Рабочие программы по внеурочной деятельности «Занимательная математика» 3 класс 2018-2019 уч. год.
рабочая программа (3 класс)
Содержание курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углублённый вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математики.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс | 35.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Занимательная математика» составлена на основании:
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.2012 №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Авторской программы О.А.Холодовой «Занимательная математика»;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Гнездовская СШ,
- Положения о внеурочной деятельности МБОУ «Гнездовская СШ»;
- Учебного плана МБОУ Гнездовская СШ на текущий учебный год.
Место предмета в учебном плане
На изучение курса в 3 классе отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели)
Содержание курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углублённый вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математики.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.
Данный курс позволит: ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы; расширить целостное представление о проблеме данной науки; развить у детей математический образ мышления (краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии). Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором является стремление развить у обучающихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет обучающимся успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и принимать участие в различных конкурсах. Задания, предлагаемые обучающимся, соответствуют познавательным возможностям младших школьников и предоставляют им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Формы организации учеников на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Педагогическое руководство состоит в создании условий для работы, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. Специфическая форма организации занятий позволит обучающимся получить специальные навыки, которые пригодятся в дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
- осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
- установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
- умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
обоснованно делать выводы, доказывать;
обобщать математический материал;
находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах.
К концу третьего класса обучения учащиеся должны уметь:
составлять, моделировать и штриховать предметы;
находить закономерность;
классифицировать предметы, слова;
определять истинность высказываний;
делать выводы, простейшие умозаключения.
уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
делать выводы, простейшие умозаключения;
решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.
Личностные универсальные учебные действия:
У учащегося будут сформированы:
• более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
• представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
• овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
• понимание и принятие норм и правил школьной жизни;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
• представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
• этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов.
Учащийся получит возможность для формирования:
• установки на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
• осознанного бережного отношения к материальным и духовным ценностям, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
• планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
Учащийся получит возможность научиться:
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
• соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
• контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
• находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
• использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
• представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
• анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям.
Учащийся получит возможность научиться:
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
• фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
• осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;
• анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблицы);
• моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
• высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
• составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Учащийся получит возможность научиться:
• принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
• оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
• контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Содержание учебного предмета
6 ч. Город Закономерностей. Порядковый проспект |
Проспект Порядка |
Улица Шифровальная |
Порядковый проспект. Алгоритмы |
Порядковый проспект. Последовательность |
Порядковый проспект. Преобразования |
7ч. Город Загадочных Чисел. Улица Ребусовая |
Улица Ребусовая . Головоломки |
Вычислительный проезд |
Проезд Вычислений |
Улица Магическая |
Порядковый проспект |
Цифровой проезд |
7ч. Город Логических Рассуждений. Улица Высказываний. |
Проспект Умозаключений |
Проспект Логических задач |
Площадь Множеств |
Проспект Логических задач. Пересечения |
Проспект Логических задач. Ориентирование |
Проспект Комбинаторных задач |
6ч. Город Занимательный Задач. Семейная магистраль |
Временной переулок |
Денежный бульвар |
Улица Величинская.Масса |
Смекалистая улица |
Хитровский переулок |
6ч Город Геометрических превращений. Конструкторский проезд |
Конструкторский проезд |
Окружная улица |
Художественная улица |
Игра –соревнование «Поиграем? Поиграем!» |
Познавательная конкурсно-игровая программа «В гостях у Царицы Математики» |
2ч Обобщение и повторение |
Структура занятия
- Орешки для ума (3 мин.)
Основной задачей данного этапа является создание у обучающихся положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, которые включены в разминку, достаточно лёгкие, способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.
- Играй, да дело знай (8 мин.)
Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления.
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
- Коррегирующая гимнастика для глаз (1 мин.)
Выполнение упражнений для профилактики нарушений зрения является важной частью занятия.
- Смекай, решай, учись (10 мин.)
На этом этапе ребята учатся решать логические задачи занимательного характера, для которых характерно отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Для того, чтобы обучающиеся справились с предложенными задачами, они получают «помощников»: таблицы, графы, схемы, свойства, облегчающие, например, разгадывание числовых ребусов.
- Задачи профессора Маконгуру (3 мин.)
