Краеведение и туризм
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Зиннурова Нафися Сибгатулловна

Программа кружка  «Краеведение и туризм в начальных классах»

Цель программы: развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в процессе изучения родного края.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к программе кружка  «Краеведение и туризм в начальных классах»

Сохранение традиций, обычаев, фольклора, музыки каждой местности, необходимо для сохранения культуры всей страны.  Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле. Оно дает нам не только знание, но и отбор того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, в природопользовании, в ремеслах и промыслах, в материальной и духовной культуре, а главное, в сфере нравственности.

Интерес к культуре, истории, традициям родного края в последнее время значительно вырос. Для ребенка ценна та информация, которую можно воспринимать не только глазами, но и тактильно, пропустить информацию через себя, через историю своей семьи, через еще сохранившиеся предметы материальной культуры своей семьи.

Село Черемшан и наш район обладают значительными рекреационными ресурсами, интересной историей и самобытной культурой, своеобразными природно-географическими особенностями, предоставляющими обширные возможности для проведения краеведческой работы. Использование их в сочетании с туризмом дает богатейший педагогический потенциал для воздействия на ум, душу и сердце любого школьника.

Программа рассчитана на 1-2 классы.

Цель программы: развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в процессе изучения родного края.

Основные задачи программы:

обучающие:

дать представление об историческом прошлом родного края, традициях своего народа, о взаимодействии человека и окружающей среды;

развивать и поддерживать интерес к различным сторонам прошлого и настоящего края;

• научить ряду практических умений и навыков;

воспитательные:

прививать любовь и бережное отношение к родному краю, к его народу;

сохранение материальной и духовной культуры своего края;

сформировать умение находить прекрасное в народном творчестве;

воспитать самосознание, предназначение в жизни, самоуважение, а также адекватную самооценку;

• содействовать сближению поколений.

развивающие:

развитие потребностей к самостоятельному получению новых знаний и к здоровому образу жизни;

способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;

Учебная программа каждого года занятий рассчитана на 112 часов, с сентября по март. Каждая тема занятий предполагает как организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности (физические упражнения; подвижные игры и оздоровительные прогулки), так и познавательно творческой деятельности (экскурсии, беседы, коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках, просмотр мультфильмов, сказок и видеосюжетов, изготовление детьми поделок из природных материалов, рисование природных объектов). Содержание программ составлено с учетом принципов концентрического освоения окружающей действительности, цикличности проведения оздоровительно-познавательной, туристско - краеведческой и исследовательской деятельности. Воспитанники непосредственно знакомятся с окружающим их миром, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой). У них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире, расширяют зону познания окружающего мира и знакомятся с достопримечательностями района.

Своеобразие образовательного курса «Краеведение и туризм» определяется тем, что изучение курса начинается с личности ребенка, с его приходом в этот мир. Затем идет его постепенное погружение в мир окружающий: в историю, географию, культуру города, района, края. От «Я», семьи, дома - к своей малой, а затем большой Родине.

Изучение курса «Краеведения» невозможно без путешествий, экспедиций, походов, а следовательно, и без туристской подготовки. Образовательный курс «Туризм» рассматривается с одной стороны как самостоятельный курс, с другой он тесно связан с краеведением и выступает условием для выполнения краеведческих заданий.

Курс «Краеведение» усиливает персонификацию краеведческого материала. Изучая биографии своих родственников, знаменитых земляков, ребята постигают мастерство жизни, выделяют жизненные приоритеты прославленных людей, сверяют свои поступки и дела с их делами и поступками.

Важное значение в успешной реализации этой деятельности имеет заинтересованность как воспитанников и педагогов. В связи с этим используются различные методы создания положительной мотивации обучаемых.

Эмоциональные:

ситуация успеха,

поощрение и порицание,

познавательная игра,

свободный выбор задания,

удовлетворение желания быть значимой личностью. Волевые:

предъявление образовательных требований,

формирование ответственного отношения к получению знаний,

информирование о прогнозируемых результатах образования. Социальные:

развитие желания быть полезным обществу,

• создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.

Познавательные:

опора на субъектный опыт ребенка,

решение творческих задач,

создание проблемных ситуаций.

Краеведческая программа также способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств у подрастающего поколения через учения своей «малой Родины»: от «родного гнезда» - своего края - до Отечества.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

К концу первого учебного года дети должны:

Знать:

история села Черемшан,

как жили наши предки; историю родного края;

государственные символы России (герб, флаг, гимн), Татарстана

название улиц села; домашний адрес;

туристские законы;

личное и групповое снаряжение;

историю и дату основания с.Черемшан;

имена  Героев ВОВ;

правила поведения на природе.

Уметь:

-составлять рассказ о своем крае;

находить свое село на карте; завязывать простейшие узлы; соблюдать личную гигиену.

Иметь представление:

о быте и нравах наших предков; о жилище наших предков; о туристских кострах; о компасе.

Основная часть.

1. Организационное занятие.

2. Разучивание туристических речовок и песен. Знакомство с техникой безопасности.

2. Азбука туриста.

Туризм и туристы. Кто такие туристы?  Виды туристских прогулок и экскурсий (пешеходные, водные, лыжные, горные и т.д.) Особенности туристских прогулок.

Законы туристов. Значение туристских законов.

Что мы берем в поход? Рюкзак. Укладка рюкзака. Палатка, её назначения. Котелок. Карта, её назначение.

Структура туристской прогулки. Построение, проверка готовности к туристской прогулке. Темп, скорость ходьбы. Возвращение домой.

