«Азбука краеведения и туризма»
рабочая программа

программа

внеурочной деятельности

 

«Азбука краеведения и туризма»

Возраст детей 1-2 класс

Срок реализации 2 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_azbuka_kraeved._i_tur._1-2_kl._vneurochka.docx46.36 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Азбука краеведения и туризма»

Возраст детей 1-2 класс

Срок реализации 2 года

Автор-составитель:

Колесникова Светлана Викторовна

учитель начальных классов МОУ Кибалинская ООШ


Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………
  2. Планируемые результаты освоения  обучающимися программы

внеурочной деятельности………………………………………………  

  1. Тематическое планирование (1 класс)………………………………….
  2. Содержание программы (1 класс)………………………………………
  3. Методическое обеспечение (1 класс)…………………………………..
  4. Тематическое  планирование (2 класс)…………………………………
  5. Содержание программы (2 класс)………………………………………
  6. Методическое обеспечение (2 класс)…………………………………..
  7.  


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Азбука краеведения и туризма» по духовно-нравственному направлению разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Программа воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.

     Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью и обеспечивает межпредметные связи.

      Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.  

 Цель:  создание  условий  для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитание его гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного края.

Задачи:

образовательные :

- дать представление о краеведении, как  о предмете исторического и культурного  развития  общества;

- дать определенные знания о природе родного края, о  культуре, обычаях и традициях своего народа;  

-научить применять полученные знания на практике.

воспитательные :

-  формировать уважительное,  бережное  отношение к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

- воспитать уважительное отношение к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

- научить анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных         жизненных  ситуациях.

развивающие:

 - способствовать развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь);

 -  развивать кругозор обучающихся;  

Цели и задачи данной программы полностью соответствуют целям и задачам основной образовательной программы образовательного учреждения.

Содержание программы отражает единство учебной и внеучебной деятельности и связано с содержанием учебной деятельности по предметам:

-  окружающий мир:  исторические,  географические  сведения о родном крае;

- литературное чтение: сведения о традициях, культуре, литературе родного края, работа с письменными источниками;

- русский язык: грамотность и активный словарный запас устной и письменной речи при реализации проектов и других формах работы;

- изобразительное искусство:  умение грамотно и эстетично оформить работу.

        Программа «Азбука краеведения и туризма» рассчитана на 2 года обучения 68 часов. 1 час в неделю, 34 часа в год в 1- 2 классах.

        Особенностью данной программы является организация коллективной и индивидуальной творческой деятельности обучающихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края, работа с различными источниками информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований проектов.

        Формы работы:

        - теоретические занятия;

        - экскурсии в музеи, учреждения культуры, предприятия;

        - устные журналы, беседы;

        - конкурсы и викторины;

        - коллективные творческие дела;

        - тематические праздники;

        - встречи с известными людьми, ветеранами,  уроки мужества;

        - художественное творчество учащихся;

        - просмотры и обсуждения кинофильмов;

          - сбор, оформление материалов поисковой и исследовательской деятельности;

        - выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;

        - проектная и исследовательская деятельность учащихся;

- походы, подвижные игры.

     Таким образом, в основе программы – реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников, интеграция научных знаний и образовательных технологий. При этом социальными партнерами школы могут выступать учреждения дополнительного  образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные:

        У выпускника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника, направленная на положительное отношение к школе, учению;

- положительная мотивация к учебной деятельности;

- понимание причины успеха в учебной деятельности;

- способность к самооценке;

- основы гражданской идентичности личности через осознание себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою страну, регион, город; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей исторической принадлежности;

-ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей;

- эстетические чувства на основе знакомства с культурой родного края.

        Выпускник получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- адекватной самооценки;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям на основе учета позиций партнеров по общению;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в  поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные:

1.Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в связи с поставленной задачей;

- осуществлять плановый и итоговый самоконтроль по результату;

- вносить коррективы в учебные действия после их оценки и учета сделанных ошибок.

Выпускник получит возможность научиться:

- ставить познавательную задачу;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий по решению познавательной задачи;

- вносить необходимые коррективы,  как в ходе, так и после выполнения действия.

2. Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

- осуществлять поиск и использование необходимой информации с использованием детской справочной и энциклопедической литературы;

- использовать рисунки, схемы, модели при решении познавательных и поисковых задач;

- осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Выпускник получит возможность научиться:

-  создавать рисунки, модели, схемы для решения познавательных и поисковых задач;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;

- осуществлять синтез, сравнение, классификацию;

- строить логическое  суждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе и несовпадающих с его собственными и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формировать собственное мнение;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-строить монологические высказывания;

-владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

- учитывать мнения и интересы других людей, обосновывать собственную позицию;

- продуктивно разрешать конфликты с учетом интересов всех участников;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;

-   осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

Выпускник научится:

- различать символику Кемеровской области и города Белово;

- описывать достопримечательности родного края;

- соотносить по карте свой регион с Российской Федерации и другими регионами;

- различать прошлое, настоящее и будущее;

- соотносить изученные исторические события с датами;

- использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям предков;

- на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- оценивать характер взаимоотношений в различных социальных группах (семья, общество сверстников, коллеги и т.п.);

- использовать различные источники информации для письма и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснения явлений, создания собственных высказываний;

- различать и описывать объекты природы и жизнедеятельности человека, выделяя их существенные признаки;

- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих взаимоотношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

- соблюдать правила оповещения и безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать причастность себя и своей семьи к родному городу, региону, стране;

- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами людей;

- ориентироваться в важнейших для города, региона, страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;

- оценивать возможность своего участия в жизни города, региона, страны;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, города и региона;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;

- осознавать ценность природного и культурного наследия и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

- соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

- регулировать свое поведение адекватно современным условиям в природной и социальной среде.

Формы подведения итогов.

           1. Анкетирование обучающихся и родителей на начальном этапе и при подведении  итогов и сравнительный анализ результатов анкетирования.

2. Представление проектов перед сверстниками.

        3. Участие в краеведческих играх и мероприятиях  района, города, области, страны.

Возможен способ оценки деятельности обучающегося с помощью портфолио обучающегося, как коллекции его работ и результатов, которая демонстрирует усилия, прогресс и достижения обучающегося в данной области.

        При оценке результатов деятельности, продемонстрированных обучающимся, необходимо и целесообразно соотносить результаты с оценками типа: «Зачет/незачет» («удовлетворительно/неудовлетворительно), то есть с оценкой, свидетельствующей об освоении (либо неосвоении) системы    метапредметных и предметных планируемых результатов.

Тематическое планирование. 1 класс (34 часа)

Раздел, тема

Всего

часов

Теория

Практика

I

«Мой край Родной»

5

2

3

1.1

Знакомимся с ПДД.

1

0.5

0.5

1.2

Безопасный маршрут из дома в школу и из школы домой.

1

0.5

0.5

1.3

Наша Родина – Россия.

1

0.5

0.5

1.4

Герб, флаг и гимн России.

1

0.5

0.5

1.5

Герб, флаг и гимн Республики Бурятия.

1

-

1

II

«Начальная туристская подготовка».

12

4

8

2.1

 Туристическое снаряжение.

1

1

-

2.2

 Питание в походах.

2

1

1

2.3

Привалы и ночлеги.

2

1

1

2.4

Препятствия в пешеходных переходах.

3

-

3

2.5

Медицинская подготовка

4

1

3

III

Рождение района и села

5

2

3

3.1

День рождения района.

2

1

1

3.2

Герб, флаг, гимн Иволгинского района.

1

1

-

3.3

Музеи нашего района.

1

-

1

3.4

Путешествие в музей Оронгойской школы

1

-

1

IV

Знаменитые люди нашего края.

6

3

3

4.1

Знаменитые люди района.

1

0.5

0.5

4.2

Знаменитые люди Оронгойской долины

1

1

-

4.3

Известные люди района, села – наши современники.

1

-

1

4.4

Профессии людей родного края.

1

0.5

0.5

4.5

Профессии людей родного края. Представление проекта

2

1

1

V

Культура, быт, традиции  Бурятии.

4

1

3

5.1

Традиции русских и бурят.

1

0.5

0.5

5.2

Игры и забавы.

