программа внеурочной деятельности "Дорожная азбука"
рабочая программа

Маланова Ольга Александровна

программа внеурочной деятельности для начальных классов "Дорожная азбука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorozhnaya_azbuka.docx40.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 г.ПОРОНАЙСКА

                                     

Согласовано  

зам.директора по ВР                               «___» _______ 2013 г.                                                                                                                                                                       __________     А.А.Шинкарева

Утверждаю

И.о.директора МОУ СОШ № 8 г.Поронайска:  

приказ  от ______ № ___

____________Е.Н.Сафенкова

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Дорожная азбука»

по социальному направлению

Составители:  Посохова Н.Д.

                                          Шмарова М.В.  

                                             Курденкова В.И.

                                         Маланова О.А.

Срок реализации программы 4 года.

г.Поронайск

2019 г.

  1. Пояснительная записка

         Программа курса «Дорожная азбука» разработана для учащихся начальной школы класса, возраст – 6,5 - 10 лет.

Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы. На данных занятиях учащиеся: приобретают знания и навыки поведения на улице; усваивают правила движения по дороге; учатся понимать сигналы светофора и жесты регулировщика; усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах; учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем;  знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.

          Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому программа «Дорожная азбука» необходима для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Программа рассчитана на 1 час в неделю (33 часа в год). В течение периода обучения учащиеся знакомятся с Правилами дорожного движения в доступной игровой форме, с использованием средств ИКТ.

           Программа  рассчитана  для учащихся 1-4 классов.

           Знания и навыки, полученные учащимися на первом году обучения, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.

Цели и задачи программы:

Цель: создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД сохранения жизни и здоровья детей; ученик знающий и соблюдающий ПДД.

Задачи:        

  • Научить  детей культуре поведения на дорогах и улицах.
  • Организация деятельности по выявлению, предупреждению и устранению причин ДТП с участием детей и подростков.
  • Закрепление знаний ПДД учащимися школы.
  • Предоставление базового образования обучающихся в рамках государственных стандартов.
  • Создание методической копилки инноваций педагогов школы, разработка методических рекомендаций для проведения классных часов и занятий по ПДД.
  • Создание отряда ЮИД, привлечение школьников к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

Дидактические принципы:

- систематическое изучение правил дорожного движения,

- осознанность в их усвоении,

- постоянное наращивание количества изученного материала в соответствии возрастными возможностями обучающихся.

Направления программы

Данная программа – это действительно нетрадиционный подход в обучении младших школьников правилам дорожного движения. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях:

  • знакомство с историей ПДД
  • развитие практических  навыков
  • применение их в реальной  жизни.

Сроки реализации программы 4 года.

Ожидаемые результаты        

  • Сокращение количества ДТП с участием обучающихся
  • Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД
  • Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований; увеличение качества диагностических работ на 25 %).
  • Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения)

Формы обучения младших школьников ПДД:

  • тематические занятия;
  • игровые уроки;
  • практические занятия в «городах безопасности»;
  • конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД;
  • настольные, дидактические и подвижные игры, беседы;
  • оформление маршрутных листов «Школа – дом»;
  • конкурсы рисунков и стенгазет;
  • конкурсы агитбригад по ПДД;
  • игра «Безопасное колесо»;
  • посвящение первоклассников в пешеходы;
  • проведение уроков по ПДД.

Совместная работа  с отделом ГИБДД

  • Встреча сотрудников ГИБДД с обучающимися  на классных часах.
  • Встреча сотрудников ГИБДД с родителями обучающихся.
  • Совместное планирование деятельности  с ГИБДД.

Организация работы отряда ЮИД

Работа с родителями

  • Проведение родительских собраний по тематике ПДД
  • Составление и распространение памяток ребенок и дорога
  • Привлечение специалистов из числа родителей для проведения мероприятий информационного характера
  • Совместные праздники, конкурсы

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

  • Знать:
  • все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;
  • правила движения по загородной дороге;
  • все виды перекрёстков и правила перехода проезжей части на них;
  • все сигналы светофора и их значение;
  • правила перехода проезжей части;
  • правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.
  • Уметь:
  • применять на практике основные правила перехода проезжей части;
  • перейти улицу, дорогу с односторонним движением;
  • выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку.

