"Юный агроном" Программа по проектной деятельности
материал
Программа по проектной деятельности "Юный агроном"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_proektnoy_deyatelnosti_yunyy_agronom.docx | 100.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Ручеек»
Рабочая программа клуба «Юный агроном»
Рассмотрена и утверждена педагогическим советом № 1 «31» августа 2017 г.
| УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 18«Ручеек» Новикова Е.В. Приказ от 31.08.2017г. №102 |
Образовательная область: познавательное развитие
Основная образовательная деятельность: познавательно-исследовательская, проектная деятельность
Возрастная группа: 6 – 7 лет
Сведения о разработчиках:
Чугреева О. А., воспитатель группы №8
2017 – 2018 учебный год
Тамбов
Пояснительная записка
Данное планирование предусматривает организацию познавательно-поисковой и исследовательской деятельности для детей 6-7 лет, которая является инновационной формой креативного труда для приобретения старшими дошкольниками опыта самостоятельной деятельности. Используемый интегративный подход в построении содержания исследовательской деятельности отражает возрастные особенности детей дошкольного возраста и является наиболее адекватной формой организации образовательного процесса.
Планирование работы предусматривает проведение занятий, которые структурируются по задачам, решаемым в рамках каждого этапа деятельности.
Первый этап определяет направление и задачи в рамках формирования представлений и практических умений по формулировке целей, задач и гипотез на примере проигрывания ситуаций простых и близких к опыту детей. Для знакомства с данными понятиями предусмотрено проведение специальных упражнений и создание коммуникативных проблемных и поисковых ситуаций в каждом занятии.
Второй этап связан с формированием представлений о проектной деятельности и созданием условий для организации практической деятельности детей 6-7 лет по реализации задач каждого из структурных компонентов исследовательской проектной деятельности. На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности и частью познавательного развития дошкольника, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.
Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научиться с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравиться никакими обстоятельствами.
Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование - деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.
Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического воспитания дошкольников.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.
Актуальность
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнение, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Цель программы:
Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирование начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.
Задачи программы:
Обучающие:
- систематизировать представления о растениях: травах, деревьях, кустарниках, цветущих растениях;
- систематизировать и закреплять знания об овощах, фруктах, ягодах, злаках, о месте их произрастания, о труде взрослых по их выращиванию в огороде, на полях, в садах; в чём их польза, что и как из них готовят.
- дать элементарные представления о свойствах почвы, ее составляющих;
- систематизировать представления детей об условиях хорошего роста и развития растений, о понятии аграрных технологий;
- научить детей самих сажать и выращивать некоторые растения;
- показывать взаимосвязь человека и природы.
- помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;
- способствовать развитию умения обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять взаимосвязи;
- формировать у детей представлений о правильном питании, о культуре питания, о здоровом образе жизни.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментально-исследовательской деятельности, через создание проблемных ситуаций;
- подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций; развивать у детей способность к поисковой деятельности
- развивать умения планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы и умозаключения;
- развивать коммуникативные навыки; совершенствовать навыки связанного высказывания
- способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.
- развивать умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности;
- способствовать развитию творческих способностей детей, умение работать сообща, согласовывая свои действия;
- совершенствовать самостоятельные трудовые и практические навыки детей;
- развивать мышление, внимание, память, любознательность.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к явлениям окружающей природы;
- воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;
- воспитывать внимание, терпение, трудолюбие.
Вовлечь родителей воспитанников в педагогический процесс через проектную деятельность.
Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения и родителей.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей.
Предполагаемый результат освоения программы:
Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка:
- воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира природы, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
- умения видеть красоту окружающего мира;
- формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях;
- владение детьми информацией: что растению необходимо для хорошего роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком;
- приобретение практических навыков;
- привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту;
- умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
- желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом:
- формирование умения логически мыслить,
- самостоятельно делать обобщения (умственное развитие),
- обогащение словарного запаса детей по данной теме.
- развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.
- расширение знаний детей по теме, использование полученных знаний в образовательной и игровой деятельности.
Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе,
Через систему разнообразных мероприятий будут сформированы основные понятия рационального питания, потребность в здоровом питании и образе жизни, умение выбирать полезные продукты, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье
Механизм реализации программы
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми 6-7 лет проводится в рамках работы клуба «Юный агроном» 1 раз в неделю в первую половину дня. Общее количество ситуаций за учебный год - 28.
Педагогический анализ знаний детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год.
Продолжительность диагностического периода:
Стартовая диагностика: 01.09.2017 – 15.09.2017г.,
Итоговая диагностика: 01.05.2018 – 31.05.2018 г.
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю | Длительность непосредственно образовательной ситуации | Форма организации образовательного процесса |
28 | 1 | 30 минут | групповая |
Тематический план
№ п/п | Программное содержание | Количество занятий |
1. | Экскурс в историю. Формирование «Понятийного аппарата» | 1 |
2. | Изучение трав. | 1 |
3. | «Красавицы на клумбах» Изучение цветов | 1 |
4. | Тематическая экскурсия по территории детского сада: «Цветники и клумбы». | 1 |
5. | Изготовление поделки из природного материала: «Осенняя композиция» | 1 |
6. | Изучение деревьев и кустарников | 1 |
7. | Изготовление поделки из листьев, природного материала | 1 |
8. | Изучаем ягоды | 1 |
9. | Изучение фруктов | 1 |
10. | Изучение овощей | 1 |
11. | Изучаем злаки. «Хлеб всему голова» | 1 |
12. | Изучаем крупы. «Щи да каша - пища наша | 1 |
13. | Выставка поделок с использованием круп, злаков, семян растений | 1 |
14. | Красота зимней природы в поэзии | 1 |
15. | Изучение состава почвы. | 1 |
16. | Изучение свойств почвы | 1 |
17. | Влияние почвы и окружающей среды на рост и развитие растений | 1 |
18 | Влияние почвы и окружающей среды на рост и развитие растений | 1 |
19 | Посадка растений «Весенний подарок мамам» | 1 |
20 | Выращивание растения | 1 |
21 | Ученые - селекционеры. Проверка на всхожесть, выборка семенного материала Источники по получению информации о работе ученых. | 1 |
22 | Подарок любимым женщинам | 1 |
23 | Выращивание рассады. Посадка семян сладкого перца, томатов, баклажан. | 1 |
24 | Выращивание рассады Посадка семян цветущих растений | 1 |
25 | Создание мини-музея семян | 1 |
26 | Выставка поделок из семян, природного материала | 1 |
27 | «Чудесное растение с волшебной грядки» | 1 |
28 | Презентация детских мини-проектов «Мое любимое растение» | 1 |
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тематика занятий | Задачи | Содержание деятельности | |||||
Сентябрь | 1-2 | Диагностика | |||||||
Формирование «понятийного аппарата» в рамках исследовательской деятельности. | |||||||||
3 | Занятие №1 Экскурс в историю. Формирование «Понятийного аппарата» | Формирование «понятийного аппарата» в рамках исследовательской деятельности. Познакомить с понятиями «цель»,«задача», «гипотеза», «проект», «проектная деятельность» Формирование представлений о возможности определения в речи конечной цели деятельности на примерах, близких опыту детей. Формирование умений выдвигать предположение, связанное с достижением конечных результатов своей деятельности. Формировать представление и проектной деятельности как о поэтапной практической работе по достижению цели в рамках определенной темы. Обобщить знания детей о классификации растений. | 1.Содержательная беседа о том, как первобытные люди наблюдали, исследовали, изучали доступными способами и методами растения, природу в целом; делали простые выводы и умозаключения, набирали знания, необходимые для жизни и развития. Мультимедийная презентация 2.Подвести воспитанников к пониманию того, что и сейчас, в современной жизни, необходимо продолжать проводить исследования по изучению растений, выведению опытным путем новых сортов, селекционных видов. В решении этих задач нам поможет проектная исследовательская деятельность. 3.Содержательная беседа -о необходимости постановки конечной цели для организации любой деятельности (целеполагание способствует осмыслению деятельности); -о необходимости определения этапов своей работы для достижения намеченной цели (планирование способствует быстрому достижению результата), -о важности умений выдвигать предположение (гипотезу) о конечной цели для организации исследований. 4.Решение проблемной ситуации: «Составление собственной классификации из предложенных растений» 5.Физкультминутка «Дерево, куст, трава» 6.Научная классификация растений, рассматривание иллюстраций в энциклопедии. 7.Постановка целей, задач для дальнейшей исследовательской деятельности. | ||||||
Исследовательская деятельность по изучению растений в природе. Цель: развитие у детей самостоятельности, инициативности в сборе информации, экспериментировании, исследовательской деятельности, поиске ответов на вопросы и применении полученных знаний, умений, навыков в практической деятельности,. Задачи: Расширять и систематизировать знания о многообразии растительного мира: их произрастании\выращивании, особенностях строения и внешнего вида, сборе, переработке и хранении семенного материала\плодов, назначения в природе, использовании человеком. Учить устанавливать взаимосвязь между климатическими, сезонными явлениями с циклами жизни растений, особенностями их приспособления к изменяющимся условиям. Расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано Углублять знания об условиях благоприятного роста растений (наличие почвы, света, тепла, воздуха, воды, удобрений). Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями. Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. Развивать самостоятельные практические навыки. Формировать умение размышлять, делать выводы и умозаключения. Способствовать развитию интереса к познанию, изучению окружающего мира. Продолжать формировать грамматически правильную речь, умение строить сложные предложения, составлять рассказы. Расширять и обогащать словарный запас детей. Использовать различные нетрадиционные художественно – графические техники. Воспитывать любовь к природе, умение ухаживать за растениями, умение охранять окружающую среду. | |||||||||
Предварительная работа: В ходе летних прогулок, экскурсий - наблюдение, рассматривание растений. Сбор некоторых луговых, полевых, лесных трав, цветов, листьев, плодов. Рассматривание фотографий, рисунков различных растений в энциклопедиях. 1 этап Организационный: Реализация коммуникативной задачи по речевому оформлению цели, задач, постановки гипотезы, определения этапов деятельности. Рассматривание репродукций картин: Кончаловского П.П. «Сирень на окне», «Азалия в горшке», «Натюрморт с красными гладиолусами», «Натюрморт. Цветы на розовом», А. М. Герасимова «Пионы», Клементьева Б.Д. «Красные розы»; И. Левитана: «Золотая осень», «Июньский день», «Дубовая роща», «Осенний пейзаж», В. Поленова: «Золотая осень» и др. Фотовыставка: «Красота вокруг нас», «Цветы-улыбка Земли», «Осенняя пора очей очарованье». Слушание музыки:П.И.Чайковского - «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», «Самый волшебный цветок» (из сказки «Шёлковая кисточка»),«Не рвите цветы, не рвите» Фадеев А., Песенка-игра «Выросли цветочки»,песни: «Травы, травы», «Рассвет-чародей», музыка: Владимира Шаинского слова: Ивана ЮшинаПросмотр мультфильмов: «Аленький цветочек», «Просто так», «12 месяцев», «Цветик-семицветик», «Цветы дружбы», Чтение художественной литературы: загадки, пословицы, стихи, сказки, рассказы о растениях, о природе: (Николай Сладков: «Лесные тайнички», «Медовый дождь», «Лесные шорохи», «Лесные силачи»; Михаил Пришвин: «Сухостойное дерево», «Паутинка», «Парашют», «Золотой луг», «Лесной доктор», «Разговор деревьев» В. Бианки: «Синичкин календарь», «Лесные домишки»; Петров В. В.: «Рассказы о лесных растениях»; Борис Минаев: «Дерево»; Юрий Коваль: «Подснежники»; Константин Паустовский: «Подарок» 2 этап Технологический Учить определять программу действий, обобщать содержание деятельности символами. Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения. Формировать представление о различных источниках информации и видах деятельности. | |||||||||
4 | Занятие №2 Изучение трав. | Расширить и обобщить знания детей о травах, их произрастании, выращивании, переработке, хранении, особенностях, использовании человеком. Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения. Воспитывать любовь к природе, умение ухаживать за растениями. | 1.Рассмотрение собранного гербария трав. 2.Содержательная беседа с целью расширить, закрепить и обобщить знания детей о травах: их произрастании или специальном выращивании, переработке, хранении; особенностях строения и внешнего вида, назначения в природе, использовании человеком. 3.Решение проблемных ситуаций в ходе исследовательской деятельности (постановка цели, задач, выдвижение гипотезы): «Какие травы подходят для употребления в пищу домашних животных» «Какие травы подходят для употребления в пищу человека» 4. Физкультминутка: «Съедобное - несъедобное» 5.Составление пищевых цепочек. 6. Дид. игра: «Кто чем питается» 7. Аппликация: «Газон для футболистов» | ||||||
Октябрь | 1 | Занятие №3 «Красавицы на клумбах» Изучение цветов | Расширить и обобщить знания детей о цветущих растениях: их произрастании, выращивании, сборе и хранении семенного материала, особенностях строения и внешнего вида, назначения в природе, использовании человеком. Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения. Воспитывать любовь к природе, умение ухаживать за цветами. | 1.Содержательная беседа с целью расширить, закрепить и обобщить знания детей о цветущих и декоративных растениях: их произрастании или специальном выращивании, способах размножения, хранении семенного материала; особенностях строения и внешнего вида, назначения в природе, использовании человеком. 2.Решение проблемных ситуаций в ходе исследовательской деятельности (постановка цели, задач, выдвижение гипотезы): «Насекомые - польза или вред растению», «Как правильно ухаживать за разными комнатными растениями: фикусом, фиалкой, аспарагусом». 3.Наработка символов условий хорошего роста растений; схем, обозначающих предметы, необходимые для ухода за растениями, работы с почвой. 4. Физкультминутка: «Жуки и бабочки» 5.Составление букетов, композиций из растений. 6.Викторина: «Из какой сказки цветок». 7.Дид.игра: «Что где растет». | |||||
2 | Занятие №4 Тематическая экскурсия по территории детского сада: «Цветники и клумбы». | Закрепление знаний, представлений о цветущих растениях; о строении, особенностях внешнего вида. Использовать более продуктивно прогулки с детьми для экологических знаний и для оздоровления детей на свежем воздухе. Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения. Воспитывать любовь к природе, умение ухаживать за цветами. | 1.Тематическая экскурсия по территории детского сада: «Цветники и клумбы». 2.Решение проблемных ситуаций в ходе исследовательской деятельности (постановка цели, задач, выдвижение гипотезы): «Почему в одних клумбах растения одного вида крупнее, обильнее цветут, больше зелени, а другие - меньше по размеру, форме кроны» 3.Сбор природного материала для изготовления поделок, составления, гербария. 4.Решение проблемных ситуаций в ходе исследовательской деятельности (постановка цели, задач, выдвижение гипотезы): «Как выбрать растения, пригодные для составления гербария». 5.Правила и особенности заготовления природного материала, составление гербария. 6. Физкультминутка:«Цветы и бабочки» 7. Составление схемы экологической тропы: «Цветники и клумбы». 8. Дид.игра: «Узнай цветок по описанию». 9. Практическая деятельность: «Плетение веночков» | ||||||
3 | Занятие №5 Изготовление поделки из природного материала: «Осенняя композиция» | Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала: засушенных листьев, лепестков, семян растений. Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять ее красоту в аранжировках и флористических композициях. | 1.Решение проблемной ситуации в ходе исследовательской деятельности (постановка цели, задач, выдвижение гипотезы): «Как можно сохранить красоту осенних листьев, цветов?» 2.Рассмотреть и проанализировать собранный природный материал. 3.Решение проблемной ситуации: «Что можно и лучше использовать в качестве клея или соединяющего вещества при работе с природным материалом для изготовления объемных поделок». 4.Самостоятельный выбор тематики работы, композиционного оформления и соответствующий подбор из имеющегося природного материала. 5. Физкультминутка: «У меня расцвел цветок» 6.Практическая деятельность детей. (При необходимости допускается коллективная помощь или помощь педагога). 7.Выставка поделок: «Осенняя композиция» | ||||||
4 | Занятие №6 Изучение деревьев и кустарников | Расширить и обобщить знания детей о деревьях и кустарниках: произрастание или специальное выращивание, сбор и хранение семенного материала\плодов, особенностях строения и внешнего вида, назначения в природе, использовании человеком. Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала.( Подвергается обработке. Горит. Не тонет. Имеет плотную структуру. Удерживает тепло) Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения. Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения. Активизация и обогащение словаря: глаголами, существительными, прилагательными по теме занятия: резцы экспонаты, рубанок, клещи, ножовка, стругать, обрабатывать, плотный. | 1.Содержательная беседа с целью расширить, закрепить и обобщить знания детей о деревьях и кустарниках: их произрастании или специальном выращивании, способах размножения, хранении плодов или семенного материала; особенностях строения и внешнего вида, значения в природе для птиц, животных, насекомых, использование человеком. 2.Решение проблемных ситуаций в ходе исследовательской деятельности (постановка цели, задач, выдвижение гипотезы): «У дерева отломилась веточка, как ему помочь» 3.Наработка символов условий хорошего роста растений; схем, обозначающих предметы, необходимые для ухода за растениями, работы с почвой. 4. Физкультминутка: «Листик, листик, листопад» 5. ОПЫТЫ: «Тонет - не тонет», (Дерево не тонет в воде, но впитывает ее, увеличиваясь в размере. После высыхания коробится и становится неровным) «Структура древесины», (Имеет плотную структуру, удерживает тепло, горит) «Древесина и металл», (Поточи карандаш, обстругай веточку - древесина легко поддаётся обработке). 6.Дид.игра: «Какие инструменты нужны плотнику?» 7. Рассмотрение образцов частей растений под микроскопом. 8.Решение проблемных ситуаций: «Что можно сделать из древесины», «Что было бы, если бы на земле не было бы деревьев», «Какую пользу человеку приносят деревья». 9.Дид.игры:«С какой ветки детки?» | ||||||
1 | Занятие №7 Изготовление поделки из листьев, природного материала | Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов. Закрепить знания о делении деревьев. Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала: засушенных листьев. Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие. | 1. Дид.игра: Объедини деревья в группы. (Культурные -дикорастущие. Растения леса-растения сада. Хвойные - лиственные. Плодовые. И т. д). 2.Дид.игры: «Что где растет». «Чей листок?», «Что лишнее?» 3.Объемная аппликация из природного материала: «Осенний лес» 4.Физкультминутка: «Листопад» 5.Чтение художественной литературы. (Загадки о различных деревьях, стихи) 6.Речевая игра: «Узнай по описанию» 3 этап. Подведение промежуточных итогов 7.Выставка детских работ из природного материала. 8.Принятие участия в выставках детско-родительских работ городских конкурсов, конкурсов ДОУ. | ||||||
