Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Краеведческая азбука"
рабочая программа (1, 2 класс)

Елескина Наталья Александровна

Краеведческий материал по Симбирскому краю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_2014-2015_1.docx95.13 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на педагогическом

совете

Протокол № 1

от 28 августа 2015 года

«Утверждаю»

Директор МОУ Покровской СОШ

МО «Цильнинский район»

Ульяновской области

_______________ В.А. Тигров

Приказ № 155 от 01 сентября 2015 года

Муниципальное образовательное учреждение

Покровская средняя общеобразовательная школа

муниципального образования «Цильнинский район Ульяновской области

Рабочая программа

Наименование курса внеурочной деятельности: Краеведческая азбука юного ульяновского школьника

Класс: 1,2

Уровень образования: начальное общее

Учитель: Елескина Наталья Александровна

Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год

Количество часов: всего – 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Планирование составлено на основе: Программа курса «Азбука юного ульяновского школьника или путешествие по родному краю» С.Ю.Прохорова, Е.А.Хасьянова. Программа внеурочной деятельности. Общеинтеллектуальное направление, Москва: «Планета», 2013 год.  

Учебник: «Азбука юного ульяновского школьника или путешествие по родному краю», авторы С.Ю.Прохорова, Е.А.Хасьянова,Москва: Планета, 2014, 128 с.

Рабочую программу составила учитель Елескина Н.А.

Согласовано: заместитель директора МОУ Покровской СОШ поВР _____________ Иванова Н.А.

Рассмотрено на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол №1 от 26 августа 2015 года

Руководитель ШМО _______ Базунова Е.С.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА

Нормативной основой программы внеурочной деятельности является основная образовательная программа начального общего образования МОУ Покровской СОШ, введённая в действие приказом по школе №29б от 17 марта 2011года.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОГО КУРСА

Программа внеурочной деятельности «Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю» предназначена для реализации в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования детей и предлагает организацию образовательного процесса общеинтеллектуального направления, в частности краеведения.

Данную программу можно реализовывать для учащихся в возрасте 6-10 лет. По усмотрению педагога, в соответствии с выбранным учебно-методическим комплексом программа может применяться в любом классе начальной школы.

Название программы «Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю» выбрано неслучайно. Знакомясь с материалом, который представлен в алфавитном порядке, в доступной форме с использованием фотографий, загадок, стихов, кроссвордов, интересных фактов, юные читатели начинают получать азы краеведения. Использование игрового материала, а также проведение мини-исследований позволит юным краеведам не только узнать много нового и интересного о родном крае, но и составить карту-путеводитель по Ульяновской области.

Данная программа полностью адаптирована к возрасту детей начальной школы и опирается на местный краеведческий и исторический материал.

Ценность данной программы заключается в том, что она личностно-ориентированная, направлена на личностное развитие ребёнка и формирование стойкой жизненной «Я» - позиции.

Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин -это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Краеведение - это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.

Новизна программы - в подборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные с непосредственным окружением обучающихся, жизнью города Ульяновска и Ульяновской области. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение и так далее. На каждую букву авторы подобрали информацию о родном крае, предлагают творческие задания, загадки и многое другое

Практическая значимость программы заключается в следующем:

  1. Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края.
  2. Благодаря программе у обучающихся формируется основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.
  3. Программа учит быть не просто пассивными читателями, но учиться проводить исследования, работать вместе со взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.

При обучении по данной программе используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый;
  • проектный;
  • исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный метод - это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.

Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения обучающимися навыков и умений и обогащения знаний.

Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы обучающихся.

Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, решении конкретных задач.

Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.

Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Азбука юного ульяновского школьника или путешествие по родному краю»: чтение и анализ материалов книги, игры, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ, практические работы.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.

Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности младшего школьника на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

образовательные:

  • формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;
  • формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение,
  • формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно - исторических источников, применять их в новой ситуации,
  • формирование элементов творческой деятельности.

развивающие:

  • развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;
  • формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;
  • развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;
  • развитие внимания к собственной речи и речи собеседника;
  • развитие образного и логического мышления.

воспитательные:

  • осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;
  • воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.

  1. МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Программа составлена из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год.

 Программа состоит из разделов. Каждый раздел имеет свою комплексно- дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения, определены цели развивающего и воспитательного характера.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-        определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и

способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-        активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-        излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, обеспечивающие овладение учащимися предметными и метапредметными УУД

Объяснительно-иллюстративный метод - это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.

Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения обучающимися навыков и умений, и обогащения знаний.

Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы обучающихся.

Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, решении конкретных задач.

Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.

Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Азбука юного ульяновского школьника или путешествие по родному краю»: чтение и анализ материалов книги, игры, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ, практические работы.

