Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» 2 класса
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс) на тему

Протасова Людмила Николаевна

  Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа 169.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов № 3»

               Согласована                             Рассмотрена                                  Принята

  на заседании МО                      на заседании МС                      на заседании ПС

    Протокол № 1                            Протокол № 1                             Протокол № 1

   от 28 августа2015г.                  от  29 августа2015г.                 от 30 августа 2015г.

      Руководитель МО                  Руководитель МС                 Утверждена приказом      -------/Сергеева Е. И.               /  ___/ Зеленская М.В./               директора № ____

                                                                                                           от ___ сентября 2015г.

                                                                                                          Директор школы

                                                                                                       _______/Горяинова И.П./

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

 2В класса

2015-2016 учебный год

Учитель:   Протасова Л.Н.                                                                                                          

1


Содержание

1. Пояснительная записка.

1.1. Общая характеристика деятельности.

1.2. Описание места курса в плане внеурочной деятельности.

1.3. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности.

2. Личностные и метапредметные результаты.

3. Содержание курса.

4. Тематическое планирование.

5. Описание материально-технического обеспечения.


1. Пояснительная записка

  Программа кружка «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному  направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….

Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

  1. Общая характеристика деятельности

  Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
  Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
 Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
 Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.     Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
 Специфическая  форма  организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

     Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам  дополнительного образования  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

    Новизна  данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов  одной нозологической группы

Цель и задачи программы:

Цель:
-
развивать математический образ мышления
Задачи:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

  1. Описание курса в плане внеурочной деятельности

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 68 учебных часа.

                                       Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 33 занятия.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

2 занятия в неделю по 45 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки;
  • семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

                                Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.

1.3 Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

Регулятивные универсальные учебные действия

 Второклассник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиям/ реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и способы их преодоления.

Второклассник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в не учебном материале;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Второклассник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с пользованием учебной литературы;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Второклассник получит возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Второклассник научится:

  • выражать в речи свои мысли и действия;
  • строить понятные для партнера высказывания с учетом того, что партнер видит и знает, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Второклассник получит возможность научиться:

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.


                                  2. Личностные и метапредметные результаты               

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса    являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

 - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников, 
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

   Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

3.Содержание курса

  1. Математика – царица наук.-    2 часа

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Как люди научились считать.- 2 часа

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта.- 2 часа

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах. – 2 часа

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

5. Упражнения с  числами. – 2 часа

Решение примеров с  числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

6. Учимся отгадывать ребусы.- 2 часа

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 2 часа

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

8. Упражнения с  числами.-  2 часа

 Решение примеров с  числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

9. Решение ребусов и логических задач.- 2 часа

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-

 2 часа

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

11.  Загадки- смекалки. – 2 часа

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

12. Игра «Знай свой разряд». – 2 часа

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

13. Обратные задачи.- 2 часа

Решение обратных задач, используя круговую схему.

14. Практикум «Подумай и реши».- 2 часа

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

15. Задачи с изменением вопроса. – 2 часа

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

17. Решение нестандартных задач. – 2 часа

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

18. Решение олимпиадных задач. – 2 часа

Решение задач повышенной сложности.

19.  Решение задач международной игры «Кенгуру». – 2 часа

Решение задач международной игры «Кенгуру».

20. Математические горки. – 2 часа

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Закрепление знаний о классах и разрядах.

21. Наглядная алгебра. - 2 часа

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

22. Решение логических задач. – 2 часа

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

23. Игра «У кого какая цифра». – 2 часа

Закрепление знаний нумерации чисел.

24. Знакомьтесь: Архимед!- 2 часа

Исторические сведения:

- кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку

25. Задачи с многовариантными решениями. – 2 часа

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

26. Знакомьтесь: Пифагор! – 2 часа

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 2 часа

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

28.  Задачи с многовариантными решениями.- 2 часа

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

29. Математический КВН. – 2 часа

Систематизация знаний по изученным разделам.

30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 2 часа

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

31. Задачи с многовариантными решениями.- 2 часа

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

32. Математический КВН.-  2 часа 

 Систематизация знаний по изученным разделам.

33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 4 часа

Систематизация знаний по изученным разделам.

4. Тематическое  планирование

Наименование тем курса

Всего ча

сов

В том числе

Виды деятельности

Форма контроля

лекция

П/ р

С/ р

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

2

 2          

Определение интересов, склонностей учащихся.

2. Как люди научились считать.

2

1

1

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

конкурс на лучшую презентацию

3. Интересные приемы устного счёта.

2

устный счёт

математический диктант

4. Решение занимательных задач в стихах.