Ноябрь | 2 | Занятие №8 Изучаем ягоды | Систематизировать знания детей о ягодах (нашего края): их видах (садовые, лесные), особенностях произрастания, выращивания, сборе, переработке и хранении, особенностях строения и внешнего вида, вкуса, запаха. Дополнение и закрепление знаний детей о витаминах, содержащихся в ягодах, пользе для здоровья человека Расширить знания о процессе переработке ягод: приготовлении компотов, соков, джемов, варения. Формировать представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения. Воспитывать любовь к природе, умение ухаживать за растениями. | 1. Содержательная беседа о многообразии ягод (нашего края):, особенностях их произрастания; о пользе содержащихся в них витаминов. Мультимедийная презентация. 2.Решение проблемной ситуации: «Как попали лесные ягоды к нам в приусадебный участок», «Как люди изменили, усовершенствовали ягоды» 3.Наработка символов условий хорошего роста растений; знаков, схем, обозначающих предметы, необходимые для ухода за растениями, работы с почвой, предметов по приготовлению пищи. 4.Экспериментально-исследовательская деятельность: «Рассмотрение внешнего вида, изучение строения, извлечение семян черной смородин, вишни, малины, клубники, земляники, черники», «Сравнение места расположения, внешнего вида, размера семян\косточек» 5. Физкультминутка: «В лес по ягоды пойдем» 6. Рассмотрение образцов под микроскопом 7. Решение проблемной ситуации: «Что можно приготовить из ягод», «Какие блюда можно приготовить с использованием ягод» 8. Экспериментально-исследовательская деятельность: «Определи на вкус и назови ягоду», «Определи, из чего приготовлено»-по внешнему виду, запаху, вкусу (варенье) 9. Лепка с элементами рисования: «Корзина с ягодами» 10. Дид. игры: «Четвертый лишний», «Один-много», «Узнай блюдо». | |||||
3. | Занятие №9 Изучение фруктов | Систематизировать знания детей о фруктах: их видах, особенностях произрастания, выращивания, сборе, переработке и хранении, особенностях строения и внешнего вида, вкуса, запаха. Дополнение и закрепление знаний детей о витаминах содержащихся в фруктах, (сухофруктах) их пользе для здоровья человека Расширить знания о процессе переработки фруктов: приготовлении компотов, соков, джемов, варения, сухофруктов. Формировать представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения. Воспитывать любовь к природе, умение ухаживать за растениями. | 1. Содержательная беседа о многообразии фруктовых деревьев, особенностях их произрастания в разных климатических зонах; о пользе содержащихся в них витаминов. Мультимедийная презентация. 2.Решение проблемной ситуации: «Как можно в нашей местности вырастить цитрусовые фрукты: лимоны, мандарины» 3.Наработка символов условий хорошего роста растений; знаков, схем, обозначающих предметы, необходимые для ухода за растениями, работы с почвой, предметов по приготовлению пищи. 4.Экспериментально-исследовательская деятельность: «Рассмотрение внешнего вида, изучение строения, извлечение семян винограда, апельсина, яблока, граната», «Сравнение места расположения, внешнего вида, размера семян» 5. Физкультминутка: «В саду яблонька росла» 6. Приготовление салатов из овощей: «Фруктовый салат из яблок, винограда, апельсина, груш с добавлением сгущенного молока» «Приготовления сока из винограда, апельсина, яблок». 7. Рассмотрение образцов под микроскопом 8.Экспериментально-исследовательская деятельность: «Определи, из чего приготовлено»-по внешнему виду, по запаху, по вкусу. «Необычное варенье». 9. Решение проблемной ситуации: «Из каких фруктов лучше делать сок, а из каких варить варенье». 10. Лепка: «Фрукты на тарелочке» 11.Дид. игры: «Четвертый лишний»,«Фруктовое домино», «Один-много», «Узнай блюдо», «Какой сок?», «Какое варенье?» | ||||||