  1. ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Формой подведения итогов могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу, участие в конкурсах проектной и исследовательской деятельности младших школьников (в Ульяновской области - «Аленький цветочек» и «Малая академия», «С Симбирчитом по родному краю» и другие), проведение комплексных работ (Приложение 1).

Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить в слайдовую презентацию по предлагаемым в программе разделам и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».

Методы текущего контроля- наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Самоконтроль. В книге «Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю» (авторы: Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А.) предлагается рубрика «Испытай себя!» где предлагается поэтапно выполнить несколько заданий, за каждый блок заданий ученик получает определённое количество баллов. Выполнив задания, ребенок может срав

нить свои ответы с ответами в конце книги. После суммирования получившихся баллов ребенок определяет уровень усвоения материала.

А теперь подсчитай общее количество баллов и определи свой уровень прохождения испытания юного краеведа.

25-40 баллов - ознакомительный уровень

40-50 баллов - творческий уровень

54-50 баллов - исследовательский уровень

У учащегося есть возможность проходить уровни столько раз, сколько он посчитает это нужным, пока не добьется положительных результатов.

Также, по ходу прохождения материала, учащиеся заполняют карту Ульяновской области, разрабатывая свои маршруты (реальные, виртуальные) изучения родного края, что также способствует развитию универсальных учебных действий младших школьников.

Основными задачами оценивания в данной программе внеурочной деятельности являются:

  • развитие познавательных интересов обучающихся,
  • создание ситуации успеха для каждого ученика,
  • повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях,
  • максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка,
  • приобретение навыков саморефлексии.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Программа включает 6 разделов:

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.
  3. Географические объекты.
  4. Памятники природы.
  5. Растения Ульяновской области.
  6. Животные Ульяновской области.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Известные люди родного края.

Цель: познакомить с известными людьми родного края, их жизнью, поступками, деятельностью, показать, чем они прославили родной край и вошли в его историю.

1.1. -1.2. Тема: Аксаков Сергей Тимофеевич.

Теория: жизнь и творчество писателя.

Практика: знакомство с произведением «Аленький цветочек», рассказ о прототипе цветка, раскрашивание иллюстрации из произведения.

Оборудование: книга, произведение «Аленький цветочек», аудиозапись сказки, раскраски к произведению

Методы и формы: рассказ, демонстрация наглядного материала; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.3.        Тема: Андрей Блаженный.

Теория: юродивый, канонизация, святой.

Практика: знакомство с симбирским святым, знакомство с храмом, где хранятся мощи Андрея Блаженного.

Оборудование: книга, фотографии храма, икон.

Методы и формы: рассказ, демонстрация наглядного материала, коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.4.        Тема: Благов Николай Николаевич.

Теория: поволжский поэт, Государственная премия России, журнал «Волга».

Практика: работа с текстом книги, знакомство со стихотворениями.

Оборудование: книга, сборники стихов.

Методы и формы: рассказ, беседа, дискуссия, демонстрация наглядного материала; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.5.        Тема: Ведин Фёдор Иванович.

Теория: военная печать, очерк, пропагандировал идеи советского патриотизма. Практика: знакомство с текстом книги, беседа и обсуждение статьи. Оборудование: книга, фотография писателя.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.6. - 1.7. Тема: Гончаров Иван Александрович.

Теория: музей Гончарова, памятник дивану Обломова, объекты, связанные с именем ИА.Гончарова.

Практика: работа со статьёй учебника, выполнение практического задания.

Оборудование: книга, фотографии гончаровских мест, произведения И.А.Гончарова.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, групповая, коллективная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.8.        Тема: Гай Гая Дмитриевич.

Теория: Военный деятель, белогвардейцы.

Практика: знакомство с текстом статьи.

Оборудование: текст статьи, фотографии памятника.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, групповая, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.9.        Тема: Давыдов Денис Васильевич.

Теория: Отечественная война 1812 года, партизанские действия.

Практика: знакомство со статьёй книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.10.        Тема: Донец Станислав Юрьевич.

Теория: короткая вода, комбинированная эстафета.

Практика: знакомство со статьёй книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.11.        Тема: Ивашев Пётр Никифорович.

Теория: участник штурма Очакова и Измаила, декабрист.

Практика: знакомство со статьёй учебника.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.12.        Тема: Карамзин Николай Михайлович.

Теория: журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума».

Практика: знакомство с текстом статьи.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.13.        Тема: Крылов Владимир Валентинович.

Теория: легкоатлет, Олимпийский чемпион.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.14.        Тема: Любяще в Александр Александрович.