2

1

1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

тестирование

5. Упражнения с  числами

2

1

1

работа с алгоритмами

тестирование

6. Учимся отгадывать ребусы.

2

2

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

2

2

решение теста -кроссворда

проверочный тест

8. Упражнения с  числами

2

1

1

работа с алгоритмом

контрольный тест

9. Решение ребусов и логических задач.

2

2

самостоятельная работа

мини-олимпиада

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

2

1

1

составление схем, диаграмм

тестирование

11. Загадки- смекалки.

2

2

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12. Игра «Знай свой разряд».

2

1

1

работа с таблицей разрядов

тест

13. Обратные задачи.

2

1

1

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

14. Практикум «Подумай и реши».

2

1

1

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

тестирование

15.Задачи с изменением вопроса.

2

1

1

инсценирования задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16. «Газета любознательных».

2

1

1

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

17.Решение нестандартных задач.

2

1

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

тестирование

18.Решение олимпиадных задач.

2

1

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

19.Решение задач международной игры «Кенгуру»

2

2

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

20. Школьная олимпиада

2

2

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

21. Игра «Работа над ошибками»

2

2

работа над ошибками олимпиадных заданий

тестирование

22.Математические горки.

2

2

решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

23. Наглядная алгебра.

2

2

работа в группах: инсценирование

тестирование

24.Решение логических задач.

2

1

1

схематическое изображение задач

тестирование

25.Игра «У кого какая цифра»

2

2

творческая работа

тестирование

26.Знакомьтесь: Архимед!

2

1

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

27.Задачи с многовариантными решениями.

2

1

1

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

28.Знакомьтесь: Пифагор!

2

2

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

29.Задачи с многовариантными решениями.

2

1

1

Работа в парах по решению задач

школьная олимпиада

30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

2

1

1

составление знаковых систем

тест

31.Задачи с многовариантными решениями.

2

1

1

индивидуальная работа

тестирование

32.Математический КВН

2

1

1

работа в группах

школьная олимпиада

33. Круглый стол «Подведем итоги»

4

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование

3.Содержание курса

  1. Математика – царица наук.-    2 часа

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Как люди научились считать.- 2 часа

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта.- 2 часа

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах. – 2 часа

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

5. Упражнения с  числами. – 2 часа

Решение примеров с  числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

6. Учимся отгадывать ребусы.- 2 часа

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 2 часа

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

8. Упражнения с  числами.-  2 часа

 Решение примеров с  числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

9. Решение ребусов и логических задач.- 2 часа

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-

 2 часа

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

11.  Загадки- смекалки. – 2 часа

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

12. Игра «Знай свой разряд». – 2 часа

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

13. Обратные задачи.- 2 часа

Решение обратных задач, используя круговую схему.

14. Практикум «Подумай и реши».- 2 часа

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

15. Задачи с изменением вопроса. – 2 часа

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

17. Решение нестандартных задач. – 2 часа

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

18. Решение олимпиадных задач. – 2 часа

Решение задач повышенной сложности.

19.  Решение задач международной игры «Кенгуру». – 2 часа

Решение задач международной игры «Кенгуру».

20. Математические горки. – 2 часа

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Закрепление знаний о классах и разрядах.

21. Наглядная алгебра. - 2 часа

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

22. Решение логических задач. – 2 часа

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

23. Игра «У кого какая цифра». – 2 часа

Закрепление знаний нумерации чисел.

24. Знакомьтесь: Архимед!- 2 часа

Исторические сведения:

- кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку

25. Задачи с многовариантными решениями. – 2 часа

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

26. Знакомьтесь: Пифагор! – 2 часа

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 2 часа

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

28.  Задачи с многовариантными решениями.- 2 часа

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

29. Математический КВН. – 2 часа

Систематизация знаний по изученным разделам.

30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 2 часа

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

31. Задачи с многовариантными решениями.- 2 часа

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

32. Математический КВН.-  2 часа 

 Систематизация знаний по изученным разделам.

33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 4 часа

Систематизация знаний по изученным разделам.

5. Описание материально – технического обеспечения

Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

   Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.

  Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.

Список литературы

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

В конце каждого  занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный  характер. Проверка домашнего задания оценивается  с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" соответствует ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" для начальных классов (VIII вида)

Данная программа предназначена для учащихся 2 класса VIII вида (можно использовать и в 1 или 3 классе)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная математика 3 класс

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших ш...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная математика 4 класс

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.Данная программа позволяет учащимся оз...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс

Рабочая программа занятий по занимательной математике в начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...