

 Наш край имеет много достопримечательностей.

Наша республика известна своими пещерами. Всего их в Башкирии насчитывается почти 700. Большинство пещер много раз осмотрено и исследовано спелеологами.

- Ребята, кто такие спелеологи? ( Люди, которые изучают пещеры).

-Ребята, а кто из вас объяснит смысл  слова «пещера»?

Давайте , ребята, обратимся  за помощью к толковому словарю.

( Р а б о т а    с о    с л о в а р е м  ).

Пещера – это углубление, полое пространство под землей или в горном массиве, имеющее выход наружу.

- И сейчас наш маршрут лежит в Бурзянский район.( Выделить красным флажком). Где находится знаменитая пещера Шульганташ.

Пещера Шульганташ (Капова пещера) – замечательное творение природы, напоминающее сказочное царство. Интересное описание Каповой пещеры имеется у замечательного русского этнографа и писателя Даля: «Тут есть ключи, озера, пропасти, подземные горы, ступенчатые лестницы. В стенах и сводах есть отверстия ведущие в верхние и боковые ярусы пещеры.»

Рассказ ученика.

Пещера Шульганташ уникальный природный памятник. Она находится на расстоянии 150 м от реки Белой на правом берегу. Пещера интересна своим сложным строением. Она представляет собой длинный коридор с галереями и залами, коридор делится на три уровня, по нижнему из которых протекает река Шульган. Вытекая она образует во входе Голубое озеро – родник. В верхнем ярусе расположены 2 озера – Ближнее и Дальнее. Образование пещеры началось по подсчетам ученым около 3 млн. лет назад. На стене одного из залов пещеры было обнаружено более трех десятков рисунков. Они выполнены красной охрой на животном жире. Эти рисунки выполнены нашими предками несколько тысяч лет назад. Среди рисунков имеются фигуры 7 мамонтов, двух носорогов, лошадей. После открытия рисунков пещера стала объектом массового посещения российскими и иностранными туристами.

-А сейчас мы посетим еще одну пещеру, но уже в Гафурийском районе. (Показать район и прикрепить красный флажок).

Пещера Победы.                                  

Рассказ ученика.

Пещера имени 30-летия Победы находится на расстоянии 5 км от деревни Таш-Асты. Она имеет несколько ярусов. На входе можно увидеть самый большой ледник среди всех ледников в пещерах Южного Урала.

Местное население издавна пользовалось этой пещерой в хозяйственный целях, здесь хранили мясо и другие припасы. На сегодняшний день пещера изучена на глубину 8 км, найдено более 1000 коридоров. Вход в пещеру начинается с длинного коридора, который уводит посетителей вниз к «комнате» с очень ровным полом. Дальше начинается ледник. Зимой пещера увешана ледяными наростами, свисающими иногда до пола.

(пещеры: Новая, Водяная, Сумган, Вертолетная).

-Ребята, а знаете ли вы , что в близи нашего города тоже есть пещеры.(Да)

-Как они называются? (Икские пещеры).

Они располагаются в долине реки Ик между селами Максютово и Московка.

Это и будет вашим заданием к следующему классному часу – приготовить сообщение об икских пещерах.

 IV. Физминутка.

Все дышите, не дышите.

Все в порядке, отдохните.

Выше руки поднимите,

Превосходно, опустите.

Встаньте прямо, улыбнитесь.

Все дышите, не дышите.

Все в порядке, отдохните.

Выше руки поднимите.

Превосходно, опустите.

Наклонитесь, разогнитесь.

Встаньте прямо и тихонечко садитесь.

Теперь  отправимся мы  к  роднику Кургазак   в Салаватский район.  Он выходит  из отрогов горы Курытау и впадает в реку Юрюзань. Когда- то здесь, не останавливаясь, работали две мельницы, их построили два брата башкира. Даже в наше время эта река приводила в движение  мельницы, пилораму. В легендах говорится, что у источника есть особенность, внезапно высыхать и внезапно возрождаться. За такое странное поведение источника башкиры назвали его Кургазак. Что означает  «показывающийся временно». Даже в самые лютые зимние месяцы Кургазак не замерзает до впадения в Юрюзань. Целительный Кургазак выплескивает до 10 млн. литров минеральной воды. В ней содержится много необходимых для нашего организма микроэлементов.

 От родника «Кургазак» к санаторию «Янгантау»     проведен водопровод.

А сейчас мы попробуем эту природную воду.

( Дегустация воды).

В трех километрах от источника Кургазак, на правом берегу  Юрюзани находится гора Янгантау, в переводе на русский язык означает «горящая гора». Действительно такого уникального явления природы нет больше ни в одном уголке мира. Из глубины горы, через трещины на поверхность выходят горячие пары, их температура достигает до 150 градусов. В южных отрогах есть места, где земля постоянно бывает теплой, и даже зимой растет зеленая трава.

-Об этом уникальном месте существует легенда.

Рассказ ученика.

Давным –давно выделение тепла обнаружил уставший пастух, который в один из холодных и дождливых осенних дней, замерзший нашел на склоне горы у корны большого дерева небольшую яму и укрылся в ней от дождя.

Лег и уснул, а проснувшись только к вечеру, заметил, что у него перестали болеть суставы рук и ног. Горячий пар оказался целебным.