Психолого – педагогические принципы реализации программы:

Научно основанный и систематизированный подход к определению принципов обеспечивает необходимую эффективность и объективность, целенаправленный объем изучаемого материала необходимого и достаточного для безопасного общения ребенка с улицей и дорогой. Содержание обучения должно обеспечивать целостный, законченный на определенном уровне усвоения характер проблемных знаний, умений и навыков. Здесь действуют принципы:

  • - принцип стандартизации учебных средств и содержания формируемых у учащихся знаний, умений и навыков путем системного структурирования учебного материала по годам обучения;
  • - принцип целостности в процессе построения содержания обучения. Целостность формируемых знаний, умений и навыков может быть обеспечена посредством системного структурирования учебного материала, систематизирующим фактором которого выступает уровень овладения содержанием;
  • - принцип преемственности обучения ПДД в дошкольном заведении и в школе. Этот принцип может быть реализован в виде взаимосвязанных структуры и содержания обучения ПДД в начальной школе, средней и старшей ступенях общеобразовательной школы;
  • - принцип связи содержания с практикой заключается в том, что включает в себя различные формы актуализации теоретического материала на жизненных примерах (рассказы, стихи, игры, разбор дорожных ситуаций т. д.)
  • - принцип дифференциации содержания ПДД включает в себя идею последовательного ступенчатого изучения правил дорожного движения в зависимости от необходимого уровня его усвоения, в соответствии с этим решается вопрос необходимости единого и непрерывного процесса обучения ПДД. Важное значение в построении содержания и повышении уровня преподавания ПДД, кроме приведенных выше имеют следующие принципы:
  • - принцип многоуровневости развивающего процесса обучения, преподавания и учения, планирования занятий по ПДД;
  • - принцип преемственности в преподавании ПДД для школьников и младших школьников (1-4 классы).
  • - принцип наглядности в подаче материала, используя плакаты, видеоролики, макеты дорожных знаков, компьютерные игры и т. д.;
  • - принцип доступности в подаче изучаемого материала, достигаемого правильным построением теоретических уроков и практических занятий;
  • - принцип целостности структуры и состава учебного плана и программы.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОГРАММЫ: 4 года

        Данная программа является пропедевтическим курсом, рассчитана н

        135 часов:        1 класс – 33 часа

                        2 класс – 34 часа

                        3 класс – 34 часа

                        4 класс – 34 часа

Режим занятий:

        Продолжительность занятий в 1 классе – 35 минут, 2-4 классах – по 45 минут. Согласно утвержденному расписанию по внеурочной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование для 1 класса

Тема урока

Кол-во часов

Всего

Аудиторных

Внеаудиторных

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге

2

1

1

Улица полна неожиданностей

2

1

1

Наши верные друзья на улицах и дорогах

1

1

Практические занятия

2

2

Это должны знать все

2

2

Элементы улиц и дорог

2

1

1

Мы – пассажиры

1

1

Движение пешеходов по улицам и дорогам

2

1

1

Учимся соблюдать ПДД.

2

1

1

Тротуар, обочина дороги, правостороннее движение, пешеходы на загородной дороге

2

1

1

Пешеходный переход, перекрёсток

2

1

1

Регулирование дорожного движения

2

1

1

Сигналы светофора и регулировщика

2

1

1

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах

2

2

О правилах пользования общественным транспортом

1

1

Дорожные знаки

3

2

1

Правила  посадки и высадки из автобуса, троллейбуса

1

1

Практические занятия

2

2

33ч

21

12

2 класс

Тема урока

Кол-во часов

Всего

Аудиторных

Внеаудиторных

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге

2

1

1

Элементы улиц и дорог

1

1

Почему дети попадают в дорожные аварии

2

2

История появления автомобиля и правил дорожного движения

1

1

Что такое Госавтоинспекция и кто такой инспектор ДПС

1

1

Новое о светофоре

1

1

Правила безопасного перехода улиц и дорог

2

1

1

Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках

2

2

Правила перехода перекрестка

2

1

1

Мы пассажиры

2

2

Я - пешеход и пассажир

2

1

1

Практические занятия

2

2

Элементы улиц и дорог. Дорожные знаки и разметка

2

2

Виды светофоров. Сигналы светофора и регулировщика. Перекрёстки и их виды. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств

2

2

Правила перехода улиц и дорог. Правила перехода улицы при выходе из автобуса, троллейбуса, трамвая

2

1

1

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге

2

1

1

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах

2

2

Практические занятия

4

3

1

34ч.

