Статья по теме создание портфолио направленное на развитие личностных УУД
статья

Статья по теме создание портфолио направленное на развитие личностных УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание портфолио направленное на развитие личностных УУД

В последние годы в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов технология портфолио стала применяться на всех ступенях отечественного общего школьного образования, включая его начальное звено.

«Портфолио» - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося  за определенный период времени.

Средством формирования высокого уровня положительной мотивации к обучению, творчеству и сознательному выбору жизненных приоритетов с помощью объективного фиксирования результатов индивидуальных достижений школьников в широком образовательном контексте является портфолио.

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях.

Цель портфолио: обучение младших школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Задачи портфолио:

  • обеспечение высокой учебной мотивации участников образовательного процесса, в том числе мотивации достижения успеха;
  • развитие рефлексивной культуры младших школьников, их оценочной (самооценочной) деятельности;
  • развитие умении обучающихся систематизировать, анализировать собранный материал, презентовать субъективный опыт;
  • совершенствование системы оценивания образовательных достижений младших школьников в условиях реализации компетентного подхода.

Функции портфолио:

  • Информационная - сообщение о состоянии образовательных достижений конкретного ученика за определенный период обучения;
  • Обобщающее-аналитическая - анализ уровня учебно-познавательной деятельности младшего школьника, его способности прогнозировать и проектировать собственную деятельность;
  • Развивающая - развитие рефлексивной культуры младшего школьника, совершенствование системы оценивания;
  • Активизирующая - активизация усилий всех субъектов образовательного процесса на его совершенствование в рамках формирования ключевых компетенции обучающегося;
  • Воспитательная - формирование индивидуальности каждого обучающегося, его сознательной дисциплины, развитие его культуры.

Подготовительная работа:

  • Анализ объекта проектирования;
  • Выбор формы проектирования;
  • Правовое  обеспечение проектирования;
  • Теоретическое обеспечение проектирования;
  • Методическое обеспечение проектирования;
  • Пространственно-временное обеспечение проектирования;
  • Материально-техническое обеспечение проектирования.

Под портфолио младшего школьника в работе мы понимаем  способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. 

В состав портфолио включаются результаты достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной жизни, так и за её пределами.

Можно сделать вывод, что внедрение работы с «портфолио» младших школьников способствует достижению личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

На сегодняшний день портфолио является частью итоговой оценки, закрепленной нормативными документами, в первую очередь ФГОС начального общего образования.

Технология Портфолио внедряется с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

Структура портфолио:

Портфолио ученика начальных классов включает в себя следующие разделы:

1) Здравствуйте это Я

а) автобиография;

б) рассказ о себе; о своей семье, о своих близких родственниках, о своих друзьях;

Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ученика. Важно дать ребёнку самому выбрать фотографию для титульного листа. Ребенок может описать свои увлечения, рассказать о своем городе, семье, друзьях, о своем имени или фамилии, написать о своей школе. Главное, чтобы он описывал то, что ему интересно и то, что он считает важным.

В этом разделе можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка. Он может поместить свои фотографии  и подписать их, написать небольшие сочинения на различные темы («Моё имя», «Моя семья», «Мои друзья», «Мои увлечения», «Мой город»), поместить образовательные планы на год.

2)Моя школьная жизнь

 Сведения об участии в самоуправлении класса; сведения об участии  в  делах класса и школы (конкурсы, акции, праздники, социальные акции и т.д.)

Отношение к себе и к людям, жизненные принципы.

3)Самоанализ собственных планов и интересов

В этом разделе ребенок планирует свою учебную деятельность на начало учебного года и проводит анализ своих действий по окончанию каждой учебной четверти.

4)Мои достижения

Сведения о достижениях учащегося по каждому учебному предмету;

Сведения об участии  в предметных олимпиадах,   научно-практических конференциях;

Сведения об участии в исследовательских проектах, в проектной деятельности;

Сведения об участии в  интеллектуально-познавательных конкурсах.

Сведения об участии  в школьных,  городских, областных и всероссийских конкурсах различного  направления (творческое, спортивное и т.д.) и  проектной  деятельности, в том числе участие в интернет-проектах

5)Копилка поощрительных документов

Раздел содержит конкретные документы, подтверждающие достижения учащегося в учебной или внеурочной деятельности.

  • Похвальные листы и грамоты;
  • Грамоты, дипломы, сертификаты;
  • Благодарственные письма;
  • Свидетельства.

6)Пожелания и отзывы

  • Отзывы о деятельности ученика (классного руководителя, учителей-предметников, других педагогов, администрации,  педагогов дополнительного образования, родителей);
  • Рецензии на работы учащихся;
  • Вырезки из СМИ о деятельности учащегося или его  творческих работах.

 В целом материалы портфолио позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.

Все составляющие Портфолио оцениваются только качественно. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ."

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,если у ученика нет желания учиться.             В. А.  Сухомлинский...

Статья на тему: "Создание условий для формирования УУД на уроках".

В статье говорится о формировании личностных, познавательных, ркгулятивных и коммуникативныхУУД на уроках....

Статья по теме: "Занятие воспитательной направленности. Внеурочная деятельность в начальной школе"

Занятие проводится  в форме технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» (беседа с детьми, чтение выдержек из писем,  постановка вопросов по письмам).Уча...

Статья по теме "Создание ситуации успеха на уроках ИЗО"

Статья содержит краткое описание нетрадиционных техник рисования, которые можно использовать на уроках ИЗО в начальной школе....

Родительское собрание на тему: "Создание портфолио школьника"

В разделе размещена презентация к родительскому собранию на тему "Создание портфолио школьникА". Собрание проводится в 1 классе, с целью формирования представления о накопительных материалах портфолио...

Проект по теме: «Создание Портфолио ученика начальных классов в условиях личностно ориентированного развивающего обучения. Опыт. Проблемы. Решения»

На сегодняшний день тема Портфолио, конечно, не нова, но по – прежнему содержит массу удивительных возможностей для раскрытия и реализации творчества учителя и ученика, т.к. содержание Портфеля ...

Статья на тему «Воспитание творческой направленности личности младших школьников в условиях коллективной деятельности»

   Изобретателем методики  коллективно - творческой деятельности( КТД), создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, считают доктора пе...