Главные вкладки
Формирование учебной самостоятельности в начальных классах
материал
Материал районных педагогических чтений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на районных педагогических чтениях | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования "формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию"
В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
Тема моего выступления: «Приемы формирования учебной самостоятельности в начальной школе».
Главная цель учителя сегодня - научить ребенка самому добывать знания. То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу.
Учебная самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне.
Существует много различных педагогических приёмов, которые помогают учителю формировать учебную самостоятельность младших школьников.
Я классифицирую приёмы по преобладающему каналу восприятия.
Визуальные:
- тема-вопрос
- работа над понятием
- ситуация яркого пятна
- домысливание
- проблемная ситуация
- группировка
Аудиальные:
- подводящий диалог
- собери слово
- исключение
- проблема предыдущего урока
Хотелось бы остановиться на некоторых из этих приемов
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" ребята вместе со мной построили план действий:
- повторить знания об имени прилагательном;
- определить, с какими частями речи сочетается;
- изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными;
- определить закономерность изменений, сделать вывод.
Работа над понятием
Учащимся дается для зрительного восприятия название темы урока и предлагается задание объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяется задача урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск основ в сложном слове. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например, тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь.
Домысливание
1) Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока.
-----------Например, на уроке русского языка в 1 классе по теме "Предложение" можно предложить схему:
2) Предлагается тема урока и слова - "помощники":
Повторим…
Изучим…
Узнаем…
Проверим…
С помощью слов - "помощников" дети формулируются задачи урока.
В современном обществе не только дети, но и взрослые, плохо воспринимают информацию на слух. С целью формирования умения слышать, я стараюсь как можно чаще применять аудиальные приемы.
Собери слово
Прием основывается на умении детей выделять в словах первый звук и синтезировать в единое слово. Прием направлен на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового.
Например, тема урока "Глагол".
– Соберите слово из первых звуков слов: "Греметь, ласкать, алый, голос, остров, ловить".
Если есть возможность и необходимость можно на предложенных словах повторить изученные части речи, провести решение логических задач.
Исключение можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.
Например, урок окружающего мира в 1 классе по теме урока "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, медведь, ласточка, корова, воробей, заяц, жук, кошка".
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряду? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.)
Одним из методов формирования учебной самостоятельности младших школьников является метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику. Это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала мы с детьми формулируем тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под моим руководством, а отчет о проделанной работе представляется на уроке.
Длительность выполнения учебного проекта в 1-2 классе ограничиваю. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3-4 классе их продолжительность можно увеличить.
Итог проектной работы – это рукописные и печатные книги с рисунками, аппликациями, рассказами и стихотворениями, фильмы, спектакли, выполненные для учеников младших классов, дошкольников, родителей.
Проектную деятельность можно использовать как форму организации урочной и внеурочной деятельности школьников.
Например, на уроках литературного чтения в 1 классе проектная деятельность по теме «Алфавит». Каждый ребенок выбрал себе букву и на эту букву должен был нарисовать животное. Далее дети получили задание - сочинить про нее небольшое стихотворение. Систематически организовывались мини-презентации, дети получали необходимую помощь учителя.
В конце изучения азбуки совместными усилиями у нас и появилась «Живая азбука». Защита проекта (презентация всей книги) прошла на празднике «Прощание с азбукой».
В 3 классе дети уже почти самостоятельно работали над проектом «Новый год приходит к нам». Этот проект длился 4 недели:
1 неделя: Сбор информации.
2 неделя: Изготовление ёлочных украшений. Разучивание новогодних песен и стихов.
3 неделя: Украшение классной комнаты. Репетиция артистов.
4 неделя: Праздник в классе (Защита проекта).
В 4 классе дети работали над созданием видеоролика на новогоднюю тему. Они самостоятельно нашли сценарий, распределили роли, отрепетировали, выстроили мезонсцену и провели съемку. Моя помощь потребовалась только при монтаже готового материала. (ролик)
Дети получили определенные навыки проектной деятельности и соответственно, увеличилось количество ребят готовых защищать свои работы.
В процессе выполнения проекта формируются не только общеучебные умения и навыки, но и творческие способности, коммуникативные и информационные компетенции, презентационные умения и навыки.
Таким образом, дети развиваются, возрастает их познавательная активность, наглядно-образное мышление постепенно заменяется на словесно-логическое. Они раскованы, так как постоянно испытывают на себе ситуацию успеха. А главное, у них устойчивая учебная мотивация, так как они понимают, для чего выполняют эти упражнения.
Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем.
Об этом свидетельствуют результаты мониторинга ШСКО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебной самостоятельности у младшего школьника на уроках математики.
Тематическая разработка...
«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»
В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...
Обобщение опыта работы по теме "Методы, приемы и средства формирования учебной самостоятельности младших школьников"
В рамках внедрения ФГОС данный материал будет полезен учителям, работающим по различным УМК....
Формирование учебной самостоятельности
Материал содержит статью о формировании учебной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка. Приводится классификация упражнений и примеры заданий, применяемых на уроках....
Формирование читательской самостоятельности учащихся начальных классов
Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования младших школьников, формирование читатель...
доклад "Формирование учебной самостоятельности у глухих обучающихся младших классов"
Проблема формирования у младших школьников самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Он...
Формирование учебной самостоятельности в начальных классах
Формирование учебной самостоятельности в начальных классах...