Участие в проф.конкурсе "Учитель года -2018"
материал

Новоселова Нина Валериевна

Опыт проведения интегрированных уроков за последние 5 лет на районном, республиканском уровнях

Год проведения

Предмет, тема

Место проведения

12-13 учебный год

Интегрированный урок литературного чтения (обучения грамоте) в 1в классе  «Звук [щ']. Буквы Щ, щ»

 

МОУ «Красногорская СОШ №2» в рамках единого методического дня.

13-14 учебный год

Интегрированный урок литературного чтения и математики во 2в классе на тему: «ПереСчитаем Пушкина»

МОУ «Красногорская СОШ №2» в рамках районного семинара учителей начальных классов

14-15 учебный год

Интегрированный урок литературного чтения и марийского языка в 3в классе Б.А. Емельянов «Мамины руки»

МОУ «Красногорская СОШ №2» в рамках районного семинара учителей начальных классов

15-16 учебный год

Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства в 4в классе «Вода на земле. Океаны и моря»

МОУ «Красногорская СОШ №2» в рамках республиканского семинара учителей начальных классов

16-17 учебный год

Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства и технологии в 1 в классе  «Где живут белые медведи?»

МОУ «Красногорская СОШ №2» в рамках районного семинара учителей начальных классов

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Данный урок разработан для 1 класса УМК «Школа России»

Предмет: Окружающий мир

Раздел:«Как, откуда и куда?» (урок №35)

Технологическая карта урока

Предмет

Окружающий мир

Класс

Учитель

Новоселова Нина Валериевна

Тип урока

урок открытия новых знаний

Форма урока

урок решения практических задач (исследовательского типа)

Тема

Откуда в снежках грязь?

Цель

исследование качества снежного покрова на территории школьного двора и близлежащих территориях.

Задачи

Образовательные: -  познакомить детей с источниками и путями распространения загрязняющих веществ; учить устанавливать связь между деятельностью людей и состоянием окружающей среды; продолжить обучение практическому исследованию природных объектов.

Развивающие: развивать наблюдательность, воображение, речь; способствовать расширению кругозора.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и природе.

Планируемый результат

Предметные: учащиеся осознают необходимость защиты природы от загрязнений;

Личностных: повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;  ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

Метапредметные:

Познавательные УУД: формирование умения анализировать, сравнивать, выполнять простейшие опыты с объектами неживой природы;

Регулятивные УУД:формирование умения ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем(наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану);

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать учителя и товарищей, доносить свою позицию до других, умение работать в группе.

Ресурсы:

Основные

Дополнительные

Необходимое техническое оборудование

А.А.Плешаков «Окружающий мир» 1 часть 1класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 5-издание, Москва «Просвещение» 2014., презентация, отрывок из мультфильма «Зимняя сказка»

Стаканчики, снег, вырезанные снежинки (белые, голубые, серые), бумажные фильтры, воронки.

доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, цифровой микроскоп(проскоп)

Используемые методы и формы организации работы на уроке

Метод: наглядный, практический, исследовательский, проблемный, контроля и самоконтроля.

Формы: групповая, фронтальная, самостоятельная

Межпредметные связи:

Окружающий мир, русский язык, музыка

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Проверяет готовность учащихся к уроку. 

Чтобы в классе было тихо,

Чтоб запомнился урок,

Сядьте, дети, так, как будто

Тихо падает снежок .

Дети заходят в класс под песню Е.Евтушенко «А снег идет...»

Осуществляют самоконтроль

Личностные УУД: положительное отношение к уроку

2. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание условий для возникновения потребности включения в учебную деятельность

Мотивирует учащихся к учебной деятельности. Создаёт эмоциональный настрой на успех.

Я рада вас поприветствовать, меня зовут Нина Валериевна. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте успехов.

Включаются в учебную деятельность

Регулятивные УУД: включение в учебный процесс

Личностные УУД:  формирование познавательных потребностей и учебных мотивов

3. Актуализация знаний.

Цель: создать проблемную ситуацию, фиксировать постановку учебной задачи

-Ребята, кто из вас был очень внимательным и смог услышать ключевое слово нашего урока? О чем звучала песня?

Загадка: Хлопья белые летят,

               Тихо падают, кружат.

                Стало все кругом бело.

               Чем дорожки замело? (снегом)

-А в какое время года выпадает снег?

- Какие изменения происходят в неживой природе с наступлением зимы?

