Интегрированный урок "Мама"
план-конспект урока (3 класс)

Данный интегрированный урок тематически связан с праздником 8 марта и посвящён мамам наших учеников. Урок организован для мам и именно они являются зрителями и  героями урока. Любовь к маме является лейб-мотивом урока, пронизывающим три его части — литературное чтение, французский язык, музыка. Содержательные линии урока объединяют все три вышеперечисленных предмета в единую, органичную структуру урока: музыка(инсценировка песни на русском языке) — литературное чтение (работа со тихотворением А. Барто «Разлука») - французский язык (развитие умений монологической речи-монолог-описание) — музыка (инсценировка песни на французском языке)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirov_urok_mama.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данный интегрированный урок тематически связан с праздником 8 марта и посвящён мамам наших учеников. Урок организован для мам и именно они являются зрителями и  героями урока. Любовь к маме является лейб-мотивом урока, пронизывающим три его части — литературное чтение, французский язык, музыка. Содержательные линии урока объединяют все три вышеперечисленных предмета в единую, органичную структуру урока: музыка(инсценировка песни на русском языке) — литературное чтение (работа со тихотворением А. Барто «Разлука») - французский язык (развитие умений монологической речи-монолог-описание) — музыка (инсценировка песни на французском языке)

Авторы

Байкова Н.Э.

Предметы

литературное чтение, французский язык, музыка

Класс

3 б класс

Тема урока

«Мама» - главное слово в каждой судьбе

Связь данного урока с предыдущими и последующими уроками

Литературное чтение: данный урок входит в раздел поэтическая тетрадь, посвящённый работе со стихотворными произведениями

Французский язык: данный урок входит в блок уроков  по теме «Моя семья. Мои родители» и подводит промежуточный итог в процессе изучения лексика-грамматического материала по данной теме.

Музыка: данный урок является заключительным в блоке уроков «В концертном зале»; на уроке учащиеся демонстрируют продукты своей творческой деятельности (инсценировки песен на русском и французском языках)

Цели урока

Формирование умений монологической речи  на родном и иностранном языках с опорой на прочитанный текст стихотворения

Тип урока

интегрированный

Технологии

Динамическая семантизация (отработка ЛЕ и РО через движение), работа с опорными таблицами и карточками, коллективное письмо, музыкальные инсценировки, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, элементы поисковой деятельности и проблемного обучения

Ожидаемые трудности и пути их разрешения

Возможны грамматические трудности — употребление женского и мужского рода прилагательных.

Снятие грамматических трудностей с помощью игры с мячом, дидактической зарядки и игры с карточками

 Материалы

Карточки с прилагательными, картинки (мама/папа), мяч, «скелет» коллективного письма, магниты, текст стихотворения в учебнике

 Оборудование

MP3- проигрыватель для фонограммы двух песен

Планируемые результаты

Предметные

  Ученики научатся употреблять прилагательные, обозначающие личностные характеристики, в женском и мужском роде, научатся описывать своих родителей (описание внутренних качеств) на родном и иностранном языках, рассказывать о привычках своих родителей, употребляя конструкцию «Мама/папа любит что-то делать»

Личностные

Формирование нравственно-этической системы оценивания людей и их поступков: понятие положительных моральных качеств, формирование системы непреложных  семейных ценностей в сознании учащихся (любовь к маме и папе, забота о близких и т.п.)

Метапредметные

Формирование общеучебных умений: навык работы с информацией, извлечённой из текста стихотворения, опорных схем, таблиц, карточек, поиск, анализ, обобщение этой информации

Универсальные учебные действия

Познавательные

Находить информацию, анализировать, обощать, классифицировать по заданным параметрам, работать с знаково-символическими системами, представлять информацию в сжатом и развёрнутом виде.

Регулятивные

Определять цель и планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, корректировать свою деятельность по ходу, оценивать полученные результаты.

Коммуникативные

Излагать своё мнение, аргументируя его, понимать и принимать позицию другого человека, создавать устные и письменные тексты, используя речевые средства в соответствие с коммуникативной задачей.

Библиография

На уроке используется стихотворение А. Барто « Разлука» из учебника Климановой Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс,2 часть,- М., Просвещение, 2013 (программа « Школа России»)

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов.

