программа внеурочной деятельности "Дорожная азбука"
рабочая программа
программа внеурочной деятельности для начальных классов "Дорожная азбука"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorozhnaya_azbuka.docx | 40.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 г.ПОРОНАЙСКА
Согласовано зам.директора по ВР «___» _______ 2013 г. __________ А.А.Шинкарева | Утверждаю И.о.директора МОУ СОШ № 8 г.Поронайска: приказ от ______ № ___ ____________Е.Н.Сафенкова |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Дорожная азбука»
по социальному направлению
Составители: Посохова Н.Д.
Шмарова М.В.
Курденкова В.И.
Маланова О.А.
Срок реализации программы 4 года.
г.Поронайск
2019 г.
- Пояснительная записка
Программа курса «Дорожная азбука» разработана для учащихся начальной школы класса, возраст – 6,5 - 10 лет.
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы. На данных занятиях учащиеся: приобретают знания и навыки поведения на улице; усваивают правила движения по дороге; учатся понимать сигналы светофора и жесты регулировщика; усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах; учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем; знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому программа «Дорожная азбука» необходима для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (33 часа в год). В течение периода обучения учащиеся знакомятся с Правилами дорожного движения в доступной игровой форме, с использованием средств ИКТ.
Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов.
Знания и навыки, полученные учащимися на первом году обучения, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.
Цели и задачи программы:
Цель: создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД сохранения жизни и здоровья детей; ученик знающий и соблюдающий ПДД.
Задачи:
- Научить детей культуре поведения на дорогах и улицах.
- Организация деятельности по выявлению, предупреждению и устранению причин ДТП с участием детей и подростков.
- Закрепление знаний ПДД учащимися школы.
- Предоставление базового образования обучающихся в рамках государственных стандартов.
- Создание методической копилки инноваций педагогов школы, разработка методических рекомендаций для проведения классных часов и занятий по ПДД.
- Создание отряда ЮИД, привлечение школьников к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
Дидактические принципы:
- систематическое изучение правил дорожного движения,
- осознанность в их усвоении,
- постоянное наращивание количества изученного материала в соответствии возрастными возможностями обучающихся.
Направления программы
Данная программа – это действительно нетрадиционный подход в обучении младших школьников правилам дорожного движения. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях:
- знакомство с историей ПДД
- развитие практических навыков
- применение их в реальной жизни.
Сроки реализации программы 4 года.
Ожидаемые результаты
- Сокращение количества ДТП с участием обучающихся
- Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД
- Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований; увеличение качества диагностических работ на 25 %).
- Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения)
Формы обучения младших школьников ПДД:
- тематические занятия;
- игровые уроки;
- практические занятия в «городах безопасности»;
- конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД;
- настольные, дидактические и подвижные игры, беседы;
- оформление маршрутных листов «Школа – дом»;
- конкурсы рисунков и стенгазет;
- конкурсы агитбригад по ПДД;
- игра «Безопасное колесо»;
- посвящение первоклассников в пешеходы;
- проведение уроков по ПДД.
Совместная работа с отделом ГИБДД
- Встреча сотрудников ГИБДД с обучающимися на классных часах.
- Встреча сотрудников ГИБДД с родителями обучающихся.
- Совместное планирование деятельности с ГИБДД.
Организация работы отряда ЮИД
Работа с родителями
- Проведение родительских собраний по тематике ПДД
- Составление и распространение памяток ребенок и дорога
- Привлечение специалистов из числа родителей для проведения мероприятий информационного характера
- Совместные праздники, конкурсы
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
- Знать:
- все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;
- правила движения по загородной дороге;
- все виды перекрёстков и правила перехода проезжей части на них;
- все сигналы светофора и их значение;
- правила перехода проезжей части;
- правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.
- Уметь:
- применять на практике основные правила перехода проезжей части;
- перейти улицу, дорогу с односторонним движением;
- выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку.
Психолого – педагогические принципы реализации программы:
Научно основанный и систематизированный подход к определению принципов обеспечивает необходимую эффективность и объективность, целенаправленный объем изучаемого материала необходимого и достаточного для безопасного общения ребенка с улицей и дорогой. Содержание обучения должно обеспечивать целостный, законченный на определенном уровне усвоения характер проблемных знаний, умений и навыков. Здесь действуют принципы:
- - принцип стандартизации учебных средств и содержания формируемых у учащихся знаний, умений и навыков путем системного структурирования учебного материала по годам обучения;
- - принцип целостности в процессе построения содержания обучения. Целостность формируемых знаний, умений и навыков может быть обеспечена посредством системного структурирования учебного материала, систематизирующим фактором которого выступает уровень овладения содержанием;
- - принцип преемственности обучения ПДД в дошкольном заведении и в школе. Этот принцип может быть реализован в виде взаимосвязанных структуры и содержания обучения ПДД в начальной школе, средней и старшей ступенях общеобразовательной школы;
- - принцип связи содержания с практикой заключается в том, что включает в себя различные формы актуализации теоретического материала на жизненных примерах (рассказы, стихи, игры, разбор дорожных ситуаций т. д.)
