Выступление на научно-практической конференции в АСОУ по теме "Взаимодействие педагога с родителями"
статья

Бурова Ирина Михайловна

Из опыта работы о взаимодействии с родителями, совместном проведении коллективно-творческих дел и работы с диагностическими тетрадями УМК "Планета знаний"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
Василий Александрович Сухомлинский

Кто может оспорить это высказывание? Мечта всех родителей - раскрыть в своих детях скрытые таланты и способности. И конечно же, каждый ребёнок нуждается в «умелой руке», которая поможет их родителям выполнить эту задачу. То есть в нас, в педагогах. В своём небольшом выступлении я хочу поделиться своим опытом взаимодействия с родителями  учеников.

Моё знакомство с будущими учениками и их родителями начинается задолго до поступления ребят в школу. Окончив курсы раннего и интенсивного развития по методике Николая Александровича Зайцева, с 2002 года я стала заниматься подготовкой 4 – 6 летних ребят к школе. По окончании этих занятий практически все ребята становятся моими первоклассниками. Поэтому их адаптация в  1 классе проходит достаточно быстро и легко. За время подготовки к школе ребята овладевают не только навыком чтения, но и учатся анализировать небольшие литературные произведения, решать проблемные задания. При этом вся работа происходит в игре. А в игре, как известно, принимает участие группа людей (это дети, а также учитель, а  иногда и родители). Благодаря этому,  у ребят развиваются коммуникативные способности.

Да и впоследствии, когда ребята становятся школьниками, я стараюсь вовлекать родителей не только в воспитательный процесс, но и в учебный. В ходе проектной деятельности уже в 1 классе родители помогают детям подготовить их первые проекты «На что похожа буква?», подбирая материал, составляя план выступления при защите проекта. А в дальнейшем иногда и сами присутствуют в школе на уроках по проектной деятельности, консультируя ребят, когда те работают в группах.

В начальной школе родители очень переживают за активное и успешное участие их ребенка в учебном процессе. Поэтому я даю им возможность присутствовать на уроках, устраивая дни открытых дверей. При этом стараюсь давать совместные задания. Например, на уроке русского языка -  вместе подобрать однокоренные слова при изучении нового словарного слова, нарисовав «родовое дерево» или же решить кроссворд. А на уроках литературного чтения - помочь инсценировать литературное произведение, составив сценарий, распределив роли.

С 2012 года я работаю с УМК «Планета знаний». Мне нравилось работать с комплектом «Школа России». Но жизнь не стоит на месте, меняется, диктуя свои условия,  и нам тоже приходится  меняться, подстраиваясь под ее требования. Современный мир, технический прогресс, интернет, инновационные технологии требуют от школы выпускников нового формата, с более высоким уровнем знаний, возможностями, с  более креативным и мобильным отношением к жизни, умением найти информацию и быстрое и правильное решение проблемы. Советская школа давала твердые знания, но в современном обществе  многие дети оказались неконкурентоспособными, не смогли реализоваться профессионально и социально.

 И школа перешла на новые рельсы, т. е. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, которые базируются на современных педагогических технологиях, обеспечивают формирование универсальных учебных действий, которые помогут ребенку в дальнейшем реализовать себя в жизни.

Авторами программы курса русский язык 1 – 4 класса являются Любовь Яковлевна Желтовская, Таисия  Михайловна Андрианова, Вера Алексеевна Илюхина, Ольга Борисовна Калинина, Элла Эльхановна Кац.

На первом родительском собрании я знакомлю родителей с особенностями данного УМК. В особенности с интересной методикой обучения письму Веры Алексеевны Илюхиной «Письмо с открытыми правилами». Прописи В. А. Илюхиной направлены на формирование УУД, обеспечивающих готовность и способность ребёнка к умению учиться. Система заданий предоставляет  учащимся возможность выбора деятельности, партнёра и учебных средств, а учителю - возможность конструировать уроки, опираясь на индивидуальные особенности каждого ребёнка. Одной из особенностей прописей является направленность на организацию проектной деятельности, которая предполагает сотрудничество с учителем и родителями.

А в конце учебного года даю возможность родителям проанализировать успехи своего ребёнка в изучении русского языка. В этом мне помогает работа с диагностическими тетрадями.

Пособия предназначены для организации текущего контроля по русскому языку и литературному чтению в начальной школе.

Материалы пособия разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО к внешней оценке качества образования и обеспечивают внутреннюю оценку планируемых предметных и метапредметных результатов (в том числе на самопроверку, самооценку, рефлексию) освоения авторских программ в начальной школе.

Эта работа строится так. После каждой диагностики  я вношу в таблицу достижений результат выполнения того или иного задания. И по окончании учебного года у себя на компьютере составляю сводную таблицу и строю графики по достижению предметных и метапредметных результатов, по которым сразу видно, какие темы и виды работ усвоены хорошо, а также видно, где тема «западает».

