Критериальное самооценивание и взаимооценивание в начальных классах.
статья (2 класс)

Мажарцева Ирина Ивановна

Статья на тему самооценивания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterialnoe_otsenivanie.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

Критериальное самооценивание и взаимооценивание в начальных классах.

        Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися  новые задачи. Обучающиеся начальной школы должны учиться оценивать себя, свои успехи в учёбе, должны  анализировать и понимать новую информацию, оценивать не только свои результаты учёбы, но и работы одноклассников. Трезвая грамотная оценка необходима для непрерывного учения. Это основа умения учиться.

         Учителю необходимо поддерживать ожидание и уверенность обучающихся в успехе; так организовать учебный процесс, чтобы он увлекал ребёнка; делать каждого обучающегося активным участником собственного обучения.

        На уроках в начальной школе использую критериальное оценивание. Оно решает следующие задачи:

  1. Делает оценку более объективной как для обучающегося, так и для учителя.
  2. Позволяет обучающемуся оценить собственные знания.
  3. Обеспечивает обратную связь между обучающимся и учителем.
  4. Позволяет оценивать не только результат, но и процесс работы.

        Критериальное оценивание проводится не только в конце, но и в любой части  урока.

        Начиная с первого класса, я использую на уроках цветовое оценивание. Красный квадратик рядом с работой - не могу, очень трудно; жёлтый – не уверен; зелёный – всё ясно. Можно использовать различные символы. Солнышко – ясно, солнышко в тучах – не совсем понятно, тучка – не справляюсь, и т.п. Использую на уроках работу со светофором или с карточками трёх цветов. Использование  подобного оценивания в разных частях урока, сравнение  результатов, позволяет определить всё ли детям понятно, готов ли класс к дальнейшей работе.

Для самооценки самостоятельных работ использую линеечки Г.И.Цукерман, пятиуровневые шкалы.

                    высокий уровень

                    выше среднего

                    средний

                    ниже среднего

                      низкий

        Ученики оценивают свою работу сами, ставят крестик там, где считают нужным. Перед этим учитель договаривается с учениками, как оценивать свою работу. Затем учитель проверяет работу и соглашается или нет с оценкой детей, ставит метку в другом месте на линеечке.

        Начиная со второго класса можно применять такой инструмент самооценки, как «Свидетельство». Оно позволят самому ученику увидеть динамику роста своих знаний по данной теме. Например: свидетельство во 2 классе на уроках математики.  Оценка контрольной и самостоятельной работы производится по следующей системе.  

Зелёный – знаю и могу решить.

Жёлтый - допускаю 1 – 2 ошибки вычислительных в задачах и математических выражениях.

Коричневый – допускаю 3-5 вычислительных ошибок в нахождении значения выражений.

Синий – допускаю ошибки в выборе действия в задаче.

Красный – не могу решить задачу (найти значение математического выражения).

сент.

окт

ноябрь

декабрь

январь и т.д.

1

Решение задач на уменьшение и увеличение на несколько ед-ц

2

Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз

3

Решение задач на разностное сравнение

4

Решение задач на кратное сравнение и т.д.

5

Сложение чисел в пределах 100

6

Вычитание чисел в пределах 100

7

Сложение в пределах 1000

8

Вычитание в пределах 1000

9

Умножение табличное

10

Деление табличное

11

Умножение внетабличное

12

Деление внетабличное

         

        Дети могут анализировать с помощью учителя  результаты контрольных работ по русскому языку. Используется цветная диаграмма достижений орфографической зоркости.

Кол-во ошибок                                                                 

Аналогичная работа проводится и на уроках литературного чтения, дети могут самостоятельно отслеживать темп чтения, заносить данные в диаграмму  и самостоятельно делать выводы об изменении в результатах.

Свидетельства, диаграммы и графики хранятся в портфолио, чтобы проследить прогресс обучающегося.

Важна не только самооценка, но и критериальное взаимооценивание. Использую на уроках парное взаимооценивание, когда обучающиеся обмениваются работами и оценивают работы друг друга, или класс обсуждает работы в ходе общей дискуссии. Учитель оценивает работу последним. Использую и взаимооценивание после группового выступления, инсценировки, презентации проекта.  Оценивание может происходить с помощью линеечек, оценочных листов. Критерии устанавливаются учениками и учителем.

Критерии для инсценировки:

  • правильность;
  • артистичность;
  • точность характеров;
  • элементы костюмов;
  • музыкальное сопровождение.

Для групповой презентации

  • интересная, содержательная;
  • понятная;
  • участвуют все;
  • ответили на все вопросы;
  • я узнал(а) что-то новое;
  • выступающие говорили правильно, чётко, ясно, выразительно.
  • Что бы вы хотели исправить, добавить?

Такие методики оценивания я применяю на уроках в начальных классах. Они позволяют построить обучение на основе сотрудничества учителя и обучающихся, повышают активную роль детей в процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критериальное самооценивание и взаимооценивание в начальной школе

Материал содержит разнообразные приёмы оценивания, листы самооценки, используемые на разных этапах урока....

Мастер- класс: " Критериальное самооценивание младших школьников"

Введение Федерального образовательного стандарта общего образования ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария...

Критериальное оценивание и самооценивание в начальных классах в условиях реализации ФГОС НООвопросы критериал

Новые для школьной практики принципы и форматы оценивания, инструменты формирующего оценивания, критериальное оценивание и самооценивание, основные стратегии вовлечения учеников в процесс оценивания....

«Система критериального оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в контексте обновления содержания образования»

 Критериальное оценивание учебных достижений учащихся особенно актуально в рамках перехода образовательных учреждений на новые государственные стандарты.  Помимо опорных навыков и уме...

Методика критериального самооценивания учащихся начальной школы

Основной смысл критериального самооценивания, как и многих других техник формирующего оценивания, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не толь...

Критериальное самооценивание и взаимооценивание в начальной школе.

Место и способы критериального самооценивания и взаимооценивания в современных педагогических технологиях. Примерные листы самооценивания и взаимооценивания....

Листы самооценивания и взаимооценивания

Листы самооценивания и взаимооценивания помогут учащимся давать объективную оценку своей работе и работе товарища....