Теория: энтомолог, система учёта времени.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.15.        - 1.16. Тема: Ленин (Ульянов) Владимир Ильич.

Теория: политический деятель, революционер, создатель партии большевиков.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, выполнение практического задания по нахождению ленинских мест.

Оборудование: книга, доклады учеников с фотографиями.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.17. - 1.19. Тема: Минаев Дмитрий Дмитриевич.

Теория: сатирик, критик, переводчик.

Практика: знакомство с текстом статьи, практическое задание, знакомство с произведениями Минаева.

Оборудование: книга, произведения Минаева, доклады учеников.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.20.        Тема: Матросов Александр Матвеевич.

Теория: герой Советского Союза, трудовая колония.

Практика: знакомство со статьёй книги, фотографиями героя.

Оборудование: книга, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.21.        Тема: Неверов (Скобелев) Александр Сергеевич.

Теория: основатель народного театра.

Практика: знакомство со статьей книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.22.        Тема: Огарёв Николай Платонович.

Теория: философ, политический деятель.

Практика: знакомство с текстом статьи и обсуждение её.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.23. - 1.24. Тема: Ознобишин Дмитрий Петрович.

Теория: переводчик, общественный деятель.

Практика: знакомство со статьёй книги, выполнение практического задания.

Оборудование: книга, произведения Ознобишина.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работа.

Формы контроля: текущий контроль.

1.25.        Тема: Полбин Иван Семёнович.

Теория: командир бомбардировочного авиационного полка.

Практика: знакомство со статьёй книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.26.        Тема: Пластов Аркадий Александрович.

Теория: живописец, график.

Практика: знакомство со статьёй книги, картинами Пластова.

Оборудование: книга, картины Пластова.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.27.        - 1.28. Тема: Радищев Александр Николаевич.

Теория: мыслитель, писатель.

Практика: статья книги, басни Радищева.

Оборудование: книга, произведения Радищева.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.29- 1.30. Тема: Разумовский Дмитрий Александрович.

Теория: террорист, героизм.

Практика: знакомство с текстом статьи, выполнение практических заданий.

Оборудование: книга, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.31.        Тема: Садовников Дмитрий Николаевич.

Теория: фольклорист, этнограф, поэт.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, произведения.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.32.        Тема: Тургенев Николай Иванович.

Теория: экономист, публицист, декабрист. Практика: знакомство и обсуждение статьи книги. Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы. Формы контроля: текущий контроль.

1.33 - 1.34. Тема: Трёшников Алексей Фёдорович.

Теория: океанолог, географ, исследователь Арктики.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, выполнение практического задания.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллектив-, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.35.        Тема: Ульянов Илья Николаевич.

Теория: педагог, просветитель, директор народных училищ.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.36.        Тема: Хитрово Богдан Матвеевич.

Теория: боярин, оружейничий, дворецкий.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.37.        Тема: Чардынин Пётр Иванович.

Теория: актёр, кинорежиссёр.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.38.        Тема: Шатров Николай Яковлевич.

Теория: фабрикант, купец, меценат.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.39.        Тема: Эрьзя Степан Дмитриевич.

Теория: художник, скульптор.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.40.        Тема: Юртов Авксентий Филиппович.

Теория: просветитель.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.41.        Тема: Языков Николай Михайлович.

Теория: поэт.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.42.        Тема: Яковлев Иван Яковлевич.

Теория: просветитель, переводчик.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

1.43.        Тема: Испытай себя.

Практика: выполнение практических тестовых заданий.

Оборудование: книга.

Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы.

Формы контроля: итоговый контроль.

  1. Промышленные и культурные объекты родного края.

Цель: познакомить с промышленными и культурными объектами родного края, их значением в жизни родного края.

2.1. Тема: Моя малая родина.

Теория: Кодекс жителя Ульяновской области, знаменитые люди Ульяновской области.

Практика: знакомство и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, фотографии, стихотворения.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

2.2 -2.3. Тема: Символы Ульяновска.

Теория: герб, гимн Ульяновска.

Практика: знакомство и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, иллюстрации герба, текст гимна Ульяновска,

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

2.4.        Тема: Ульяновск - город семи ветров.

Теория: крупный город России, административный центр Ульяновской области.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, фотографии города Ульяновска.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

2.5.        - 2.6. Тема: Улицы города Ульяновска.

Теория: улицы города, твоя улица.

Практика: знакомство с текстом статьи в книге, нахождение материала об истории своей улицы. Исследование о своей улице.

Оборудование: книга, исследования детей.

Методы и формы: частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: итоговый контроль.

2.7.        Тема: Рекорды Ульяновской области.

Теория: рекорды Ульяновской области.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, практическая работа по составлению списка рекордов Ульяновской области.

Оборудование: книга, фотографии, исследования детей.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, групповая, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: итоговый контроль.

2.8.        Тема: Авиастар.

Теория: Авиастар - крупнейший производитель авиационной техники.

Практика: знакомство и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, групповая, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

2.9.        Тема: Дом-особняк С.С.Бакунина.

Теория: особняк, мансарда, «Теремок».

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

2.10.-2.11. Тема: Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т.Аксакова.

Теория: библиотека, викторина.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, викторина.

Оборудование: книга, фотографии, библиотечные книги.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

2.12.        Тема: Памятник букве Ё.

Теория: памятник седьмой букве алфавита.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, экскурсия к памятнику.

Оборудование: книга, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

2.13.        - 2.16. Тема: Музей-заповедник.

Теория: Музей-заповедник «Родина В.И.Ленина», 6 музеев, 4 музейных центра.

Практика: знакомство с тексом книги, исследования детей, экскурсии в музеи.

Оборудование: книга, справочный материал, сообщения детей, фотографии, иллюстрации, литературный материал.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

2.17. - 2.19. Тема: Театры Ульяновска.

Теория: Драматический театр имени И.А.Гончарова, кукольный театр имени В.Леонтьевой, театр юного зрителя.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, посещение театров.

Оборудование: книга, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, групповая, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

2.20. - 2.21. Тема: Духовой оркестр Ульяновской области.

Теория: Ульяновский государственный духовой оркестр «Держава», музыкальные инструменты.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, раскрашивание музыкальных инструментов. Загадки о музыкальных инструментах.

Оборудование: книга, иллюстрации, фотографии.

Методы и формы: коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

2.22.        Тема: Ульяновский автомобильный завод.

Теория: Ульяновский автомобильный завод, рекорды автомобильного завода.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, раскрашивание модели УАЗа.

Оборудование: книга, иллюстрации, фотографии.

Методы и формы: коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

2.23.        - 2.24. Тема: Храмы Ульяновска.

Теория: православные церкви, мечети, синагоги, кирхи.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, экскурсии.

Оборудование: книга, иллюстрации, фотографии. Методы и формы: коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

2.25. Тема: Испытай себя.

Практика: выполнение практических тестовых заданий.

Оборудование: книга.

Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы.

Формы контроля: итоговый контроль.

  1. Географические объекты

Цель: познакомить с географическими объектами Ульяновской области.

3.1. Тема: Аммонит.

Теория: гигантские беспозвоночные моллюски.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, рассматривание образцов аммонитов.

Оборудование: книга, образцы аммонитов, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная форма работа.

Формы контроля: текущий контроль.

3.2. Тема: Белемнит.

Теория: вымершие головоногие моллюски.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, рассматривание образцов белемнитов.

Оборудование: книга, образцы белемнитов, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

3.3. -3.4. Тема: Белое озеро.

Теория: представители флоры ледниковых эпох.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, исследования детей.

Оборудование: книга, фотографии, сообщения детей.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

3.5. Тема: Река Волга.

Теория: Волжское водохранилище, Президентский мост.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

3.6.-3.7. Тема: Грибы, занесённые в Красную книгу Ульяновской области.

Теория: грибы, Красная книга.

Практика: познакомить с грибами, разгадать кроссворд.

Оборудование: книга, иллюстрации.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

3.8.        Тема: Никольская гора.

Теория: Белая гора - возвышенность Сурского района.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

3.9.        Тема: Пальцинский остров.
Теория: Пальцинский остров.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, групповая формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

3.10. Тема: Река Свияга.

Теория: Свияга - река Ульяновской области.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.

Оборудование: книга, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

3.11.        Тема: Симбирцит.

Теория: поделочный камень из группы кальцитов, памятник симбирциту в Ульяновске.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.

Оборудование: книга, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

3.12.        Тема: «Чёрное озеро».

Теория: Экологический парк «Чёрное озеро».

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.

Оборудование: книга, открытки, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

3.13.        Тема: Черемшан.

Теория: река в Ульяновской области.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.

Оборудование: книга, открытки, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

3.14.        Тема: Юловский пруд.

Теория: запруда на речке Юловке.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.

Оборудование: книга, открытки, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

3.15.        Тема: Языкове.

Теория: родовое имение дворян Языковых.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.

Оборудование: книга, открытки, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, групповая формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

  1. Памятники природы.

Цель: познакомить с памятниками природы Ульяновской области, их расположением, значимостью, природоохранными мероприятиями.

4.1.        Тема: Акшуатский дендропарк.

Теория: дендропарк, памятник природы.

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

4.2.        Тема: Баевское окаменелое дерево.

Теория: памятник природы - окаменелое древесное растение.

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

4.3 - 4.5. Тема: Винновская роща.

Теория: памятник природы, истории и культуры.

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника, разгадывание кроссворда о растениях Винновской рощи, раскрашивание листьев.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

4.6.        Тема: Гранное ухо.

Теория: памятник природы - гора, легенды горы.

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

4.7.        - 4.8. Тема: Заказники Ульяновской области.

Теория: Ульяновский государственный палеонтологический заказник, Сурский заказник, Новоникулинский заказник, Базарносызганский заказник.

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

4.9.        Тема: Клюквенный залив.

Теория: залив, «Губа», сплавина.

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

4.10.        Тема: Лебяжинская корава.

Теория: корава, водохранилище.

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

4.11.        - 4.12. Тема: Маришкин родник.

Теория: памятник природы - родник в Ленинском районе города Ульяновска.

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника, легенда о Маришкином роднике.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии, сообщения детей.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

4.13.        Тема: Наяновский солончак.

Теория: памятник природы, солончак, научная лаборатория.

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.

Формы контроля: текущий контроль.

4.14.        Тема: Берег орланов.

Теория: орлан-белохвост.

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

4.15.        Тема: Скрипинские кучуры.

Теория: памятник природы, кучуры.

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

4.16.        Тема: Ундоровскийисточник.

Теория: водолечебница, минеральная вода «Волжанка».

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

4.17.        Тема: Шиловская лесостепь.

Теория: памятник природы.

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

Формы контроля: текущий контроль.

4.18.        Тема: Сенгилеевские меловые горы. Мел.

Теория: природоохранная территория.

Практика: изучение свойств мела.

Оборудование: работа с картой Ульяновской области, мел, сосуд, вода, пинцет, лупа.

Методы и формы: исследовательский; коллективная и индивидуальная работа.

Формы контроля: текущий контроль.

4.19.        Тема: Испытай себя.

Практика: выполнение практических тестовых заданий.

Оборудование: книга.

Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы.

Формы контроля: итоговый контроль.

  1. Растения Ульяновской области.

Цель: Познакомить с растениями (в том числе и редкими, исчезающими) Ульяновской области, особенностями их произрастания, практической значимостью.

Занятия по темам 5.1. - 5.40 строятся по единому плану:

  • чтение и обсуждение статьи в книге;
  • работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет;
  • работа с картой Ульяновской области и выяснение места произрастания данного растения;
  • отличительные особенности данного растения;
  • полезные свойства растения;
  • знакомство с информацией из рубрики «Это интересно»;
  • выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, составление рецептов и т.д.);
  • исследовательская работа в рубрике «Выполни со взрослыми»;
  • чтение произведений о растениях.

5.41. Тема: Испытай себя.

Практика: выполнение практических тестовых заданий. Оборудование: книга.

Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы. Формы контроля: итоговый контроль.

  1. Животные Ульяновской области.

Цель: Познакомить с животными Ульяновской области (в том числе и редкими, исчезающими), особенностями их проживания, практической значимостью.

Занятия по темам 6.1. - 6.37. строятся по единому плану:

  • чтение и обсуждение статьи в книге;
  • работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет;
  • работа с картой Ульяновской области и выяснение места обитания данного животного;
  • отличительные особенности данного животного;
  • практическая значимость животного;
  • знакомство с информацией из рубрики «Это интересно»;

-        выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, отгадывание загадок и т.д.);

  • исследовательская работа в рубрике «Выполни со взрослыми»;
  • чтение произведений о животных.

6.38. Тема: Испытай себя.

Практика: выполнение практических тестовых заданий. Оборудование: книга.

Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы. Формы контроля: итоговый контроль.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Класс

Учебники

(автор, название, год издания, издательств)

Методические материалы

Дидактические материалы и оборудование

Материалы для

контроля

Интернет-ресурсы

1

2

3

4

5

1-4

Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю / СЮ. Прохорова, Е.А. Хасьянова. - М.: «Планета», 2013. - 128с.

Программа внеурочной деятельности «Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю» / СЮ. Прохорова, Е.А. Хасьянова. - М.: «Планета», 2013. - 110с.

1.Электронные демонстрацион-

ные таблицы 2.Электронный дидактический и раздаточный материал

3. Тренажёр по азбуке для начальной школы.