Диагностика предметных результатов, представленных в виде таких коммуникативных умений, как умение описывать внутренние качества человека на родном и иностранном языках, выражать своё отношение к человеку, осуществляется в процессе наблюдения учителем за качеством выполнения соответствующих условно-коммуникативных упражнений, в том числе в игровой форме:

-  игра «составление комплимента маме» с опорой на фразу-образец

- описания внутренних качеств мамы  с опорой на прочитанное стихотворение А. Барто и с помощью наводящих вопросов учителя

- ответы на проблемные вопросы учителя по прочитанному стихотворению

- игра-физзарядка

- игра с мячом

- командная игра «письмо вслепую»

Метапредметные результаты проверяются опосредованно при оценке целевых коммуникативных умений, обозначенных выше,   процессе выполнения соответствующих упражнений:

- анализ прочитанного стихотворения

- поиск информации в прочитанном стихотворении

- заполнение опорной таблицы на доске

- заполнение схемы -скелета для письма

Содержание и текст методической разработки урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Организация класса

Учитель проверяет готовность к уроку, настраивает на интересный и необычный урок

Ученики приводят в порядок рабочие места и готовятся внимательно слушать учителя

Регулятивные:

формирование способности к организации своей деятельности

2. Постановка учебной задачи

На нашем уроке присутствуют ваши мамы. Скоро наступит праздник.

-как вы думаете о ком и о чём сегодня  будет наш урок?

Под руководством учителя музыки исполняется песня о маме.

Ученики формулируют тему урока

Дети хором поют песню и разыгрывают небольшую музыкальную сценку-поздравление (инсценировка песни «Наши мамы — самые красивые»)

Познавательные:

самостоятельно формулировать тему и цель урока

Регулятивные:

целеполагание

3. Актуализация знаний

Учитель выясняет знания детей о произведениях, посвящённых маме.

У А.Л.Барто есть стихотворение, которое называется «Разлука»

-Что обозначает слово «разлука»?

Чтение учителем стихотворения вслух.

Ученики называют авторов или произведения, которые им известны.

Ученики подбирают синонимы к слову разлука.

Познавательные:

поиск лексического значения слова

4. Работа над содержанием стихотворения А.Барто «Разлука»

А) Знакомство с содержанием

Б)Самостоятельное чтение

В) Беседа по содержанию

Г) Обобщение, итог

-Какое настроение вызвало у вас стихотворение?

Почему?

А теперь прочитайте стихотворение.

Учитель предлагает чтение по смысловым частям

-О чём говорится вначале стихотворения?

-Для кого мальчик всё это делает?

-Действительно ли это так?

-Почему?

Чтение следующего отрывка:

-Чем стал заниматься мальчик в отсутствии мамы?

-Долго ли это продолжалось?

-Почему?

Чтение последнего отрывка:

-Чем всё закончилось?

-Почему мальчик самостоятельно стал всё делать?

-О чём хотела нам сказать автор этого стихотворения?

Мы с вами прочитав стихотворение, сделали вывод об отношении к маме, о любви, об уважении, о чувствах, о переживаниях.

«Мама» - самое главное слово на свете.

Ученики делятся своими впечатлениями.

Ученики читают стихотворение самостоятельно

Ученики читают стихотворение вслух по смысловым отрывкам и отвечают на вопросы по содержанию

Ученики делают вывод – в чём смысл этого произведения.

Коммуникативные

-умение выражать своё мнение

Личностные:

-определение своей позиции по данной теме

Личностные:

-определение личностной позиции по заданному вопросу

Познавательные:

-умение анализировать и сопоставлять, сформулировать ответ на поставленный вопрос

-умение обобщать и делать вывод

5.  Логический переход к части урока - «французский язык»

Учитель литературного чтения делает «логический мостик», который позволяет перейти к предмету «французский язык»: Так как же звучит слово «мама» на других языках?

В нашей гимназии вы изучаете французский язык, на уроках часто называете это слово, а как  можно назвать маму по- французски?

6.Самоопределение в деятельности

Речевая зарядка

Игра «Сделай комплимент своей маме»

Определение цели  

Учитель французского языка в непринуждённой форме беседует с учащимися на ия на тему « какая твоя мама» с помощью альтернативных вопросов (Твоя мама трудолюбивая или ленивая), а затем предлагая ученикам самостоятельно найти антонимы

Учитель делит учащихся на 3 команды по колонкам и предлагает сделать мамам комплименты с опорой на структуру «Ma maman est....”

Учитель предлагает подвести итог игры: Так что же мы можем рассказать о маме, - и подводит к цели .

Учащиеся ищут необходимые прилагательные, подбирая альтернативные пары и вычленяя личностные характеристики для своей мамы

Каждая команда по очереди в быстром темпе говорит комплимент маме, стараясь не повторять варианты соперников

Ученики выводят цель: мы можем рассказать, какие замечательные наши мамы, что они любят делать.

Познавательные:

активация лексики одной семантической группы.

Регулятивные:

выработка умения работать результативно в условиях ограниченного времени.

Личностные:

определение личностной позиции по данной теме.

