Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности.
статья на тему
Построение учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности влечет за собой активное применение современных образовательных технологий, учитывая современные требования к качеству образования, к уровню сформированности учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy_v_urochnoy_i_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности.
В Национальной доктрине образования РФ отмечается: «Система образования призвана обеспечить… подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информационного общества и развития новых наукоемких технологий…». Перед школой стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий. Организация учебно-воспитательного процесса на основе новейших образовательных технологий и с учетом психо-физиологических особенностей и личных интересов обучающихся позволяет добиваться высоких результатов учебной деятельности. Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе - это на сегодняшний день требование времени.
Построение учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности влечет за собой активное применение современных образовательных технологий, учитывая современные требования к качеству образования, к уровню сформированности учебных действий.
В основе концепции использования современных образовательных технологий на уроках и во внеурочное время я использую принципы и методы компетентностно-ориентированного образования, технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения. Учитывая именно то, что в классах часто присутствуют ученики с различным уровнем подготовки на уроках я стараюсь использовать различные современные образовательные технологии:информационно-коммуникационные, проектный метод, исследовательскую деятельность учащихся, разноуровневое обучение, дифференцированное обучение, технологию обучения в сотрудничестве или групповую работу, здоровьесберегающие технологии.
Одними из ведущих технологий в организации образовательного процесса на уроке и во внеурочное время считаю информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ на всех этапах урока позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. Современные школьники в большинстве своем владеют компьютерной грамотностью. Это позволяет регулярно использовать информационно-коммуникационные технологии на уроках.
Основными целями применения ИКТ на уроках являются:
- повышение мотивации к изучению русского языка;
- совершенствование коммуникативной компетентности
- увеличение объема лингвистических знаний;
- расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
- развитие способности и готовности к самостоятельному изучению русского языка.
Возможности применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности велики. Я использую их
при обучении грамматике: использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. Эта технология позволяет сократить затраты времени на уроке - исчезает необходимость записывания материала на доске. И с помощью ИКТ интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ.
при обучении лексике: для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом использую различные виды упражнений, такие как:
-упражнения на заполнение пропусков,
-упражнения в виде кроссвордов,
-упражнения в виде игры на составление предложений,
-учащемуся предлагается соотнести два списка слов и установить пары синонимов или антонимов;
при обучении аудированию: для формирования фонетических навыков аудирования; контроля правильности понимания прослушанного текста.
при обучении говорению: для формирования фонетических навыков говорения; для организации общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр.
Использование программы Power Point для создания презентаций делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания. Ученики могут создавать компьютерные презентации с целью представления результатов проектной деятельности. При организации этого вида деятельности преследуется ещё и практическая цель – научить учащихся использовать знания, умения и навыки, полученные на уроках, применительно к совершенно новой для них ситуации, что способствует повышению уровня сформированности коммуникативности учащихся. Вот только некоторые из тем: «Москва и ее достопримечательности», «Праздники города»,
« Экологические проблемы», «Здоровье. Спорт», «Мое хобби», «Мой распорядок дня» и др. Учащимся нравится этот вид деятельности.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию к изучению предметов, создает дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных умений и навыков учащихся. Использование данной технологии помогает осуществить переход от репродуктивных форм к самостоятельным, творческим видам работы.
Следующий важный аспект, которому я уделяю постоянное внимание на уроках и во внеурочное время - использование проектной методики.
Метод проектов является одним из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся, умению использовать иностранный язык, как инструмент межкультурного общения и взаимодействия. Поэтому одной из главных считаю задачу по формированию у учащихся навыков проектной деятельности.
Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых. Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения, причем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая работа должна проводиться постоянно.
Применение активных методов обучения и технологий интерактивного обучения позволяет в полной мере реализовать здоровьесберегающий потенциал урока. Эффективная организация урока, учитывающая психо-физиологические особенности обучающихся и дающая возможность самореализации каждому ребенку, обеспечивает высокое качество обучения и сохранение здоровья учащихся. Это обеспечивается тем, что учебная работа, интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки строятся таким образом, что не требуют от организма ребенка высокой физиологической цены, не вызывают чрезмерного напряжения и быстрого утомления.
Элементами здоровьесбережения на уроках выступают и сама структура урока, приемы подачи нового материала и техники его отработки, современные обучающие технологии, в том числе интегративное обучение, использование физкультминуток и минуток-релаксаций, дыхательная гимнастика, создание ситуации успеха на уроке.
Я стараюсь, чтобы каждый урок, развивая и обучая школьника, повышая его учебную мотивацию, придавал ему уверенности в своих силах и укреплял его здоровье.
Игровые технологии позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую- либо одну задачу или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т.д.
Одни игры выполняются учащимися индивидуально, другие – коллективно.
Каждое упражнение игрового характера требует не менее 10 минут учебного времени.
В заключении можно сказать, что использование современных образовательных технологий в учебно – воспитательном процессе дает хорошие результаты , помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным. Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Я дополняю и сочетаю традиционные методы преподавания с новыми методами, использую информационные технологии, применяю индивидуальный подход к каждому обучающемуся и развиваю их способности, а также объективно оцениваю качество знаний каждого ребенка. Таким образом, использование новых информационных технологий в преподавании является неотъемленной частью в методике преподавания в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно – ориентированным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности»
Описаны победы и промахи в моей профессиональной деятельности....
Обобщение педагогического опыта по теме: "Современные образовательные технологии на занятиях по внеурочной деятельности"
Из опыта работы...
Использование современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности
Часто я задумываюсь над вопросами: «Как сделать урок наиболее эффективным? Как научить детей применять свои знания на практике? Как научить детей учиться, при этом сохранить здоровье».Мног...
Эффективное использование современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности
Использеование проектных, игровых, личностно-ориентированных, интерактивных и других на уроке и во внеурочной деятельности...
Выступление "Применение современных образовательных технологий во внеурочной деятельности"
Презентация выступления по теме " Применение современных образовательных технологий во внеурочной деятельности"....
Применение современных образовательных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе.
Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающ...
Применение современных педагогических технологий на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе
Применение современных педагогических технологий на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе...