Программа СЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Дёмина Наталья Геннадьевна

Рабочая программа учебного предмета по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светскойэтики»  для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr._se.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа учебного предмета по предмету «Основы религиозных

культур и светской этики» модуль «Основы светской этики»  для 4 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы А. Я. Данилюк, Т. В. Емельянова, О. Н. Марченко и др. «Основы религиозных культур и светской этики»  / модуль «Основы светской этики» (Шемшурина А. И.). 

            Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» » играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения. Содержание предмета направлено на формирование   культурологических понятии и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

        Цель   учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» —   формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи курса:

  • формирование целостного восприятия мира;
  • воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
  • формирование культуры общения;
  • воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
  • выработка этических принципов на основе традиций отечественной культуры;
  • предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
  • воспитание патриотизма;
  • формирование представление о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
  • духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
  • приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
  • расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

  • пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
  • творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
  • воспитывать потребность школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

По учебному плану школы  в 4 классе на учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» (Шемшурина А. И.) отводится  34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Учебник:  Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Издательство "Просвещение".

1.Планируемые результаты освоения учебного курса

 Требования к личностным результатам:

• формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;

• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

 • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;

• формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

 • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

• развитие этических чувств как регулятора морального по

ведения;

• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;

• развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

• развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;

• формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

• овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

• совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное ис- пользование речевых средств и средств информационно коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

 • совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

 • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования раз- личных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и 9 пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

• знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

• знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;

• формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности

 • знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;

• формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;

 • развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;

• формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к раз- личным явлениям действительности.

2.Содержание учебного курса

 

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

по авторской  программе

Кол-во часов

по рабочей программе

Часть 1

1

Этика общения  

4

4

2

Этикет

4

4

3

Этика человеческих отношений

4

4

4

Этика отношений в коллективе

4

4

Часть 2

1

Простые нравственные истины

4

4

2

Душа обязана трудиться

4

4

3

Посеешь поступок — пожнёшь характер

6

6

4

Судьба и Родина едины

4

4

Итого:

34

34

Этика общения(4ч)

Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил — добрые слова и поступки.

Этикет(4ч)

Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.

Этика человеческих отношений (4 ч)

Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрый чувств — творение души. Природа — вол- шебные двери к добру и доверию. Чувство родины.

Этика отношений в коллективе (4 ч).

Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс — мои друзья.

Простые нравственные истины (4ч)

Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие — закон жизни.

Душа обязана трудиться(4ч)

Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей.

Посеешь поступок — пожнёшь характер(6ч)

Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» — вместе.

Судьба и Родина едины (4 ч)

С чего начинается Родина… В тебе взрослеет патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе.

3.Тематическое планирование

№   урока,

четв.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

по теме

Коррект., причина

Часть 1

Разде1

1

Этика общения(4ч)

Добрым жить на белом свете веселей (1 ч)

1

2

Правила общения для всех

1

3

От добрых правил добрые слова и поступки

1

4

Каждый интересен

1

Разде2

5

Этикет(4ч)

Премудрости этикета

1

6

Красота этикета

1

7

Простые школьные и домашние правила этикета

1

8

Чистый ручеёк нашей речи

1

Разде3

9

Этика человеческих отношений (4 ч)

В развитии добрых чувств — творение души

1

10

Природа – волшебные двери к добру и доверию

1

11

Чувство Родины

1

12

Жизнь протекает с людьми

1

Разде1

13

Этика отношении в коллективе

Чтобы быть коллективом

1

14

Коллектив начинается с меня

1

15

Мой класс – мои друзья

1

16

Скажи себе сам Итоговая творческая   работа  1 (проекты, сочинения, презентация)

1

Часть 2

Разде1

Простые нравственные истины (4ч)

 

17

Ежели душевны вы и к этике не глухи…

1

18

Жизнь священна

1

19

Человек рождён для добра

1

20

Милосердие — закон жизни

1

Разде3

21

Душа обязана трудиться(4ч)

Жить во благо себе и другим

1

22

Следовать нравственной установке

1

23

Достойно жить среди людей

1

24

Уметь понять и простить

1

25

Простая этика поступков

1

Разде4

26

Посеешь поступок — пожнёшь характер(6ч)

27

Общение и источники преодоления обид

1

28

Ростки нравственного опыта поведения

1

29

Доброте сопутствует терпение

1

30

 Действие с приставкой «со»- вместе

1

Разде4

Судьба и Родина едины (4 ч)

31

С чего начинается Родина…

1

32

В тебе взрослеет патриот и гражданин.

1

33

Человек как чело века.

1

34

Слово, обращённое к себе. Итоговая творческая   работа 2 (проекты, сочинения, презентация)

1

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

В преподавании модуля «Основы светской этики»  оценка усвоения знаний и умений в учебном предмете  осуществляется в процессе выполнения текущих домашних заданий и самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе   словарей, творческих работ и исследовательских проектов на завершающем этапе.

         Достижение учащимися планируемых результатов  выявляются в процессе:

текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;

составления банка работ, выполненных в учебном процессе;

защиты  собственных исследовательских и творческих проектных работ;

выставки работ учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...