24

10

3 класс

Тема урока

Кол-во часов

Всего

Аудиторных

Внеаудиторных

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге

1

1

Причины дорожных аварий

2

2

Светофор и дорожные знаки

2

2

Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта

2

2

Правила перехода проезжей части дороги

2

1

1

Остановочный и тормозной путь автомобиля

1

1

Правила перехода железной дороги

1

1

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм

2

1

1

Виды транспортных средств

2

2

Дорожные знаки и их группы. Сигналы регулирования дорожного движения

2

2

Выбрать  наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку

1

1

Практические занятия

2

1

1

Правила езды на велосипеде

1

1

Правила поведения в транспорте

1

1

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах

2

1

1

Безопасность пешеходов

2

2

Я - пешеход

2

1

1

Правила перехода улиц и дорог

2

2

Практические занятия

4

4

34 ч

28

6

4 класс

Часы

Тема урока

Кол-во часов

Всего

Аудиторных

Внеаудиторных

1

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге

1

1

2

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (тест)

1

1

3

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах

2

2

4

Опасные места в жилой зоне

2

1

1

5

Светофор и дорожные знаки

2

2

6

Типы перекрестков

2

1

1

7

Правила перехода проезжей части дороги

2

1

1

8

Наш путь в школу и новые маршруты. Проверка знаний ПДД

2

2

9

Движение группами и в колонне. Железнодорожные переезды

2

1

1

10

Практические занятия.  Причины возникновения ДТП

2

2

11

Остановочный и тормозной путь автомобиля

1

1

12

Правила перехода железной дороги

1

1

13

Правила езды на велосипеде

1

1

14

Правила поведения пассажиров на посадочных площадках и в транспорте

1

1

15

Перекрёстки и их виды. Правила перехода улицы на перекрёстках. Дорожная разметка

2

1

1

16

Предупредительные сигналы водителя. Оборудование автомобилей специальными сигналами

2

2

17

Я – пешеход.  Игра.

2

1

1

18

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Занятия на специальной школьной площадке.

2

2

Практические занятия

4

4

34 ч

23

11

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учащиеся 1-го класса должны уметь:

  • переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
  • правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.

Учащиеся 2-го класса должны знать Правила:

  • перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
  • перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.

Учащиеся 2-го класса должны уметь:

  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
  • обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
  • при посадке и высадке из общественного транспорта;
  • ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
  • не создавать помех движению транспорта;
  • определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
  • дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.

Учащиеся 3-го класса, кроме перечисленного для 1-2-го класса, должны знать:

  • что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;

Учащиеся 3-го класса должны знать Правила:

  • перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
  • перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
  • перехода железной дороги.

Учащиеся 3-го (4-го) класса должны уметь:

  • ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
  • переходить железнодорожные пути;
  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
  • осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.

Формировать и развивать у учащихся 4-го классов:

  • устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
  • познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
  • понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;
  • самоконтроль и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

В ходе освоения программы целенаправленно формируются универсальные учебные действия.

Личностные

 принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

 самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

 уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

 осознание ответственности человека за общее благополучие;

 этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

 положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;

 способность к самооценке;

 начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

 навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

 умение ставить и формулировать проблемы;

 навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

 установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

 использование речи для регуляции своего действия;

 адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

 умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

 умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

 работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

 ставить вопросы;

 обращаться за помощью;

 формулировать свои затруднения;

 предлагать помощь и сотрудничество;

 слушать собеседника;

 договариваться и приходить к общему решению;

 формулировать собственное мнение и позицию;

 осуществлять взаимный контроль;

 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Литература

Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)

Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.

Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 1997.

Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997.

«Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.

«Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.

Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.

Дорожная азбука.- М., 1974.

Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992.

Из истории уличного движения. Техника молодежи, 1977, №4.

Материалы газеты «Добрая дорога детства».

Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.

Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.

Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах./Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина.  Казань, 1995.

«Советы дяди Степы». 3-4 класс, Р.П.Бабина.

Энциклопедия «Все обо всем».

Энциклопедия «Что? Где? Когда?».

Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения: Учеб. пособие для 4-6 кл. – М.: Просвещение, 1991.

Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ "

Программа создана для 2 класса. Курс нацелен на формирование нравственных представлений у детей об их поведении и поступках, а также на представления, связанные с определенными нравственными понятиями...

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий «Азбука здоровья» нацелен на...

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни ...

Программа внеурочной деятельности "Азбука общения"для начальной школы

Данна программа рассчитана на учащихся начальной школы, на 38 часов и способствует совершенствованию  адекватного коммуникативного поведения....

Программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности" 2 класс

Программа создана для 2 класса.Цель программы: формирование у школьников представления об общепринятых нравственных понятиях, ценностях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненн...

Программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности"

Это программа по математике для 3 класса по ОС "Шкла 2100"...