Регулятивные:

определение цели учебной деятельности

Коммуникативные:  

выражать своё мнение, пользуясь   языковыми и речевыми средствами ия

7. Учебно-познавательная деятельность

 Игра с мячом с целью снятия грамматических трудностей

Дидактическая физзарядка

Работа с таблицей на доске и карточками

Учитель кидает мяч ученику и называет прилагательное в мужском (женском) роде

 

Учитель показывает движения, сопровождая их фразами: Моя мама весёлая, добрая, энергичная, спортивная. Она любит читать, кататься на велосипеде и т. п. Мой папа добрый, серьёзный,

трудолюбивый, сильный, активный. Он любит играть в футбол, смотреть телевизор, работать на компьютере. Повторяет зарядку в других режимах: показывает движения, начинает фразу  - учащиеся заканчивают, говорит, не показывая движения.

На доске создана опорная таблица:

Mon père est...Ma mère est

Учитель объясняет задание: вытащи карточку  с прилагательным, прикрепи в нужную колонку, произнеси фразу. Далее выступает в роли наблюдателя-координатора.

Ученик кидает мяч учителю и называет форму женского (мужского) рода соответствующего прилагательного

Ученики повторяют движения и РО за учителем, затем самостоятельно находят нужные фразы к движениям, затем наоборот подбирают движения к фразам, наконец, работают  в режиме ученик — класс (ученик — ведущий «работает за учителя»)

Ученики по одному выходят к доске, вытаскивают карточку, прикрепляют в нужную колонку и произносят фразу, затем осуществляется взаимопроверка (ученики самостоятельно проверяют ответы друг друга и оценивают с помощью фраз правильно-неправильно).В случае ошибки выходит другой ученик и исправляет её.

Познавательные:

анализ и сравнение по заданным параметрам ( мужской-женский род), активация грамматического материала

Регулятивные:

выработка умения работать результативно в условиях ограниченного времени.

Познавательные:

пользование знаково-символическими системами (движение как знак)

Коммуникативные:

построение монологического высказывания с опорой на движение и жесты

Познавательные: классификация по заданным параметрам

Коммуникативные:

построение монологического высказывания с опорой на таблицу

Регулятивные:

оценка успешности результата деятельности, корректировка в процессе выполнения деятельности

8.Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Игра «письмо вслепую»

Учитель делит учащихся на 3 команды по колонкам, раздаёт заготовки для письма

« Мои родители», объясняет задание: нужно  рассказать в письме о своих родителях

Каждая пара в команде должна написать предложение, загнуть листочек и передать следующей паре.

Последняя пара в команде разворачивает письмо и читает, что у них получилось. Выигрывает команда, которая сделала задание первой и с наименьшим количеством ошибок.

Коммуникативные: использование речевых средств в соответствии с коммуникативной задачей, построение монолога-описания с опорой на схему скелет

Регулятивные:

выработка умения работать результативно в условиях ограниченного времени.

9. Контроль и оценка результатов деятельности.

Рефлексия.

Подведение итогов занятия. Формулирование домашнего задания .

Учитель предлагает и объясняет домашнее задание творческого характера, обсуждая формы его представления:  создать буклет «моя семья», где каждый член семьи будет описан на одном развороте буклета.

Учитель предлагает обсудить итоги урока.

Учащиеся выясняют детали выполнения домашнего задания и форму.

Учащиеся анализируют результаты урока, отвечая на вопросы:

что мы теперь умеем делать, говорить, что показалось наиболее интересным, трудным

Регулятивные:

оценивать степень успешности достигнутых результатов в соотношение с поставленной целью

10. Исценировка песни на французском языке “Je t'offre cette fleur” («Я дарю тебе этот цветок»)

Учитель музыки организует инсценировку песни

Учащиеся показывают музыкальный номер на ия -подарок для мам.

Личностные: самоопределение в отношение таких ценностей как «мама», «родители». «семья» через призму  творчества

Приложение (заготовка для «письма вслепую»)

Ma mère est __________________________________________

Elle aime _____________________________________________

Mon père est__________________________________________

Il aime _______________________________________________

J'aime ___________________ avec mes parents.

J'aime mes__________________________________ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Презентация к интегрированному уроку по ИЗО, литературному чтению, музыке. Тема:"Весна идёт!"

Урок способствует совершенствованию навыков работы с поэтическим текстом, обогащению словарного запаса, развивает эмоциональные чувства, воображение, творческую активность обучающихся, основываясь на ...

Интегрированный урок русского и английского языка по теме:"Удвоенные согласные в корне слова"

Урок проведен на конкурсе "Учитель года России2008" и заслужил победу в номинации "Первый учитель" и годовую подписку в журнале "Начальная школа", где и был опубликован....

Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края"

Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края" можно провести в любом классе начальной школы....

Интегрированный урок с презентацией

На уроке на доступном уровне раскрываются понятия экономика, цена, прибыль. Дети учатся выявлять связи между составными частями экономики....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...