4. Презентации

5. наглядный материал 6. Медиапроектор (по необходимости)

7. Компьютер

Контрольные работы;

Электронные тесты;

Тренажёры

1. Методические рекомендации

по технологии создания электронных ресурсов к урокам

http://svetly5school.narod.ru/metod1.html

2.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/  

4. http://www.1september.ru

5. http://www.uchportal.ru

http://www.openclass.ru/node/234008

http://eorhelp.ru/

http://school-collection.edu.ru/

http://fcior.edu.ru/

http://hyaenidae.narod.ru/

http://www.rusedu.ru/subcat_30.html

http://www.luchiki.ucoz.ru/news/3

http://www.proshkolu.ru/

http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888

http://www.nachalka.info/about/193/

http://www.uchportal.ru/load/47

видео программа «Будем вежливы»;

1.Ульяновская областная библиотека.Краеведение http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99

2.Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени СТ. Аксакова http://uobdu-aksakov.org/

3.Ульяновский туристический информационный центр http://www.simt^info.ru/obmfo.htm

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература, используемая учителем:

1.        Венок Н.М. Языкову. Сборник: - Ульяновск: «Симбирская книга», 2002. - 80 с.

2.        Волкова П.И., Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое
пособие. В 2 частях [Текст] / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.

  1. Карпова Т.А. Лето веселого цвета: Стихи. - Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2009. -48 с.
  2. Край прелестный - это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению / Составитель В.Н. Янушевский. - Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000. - 256 с.
  3. Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие / Под ред. В.Н. Яну-шевского. - Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001. - 224 с.
  4. Тихонова А.Ю. Региональная культура: образовательный аспект: монография [Текст] / А.Ю. Тихонова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2006.
  5. Тихонова А.Ю. Этнология Симбирско-Ульяновского региона: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Ю. Тихонова. - Ульяновск: УлГУ, 2008.
  6. Тихонова, А.Ю. Баягине: учеб.-метод, пособие по приобщению учащихся начальных классов к этнокультурным традициям мордвы-эрзя / А.Ю. Тихонова, А.Ф. Сударева, О.В. Салмина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2010. 100 с.

Литература, рекомендуемая для учащегося:

1. Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю / СЮ. Прохорова, Е.А. Хасьянова. - М.: «Планета», 2013. - 128с.

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема занятия

Виды внеурочной деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

(познавательные, регулятивные, коммуникативные)

03.09

Введение. Наш край.

Знакомство с известными людьми родного края, их жизнью, поступками, деятельностью, чем они прославили родной край и вошли в его историю.

Знакомство с промышленными и культурными объектами родного края, их значением в жизни родного края.

Знакомство с географическими объектами родного края.

Знакомство с памятниками природы Ульяновской области, их расположением, значимостью, природоохранными мероприятиями.

Знакомство с растениями (в том числе и редкими, исчезающими) Ульяновской области, особенностями их произрастания, практической значимостью.

Знакомство с животными Ульяновской области (в том числе и редкими, исчезающими), особенностями их проживания, практической значимостью.

Формировать мотивационную основу учебной деятельности. Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности

П.-Умение анализировать, сравнивать и обобщать. Работать с энциклопедической литературой.

К.-Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Умения аргументировать свои предложения.

Р.-Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

07.09

Буква А.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.
  3. Географические объекты.

10.09

Буква А.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.
  3. Животные Ульяновской области.

14.09

Буква Б.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу

17.09

Буква Б.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

21.09

Буква В.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

Формировать мотивационную основу учебной деятельности.

24.09

Буква В.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

Знакомство с известными людьми родного края, их жизнью, поступками, деятельностью, чем они прославили родной край и вошли в его историю.

Знакомство с промышленными и культурными объектами родного края, их значением в жизни родного края.

Знакомство с географическими объектами родного края.

Знакомство с памятниками природы Ульяновской области, их расположением, значимостью, природоохранными мероприятиями.

Знакомство с растениями (в том числе и редкими, исчезающими) Ульяновской области, особенностями их произрастания, практической значимостью.

Знакомство с животными Ульяновской области (в том числе и редкими, исчезающими), особенностями их проживания, практической значимостью.

Развитие морально – эстетического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми.

П.-Умение анализировать, сравнивать и обобщать. Работать с энциклопедической литературой.

К.-Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Умения аргументировать свои предложения.

Р.-Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

28.09

Буква Г.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

01.10

Буква Г.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

05.10

Обобщающее занятие. Мозаика букв.

Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности.

08.10

Буква Д.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

Формировать мотивационную основу учебной деятельности. Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности

П.-Работать по инструкции, с документацией, таблицами

К.-Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работе в парах)

Р.-Осуществлять пошаговый контроль

12.10

Буква Д.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

15.10

Буква Е,Ё.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

19.10

Буква Е,Ё.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу

22.10

Буква Ж.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

Знакомство с известными людьми родного края, их жизнью, поступками, деятельностью, чем они прославили родной край и вошли в его историю.

Знакомство с промышленными и культурными объектами родного края, их значением в жизни родного края.