- Какие изменения происходят в живой природе с наступлением зимы?

- Однажды с одним из лесных жителей произошла следующая история. Посмотрите на экран… (отрывок из мультфильма «Зимняя сказка»)

 

О снеге    

Зимой

На улице холодно, белым –бело, выпадает снег.

Зимой мало корма, прячутся насекомые, некоторые животные впадают в спячку: медведи, еноты, барсуки, тушканчики, ежи, хомяки, бурундуки и другие.

Личностные УУД: оценка своих поступков, действий.

Коммуникативные УУД: Осознанно строить речевые высказывания, уметь выявить проблему.

3. Формирование темы и целей урока

Цель: формулирование темы и целей урока учащимися

- Ребята, что же случилось с мишкой? (он заболел, стал чихать, простыл, заболело у него горло).

-А что еще могло  заболеть у медведя?

- Отчего заболел у него живот,  ответ на это вопрос мы с вами будем искать сегодня на уроке.

- Для этого я перед уроком набрала на улице  снег, чтобы мы изучили, выяснили и поняли, почему же у медвежонка заболел живот.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД: учатся слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

4. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: организовать усвоение учениками нового

Организует групповую работу. Осуществляет контроль работы в группе.

- Представьте, что наш класс научно-исследовательская лаборатория. Мы - начинающие учёные. Предлагаю вам практическую работу в группах. Повторим правила работы в группе (на слайде правила).

-Работать вы будете с колбой - стеклянной баночкой, воронкой - предмет для переливания жидкостей, фильтровальной бумагой - лист для очищения воды.

-Прошу вас соблюдать осторожность при обращении с хрупкими предметами, быть аккуратными при работе с ними, брать при необходимости.

-Заранее приготовленный мною снег у вас на столах начал таять. Кто скажет, почему?

- Предлагаю работать поэтапно,я демонстрирую, а вы за мной повторяете:

 1)Возьмите стакан, в котором растаял снег и превратился в воду.

2)Налейте воду в колбу, пропустив ее через фильтр.

- А теперь ответственные каждой группы, подойдите ко мне с фильтрами?

- Сейчас мы посмотрим с помощью проскопа, что же на них осталось? Откройте рабочие тетради и зарисуйте частички грязи, которые мы с вами обнаружили в снежках.

- Так почему же заболел живот медвежонка?

- На какой вопрос мы сегодня на уроке будет отвечать?

-Что мы будем узнавать на уроке?

Работают в группе. Проводят исследования, делают вывод.

Учитель демонстрирует оборудование

-В классе тепло, снег растаял и превратился в воду.

Мы видим точки, это грязь, частицы пыли, микрочастицы песка, почвы и др., в которых содержатся микробы и бактерии.

Хоть снег белый, но он очень грязный.

-Откуда в снежках грязь?

-На уроке будем узнавать причины попадания грязи в снег.

Предметные УУД: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, в соответствии с задачами, поставленными учителем.

Коммуникативные УУД: контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения( от каждого в группе зависит общий результат); доносить свою позицию до других; слушать других.

Предметные: учащиеся осознают необходимость защиты природы от загрязнений

5. Физминутка

Цель: смена видов деятельности

Организует проведение физминутки

-Скажите в какие игры вы любите играть зимой на улице?

-Я вам предлагаю сейчас поиграть и отдохнуть.

Поднимайтесь, 1 класс!

Слепим мы снежки сейчас!

Правой ручкой лист возьмите,

В снежный ком вы превратите!

Покрутите головой,

Левой лист возьмем рукой!

Мы получим ком второй!

Руки вверх подняли -раз!

Руки в стороны по швам,

Хватит снега вам и нам!

На четыре и на пять

Начинай снежки бросать!

Ох, устали мы резвиться

Дальше будем мы учиться!

Молодцы, а теперь тихо сели на свои рабочие места. Наша работа продолжается.

-в  «Снежки»

6.Первичное закрепление

Цель: закрепить полученные знания

Организует фронтальную работу. Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

И так, мы провели исследование и что же выяснили, что есть в снеге и снежках? (в снежках есть грязь)

- Откуда она попадает, вы сейчас скажите, выполнив задания  Злючки-Грязнючки- героини нашего учебника окружающего мира.

- Ваши предположения: откуда в снежках грязь?

-Она предлагает каждой группе поработать, составить интеллект-карту,  и выяснить откуда появляется в снежках грязь?