Раздел в котором 3 вопроса тестового характера. Отвечая на них, школьники готовятся к участию в международном математическом конкурсе «Кенгуру», а также к другим математическим конкурсам и олимпиадам.
- Исследуй, проектируй, твори (9 мин.)
На этом этапе ребятам предлагаются проектные задачи. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри неё, управление собственным поведением в групповой работе. Для решения проектной задачи обучающимся предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
- Загадки Весёлого Карандаша (6 мин.)
Предлагаемый занимательный материал служит для развития внимания, наблюдательности, воображения, пространственных представлений, вычислительных навыков, координации движений и глазомера. При выполнении таких заданий у ребёнка вырабатываются такие качества, как терпение, усидчивость, аккуратность. В результате аккуратной и кропотливой работы ребёнок видит превращение геометрических фигур, пятен, точек, линий в осмысленное и яркое изображение, что вызывает дополнительный интерес к заданию. Усложнение математических примеров, изобразительных композиций и увеличение количества используемых цветов происходит плавно и равномерно, снижая тем самым порог трудности для ребёнка. Важным является и то обстоятельство, что подобная техника работы развивает у ребенка различные области руки, предплечья, пальцев и т.д. Тонкая графическая работа со сложным рисунком способствует лучшей координации движений кисти руки, большей свободе и раскованности всего локтевого сустава.
- Для ЮЛМов (Юных Любителей Математики)(5 мин.) – раздел, в котором помещён справочный материал, познавательный материал, любопытные и полезные факты, подсказки. Работа проходит в свободное время.
Формы учебной деятельности учащихся:
- Фронтальная форма познавательной деятельности (одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса для достижения общей познавательной задачи);
- микрогрупповая форма (работа в парах),
- групповая форма (единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников);
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных и игровых задач;
- оформление математических газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- творческие работы.
3 класс
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Город Закономерностей. Порядковый проспект | 1 | |
2 | Проспект Порядка | 1 | |
3 | Улица Шифровальная | 1 | |
4 | Порядковый проспект. Алгоритмы | 1 | |
5 | Порядковый проспект. Последовательность | 1 | |
6 | Порядковый проспект. Преобразования | 1 | |
7 | Город Загадочных Чисел. Улица Ребусовая | 1 | |
8 | Улица Ребусовая . Головоломки | 1 | |
9 | Вычислительный проезд | 1 | |
10 | Проезд Вычислений | 1 | |
11 | Улица Магическая | 1 | |
12 | Порядковый проспект | 1 | |
13 | Цифровой проезд | 1 | |
14 | Город Логических Рассуждений. Улица Высказываний. | 1 | |
15 | Проспект Умозаключений | 1 | |
16 | Проспект Логических задач | 1 | |
17 | Площадь Множеств | 1 | |
18 | Проспект Логических задач. Пересечения | 1 | |
19 | Проспект Логических задач. Ориентирование | 1 | |
20 | Проспект Комбинаторных задач | 1 | |
21 | Город Занимательный Задач. Семейная магистраль | 1 | |
22 | Временной переулок | 1 | |
23 | Денежный бульвар | 1 | |
24 | Улица Величинская.Масса | 1 | |
25 | Смекалистая улица | 1 | |
26 | Хитровский переулок | 1 | |
27 | Город Геометрических превращений. Конструкторский проезд | 1 | |
28 | Конструкторский проезд | 1 | |
29 | Окружная улица | 1 | |
30 | Художественная улица | 1 | |
31 | Игра –соревнование «Поиграем? Поиграем!» | 1 | |
32 | Познавательная конкурсно-игровая программа «В гостях у Царицы Математики» | 1 | |
33 | Повторение и обобщение | 1 | |
34 | Повторение и обобщение | 1 | |
Итого | 34 часа |
Информационно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект (УМК):
- Холодова О.А. Занимательная математика: Рабочие тетради для 3 класса: в 2-х частях, М.: Издательство Росткнига, 2016 ;
- Холодова О.А. Занимательная математика. 3 класс. Методическое пособие. ФГОС, М.: Издательство Росткнига, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" соответствует ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" для начальных классов (VIII вида)
Данная программа предназначена для учащихся 2 класса VIII вида (можно использовать и в 1 или 3 классе)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» 2 класса
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволя...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная математика 3 класс
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших ш...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная математика 4 класс
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.Данная программа позволяет учащимся оз...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс...