Сенсомоторное развитие учащихся с ОВЗ в условиях коллективной предметно-игровой деятельности.
статья (1 класс)
Сенсомоторное развитие учащихся с ОВЗ в условиях коллективной предметно-игровой деятельности.
Для учащихся с ОВЗ широкое общеразвивающее значение имеет предметно-игровая деятельность, в процессе которой осуществляется развитие основных видов чувствительности, восприятия пространственно-временных отношений; накопление знаний о предметах и явлениях окружающего мира, их взаимосвязях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4publikatsiya.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсомоторное развитие учащихся с ОВЗ в условиях коллективной предметно-игровой деятельности.
Гордюшова Е.Е.,
учитель начальных классов, олигофренопедагог.
ГБОУ школа №499, г. Санкт- Петербург.
Для учащихся с ОВЗ широкое общеразвивающее значение имеет предметно-игровая деятельность, в процессе которой осуществляется развитие основных видов чувствительности, восприятия пространственно-временных отношений; накопление знаний о предметах и явлениях окружающего мира, их взаимосвязях.
Основными задачами коллективной предметно-игровой деятельности учащихся с ОВЗ являются коррекционно-развивающие и воспитательные задачи:
- создание коррекционных условий для развития сохранных познавательных функций и личностных особенностей;
- осуществление сенсорного развития внутри содержательных видов деятельности;
- развитие психических функций восприятия, памяти, мышления, воображения;
- коррекция интеллектуального развития, формирование умений сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы, рассуждать;
- развитие внимания, формирование динамических характеристик внимания, устойчивости;
- формирование механизмов волевой регуляции и саморегуляции в заданной деятельности, работоспособности, умения сосредотачиваться на учебном действии;
- овладение умением оречевлять свои действия с предметным материалом, рассуждать, строить речевые высказывания;
- формирование положительной мотивации к учению;
- воспитание самостоятельности при выполнении учебных заданий, умение доводить начатое действие до конца;
- воспитание умения общаться с одноклассниками, действовать совместно;
- развитие устной речи.
В предметно-игровой деятельности учащихся с ОВЗ используются следующие группы игр:
- Игры на развитие мелкой моторики.
- Игры на развитие восприятия.
- Игры на развитие внимания и памяти.
- Игры на развитие мышления и воображения.
Данные группы игр выделены условно, потому что в каждой игре может быть определено несколько целей.
Игры первой группы направлены на развитие моторики рук и пальцев, они имеют значение для развития мышления, ориентировки детей в свойствах предметов и игрушек. Эти игры особенно важны для детей с ОВЗ, так как свойственные многим из них нарушения мелкой моторики в дальнейшем отрицательно сказываются на формировании произносительной стороны речи.
Целью игр и упражнений по развитию восприятия является усвоение детьми представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов. Играя, дети учатся выделять свойства предметов, соотносить их между собой; знакомятся с сенсорными эталонами; учатся ориентировке в окружающем пространстве, в плане-схеме, в частях собственного тела. В ходе использования игр данной группы помимо зрительного развивается тактильно-двигательное восприятие: детей учат различать на ощупь предметы различной величины, структурной, текстурной и температурной поверхности. В качестве методических приёмов используется выбор предметов по подражанию, по образцу, словесной инструкции или описанию.
Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Они формируют у детей умение сосредотачиваться на определённых сторонах предметов и явлений, способствуют переходу от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. В процессе их дети учатся запоминать изображения предметов, их внешние признаки и названия, узнавать их после отсрочки, находить их местоположение в пространстве, видеть разницу в деталях при сопоставлении.
При использовании игр на развитие мышления и воображения важно научить детей анализировать предметы и явления окружающего мира, находить сходное и отличное, распределять по группам и называть обобщающим словом, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними. В процессе использования игр происходит овладение тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и элементами логического. Игры, представленные в данной группе, также направлены на развитие творческих способностей детей: использование символов и предметов-заменителей, создание новых образов по геометрическим формам или схемам.
В процессе использования предлагаемых игр решаются общеобразовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи; происходит развитие интереса к игровой деятельности, установление контакта взрослого с ребёнком, взаимодействие детей между собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностное развитие учащихся в процессе коллективно-творческой деятельности
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей....
Модифицированная программа "Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов" (специальной коррекционной школы VIII вида)
Программа ориетирована на решение следующих задач:- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;- активация различных функций ЦНС за счет...
Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание творческой личности школьников в условиях коллективной деятельности.»
В условиях современной школы цель и основное назначение педагогической деятельности классного руководителя – создание условий для разностороннего развития самоактуализирующейся личности школьник...
Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности.
Статья "Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности" предназначена для учителей начальных классов....
Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности.
Статья "Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности" предназначена для учителей начальных классов....
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию сенсомоторных навыков учащихся
Коррекционное занятие направлено на формирование умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объясня...
Занятия по сенсомоторному развитию для учащихся с умственной отсталостью
методическая разработка по развитию сенсомоторики учащихся с умственной отсталостью...