-Для этого на столах у Вас лист – заготовка карты и конверт. Из конверта выберите картинки, которые показывают причины загрязнения снега и Земли и приклейте их на Вашу карту. На задание дается 3 минуты.

- Один представитель от  группы выходит к доске.

-Откуда в снежках грязь?

-Спасибо, у вас получился небольшой экологический рассказ.

Итак, прочитаем вывод со слайда хором: заводы, автомобили, мусор загрязняют  Землю. Людям не обходимо защищать ее от загрязнений.

-Я хочу обратить ваше внимание на наш город Когалым. В нашем городе очень много делается, чтобы мы жили в красивом и чистом городе. В нём очень много деревьев и цветов.  

-  Что можем сделать мы с вами для природы города?

- А взрослые дoлжны зaбoтитьcя o чиcтoтe окружающей среды, строя очистные сооружения, фильтры; беречь природу родного города и края.

- Итак, кто же понял, почему же заболел у медвежонка живот?

Предлагаю Вам написать письмо для медвежонка.

(слайд с незаконченными предложениями, работа с интерактивной доской)

Дорогой наш друг, медвежонок!

Никогда не ешь …. .

В снежках очень много …… .

….. и …..  делают его очень грязным.

Будь всегда  здоров!

Ребята 1 б класса школы №10

Чтобы медвежонок об этом помнил, мы отправим ему это письмо.

Наш медвежонок выздоровеет, подрастет и будет таким же как на гербе нашего города. Все мы с вами знаем, что на гербе города Когалыма медведь- олицетворение силы и мудрости.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

 Картинки помещаются на доску

Ответы детей:

1 группа –это работа  заводов, фабрик, промышленных предприятий, котельные, которые  выбрасывают в копоть, сажу, ядовитые вещества в воздух.

2 группа - это выхлопные газы автомобилей, автобусов, поездов,  самолетов, содержащие более 200 загрязняющих веществ.

3 группа – это бытовой мусор, свалки, мусорные полигоны, канализационные стоки. 

Беречь  деревья, соблюдать чистоту , сажать цветы около дома , сохранять и беречь природные богатства.

Снег хоть и белый, но он грязный.

Дым заводов, выхлопные газы автомобилей, мусор.

Личностные УУД: умение использовать свой жизненный опыт в ответах на вопросы.

Предметные: учащиеся осознают необходимость защиты природы от загрязнений

7.Подведение итогов урока,  рефлексия

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности

Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности.

- Ребята, в конце нашего урока хотелось бы слепить с вами большой и дружный снежный ком. У вас на столах снежинки: белые, голубые, серые. Если вам сегодня на уроке понравилось, и вы открыли что -то новое возьмите белую снежинку и прикрепите на доску, если вам было не всё интересно и понятно, то прикрепите голубую снежинку, а если вы испытывали трудности, то возьмите серую снежинку.

 - А теперь я вам предлагаю образовать круг. Я вас благодарю за вашу работу и хочу вам всем подарить «волшебные» снежные комочки: чистые, сладкие и съедобные. Желаю Вам быть всегда здоровыми! Спасибо, урок окончен!

Оценивают свою деятельность с помощью снежинок

(слайд со снежинками)

Под музыку благодарю и раздаю «Рафаэлло».

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

«Интеграция  как инновационный подход  

в обучении начальной школы»

 «Жизнь на уроке должна стать подлинной…

 и тогда у наших детей появится желание и смысл учиться»

 таково мнение главного редактора издательства «Просвещение» Михаила Леонтьева.

Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри! Я – учитель, класс - это поле моей деятельности, а урок - основная форма организации образовательного процесса. 

 Прием «Ассоциации» (работает фокус- группа: 5 человек)

Уважаемая фокус- группа, я хотела бы Вам предложить вопросы, а ВЫ ДОЛЖНЫ БЫСТРО, НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ МНЕ НА НИХ ОТВЕТИТЬ, используя прием ассоциаций.

Цель: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение.

Если учитель – это настроение, то какое?

Если время года, то какое?

Если учитель – это цветок, то какой?

Если учитель – это драгоценный камень, то какой?

Если учитель – это планета?

- Прошу вас обратить внимание на экран.    