Знакомство с географическими объектами родного края.

Знакомство с памятниками природы Ульяновской области, их расположением, значимостью, природоохранными мероприятиями.

Знакомство с растениями (в том числе и редкими, исчезающими) Ульяновской области, особенностями их произрастания, практической значимостью.

Знакомство с животными Ульяновской области (в том числе и редкими, исчезающими), особенностями их проживания, практической значимостью.

Формировать мотивационную основу учебной деятельности.

П.-Работать по инструкции, с документацией, таблицами

К.-Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работе в парах)

Р.-Осуществлять пошаговый контроль

26.10

Буква Ж.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

Развитие морально – эстетического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми.

29.10

Буква З.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

09.11

Буква З.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

12.11

Обобщающее занятие. Мозаика букв.

Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности.

16.11

Буква И.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

Формировать мотивационную основу учебной деятельности. Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности

П.-Работать с материалами музея, с таблицами.

К.-Умения аргументировать свои предложения.  

Р.-Выполнять самоконтроль.

Оценивать правильность выполнения задания

19.11

Буква И.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

23.11

Буква К.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу

26.11

Буква К.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

Знакомство с известными людьми родного края, их жизнью, поступками, деятельностью, чем они прославили родной край и вошли в его историю.

Знакомство с промышленными и культурными объектами родного края, их значением в жизни родного края.

Знакомство с географическими объектами родного края.

Знакомство с памятниками природы Ульяновской области, их расположением, значимостью, природоохранными мероприятиями.

Знакомство с растениями (в том числе и редкими, исчезающими) Ульяновской области, особенностями их произрастания, практической значимостью.

Знакомство с животными Ульяновской области (в том числе и редкими, исчезающими), особенностями их проживания, практической значимостью.

Формировать мотивационную основу учебной деятельности.

П.-Работать с материалами музея, с таблицами.

К.-Умения аргументировать свои предложения.  

Р.-Выполнять самоконтроль.

Оценивать правильность выполнения задания

30.11

Буква Л.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

03.12

Буква Л.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

Развитие морально – эстетического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми.

07.12

Буква М.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

10.12

Буква М.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

14.12

Обобщающее занятие. Мозаика букв.

Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности.

П.-Умение анализировать, сравнивать и обобщать.

К.-Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Р.-Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

17.12

Буква Н.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу

21.12

Буква Н.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

24.12

Буква О.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

Знакомство с известными людьми родного края, их жизнью, поступками, деятельностью, чем они прославили родной край и вошли в его историю.

Знакомство с промышленными и культурными объектами родного края, их значением в жизни родного края.

Знакомство с географическими объектами родного края.

Знакомство с памятниками природы Ульяновской области, их расположением, значимостью, природоохранными мероприятиями.

Знакомство с растениями (в том числе и редкими, исчезающими) Ульяновской области, особенностями их произрастания, практической значимостью.

Знакомство с животными Ульяновской области (в том числе и редкими, исчезающими), особенностями их проживания, практической значимостью.

Формировать мотивационную основу учебной деятельности.

П.-Умение анализировать, сравнивать и обобщать.

К.-Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Р.-Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

28.12

Буква О.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

Формировать мотивационную основу учебной деятельности. Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности

11.01

Буква П.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

14.01

Буква П.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

Развитие морально – эстетического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми.

18.01

Буква Р.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

21.01

Буква Р.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

25.01

Обобщающее занятие. Мозаика букв.

Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности.

П.-Умение работать с картой.

К.-Задавать вопросы. Контролировать действия партнёра

Р.-Выполнять самоконтроль.

Оценивать правильность выполнения задания.

28.01

Буква С.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

Знакомство с известными людьми родного края, их жизнью, поступками, деятельностью, чем они прославили родной край и вошли в его историю.

Знакомство с промышленными и культурными объектами родного края, их значением в жизни родного края.

Знакомство с географическими объектами родного края.

Знакомство с памятниками природы Ульяновской области, их расположением, значимостью, природоохранными мероприятиями.

Знакомство с растениями (в том числе и редкими, исчезающими) Ульяновской области, особенностями их произрастания, практической значимостью.

Знакомство с животными Ульяновской области (в том числе и редкими, исчезающими), особенностями их проживания, практической значимостью.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу

П.-Умение работать с картой.

К.-Задавать вопросы. Контролировать действия партнёра

Р.-Выполнять самоконтроль.

Оценивать правильность выполнения задания.

01.02

Буква С.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

Формировать мотивационную основу учебной деятельности.

04.02

Буква Т.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

Формировать мотивационную основу учебной деятельности. Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности

08.02

Буква Т.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

11.02

Буква У.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

Развитие морально – эстетического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми.

