Внеурочная деятельность "Культурный дневник второклассника"
календарно-тематическое планирование (2 класс)
Воспитание патриотизма к родному краю, обогощение знаний о культурных достояниях региона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_kulturnyy_dnevnik_fomina_ind_-_kopiya.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 23 города Димитровграда Ульяновской области»
Приложение к Основной образовательной программе НОО
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Культурный дневник второклассника», 2 класс
Рабочую программу составил: учитель начальных классов _________________Смелова Нина Евгеньевна
г. Димитровград
Содержание
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
- Тематическое планирование.
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В современных условиях развития социально-экономической, политической и технической среды человечество сталкивается с дефицитом духовности общества и личности. Не случайно в числе требований к школьному образованию выделяются требования, связанные с формированием культуры личности, основ патриотизма, гражданственности, личностной сопричастности. Важнейшим признаком культурного человека является преданность родной стране, глубина и широта знания истории, национальных традиций страны и родного края, степень усвоения общечеловеческих достижений материальной и духовной культуры.
По инициативе Губернатора Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова с 2012 года в регионе реализуется социально-образовательный проект «Культурный дневник», целью которого является приобщение к культурному наследию региона, стимулирование младших школьников к чтению книг, знакомство с учреждениями культуры (библиотеками, музеями,
театрами и кинотеатрами, концертными площадками, спортивными учреждениями).
Важность и значимость создания и реализации проекта «Культурный дневник» обусловлена уникальностью Ульяновского региона: здесь аккумулировано многонациональное и многоконфессиональное культурное наследие. И очень важно решать задачу формирования гармоничной, творческой личности на основе идей гуманизма и толерантности.
В результате реализации программы и проекта обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности:
- приобретение обучающимися социальных знаний, знаний о духовной и материальной культуре России и Ульяновского региона; - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым культурным ценностям общества, ценностного отношения к истории и культуре Ульяновского региона; - получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия в социально-образовательном проектировании и участии культурно значимых мероприятиях.
Цель: формирование мировоззрения младшего школьника и ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию народов России и Ульяновского края, духовно-нравственное развитие личности обучающегося в условиях культурного многообразия Ульяновского региона.
Задачи:
1. Формирование знаний и представлений о родном крае, любви к своей малой Родине, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры родного края, воспитание чувства патриотизма.
2. Формирование устойчивой нравственной и активной гражданской позиции личности, основ нравственного самосознания, способности осуществлять нравственный самоконтроль.
3. Формирование основ нравственной, эстетической, духовной, экологической культуры обучающегося.
4. Создание условий для развития рефлексивной позиции обучающегося начальной школы на основе фиксации достижений внеучебного характера.
5. Вовлечение обучающихся в творческую, поисково-исследовательскую и краеведческую деятельность.
Планируемые результаты
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
– основы российской гражданской идентичности; своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю России и Ульяновского края; – уважительное отношение к истории и культуре других народов; -ценностное отношение к прекрасному, представление о культурных ценностях, чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с региональной культурой; - наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, ценностям природы.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – опыта социального взаимодействия в обществе на основе толерантности, способствующего укреплению социального единства российского общества.
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве со взрослыми; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – различать способ и результат действия.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– в сотрудничестве со взрослыми ставить новые учебные задачи; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – строить сообщения в устной и письменной форме; – основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов; – устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
– адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ; – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Чтение. Работа с текстом
Обучающиеся научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающиеся научатся:
– понимать информацию, представленную разными способами;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающиеся научатся:
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Формирование ИКТ компетентности обучающихся
Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Обучающиеся научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Обработка и поиск информации
Обучающиеся научатся искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).
Обучающиеся получат возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Обучающиеся получат первоначальные представления о:
- сущности и особенностях социальных, культурных, духовно-нравственных процессов и явлений;
- культуре человека, духовных и нравственных основах самобытного российского культурно-исторического типа цивилизации;
- этноконфессиональной структуре российского общества, особенностях культуры и быта основных этноконфессиональных групп населения России и Ульяновского региона;
- свершениях, открытиях, победах жителей Ульяновского региона;
- единстве идейного, духовно-нравственного содержания литературных, художественных, музыкальных произведений культуры России и Ульяновского региона;
- истории развития культуры родного края и вкладе культуры родного края в развитие культуры страны.
- понимать, что такое культура, культурное наследие;
-рассказывать о известных писателях, художниках, спортсменах, политических деятелях региона;
-рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях Ульяновского края;
- приводить примеры чудес Ульяновской области;
- приводить примеры легенд земли Симбирской и придумывать свою легенду.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать роль и значение родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
- понимать место своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России и Ульяновского региона;
- понимать, что человек – часть общества и природы; осознавать взаимосвязь людей в обществе вне зависимости от национальности.
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
- участие обучающихся в конкурсах различного уровня, в том числе и конкурсе «Культурных дневников»;
- участие в социально значимых акциях;
- создание и реализация социально-образовательных проектов.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Введение (1 час). Уточнение понятия «культура» и знакомство с пособием «Культурный дневник второклассника». Б.М. Хитрово – основатель Симбирска.
Форма организации занятия: беседа.
Приглашение к чтению (5 часов). Н.М. Карамзин, его роль в российской культуре. Памятник букве «Ё». А.С. Пушкин и Симбирский край. Книжкины советы. Формы организации и содержание занятий: беседа, чтение стихотворения, викторина по сказкам, разгадывание кроссвордов, коллективное чтение книг, беседы по прочитанным книгам, составление библиографической карточки и читательского билета, восстановление иллюстрации.
Музейное зазеркалье (7 часов). Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина». История создания, территория, музеи. Музей «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска». Музей «Метеорологическая станция Симбирска. Планетарий». Музей «Пожарная охрана Симбирска-Ульяновска». Народные приметы.
Формы организации и содержание занятий: беседа, экскурсии в музеи, составление тезисов, рисование, раскрашивание рисунка, разгадывание кроссвордов и загадок.
В гостях у сказки (6 часов). В.М. Леонтьева и детская телевизионная передача «В гостях у сказки». Памятник В.М. Леонтьевой. Ульяновск – родина Колобка. Колобок и Колебятка. Усадьба Колобка. Русская народная сказка «Колобок». Афиша спектакля.
Формы организации и содержание занятий: беседа, встречи с поэтами и литераторами, изготовление кукол и декораций для кукольного театра, инсценирование сказки, создание афиши спектакля, составление отзыва на спектакль, рисование, придумывание предложений и коротких рассказов.
Кинопутешествие (6 часов). Появление кинематографа в Симбирске. Электротеатры. ОГАУК «Ульяновсккинофонд». Кинотеатры города. Любимые герои мультфильмов и детских фильмов.
Формы организации и содержание занятий: беседа, работа с различными источниками информации, разгадывание кроссвордов и ребусов, рисование и раскрашивание рисунков, посещение кинотеатров, просмотр и обсуждение фильмов.
Родной край (9 часов). Симбирск и Ульяновск: прошлое и настоящее. Знаменитые земляки: Богдан Хитрово, Николай Карамзин, Аркадий Пластов.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Приглашение к чтению | 6 |
3 | Музейное зазеркалье | 7 |
4 | В гостях у сказки | 6 |
5 | Кинопутешествие | 6 |
6 | Родной край | 9 |
Итого | 35ч |
3.Тематическое планирование.