 - Что вы видите? (земной шар)

  Давайте рассмотрим этот объект с точки зрения разных научных дисциплин.   - Например, что думают об этом: 

 математики? (шар, круг…)

языковеды? (слово «земля» женского рода, какое значение имеет…)

 географы? (это планета, там 6 материков, охрана природы, экология) физики? (закон земного притяжения…)

историки? (человечество и цивилизация, развитие …)

Главная задача учителя - способствовать созданию на уроке такой атмосферы, в которой бы каждый ученик почувствовал необходимость обучения. 

Уважаемая фокус- группа, ответьте на вопрос: «Каким должен быть урок?» с точки зрения методиста, родителей, учеников.

Методист ответит так: урок должен быть методически и грамотно выстроен!

Ученики ответят так:  Урок должен быть  интересным, радостным и в меру трудным, а не страшным и скучным!

Родители:  Урок должен быть понятным и доступным для наших детей!

А учитель ответит так: «Урок должен быть современным и  жизненным!»

Тогда нам, учителям. нужны новые педагогические решения, новые специально организованные уроки для достижения целей в образовании.

Тема моего семинара «Интеграция  как инновационный подход   в обучении начальной школы». Цель: обсуждение роли интеграции в свете новых задач, повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу интеграции на уроках в начальной школе.

Данная тема интересна и актуальна на сегодняшний день. Она затрагивает одну из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, связанной с модернизацией содержания обучения в соответствии с ФГОС  и соответствует  стратегическим ориентирам развития в ХМАО - Югре, отвечает задачам Государственной программы ХМАО – Югры «Развитие образования в ХМАО – Югре на 2014-2020 годы» (далее – Программа) (задачи 8,11) в рамках развития познавательной деятельности учащихся и создании условий для повышения качества образования через предметы  национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Согласно классификации тенденций образовательных технологий интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни».

Исторический аспект интеграции имеет истоки в межпредметных связях, задачу использования которых в учебном процессе в разные периоды выдвигали Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих  Песталоцци, Жан Жак Руссо, Лев Николаевич Толстой и др.

- Что же такое интеграция, интегрированный урок?

Интегра́ция (от лат. integratio — «соединение») — процесс объединения частей в целое.

Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

 Подготовка к такого рода урокам тщательна и кропотлива.

Как же подготовить интегрированный урок?

Для этого необходимо:

Тщательно отобрать материал, поставив цель, кратко и понятно её сформулировав предельная четкость

Использовать наглядность, в том числе современные средства (ИКТ, мультимедиа)

Проводить урок в нестандартной форме 

Интегрировать с другими предметами - в основе должна быть близость содержания ведущих тем разных предметов и их логическая взаимосвязь.

Превратить скучные темы организованной деятельности в увлекательные «вкусные» для учащихся - большая информативная ёмкость учебного материала

Давать интересные и увлекательные  задания, которые учащийся сможет выполнить самостоятельно 

Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными.

Чтобы глубже понять, как осуществляется интеграция предметов на уроках в начальной школе, выполним  небольшое практическое задание. Посмотрите на слайд:

http://os1.i.ua/3/1/8463288_82e1905f.jpg

   

Это репродукция картины художника Абросимовой Натальи.

- Какое  время года изобразил художник? (зима).

-  Попытайтесь предположить: какой зимний месяц на картине? (январь)

- Как вы думаете, какое еще искусство можем привлечь для полного восприятия?  (музыку).

 - Я вам предлагаю послушать отрывок из произведения «Январь» Петра Ильича Чайковского из альбома   «Времена года».

- Какого характера музыку вы услышали?

 Спокойная, тихая, громкая, волнующая, чувственная, громкая, ритмичная, протяжная, печальная, просветлённая и т.д.

- А какой стих хотелось бы Вам вспомнить и прочитать, когда вы смотрите на репродукцию картины? (А.С Пушкина «Зимнее утро» …Мороз и солнце день чудесный..)

На данном этапе урока  можно использовать   арт- педагогические технологии, такие как музыкотерапия и изотерапия.  Музыку можно рисовать, слушать, обсуждать. А в изотерапии - это работа с цветом, рисунки по стихотворениям и музыке.  Мне бы хотелось показать, как выразили свои эмоции учащиеся 2 класса во время прослушивания этой музыки на интегрированном уроке.

Уважаемая фокус-группа, мне хотелось бы  провести дидактическую игру «Я начну, а ты продолжи..» (прием незаконченные предложения), ответив на вопрос:

«В чем преимущества интегрированных уроков?»