Подготовка к прогулкам. Самочувствие детей. Правила поведения детей на прогулке. Подбор обуви и одежды, продуктов питания. Уточнение цели экскурсии или прогулки, её плана.

Питание вовремя прогулки. Питьевой баланс и режим питания.

Организация привала. Подбор места для палатки. Игры, загадки, наблюдения в природе.

Азбука ориентирования. Дорога домой. Рассказ маршрута из дома в школу и обратно.

Что такое север, юг? Стороны горизонта. Компас. Туристские игры, эстафеты, упражнения.

3. Краеведение.

Моя семья. Мои родители, место их работы. Мои бабушка и дедушка. Корни своей фамилии. Деятельность родителей в рисунках детей. Встречи с родственниками детей. Беседы.

Мой дом, мои соседи, мои друзья. Мой дом, его обустройство, окружающая природа. Мои друзья, соседи. Достопримечательности моей улицы.

Наша школа. Традиции нашей школы. Выпускники, которыми гордится наша школа. Отношение к школьному имуществу.

Моя улица. История названия улицы.

Село, в котором я живу. История основания села. Экскурсия по селу. Знаменитые земляки.

Моё село в годы ВОВ. Ознакомление детей с событиями в родном крае в годы ВОВ с использованием фотографий. Экскурсия к памятнику воинам ВОВ в родном селе.

Моё село сегодня. Экскурсия по селу. Знакомство школьников с достопримечательными местами.

Праздники моего села.

4. Природа и мы.

Растительный и животный мир родного края. Знакомство с растениями и животными. Охрана растительного и животного мира человеком.

Времена года. Сезонные изменения в природе. Год. Месяц. Неделя.

Зелёная аптека. Лекарственные и ядовитые растения.

Использованная литература:

  1. И.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.С.Сафронов. Примерная программа внеурочной деятельности.
  2. Учебник «Окружающий мир»  Москва. «Просвещение» авторы А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.
  3. Черемшанский район: Годы и Люди. Казань 2005. Н.С.Фролов.
  4. «Мы из Черемшана» Татарское книжное издательство, 1987.
  5. Справочник туриста. М. Профиздат. автор Ю.А.Штюрмер.
  6. «Энциклопедия туризма». Авторы Ю.Н.Федотов, И.Е.Востоков.

Тематический план занятий кружка

  «Туризм и краеведение в начальных классах».

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Теоритич. Зан.

  Практич. Зан.

КРАЕВЕДЕНИЕ

1.

Вводное занятие. Что такое «Краеведение»?

1

Техника безопасности на занятиях кружка.

1

2.

Ознакомительная экскурсия .

2

3.

«Наш край в древности».

4

  2

4.

Экскурсия «на вал».

2

5.

Экскурсия в школьную библиотеку.

2

  1

6.

Жилище наших предков.

2

 7.

Основание крепости. (на валу)

2

 2

8

Экскурсия в краеведческий музей.

1

  1

9

Государственные символы Татарстана.

1

10

Государственные символы России.

1

11

Флаг, герб, гимн России.

1

12

Герб Черемшана.

1

13

Символика(флаг, герб, гимн).

2

14

Название улиц села Черемшан.

2

15

Улицы моего села.

2

  2

16

Прогулка «Улицы моего села».

2

  2

17

Экскурсия «Главная улица нашегосела».

1

18

История  Аллеи Героев.

2

19

Великая Отечественная война в истории страны.

2

20-21

Великая Отечественная война в истории родного села, семьи.

2

   2

36

 12

№п/п

Название темы

ТУРИЗМ

Количество часов

1

Организационное занятие.

1

2

Техника безопасности.

1

3

Азбука туриста.

1

  1

4

Азбука туриста. Туризм и туристы.

1

5

Туристское снаряжение.

1

6

Что  такое туристские  прогулки.

1

7

Подготовка к прогулкам.

1

 1

8

Питание во время прогулки.

1

  1

9

Организация прогулок.

1

10

Как ориентироваться в местности.

1

  1

11

Как найти дорогу домой.

2

  2

12

Стороны горизонта.

1

   2

13

Туристские экскурсии и прогулки.

4

    2

14

Краеведение.

1

15

Моя семья.

1

  2

16

Мой дом, мои соседи, мои друзья.

1

  2

17

Моя школа.

1

 2

18

Моя улица.

1

   2

19

Село, в котором я живу.

1

  2

20

Наши земляки.

2

  2

21

Мое село в годы ВОВ.

1

22

Мое село сегодня.

1

  2

23

Праздники моего села.

2

24

Природа и мы.

1

  2

25

Птицы и животные моего края. Охрана их человеком.

2

26

Времена года.

3

27

Зеленая аптека. Лекарственные растения.

1

  2

Итого:

36

  28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные вопросы по туризму и краеведению.

Готовимся к олимпиаде по краеведению....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Начало туризма и краеведения"

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Начало туризма и краеведения"...

Презентация к уроку краеведения "Что такое краеведение.Я родился в Заполярье"

Презентация предназначена для уроков краеведения, учителям школ Мурманска и области...

«Азбука краеведения и туризма»

программавнеурочной деятельности «Азбука краеведения и туризма» Возраст детей 1-2 класс Срок реализации 2 года...

Оценочные материалы, тесты .Туризм и краеведение.

quot;Оценочные материалы , тесты .Туризм и краеведение" является контрольно-измерительным материалом и может использоваться для выявления уровня знаний изученного материала и для входящего контр...

Викторина по туризму и краеведению «Познаём мир»

Викторина поможет обобщить и расширить туристские и экологические знания....