Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа (4 класс)

Есина Ольга Валерьевна

«Я - исследователь» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-_issledovatel_4_klass.docx43.54 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

                Рабочая программа к курсу «Я - исследователь» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Р. И. Сизовой, Р. Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»»

                                

                Цель курса : создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

        Задачи курса:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

На курс «Я - исследователь» в 4 классе отводится 1 час в неделю (34 учебных недели), всего 34 часа.

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные  результаты

Регулятивные

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Тема1.  Твои новые интересы и увлечения - 1 ч.

Тема2.  Культура мышления - 1ч.

  • Практическая работа «Неоконченный рассказ».

Тема3.Исследовательско – творческий проект – 1 ч.

  • Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.

Тема 4. Творческий проект -1 ч

  • Задания на развитие умения выявлять проблему. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни.

Тема 5-6.  Ролево – игровой проект -2ч.

  • Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Тема 7- 8.  Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой-2 ч.

  • Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования.
  • Обоснование актуальности выбора темы исследования.
  • Предмет исследования как проблема в самой теме исследования.
  • Какими могут быть исследования.

Тема 9-10. Информационно - исследовательской проект - 2ч.

  • Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

Тема 11. Информационно - ориентированный проект - 1 ч.

  • Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

Тема 12. Практико  - ориентированный проект-1 ч.

Тема 13- 14. Монопредметный проект– 2 ч.

Работа с литературой по выбранной теме.

  • Выборка необходимого материала для работы.

Тема15.Межпредметный проект -1 ч.

Тема 16.Виды презентационных проектов – 1 ч.

  • Знакомство с видами проектов

Тема 17.Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экспедиции

  • Выступление с проектами перед одноклассниками.

Тема 18. Вид презентации проекта в рамках научной конференции

  • Презентация проекта на школьной НПК.

Тема 19. Правильная подготовка презентации к проекту

  • Проведение эксперимента.

Тема  20- 21.Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления

Тема 22-23. Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом - 2ч.

  • Выборочное чтение.
  • Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Тема  24. Типичные ошибки проектантов.

Тема 25. Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся

Тема 26. Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой.

Тема 27- 28. Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей

Тема 29. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

Тема 30. Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации.

  • Подбор необходимых картинок.
  • Составление альбома иллюстраций.

Выполнение поделок

Тема 31-32. Программа MicrosoftOfficeWord. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.

Тема 33. Твои впечатления от работы над проектом.

  • Анализ исследовательской деятельности. Выводы.

Тема 34. Пожелания будущим проектантам

3. Тематическое планирование  4 класс

Тема

Виды деятельности

Результаты изучения курса

Кол- во часов

По

плану

По

 факту

1

Твои новые интересы и увлечения

Исследование, исследователь. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;

1

2

Виды проектов

Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт. Обмен мнениями.

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу

Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по пред­ложенной теме, рисунку;

Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания

1

3

Исследовательско – творческий проект

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем.

Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника;

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

Познавательные: строить несложные рассуждения, делать выводы

1

4

Творческий проект

Работа над актуальностью выбранной проблемы.

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные: работать с графической информацией,

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;

1

5-6

Ролево – игровой проект

Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;

2

7- 8

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой

Выбор путей решения. Работа с различными источниками информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу

Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по пред­ложенной теме, рисунку;

Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания

2

9 - 10

Информационно - исследовательской проект

Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной  и методической литературы.

Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника;

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

Познавательные: строить несложные рассуждения, делать выводы

2

11

 Информационно - ориентированный проект

Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи.

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные: работать с графической информацией,

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;

1

12

Практико  - ориентированный проект

Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Распределение ролей в группе

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;

1

13 -14

Монопредметный проект

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы.

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу

Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по пред­ложенной теме, рисунку;

Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания

2

15

Межпредметный проект

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы.

Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника;

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

Познавательные: строить несложные рассуждения, делать выводы

1

16

Виды презентационных проектов

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные: работать с графической информацией,

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;

1

17

Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экспедиции

Обработка информации. Оформление информации.

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;

1

18

Вид презентации проекта в рамках научной конференции

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу

Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по пред­ложенной теме, рисунку;

Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания

1

19

Правильная подготовка презентации к проекту

Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.

Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника;

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

Познавательные: строить несложные рассуждения, делать выводы

1

20-21

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления

Выбор путей решения. Работа с различными источниками информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные: работать с графической информацией,

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;

2

22-23

Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

Правила подготовки презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;

2

24

Типичные ошибки проектантов.

Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу

Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по пред­ложенной теме, рисунку;

Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания

1

25

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся

Выбор путей решения. Работа с различными источниками информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.

Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника;

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

Познавательные: строить несложные рассуждения, делать выводы

1

26

Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой.

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы.

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные: работать с графической информацией,

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;

1

27-28

Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей

Выбор путей решения. Работа с различными источниками информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;

2

29

Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

Выбор путей решения. Работа с различными источниками информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу

Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по пред­ложенной теме, рисунку;

Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания

1

30

Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации.

Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.

Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника;

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

Познавательные: строить несложные рассуждения, делать выводы

1

31 - 32

ПрограммаMicrosoftOfficeWord. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.

Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные: работать с графической информацией,

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;

2

33

Твои впечатления от работы над проектом.

Сдача исследовательской работы. Рефлексия. Праздник исследователей

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;

1

34

Пожелания будущим проектантам.

Сдача исследовательской работы. Рефлексия. Праздник исследователей

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу

Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по пред­ложенной теме, рисунку;

Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания

1

Всего

34

34

В результате изучения данного курса 4 классе обучающиеся должны:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента.

  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
  • конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
  • систематизировать учебный план;
  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
  • высказывать содержательно свою мысль, идею;
  • формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
  • свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
  • переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

          

Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по программе «Я исследователь» необходимы следующие  принадлежности:

  • подборка видеофрагментов;
  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
  • компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор.

Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель ОБЖ, либо любой другой специалист в области основ безопасности жизнедеятельности, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

Учебно – методическая литература для учителя

  1. Сизова Р. И ,.Селимова Р. Ф. Учусь создавать проектыМетодическое пособие для учителя., Москва, издательство РОСТ, 2013.
  2. Сизова Р. И , .Селимова Р. Ф. Рабочая тетрадь для младших школьников. , Москва, издательство РОСТ, 2013.
  3. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2013

Учебная литература для обучающихся

  1. Сизова Р. И , .Селимова Р. Ф. Рабочая тетрадь для младших школьников. , Москва, издательство РОСТ, 2013.
  2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
  3. Интернет  - ресурсы
  4. А.В.Горячев, Н.И. Иглина" Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...