15.02

Буква У.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

18.02

Буква Ф.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

П.-Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

К.-Использовать речь для регуляции своего действия

Р.-Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

22.02

Буква Ф.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу

25.02

Обобщающее занятие. Мозаика букв.

Знакомство с известными людьми родного края, их жизнью, поступками, деятельностью, чем они прославили родной край и вошли в его историю.

Знакомство с промышленными и культурными объектами родного края, их значением в жизни родного края.

Знакомство с географическими объектами родного края.

Знакомство с памятниками природы Ульяновской области, их расположением, значимостью, природоохранными мероприятиями.

Знакомство с растениями (в том числе и редкими, исчезающими) Ульяновской области, особенностями их произрастания, практической значимостью.

Знакомство с животными Ульяновской области (в том числе и редкими, исчезающими), особенностями их проживания, практической значимостью.

Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности.

П.-Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

К.-Использовать речь для регуляции своего действия

Р.-Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

29.02

Буква Х.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

Формировать мотивационную основу учебной деятельности.

03.03

Буква Х.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

Формировать мотивационную основу учебной деятельности. Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности

07.03

Буква Ц.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

10.03

Буква Ц.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

П.-Умение анализировать, сравнивать и обобщать

Работать с энциклопедической литературой.

К.-Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работе в парах).

Р.-Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

14.03

Буква Ч.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

Развитие морально – эстетического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми.

17.03

Буква Ч.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

21.03

Буква Ш.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

24.03

Буква Ш.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

Знакомство с известными людьми родного края, их жизнью, поступками, деятельностью, чем они прославили родной край и вошли в его историю.

Знакомство с промышленными и культурными объектами родного края, их значением в жизни родного края.

Знакомство с географическими объектами родного края.

Знакомство с памятниками природы Ульяновской области, их расположением, значимостью, природоохранными мероприятиями.

Знакомство с растениями (в том числе и редкими, исчезающими) Ульяновской области, особенностями их произрастания, практической значимостью.

Знакомство с животными Ульяновской области (в том числе и редкими, исчезающими), особенностями их проживания, практической значимостью.

Формировать мотивационную основу учебной деятельности.

П.-Умение анализировать, сравнивать и обобщать. Работать с энциклопедической литературой.

К.-Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Умения аргументировать свои предложения.

Р.-Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

04.04

Обобщающее занятие. Мозаика букв.

Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности.

07.04

Буква Щ.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

Формировать мотивационную основу учебной деятельности. Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности

11.04

Буква Щ.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

14.04

Буква Э.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

18.04

Буква Э.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу

П.-Работать по инструкции, с документацией, таблицами

К.-Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работе в парах)

Р.-Осуществлять пошаговый контроль

21.04

Буква Ю.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

Развитие морально – эстетического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми.

25.04

Буква Ю.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

28.04

Буква Я.

  1. Известные люди родного края.
  2. Промышленные и культурные объекты родного края.

Географические объекты.

Знакомство с известными людьми родного края, их жизнью, поступками, деятельностью, чем они прославили родной край и вошли в его историю.

Знакомство с промышленными и культурными объектами родного края, их значением в жизни родного края.

Знакомство с географическими объектами родного края.

Знакомство с памятниками природы Ульяновской области, их расположением, значимостью, природоохранными мероприятиями.

Знакомство с растениями (в том числе и редкими, исчезающими) Ульяновской области, особенностями их произрастания, практической значимостью.

Знакомство с животными Ульяновской области (в том числе и редкими, исчезающими), особенностями их проживания, практической значимостью.

П.-Умение анализировать, сравнивать и обобщать

Работать с энциклопедической литературой.

К.-Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работе в парах).

Р.-Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

05.05

Буква Я.

  1. Памятники природы.
  2. Растения Ульяновской области.

Животные Ульяновской области

Формировать мотивационную основу учебной деятельности.

12.05

Обобщающее занятие. Мозаика букв. Работа над проектами.

Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности.

16.05

Обобщающее занятие. Мозаика букв. Работа над проектами.

19.05

Обобщающее занятие. Мозаика букв. Защита проектов.

23.05

Обобщающее занятие. Мозаика букв. Защита проектов.

26.05

Итоговое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука животных»

Рабочая  программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука животных»...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Азбука добра 3 класс

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и КТП...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука пешеходных наук» класс 2-4

Программа курса " Азбука пешеходных наук" предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы внеурочной деятельности по социальному направлению.Рабочая программа р...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука животных»

Рабочая  программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука животных»...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Азбука Красноярского края"

Данная программа предназначена для реализации краеведческой работы в образовательных учреждениях Красноярског края...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Азбука родного села"

    Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Рос...