-В наше время ученые тщательно изучили лечебные свойства пара, и в 1937 году здесь открылась лечебница. Сейчас здесь работает санаторий «Янгантау», где при лечении больных используются пары «горящей горы»

 и минеральная вода. Сегодня исследователи предсказывают, что природного пара в лечебных целях можно будет использовать еще 150 лет.

Санаторий  «Красноусольский» - лечебная грязь и минеральная вода;

Гафурийский район (показать и прикрепить красный флажок).

Наши ребята  расскажут , как они отдыхали в этом санатории.

(Рената, Карина, Рустем, Саша).

«Юматово», «Аксаково»-кумысолечение;

«Яктыкуль» - грязь.

 V. Первичное закрепление.

Работа по кроссворду.

  1. Как называется источник, который находится в Салаватском районе.

Кургазак.

2.»Чудо природы» беспрерывно выделяющее из недр огромное количество тепла, пара, газов.

Янгантау.

3.Углубление, полое пространство под землей или в горном массиве, имеющий выход наружу.

Пещера.

4.Использование этой пещеры в хозяйственных целях.

«Победа».

5.Стационарное учреждение для лечения, профилактики заболеваний и отдыха.

Санаторий.

Ключевое слово:  «курай»

Что означает это слово?

Башкирский духовой музыкальный инструмент. Его изготавливают из стебля растения с таким же названием.

(Игра на курае).

    Самостоятельная работа. (Объяснить, как писать)

                                                                                 

  Санаторий «Янгантау»                            Гафурийский район

  Шульганташ                                             Уфимский район

 

   Кургазак                                                    Салаватский район

   

   Пещера «Победы»                                    Бурзянский район

   

   Санаторий «Красноусольский»               Туймазинский район

VI.Оценивание.

У кого  …..   - …… фишек получают призы как знатоки природы родного края.

VIII. Итог.

-Что нового мы, ребята, узнали на классном часе?

(Сегодня  мы узнали , как выглядит природа нашей Башкирии).

 Но мы не заканчиваем наши встречи с удивительным миром природы Республики Башкортостан. Мы понимаем, как хрупка и ранима природа, окружающая нас. Чтобы быть друзьями природы, что нужно нам выполнять? ( Правила поведения в природе).прочитать

Используя природу, люди наносят ей вред, необходимо охранять природу, помогать природе:    А как помогать природе?   Посадить дерево, сделать кормушку, запасти корм на зиму для птиц.     - Ребята, мы с вами должны помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу, значит охранять Родину».

Спасибо всем за классный час!                                                                    

Приложение 1

Большой Ямантау – это памятник природы, который представляет интерес для геологов, ботаников, зоологов, и других специалистов. На этой горе растет много редких растений. Для охраны и изучения природы район Ямантау объявлен Уральским заповедником. Гора имеет овальную поверхность и в переводе с башкирского означает «дурная голова». Здесь очень редко бывает хорошая погода, климат суровый.

Большой Иремель – это гора на Южном  Урале, около Белорецка. В районе гор Иремеля берет начало самая большая река в республике – Белая. На Иремеле много редких и исчезающих растений. Богат здесь и животный мир: бурые медведи, рыси, куницы, кроты, лоси. Уникален климат Иремеля: частая смена погоды, сильные ветры, зимой метели. Иремель является памятником природы.

У липы плотная и густая крона. Цветет она позже всех деревьев. Цветки ее мелкие, бледно-желтые, невзрачные, но имеют замечательный аромат и богаты нектаром. Это дерево один из лучших медоносов. Поэтому в Башкирии самый лучший мед. Цветки липы ценны своей целебностью. Поэтому из них  пьют чай при простуде, а из мягкой древесины раньше делали домашнюю посуду.

Пещера Шульганташ уникальный природный памятник. Она находится на расстоянии 150 м от реки Белой на правом берегу. Пещера интересна своим сложным строением. Она представляет собой длинный коридор с галереями и залами, коридор делится на три уровня, по нижнему из которых протекает река Шульган. Вытекая она образует во входе Голубое озеро – родник. В верхнем ярусе расположены 2 озера – Ближнее и Дальнее. Образование пещеры началось по подсчетам ученым около 3 млн. лет назад. На стене одного из залов пещеры было обнаружено более трех десятков рисунков. Они выполнены красной охрой на животном жире. Эти рисунки выполнены нашими предками несколько тысяч лет назад. Среди рисунков имеются фигуры 7 мамонтов, двух носорогов, лошадей. После открытия рисунков пещера стала объектом массового посещения российскими и иностранными туристами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Тундра - мой край родной!" 4 класс

Беречь природу, любить её - это, значит, проявлять к ней интерес, уметь защитить её. Чувство природы - это самое богатое чувство, оно несёт в себе связь с землёй и солнцем, звёздным небом и отчи...

классный час Башкортостан - мой край родной 2 класс

Разработка классного часа во 2 классе "Башкортостан - мой край родной!" в форме устного журнала с презентацией....

Технологическая карта внеурочной деятельности "Мой край родной". 4 класс.

В данной технологической карте вы найдете пошаговую инструкцию урока...

Календарно-тематическое планирование "Край родной" 2 класс.

Календарно-тематическое планирование "Край родной" 2 класс....

«Наш край родной – Башкортостан»

Наш край родной-Башкортостан...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край родной" 2 класс

Рабочая программа к кружку «Край родной» для 2 класса (духовно-нравственное направление) составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...

Внеклассное мероприятие "Край родной Башкортостан"

Ход мероприятия "Край родной Башкортостан"...