1

-

1

5.3

Народные промыслы.

1

0.5

0.5

5.4

Элементы народных промыслов в нашем творчестве.

1

-

1

VI

Растительный и животный мир Бурятии.

2

1

1

6.1

Край, в котором мы живём.

1

0.5

0.5

6.2

Знакомство с «Красной книгой»

1

0.5

0.5

Итого:

34

14

20

Тематическое планирование (2 класс)

Раздел, тема

Всего

часов

Теория

Практика

I

Природа Бурятии

12

7

5

1.1

Географическое положение Республики Бурятия.

1

-

1

1.2

Климат Бурятии

1

1

-

1.3

Поверхность родного края

1

1

-

1.4

Гидрография

1

-

1

1.5

Растительный мир

1

1

-

1.6

Лекарственные растения рядом с нами

1

-

1

1.7

Животный мир

1

1

-

1.8

Красная книга Бурятии

1

1

-

1.9

Красная книга Бурятии. Подготовка проекта

1

-

1

1.10

Красная книга Бурятии. Представление проекта

1

-

1

1.11

Сады, парки и заповедники Республики Бурятия

1

1

-

1.12

Сохранение и охрана богатств родного края

1

1

-

II

Традиционные занятия людей родного края

12

5

7

2.1

Занятия коренных народов республики

1

1

-

2.2

Старинные игры и забавы

1

-

1

2.3

Старинные игры и забавы в наши дни

1

-

1

2.4

Одежда с древности до наших дней

1

-

1

2.5

Национальные костюмы народов Бурятии

1

-

1

2.6

Дом и быт народов, населяющих республику.

1

-

1

2.7

Традиционные ремёсла родного края.

1

1

-

2.8

Досуг и отдых жителей региона

1

1

-

2.9

Как мы умеем отдыхать

1

-

1

2.10

Спорт в нашем районе

1

1

-

2.11

Учреждения культуры

1

-

1

2.12

Образование в районе

1

1

-

III

Улицы родного села

4

1

3

3.1

История возникновения названий улиц

1

1

-

3.2

Улицы нашего села. Исследовательская работа.

1

-

1

3.3

Улицы нашего села. Представление результатов исследования

1

-

1

3.4

Памятники нашего района

1

-

1

VI

Люди нашего района

4

1

3

4.1

Кто они – выпускники нашей школы

1

-

1

4.2

Профессии наших родителей. Подготовка проекта

1

-

1

4.3

Профессии наших родителей. Подготовка проекта

1

-

1

4.4

Профессии наших родителей. Представление проекта.

1

-

1

V

Обобщение изученного за год

2

1

1

5.1

Природа и люди родного края. Обобщение.

1

1

-

5.2

Моя малая Родина – Иволгинский район. Итоговая научно-практическая конференция.

1

-

1

                                              Итого:

34

15

19

Дидактический материал

 «Цветы»…

«Виды растений»…

Историческое краеведение………

 « География Республики Бурятия»…

 «Карта Республики Бурятия, Иволгинского района»                      

«Национальная одежда русских и бурят»

Материалы: бумага, картон, карандаши, тетрадь, ручка. 

Инструменты: ножницы, линейка.

Техническое оснащение: фотоаппарат, компьютер, диктофон.

Формы занятий: лекция, игра, викторина, КВН.  

Формы подведения итогов по разделу: тесты «Краеведение» 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные вопросы по туризму и краеведению.

Готовимся к олимпиаде по краеведению....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Начало туризма и краеведения"

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Начало туризма и краеведения"...

Краеведение и туризм

Программа кружка  «Краеведение и туризм в начальных классах»Цель программы: развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в процессе изучения родного к...

план работы кружка "Азбука туризма" 2 класс

План кружка "Азбука туризма" составлен в соответствии с ФГОСами. Рассчитан на 34 часа в год....

Оценочные материалы, тесты .Туризм и краеведение.

quot;Оценочные материалы , тесты .Туризм и краеведение" является контрольно-измерительным материалом и может использоваться для выявления уровня знаний изученного материала и для входящего контр...

Викторина по туризму и краеведению «Познаём мир»

Викторина поможет обобщить и расширить туристские и экологические знания....