Для каждого ребёнка в конце учебного года в портфолио я вкладываю сводную ведомость, составленную на основе этой таблицы. Таким образом и ребёнок, и родители видят, какие УУД и на каком уровне достигнуты в данном учебном году. И мы вместе (ученик, учитель, родители) в ходе индивидуальных консультаций с родителями строим коррекционную работу как в конце учебного года, так и в начале следующего учебного года.

При переходе учащихся в основное звено эти таблицы и графики очень помогают при консультации с будущим учителем русского языка,  дают предметнику возможность построить свою индивидуальную работу с каждым учащимся. И таким образом преемственность между НОО и ООО происходит продуктивно.

Также в 4-м классе очень эффективно проходят бинарные уроки и занятия по внеурочной деятельности. Я провожу их совместно с учителями предметниками, которые будут вести уроки у моих выпускников в основном звене. На подобные уроки  мы приглашаем родителей. Таким образом, ребята имеют возможность познакомиться с будущим  педагогом, а родители - задать ему волнующие их вопросы.

Может, мне везёт в жизни, потому что сотрудничаю в своей профессиональной деятельности  с добрыми и открытыми людьми: благодарными учениками и родителями, отзывчивыми коллегами. Я очень радуюсь, когда вижу детей, бегущих в школу с улыбкой и горящими глазками. Наверное, это и есть счастье, которое дарит любимая профессия.

Закончу своё выступление словами Симона Львовича Соловейчика: «Сотрудничество - одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве можно воспитать человека для человека. Вот то поле, на котором дальние и ближние цели сходятся, совпадают. Поле сотрудничества с людьми».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сотрудничество педагога с родителями Бурова Ирина Михайловна учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 14» г. Сергиев Посад

Слайд 2

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский

Слайд 3

УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»

Слайд 4

Диагностические тетради

Слайд 5

Таблица достижений

Слайд 7

Фонетика и графика Различать звуки и буквы. 100% Характеризовать звуки русского языка 75% Делить слова на слоги и для переноса. Определять ударный слог 60% Выполнять звуковую запись слов. 100% Использовать знание алфавита 100% Лексика Определять значения слов: многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противополож­ным значением. 100% Морфемика Различать однокоренные слова и формы слова. 80% Определять, подбирать однокоренные слова 100% Устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами. 100% Морфология Определять части речи 92% Форма числа частей речи 0% Синтаксис Выделять предложения из сплошного текста 75% Установление связи между словами в словосочетании и предложении. Определять главные члены предложения. 86% Орфография и пунктуация Находить изученные орфограммы 86% Решать орфографические задачи. 93% Постановка знаков препинания в конце предложения 86% Безошибочно списывать тексты 75% Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами 83% Развитие речи Оценивать правильность, уместность выбора языковых средств 100% Озаглавливать текст 100% Познавательные Сравнивать, делать простые выводы, группировать, клас­сифицировать (звуки, буквы, слова, словосочетания). 100% Строить схемы слов, словосочетаний 90% Восстанавливать записи, составлять из слогов слова, из слов предложения. 100% Регулятивные Выбирать способ действия 100% Проверять записи, вносить исправления 100% Оценивать по заданному критерию 60% Определять более сложный способ действия среди выпол­ненных (рефлексия). 100% Коммуникативные Отвечать на вопросы (кратко и полно). 100% Работа с информацией Находить информацию в небольших текстах 100% Читать» и заполнять (дополнять) таблицы, схемы 91% Использовать цифровую, графическую запись в неболь­ших текстах 100%

Слайд 8

«Сотрудничество - одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве можно воспитать человека для человека. Вот то поле, на котором дальние и ближние цели сходятся, совпадают. Поле сотрудничества с людьми». С.Л. Соловейчик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ Внедрение методов активного обучения на уроках профессионального цикла

Представлен доклад на тему "Внедрение методов активного обучения на уроках профессионального цикла по профессии Повар, кондитер...

выступление на научно-практической конференции

В рамках предметных секций к   Дню открытых дверей готовили с  ученицей  научно-исследовательскую работу ...

Выступление на научно-практической конференции

Предлагаю вашему вниманию выступление на научно-практической конференции в начальных классах на тему "Шоколад - за и против"....

Выступление на научно-практической конференции начальной школы

Предлагаю вашему вниманию выступление на научно-практической конференции на тему "Пыль"....

Выступление на научно-практической конференции "Воспитание социально-активной творческой личности школьника через включение в проектную деятельность"

Материал содержит выступление и презентацию на научно-практической конференции педагогов по теме - Проектная деятельность....