4. | Занятие №10 Изучение овощей | Систематизировать знания детей об овощах: их видах, особенностях произрастания, выращивания, сборе и хранении семенного материала, особенностях строения и внешнего вида, вкуса, запаха. Расширить знания о процессе приготовления супов, салатов из овощей. Научить детей готовить простейшие салаты, сервировать стол. Расширить и обобщить знания детей о значении овощей в природе, использовании человеком. Формировать представления о труде взрослых, роли труда в обществе и жизни каждого человека Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения. Воспитывать любовь к природе, умение и желание ухаживать за растениями. | 1.Содержательная беседа о многообразии овощей с целью обобщить и расширить знания детей: их видах, особенностях выращивания, отборе, хранении семенного материала, переработке, об использовании человеком; особенностях строения и внешнего вида, назначения в природе. 2.Решение проблемных ситуаций: «Какие овощи можно есть в сыром виде, а какие нужно варить, жарить» «Как правильно выращивать овощи». 3.Наработка символов условий хорошего роста растений; знаков, схем, обозначающих предметы, необходимые для ухода за растениями, работы с почвой, предметов по приготовлению пищи. 4.Экспериментально-исследовательская деятельность: «Рассмотрение внешнего вида, изучение строения, извлечение семян фасоли, томатов, кабачков», «Рассмотрение внешнего вида, изучение строения моркови, картофеля, свеклы, капусты», «Какие семена пригодны для посадки», «Сравнение места расположения, внешнего вида, размера, твердости семян», 5. Физкультминутка: «Веселый огородник» 6. Рассмотрение образцов под микроскопом 7. Викторина: «Из какой сказки овощ». 8.Приготовление салатов из овощей: «Салат из тертой моркови с сахаром», «Салат из тертой моркови с сахаром и сметаной», «Салат из моркови и капусты». 9.Экспериментально-исследовательская деятельность: «Какие овощи потребуются для приготовления винегрета, борща», 10.Дид.игра: «Опиши овощ» или «Узнай по описанию» 11.Изготовление поделок из семян | ||||||
Декабрь | 1. | Занятие №11 Изучаем злаки. «Хлеб всему голова» | Систематизировать знания о видах, выращивании злаковых культур, труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба) Воспитать бережное отношение к хлебу, чувство уважения и благодарности к людям сельскохозяйственного труда Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения. Воспитывать любовь к природе, умение ухаживать за растениями. | Беседа о бережном отношении к хлебу. Рассматривание картин: «Рожь» Шишкина, «Уборка хлеба», картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры». 1. Решение проблемной ситуации: «Народная пословица говорит: «Хлеб всему голова!» Это значит, что хлеб- главный продукт питания - проблема- как вырастить столько зерна, чтобы хватило всем» 2. Содержательная беседа о злаковых культурах, их выращивании в старину; о современном труде хлебороба, агронома, комбайнера, тракториста, пекаря, водителя. Мультимедийная презентация. 3. Опытно-экспериментальная деятельность: «Обмолачивание колосков» 4. Решение проблемных ситуаций: «Где и как хранить зерно», «Как, с помощью каких приспособлений, можно смолоть муку из зерен у» 5.Опытно-экспериментальная деятельность: «Помол зерен в муку» 6.Решение проблемной ситуации: «Что лучше хранить - зерно или муку» «Что необходимо чтобы испечь хлеб?» 7.Опытно-экспериментальная деятельность: «Изготовление теста на лапшу», «Выпечка из теста» 8. Физкультминутка: «Каравай» 9.Решение проблемной ситуации: «Что можно сделать из муки», «Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?» 10.Дегустация выпечки 11.Слушание в записи русской народной сказки «Петушок и меленка». Рассказ Ю.Кона «Как хлеб растёт» | |||||