- - принцип дифференциации содержания ПДД включает в себя идею последовательного ступенчатого изучения правил дорожного движения в зависимости от необходимого уровня его усвоения, в соответствии с этим решается вопрос необходимости единого и непрерывного процесса обучения ПДД. Важное значение в построении содержания и повышении уровня преподавания ПДД, кроме приведенных выше имеют следующие принципы:
- - принцип многоуровневости развивающего процесса обучения, преподавания и учения, планирования занятий по ПДД;
- - принцип преемственности в преподавании ПДД для школьников и младших школьников (1-4 классы).
- - принцип наглядности в подаче материала, используя плакаты, видеоролики, макеты дорожных знаков, компьютерные игры и т. д.;
- - принцип доступности в подаче изучаемого материала, достигаемого правильным построением теоретических уроков и практических занятий;
- - принцип целостности структуры и состава учебного плана и программы.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОГРАММЫ: 4 года
Данная программа является пропедевтическим курсом, рассчитана н
135 часов: 1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Режим занятий:
Продолжительность занятий в 1 классе – 35 минут, 2-4 классах – по 45 минут. Согласно утвержденному расписанию по внеурочной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование для 1 класса
Тема урока | Кол-во часов | ||
Всего | Аудиторных | Внеаудиторных | |
Основные правила поведения учащихся на улице, дороге | 2 | 1 | 1 |
Улица полна неожиданностей | 2 | 1 | 1 |
Наши верные друзья на улицах и дорогах | 1 | 1 | |
Практические занятия | 2 | 2 | |
Это должны знать все | 2 | 2 | |
Элементы улиц и дорог | 2 | 1 | 1 |
Мы – пассажиры | 1 | 1 | |
Движение пешеходов по улицам и дорогам | 2 | 1 | 1 |
Учимся соблюдать ПДД. | 2 | 1 | 1 |
Тротуар, обочина дороги, правостороннее движение, пешеходы на загородной дороге | 2 | 1 | 1 |
Пешеходный переход, перекрёсток | 2 | 1 | 1 |
Регулирование дорожного движения | 2 | 1 | 1 |
Сигналы светофора и регулировщика | 2 | 1 | 1 |
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах | 2 | 2 | |
О правилах пользования общественным транспортом | 1 | 1 | |
Дорожные знаки | 3 | 2 | 1 |
Правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса | 1 | 1 | |
Практические занятия | 2 | 2 | |
33ч | 21 | 12 |
2 класс
Тема урока | Кол-во часов | ||
Всего | Аудиторных | Внеаудиторных | |
Основные правила поведения учащихся на улице, дороге | 2 | 1 | 1 |
Элементы улиц и дорог | 1 | 1 | |
Почему дети попадают в дорожные аварии | 2 | 2 | |
История появления автомобиля и правил дорожного движения | 1 | 1 | |
Что такое Госавтоинспекция и кто такой инспектор ДПС | 1 | 1 | |
Новое о светофоре | 1 | 1 | |
Правила безопасного перехода улиц и дорог | 2 | 1 | 1 |
Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках | 2 | 2 | |
Правила перехода перекрестка | 2 | 1 | 1 |
Мы пассажиры | 2 | 2 | |
Я - пешеход и пассажир | 2 | 1 | 1 |
Практические занятия | 2 | 2 | |
Элементы улиц и дорог. Дорожные знаки и разметка | 2 | 2 | |
Виды светофоров. Сигналы светофора и регулировщика. Перекрёстки и их виды. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств | 2 | 2 | |
Правила перехода улиц и дорог. Правила перехода улицы при выходе из автобуса, троллейбуса, трамвая | 2 | 1 | 1 |
Основные правила поведения учащихся на улице, дороге | 2 | 1 | 1 |
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах | 2 | 2 | |
Практические занятия | 4 | 3 | 1 |
34ч. | 24 | 10 |
3 класс
Тема урока | Кол-во часов | ||
Всего | Аудиторных | Внеаудиторных | |
Основные правила поведения учащихся на улице, дороге | 1 | 1 | |
Причины дорожных аварий | 2 | 2 | |
Светофор и дорожные знаки | 2 | 2 | |
Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта | 2 | 2 | |
Правила перехода проезжей части дороги | 2 | 1 | 1 |
Остановочный и тормозной путь автомобиля | 1 | 1 | |
Правила перехода железной дороги | 1 | 1 | |
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм | 2 | 1 | 1 |
Виды транспортных средств | 2 | 2 | |
Дорожные знаки и их группы. Сигналы регулирования дорожного движения | 2 | 2 | |
Выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку | 1 | 1 | |
Практические занятия | 2 | 1 | 1 |
Правила езды на велосипеде | 1 | 1 | |
Правила поведения в транспорте | 1 | 1 | |
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах | 2 | 1 | 1 |
Безопасность пешеходов | 2 | 2 | |
Я - пешеход | 2 | 1 | 1 |
Правила перехода улиц и дорог | 2 | 2 | |
Практические занятия | 4 | 4 | |
34 ч | 28 | 6 |
4 класс
Часы | Тема урока | Кол-во часов | |||
Всего | Аудиторных | Внеаудиторных | |||
1 | Основные правила поведения учащихся на улице, дороге | 1 | 1 | ||
2 | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (тест) | 1 | 1 | ||
