Школьный буллинг как психолого-педагогическая проблема
статья

Наталья Олеговна Инькова

ВВедение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_bulling.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный буллинг как психолого-педагогическая проблема

В настоящее время проблема школьного буллинга, или, иначе, «школьной травли», только становится предметом всестороннего научного изучения. Можно выделить небольшой круг исследований, в которых раскрываются отдельные его аспекты, в то время как систематических исследований практически нет. Но практика показывает, что эта проблема становится все более актуальной в современном обществе, появляется все больше образовательных учреждений, где она находит свое существование.  В связи с этим возникает потребность в изучении и разработки практических мер по его профилактике и коррекции.

Итак, дадим определение : школьный буллинг – это сложный, многостороний процесс, в котором есть жертвы, преследователи, взаимодействие между ними, а также позиция по отношению к происходящему взрослых и школы. Буллинг направлен на то, чтобы вызвать у другого (жертвы) страх, тем самым подчинив его себе.

Буллинг – это форма насилия, которая имеет место в школе. Arora (1994), исследуя ситуацию буллинга в школьной среде, пришел к выводу, что буллинг – поддающиеся наблюдению действия, которые имеют место в общении между молодыми людьми в школе, являющиеся причиной появления чувства обиды или стресса [1].

Besag (1989) предположил следующее определение: буллинг – поведение, которое может быть определено как неоднократное нападение – физическое, психологическое, социальное или вербальное – теми, чья власть формально или ситуативно выше, на тех, кто не имеет возможности защититься, с намерением причинить страдание для достижения собственного удовлетворения.

Таким образом, буллинг – это сложная, социальная проблема, включающееся в себя несоответствие силы и власти, что приводит жертву в состояние, в котором она не способна эффективно защищаться от отрицательных воздействий.

В научных исследованиях по теме школьного насилия различают буллинг двух видов — прямой или косвенный. В младших классах чаще используются прямые виды травли, что выражается в побоях, порче вещей, отбирании денег, оскорблениях. Родителям в первую очередь надо отмечать именно прямой буллинг. Его проще доказать. В средней и старшей школе применяются более сложные методы косвенного воздействия: бойкот, распространение сплетен, манипуляция дружбой, клевета, перекладывание вины за общие проступки, унижительные прозвища и другие. Косвенную травлю очень сложно вовремя выявить и еще сложнее собрать доказательства. Однако в чистом виде прямой или косвенный буллинг встречается редко. Безнаказанность побуждает булли переходить к более изощренным видам издевательств и рано или поздно приводит к физической агрессии.

Решать проблему, связанную со школьным буллингом, надо начиная с начальной школы, так как именно на этом этапе и в этом возрасте складывается агрессивное поведение у детей, как предпосылка для возникновения булли (тех, кто травит). В любом возрасте есть дети, непохожие на сверстников, которые становятся объектами насмешек. И ребенок со складывающимся агрессивным поведением направляет свою агрессию, как правило, именно на таких детей.

Существует различные причины, из-за которых ребенок может оказаться подвергнутым школьной травле: это и сплетни, интриги, неприятие его другими детьми, игнорирование, физические и личностные особенности. Нет четких критериев, по которым можно четко выделить ребенка, который окажется изгоем в школьной обществе. Любой ребенок, в определенной ситуации, может быть не принят, отвергнут другими. Например: как ребенок с плохой успеваемостью может быть отвергнут другими детьми, так и ребенок хорошо успевающий (отличник, любимчик преподавателя), также может быть отвергнут ближайшим окружением.

Нельзя не сказать о том, что очень часто, особенно в последнее время, жертвами буллинга становятся те дети, у которых имеются некоторые особенности во внешности и внешнем виде. Например: если у ребенка косоглазие, или он носит очки, либо есть какие-либо шрамы, внешне проявляемые признаки болезни.

Можно выделить три причины, из-за которых появляется буллинг:

1) нужда некоторых детей во власти, в подчинении других;

2) нужда в получении удовлетворения (от того, что другим сделал больно, неприятно);

3) расовые и физические особенности детей.

Как правило, преследователи обладают достаточной самоуверенностью в себе, и не склонны к заниженной самооценке.

По мнению Е.В. Гребенкина, на агрессивное поведение детей-булли влияет несколько факторов:

1) персональные (низкий уровень воспитания, неадекватная заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения);

2) поведенческие (вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы и слабая успеваемость в школе, приводы в милицию);

3) социальные (культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), друзья с отклоняющимся поведением).

Можно также отметить, что на возникновение агрессивного поведения младшего школьника влияют внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка). Принято считать, что дети из неблагополучных семей имеют больше шансов стать правонарушителями, чем дети, воспитанные в благополучных семьях.

Влияют и проблемы, связанные с успеваемостью и приклеиванием ярлыков: учителя и родители говорят, что ребенок неисправим, плохо воспитан. Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.Мальчики и девочки пользуются разными формами буллинга. Если мальчики чаще прибегают к физическому буллингу (пинки, толчки и т.п.), то девочки охотнее пользуются косвенными формами давление (распространение слухов, исключение из круга общения).

Несмотря на то, что буллинг проявляется больше в подростковом возрасте, начинать профилактику нужно с младшего школьного возраста. Когда буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.

Первый шаг к решению этой проблемы заключается в информировании тех людей, которые работают с детьми, о том, что такое буллинг, что он в себе несет, как на него реагировать и как с ним бороться. Если говорить о последствиях буллинга, то здесь можно заметить, какие катастрофы он за собой может нести: от уходов со школы, переводов в другое образовательное учреждение, до суицидов детей, не выдержавших психологического давления, а также защитное агрессивное поведение с их стороны. Сложившаяся ситуация в любом случае требует вмешательства специалистов, потому что буллинг оставляет очень глубокий негативный след в жизни жертв, отражается на эмоциональном фоне детей и на школьной адаптации, имея за собой тяжелые психологические последствия.

Стоит отметить, что решение проблемы буллинга в образовательном учреждении возможно при условии совместной работы всего школьного сообщества, то есть учителя, администрация, школьные психологи, родители и ученики должны сотрудничать с целью максимально информативной оценки проблемы буллинга в школе, а также в выработке эффективных способов реагирования на неё.

Список литературы:

1. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 105. 2. Лэйн Дэвид А. Школьная травля (буллинг). Режим доступа: http://psifeya.ru/wp-content/uploads/2014/02/

2. Петросянц В. Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде. Журнал: Вестник Томского государственного педагогического университета. №6. – 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы проблемы неуспеваемости младших школьников

Статья о причинах неуспеваемости учащихся начальной школы....

Учебная успеваемость школьного обучения как психолого-педагогическая проблема

Важнейшей задачей педагогической науки является раскрытие сущности успеваемости и выявления структуры успеваемости....

Развитие воли в младшем школьном возрасте как психолого-педагогическая проблема

Волевые качества – это относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определ...

Психолого-педагогический аспект проблемы обучения иностранному языку в начальной школе

Психолого-педагогический аспект проблемы обучения иностранному языку в начальной школе...

Социальные и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования здорового образа жизни

По статистике XXI-й век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье детей не только дошкольного, но и школьного возраста.Основная проблема - низкий уровень знани...

Психолого-педагогические основы проблемы умения работать с информацией в младшем школьном возрасте

В статье представлены результаты теоретического обоснования основ формирования умения работать с информацией: раскрыты психолого-педагогические основы проблем умения работать с информацией; описан ист...

Психолого-педагогические основы проблемы готовности детей к школьному обучению

В последнее время, задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в образовании. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности школьного обучения...