Интегрированные уроки являются мощным стимулятором………. (мыслительной) деятельности;

На данных уроках можно научить применению теоретических знаний в ……..(практической) жизни:

Интегрированные уроки приближают процесс обучения ….(к жизни);

На уроках дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между……. (предметами и явлениями).

Спасибо за работу, действительно интеграция-это чрезвычайно привлекательная форма.

Таким образом, преимущества интегрированного урока заключаются в том, что он:

формирует у ребёнка целостное представление картины мира;

объединяет знания из разных областей, что вызывает интерес ребенка к предмету изучения,

повышает мотивацию ребенка к обучению и самопознанию;

способствует развитию интеллектуальной и эмоциональной личности ребенка;

снимает перенапряжение и перегрузку, что способствует положительному эмоциональному состоянию ребенка на уроке.

развивает образное мышление, творческую активность учащихся.

Вывод: Серьёзная работа над углублением интегративных связей на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения позволяет обеспечивать моим ученикам способность к развитию творческого мышления, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания и повышения качества образования.(является позитивная динамика качества знаний по предметам на протяжении 3 лет)

В заключении хотелось бы закончить позитивной ноткой и поделится с вами, коллеги, рецептом приготовления хорошего урока. Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования и злости. После того как вы отобрали 10 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день. Добавьте в каждый свой урок по одной порции:

•  мудрости;

• терпения;

 • работоспособности;

• оптимизма;

• доброты;

• отдыха и заботы о здоровье;

• доброго юмора;

• педагогического такта;

• веры в каждого ученика.

• преданности своему делу.

Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!

Приятного чаепития, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Самопрезентация

1.Фильм

В ролях: Мамадова-дети

                Палиевец- Неадекватная

                Устюгова- возраст

                Вагнер-злой муж (царь)

                Некрасова- уже была

               Новоселова- в наушниках

2.Сцена------мысли (облака)

3. Представление:

О себе сказать мне надо,

Объективно пару фраз.

Я принять участье  рада

В нашем конкурсе  сейчас.

О себе 2 слова прямо,

Ниной с детства звать меня.

Я –учитель пятой школы,

Позитивна, весела!

4.Стих 3 части

Росла в обычной я семье

На радость папе с мамой.

Дралась с мальчишками в игре,

Была я –атаманом!

К 7 годам, ума набрав,

Пришла не робко в школу!

Училась очень хорошо

Я в Красногорской школе!

Теперь живу, люблю, творю

На радость своим детям!

И вам всем честно я скажу:

«Люблю свою работу!»

5.Дети+родители с лозунгами+завуч+директор

6.Затемнение (голос за кадром)

Нина Валериевна, не все так плохо……

Сложность есть? Все выручают!

Воплотить мой креатив.

Я на сцену приглашаю

Мой прекрасный коллектив!!!!

(Совместный танец с коллегами)

7.Сменилось время, телефоны…

Компьютер, принтер, интернет-

Свои внедрили в жизнь законы

Где места старой школе НЕТ!

Учу считать, читать не по слогам,

Писать учу я грамотно и чисто!

Уверенна! Услышу сквозь года:

«Спасибо, Вам! Вы-первый наш учитель!»

Завершение:

Знают люди все на свете,
Что богатство наше – дети!!

Песня «Главное на свете-это наши дети»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий визитной карточки для участия в конкурсе "Учитель года"

Сценарий визитной карточки для участия в конкурсе "Учитель года"...

Заявление об участии в районном конкурсе "Учитель года - 2018"

На конкурсе буду давать учебное занятие по предмету литературное чтение в 3 классе....

Методическая копилка для участия в конкурсе "Молодой учитель года - 2018"

Материал для участия в конкурсе "Молодой учитель года - 2018"...

Участие в региональном конкурсе "Учитель года-2018"

Здесь представлены материалы, с которыми я выступала на конкурсе....

УЧАСТИЕ КЛАССА В МЕРОПРИЯТИЯХ (2017-2018)

УЧАСТИЕ КЛАССА В МЕРОПРИЯТИЯХ...

Участие в работе методических объединений 2018-2022 г.г.

Участие в работе методических объединений...

Приказы, подтверждающие участие в различных мероприятиях в 2018- 2022 гг.

В данном разделе представлены приказы об участии в различных мероприятиях, о составе экспертных групп, о назначении руководителем ГМО, о составе комиссий, и т.д....