№ Урока | Сроки проведения | Тема урока
| Количество часов | |
План | Факт | |||
Введение | ||||
1 | Знакомство с пособием «Культурный дневник второклассника». Б.М. Хитрово – основатель Симбирска. | 1 | ||
Приглашение к чтению | ||||
2 | Н.М. Карамзин, его роль в российской культуре. | 2 | ||
3 | Н.М. Карамзин, его роль в российской культуре. | |||
4 | Памятник букве «Ё». | 1 | ||
5 | А.С. Пушкин и Симбирский край. | 2 | ||
6 | А.С. Пушкин и Симбирский край. | |||
7 | Книжкины советы. | 1 | ||
Музейное зазеркалье | ||||
8 | Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» | 2 | ||
9 | Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» | |||
10 | История создания, территория, музеи. Музей «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска». | 1 | ||
11 | Музей «Метеорологическая станция Симбирска. Планетарий». | 1 | ||
12 | Музей «Пожарная охрана Симбирска-Ульяновска». | 2 | ||
13 | Музей «Пожарная охрана Симбирска-Ульяновска». | |||
14 | Народные приметы. | 1 | ||
В гостях у сказки | ||||
15 | В.М. Леонтьева и детская телевизионная передача «В гостях у сказки». | 2 | ||
16 | В.М. Леонтьева и детская телевизионная передача «В гостях у сказки». | |||
17 | Памятник В.М. Леонтьевой. Ульяновск – родина Колобка. Колобок и Колебятка. Усадьба Колобка. | 2 | ||
18 | Памятник В.М. Леонтьевой. Ульяновск – родина Колобка. Колобок и Колебятка. Усадьба Колобка. | |||
19 | Русская народная сказка «Колобок». Афиша спектакля. | 2 | ||
20 | Русская народная сказка «Колобок». Афиша спектакля. | |||
Кинопутешествие | ||||
21 | Появление кинематографа в Симбирске. | 1 | ||
22 | Электротеатры. | 1 | ||
23 | ОГАУК «Ульяновсккинофонд». | 1 | ||
24 | Кинотеатры города. | 1 | ||
25 | Любимые герои мультфильмов и детских фильмов. | 2 | ||
26 | Любимые герои мультфильмов и детских фильмов. | |||
Родной край | ||||
27 | Симбирск и Ульяновск: прошлое и настоящее. | 1 | ||
28 | Знаменитые земляки: Богдан Хитрово, Николай Карамзин, Аркадий Пластов. | 1 | ||
29 | История города, села. Образ города, региона, России в художественной литературе, изобразительном искусстве. | 2 | ||
30 | История города, села. Образ города, региона, России в художественной литературе, изобразительном искусстве. | |||
31 | Интерьер деревенского дома и городской квартиры: сходство и различия. | 1 | ||
32 | Достопримечательности Ульяновска и Ульяновской области. | 3 | ||
33 | Достопримечательности Ульяновска и Ульяновской области. | |||
34 | Достопримечательности Ульяновска и Ульяновской области. | |||
35 | Итоговое занятие. | 1 |
Приложение
Методические рекомендации для учителя
по работе с «Культурным дневником»
Пособие «Культурный дневник» предназначено для совместной работы взрослых и детей, в первую очередь родителей с детьми. Назначение «Культурного дневника» – не в привитии знаний о родном крае, а эстетическое и общекультурное развитие личности, воспитание у ребёнка добрых чувств и стремлений.
«Культурный дневник» через знакомство с малой Родиной формирует у обучающихся гражданскую идентичность, призван «аккумулировать» младшими школьниками фундаментальные культурные ценности. Социально-образовательный проект предполагает систематическое знакомство детей с основными учреждениями и объектами культуры города Ульяновска и Ульяновской области, динамично развивающегося края, богатого самобытной культурой, историей, традициями.
Особо следует отметить социальную значимость данного проекта: работа с «Культурным дневником» предполагает активное включение родителей в культурно-просветительский процесс, тесное взаимодействие семьи и школы.
Основное содержание дневника строится на эмоционально близком для детей краеведческом материале. Принципиальное отличие данной книги от литературы подобного плана в том, что почти всё содержание краеведческого материала представляется в образной форме (яркие цветные иллюстрации, рисунки и фотографии). Это способствует накоплению у младших школьников зрительных и эмоционально-эстетических впечатлений. Идея представления детям информации в образной форме на протяжении всего обучения в начальной школе остаётся ведущей. Не менее значима, особенно на начальном этапе формирования универсальных учебных умений, идея деятельностного подхода. Она выражена в характере заданий, предлагаемых ученикам с первых страниц дневника. Сначала это вопросы, побуждающие к
внимательному рассматриванию предлагаемого материала, затем – практические упражнения: найти отличия, разгадать ребус, разгадать кроссворд и т.п., а в последующем – небольшие исследовательские, проектные и творческие задания. Третьей идеей при построении дневника стало создание условий для развития рефлексивных качеств как важнейших новообразований личности обучающихся. На страницах дневника дети имеют возможность фиксировать уровень своих достижений неучебного характера. В конце каждого раздела школьникам предлагается поделиться впечатлениями от проделанного путешествия.
Содержание Дневника выстраивается на единых дидактических принципах: наглядности, коммуникативно-деятельностного, воспитывающего и развивающего обучения. В качестве базового выступает принцип гуманизма и педагогического оптимизма.
