Обучение грамоте на этапе зрительного опознания графических элементов
материал

Румянцева Надежда Борисовна

Выступление по теме: "Обучение грамоте на этапе зрительного опознания графических элементов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_.docx672.27 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте на этапе зрительного опознания графических элементов

Выбор правильных методов обучения – это одна из главных проблем в педагогической науке. Особенно это касается методики обучения грамоте в начальной школе, с помощью которой учитель вооружает детей основами наук, обеспечивает правильное развитие личности, формирует мировоззрение, развивает различные познавательные способности. Многое решает выбор методики обучения, именно от ее эффективности зависит, будет ли процесс учебы интересным и радостным либо он превратится в тяжкий, обременительный труд[3].

 Чтение — "процесс перекодирования графически зафиксированного текста в звуковую речь, её понимание (при чтении вслух), или непосредственно в смысловые единицы, без звукового оформления (при чтении про себя). Чтение — вид речевой деятельности"[1].

Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляется при взаимодействии ряда механизмов: зрительного, речедвигательного, речеслухового, смыслового[2].

В современной школе принят звуковой метод обучения грамоте. Школьники выделяют звуки, их анализируют, синтезируют и на этой основе усваивают буквы и весь процесс чтения. В этой работе нужно учитывать особенности русской графической системы, особенности обозначения звуков на письме. 

Все буквы русского алфавита используются в четырех вариантах: печатные и письменные, заглавные и строчные.

Тренировка учащихся в распознавании букв выполняется на первом этапе обучения чтению. Она поможет ребенку хорошо запомнить буквы, научит отличать в облике буквы существенные черты – независимо от размера, цвета и второстепенных графических деталей, т.е. сформируют навык быстрого узнавания буквы. 
Такая тренировка нужна для того, чтобы в будущем ребенок легко мог прочитать любой текст, независимо от того, какой шрифт при этом использовался.

Тренировка детей в распознавании букв осуществляется при помощи следующих приемов:

  • соотношение буквы и звука.

Задание: найди слова на букву А.

  • выбор нужной буквы из группы других:

Задание: найди букву И, обведи её.

А    О    И    Ы    Е    Ё    Ю    Я    Э    У

  • моделирование образа буквы из пластилина, проволоки, счетных палочек и других материалов.

 

  • соотнесение буквы с многообразием её графического изображения. Упражнение научит отличать в облике буквы существенные черты.

Задание: найди и подчеркни все буквы Л.

  • соотнесение буквы с предметом. Данный приём позволяет ученикам соотнести буквы с уже знакомыми предметами окружающей действительности, а значит лучше, запомнить.

Задание: узнай букву.

  • найди букву.

 Задание: где «С»?

  •  нахождение буквы по заданию учителя из строчки случайного набора разных букв и др.

Задание: подчеркни печатную заглавную букву Б.

g

В

Q

Б

г

D

Б

А

Ю

б

d

  • нахождение буквы по недостающим элементам. Этот вид тренировки способствует умственному развитию детей. Упражнения помогают ребенку не только хорошо запомнить графический облик букв, а также развивают произвольное внимание, зрительное восприятие, воображение.
    Задание: какие буквы спрятались под зонтиком [5].

Задание: допиши буквы.

Задание: какие буквы «сломались», помоги их «отремонтировать».

 

Задание: какие буквы можно «построить» из этих элементов.

Задание: найди буквы.

Задание: что изображено на картинке? Найди и назови все буквы.

Задание: рассмотри картинку. Догадайся, какие буквы лежат на столе. Запомни, под каким предметом. Напечатай буквы. (картинка закрывается). Назови по памяти, под каким предметом лежала каждая буква[6].

Методика обучения грамоте в начальной школе должна приносить плодотворные, результативные итоги. Учитель – это посредник между знаниями и сознанием ученика. Главная задача – донести эти знания до ребенка, используя при этом эффективные методы, организуя способы, определенные пути, приемы предоставления учебного материала[4].

Уже на этом этапе по мере увеличения количества букв расширяется поле чтения начинающего читать ученика.

  Освоение школьниками позиционного принципа русской графики начинается, как уже отмечалось, с момента изучения первой буквы согласного

Источники:

1.[1] Львов М. Р. Словарь-справочник но методике русского языка. С. 249.

2.[2] Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. С. 303.

3.[3]- - http://fb.ru/article/327551/metodiki-obucheniya-gramote-v-nachalnoy-shkole-opisanie-otsenka-effektivnosti

4.[4] - http://fb.ru/article/327551/metodiki-obucheniya-gramote-v-nachalnoy-shkole-opisanie-otsenka-effektivnosti

5. - http://igrobukvoteka.ru/?do=propisi20

6.[6] - http://igrobukvoteka.ru/?do=propisi20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте как этап овладения чтением и письмом

Период обучения грамоте в 1 классе к курсу начального обучения по программе "Школа России"...

Проектная деятельность младших школьников на этапе обучения грамоте

Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь — творческая лаборатория, в которой происходит процесс позн...

Упражнения на развитие навыков зрительного анализа и синтеза на уроках обучения грамоте.

Задания могут использоваться не только на уроках обучения грамоте, но и как самостоятельные упражнения во внеурочное время, на этапах коррекционной работы....

Графическое планирование по обучению грамоте

Планирование по программе Атамура...

Презентация к уроку обучения грамоте на тему "Гласные-ротораскрыватели. Зрительный диктант"

Презентация позволяет закрепить знания учащихся при изучении гласных букв...

Графическое представление курса фонетики на уроках обучения грамоте.

В методической разработке показано, как можно наглядно оформить  курс фонетики в период обучения грамоте и в дальнейшем использовать на уроках русского языка....