3 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах | 2 | 2 | ||
4 | Опасные места в жилой зоне | 2 | 1 | 1 | |
5 | Светофор и дорожные знаки | 2 | 2 | ||
6 | Типы перекрестков | 2 | 1 | 1 | |
7 | Правила перехода проезжей части дороги | 2 | 1 | 1 | |
8 | Наш путь в школу и новые маршруты. Проверка знаний ПДД | 2 | 2 | ||
9 | Движение группами и в колонне. Железнодорожные переезды | 2 | 1 | 1 | |
10 | Практические занятия. Причины возникновения ДТП | 2 | 2 | ||
11 | Остановочный и тормозной путь автомобиля | 1 | 1 | ||
12 | Правила перехода железной дороги | 1 | 1 | ||
13 | Правила езды на велосипеде | 1 | 1 | ||
14 | Правила поведения пассажиров на посадочных площадках и в транспорте | 1 | 1 | ||
15 | Перекрёстки и их виды. Правила перехода улицы на перекрёстках. Дорожная разметка | 2 | 1 | 1 | |
16 | Предупредительные сигналы водителя. Оборудование автомобилей специальными сигналами | 2 | 2 | ||
17 | Я – пешеход. Игра. | 2 | 1 | 1 | |
18 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Занятия на специальной школьной площадке. | 2 | 2 | ||
Практические занятия | 4 | 4 | |||
34 ч | 23 | 11 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учащиеся 1-го класса должны уметь:
- переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
Учащиеся 2-го класса должны знать Правила:
- перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
- перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.
Учащиеся 2-го класса должны уметь:
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
- при посадке и высадке из общественного транспорта;
- ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
- не создавать помех движению транспорта;
- определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
- дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
Учащиеся 3-го класса, кроме перечисленного для 1-2-го класса, должны знать:
- что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
Учащиеся 3-го класса должны знать Правила:
- перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
- перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
- перехода железной дороги.
Учащиеся 3-го (4-го) класса должны уметь:
- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
- переходить железнодорожные пути;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Формировать и развивать у учащихся 4-го классов:
- устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
- познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
- понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;
- самоконтроль и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
В ходе освоения программы целенаправленно формируются универсальные учебные действия.
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Литература
Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 1997.
Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997.
«Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
«Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.
Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
Дорожная азбука.- М., 1974.
Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992.
Из истории уличного движения. Техника молодежи, 1977, №4.
Материалы газеты «Добрая дорога детства».
Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.
Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах./Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. Казань, 1995.
«Советы дяди Степы». 3-4 класс, Р.П.Бабина.
Энциклопедия «Все обо всем».
Энциклопедия «Что? Где? Когда?».
Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения: Учеб. пособие для 4-6 кл. – М.: Просвещение, 1991.
Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс
программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ "
Программа создана для 2 класса. Курс нацелен на формирование нравственных представлений у детей об их поведении и поступках, а также на представления, связанные с определенными нравственными понятиями...
Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий «Азбука здоровья» нацелен на...
Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни ...
Программа внеурочной деятельности "Азбука общения"для начальной школы
Данна программа рассчитана на учащихся начальной школы, на 38 часов и способствует совершенствованию адекватного коммуникативного поведения....
Программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности" 2 класс
Программа создана для 2 класса.Цель программы: формирование у школьников представления об общепринятых нравственных понятиях, ценностях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненн...
Программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности"
Это программа по математике для 3 класса по ОС "Шкла 2100"...