Культурный дневник построен таким образом, что к его страницам ребёнок может неоднократно обращаться не только в каждом конкретном классе, но в последующих классах. Материалы дневника могут быть востребованы на уроках ознакомления с окружающим миром, русского языка и литературного чтения, изобразительного искусства, на занятиях внеурочной деятельности.
Культурный дневник может стать одним из средств решения задач обучения и воспитания младших школьников с учетом региональной специфики Ульяновской области. Страницы дневника предоставляют детям, родителям и учителю иллюстрации и тексты для наблюдения, неспешного коллективного, совместно с взрослым рассматривания, размышления и обсуждения. Недопустимо, чтобы «Культурный дневник» стал фактором перегрузки учащихся и учителя.
На занятиях внеурочной деятельности учитель вместе с детьми рассматривает страницы дневника, организует беседу, читает тексты, помогает детям в выполнении несложных заданий, создавая при этом ситуацию успеха. В первом классе небольшие по объёму тексты дневника
вполне могут быть прочитаны на уроках чтения. Способ и вид чтения выбирает учитель в зависимости от сформированности навыка чтения и учебных умений у обучающихся (хоровое чтение, чтение за учителем, чтение, подготовленное заранее одним учеником или всеми (неплохо, если текст перед чтением в классе дети прочитают дома с родителями); чтение «птичьим базаром»; в парах, друг другу; индивидуальное самостоятельное чтение с последующим обсуждением и т.п.).
Технология работы с дневником может состоять из 3 этапов.
1. Пропедевтический: организация беседы по ознакомлению учащихся с культурными учреждениями, речь о которых пойдёт в каждом разделе (библиотека, музей, театр и т.д.) и по закреплению в занимательной форме правил поведения в данных учреждениях, а также выполнении части заданий.
2. Основной: посещение культурного центра (с родителями в первую очередь или учителем, или совместное).
3. Рефлексивный: выполнение части творческих заданий, анализ своих впечатлений, работа с рубрикой «Твои впечатления», где обучающимся предлагается поделиться впечатлениями, написав или нарисовав самый запоминающийся момент путешествия.
Организация работы с «Культурным дневником» в целом и в частности с «Культурным дневником четвероклассника» предполагает знакомство с региональными проектами («Семейный музейный марафон», «Воспитай патриота»), проектами для младших школьников «Малая академия», «Чистота родного края», «Путешествие по родному краю» и др., в которых можно участвовать всей семьей, с учителями и одноклассниками. С его помощью школьники погружаются в проектно-исследовательскую деятельность, узнают о земляках: поэтах, писателях, художниках и спортсменах Ульяновской области, знакомятся с уникальными местами и туристическими маршрутами региона, музеями и памятниками архитектуры.
Следует отметить, что при посещении объектов культуры школьникам необходимо сделать в Дневнике отметку о посещении. Удобнее это выполнить не в коллективных экскурсиях, а семейных.
В конце учебного года целесообразно провести конкурс «Культурных дневников» и отметить обучающихся, которые систематично, старательно и аккуратно заполняли «Культурный дневник», проявляли активность в познании культуры, истории, традиций, природы родного края.
В дальнейшем Дневник, сохраненный родителями как подарочная книга и документ совместной творческой работы семьи и школы, покажет повзрослевшему человеку, каким он был на старте своей школьной жизни, поможет сравнить прошлое с настоящим, напомнит о первой ступеньке на пути познания своей малой родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы - второклассники"
Внеурочная деятельность по социальному направлению. Учащиеся оформляют свои портфолио....
Программа внеурочной деятельности "Краеведческий дневник"
Программа внеурочной деятельности "Краеведческий дневник". Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению родного края являет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дневник по литературному чтению" 3 класс
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных,метапредметных и предметных результатов.Личностные результаты:-развитие любознательности и ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дневник по литературному чтению" 3 класс
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных,метапредметных и предметных результатов.Личностные результаты:-развитие любознательности и ф...
Дневник для внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Дорогой исследователь!!!Перед тобой не обычная тетрадь, но и не волшебная, а та, которая приоткроет тебе дверь в мир науки и исследований! Она поможет тебе разобраться и помочь в решении проблем твоих...
Внеурочное занятие на тему: «Блокадный дневник Тани Савичевой»
Внеурочное занятие проводилось с обучающимися 5 - 6 классов ГКОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат №1" в предверии праздника День победы....