Декабрь. | 2 | Занятие №12 Изучаем крупы. «Щи да каша - пища наша | Систематизировать знания о видах, выращивании, переработке злаковых культур, круп. Сформировать знания о полезности каши. Каша - залог здорового питания. Воспитать чувство уважения к людям сельскохозяйственного труда Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения. Развивать способность к речевому планированию, устанавливать причинно-следственные связи Продолжать обогащать словарь детей, совершенствовать умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении | 1. Содержательная беседа о видах круп, их выращивании в старину; о современном труде производстве, переработке. Польза злаков, каш. Любая каша – это чрезвычайно полезный ,диетический продукт Мультимедийная презентация. 2. Рассмотрение, исследование образцов круп. 3. Экспериментально-исследовательская деятельность: «Угадай на ощупь», «Влияние воды на крупы » -увеличиваются в размере, распухают, т. е. впитывают воду. 4. Физкультминутка: «Сорока кашу варила, деток кормила» 5. Решение проблемной ситуации: «Что можно приготовить из крупы» 6.Дид. игра: «Назови правильно\что из чего» из риса – рисовая; из гречки – гречневая; из овса – овсяная; из пшена – пшенная; из пшеницы – манная; из ячменя – перловая и ячневая 6. Пословицы и поговорки: Хороша кашка, да мала чашка. В родной семье и каша гуще Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной. Кашу маслом не испортишь. Что за обед, коли каши нет. Каша — мать наша. Кашевар сытее живет князя. Кашу есть зубов не надо. Не наша еда орехи, а наша — каша. 7. Изготовление поделки из круп: «Орнамент на тарелочке» 8. Чтение сказки Братьев Гримм: «Горшочек каши» | |||||
3 | Занятие №13 Выставка поделок с использова-нием круп, злаков, семян растений | Закрепить знания о злаках, крупах, плодах, семенах различных растений. Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материалов, круп, злаков, семян растений. Развивать чувство цвета и композиции. Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов. Развивать творческую фантазию, умение работать с природным, растительным материалом. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание отражать ее красоту в своих работах. | 1. Рассматривание фотоальбома, картин, работ с использованием круп, злаков, семян различных растений. 2.Рассмотреть и проанализировать собранный материал. 3.Решение проблемной ситуации: «Что можно и лучше использовать в качестве клея или соединяющего вещества при работе с семенами, крупами при изготовления поделок». 4.Самостоятельный выбор тематики работы, композиционного оформления и соответствующий подбор из имеющегося природного материала. 5. Физкультминутка: «Растет в поле колосок» 6.Практическая деятельность детей. (При необходимости допускается коллективная помощь или помощь педагога). 7.Выставка поделок: «Мастерская природы» Просмотр мультфильма - сказки: «Каша из топора» Братья Гримм «Волшебный горшочек», р. н. с. «Лиса и журавль», «Каша из топора», В. Драгунский: «Тайное становится явным»; Пушкин А. С. «Сказка о попе и работнике его Балде», Н. Носов «Мишкина каша», «Богатырская каша». | ||||||
4 | Занятие №14 Красота зимней природы в поэзии | Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материалов, круп, злаков, семян растений. Развивать чувство цвета и композиции. Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов. Развивать творческую фантазию, умение работать с природным, растительным материалом. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание отражать ее красоту в своих работах. | 1. Рассматривание фотоальбома, картин зимнего пейзажа. 2. Содержательная беседа о временах года, состоянии покоя растений, природы в зимний период времени. 3. Решение проблемной ситуации: «Что было бы с веточками деревьев и кустарников, ели бы они не сбрасывали осенью листву перед снежной зимой» 4. Физкультминутка:«Метелица, снег кружится» 5. Опытно-экспериментальная деятельность: «Сравнение почек на разных растениях», «Ожившие веточки-набухание почек смородины»-срезанные и поставленные в воду. 6. Дид. игра: «Узнай по описанию», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом». 7. Чтение художественной литературы | ||||||
Январь | 3 | Организация проектной деятельности по теме: «Почвоведение—наука о почвах» Цель: Развитие у детей самостоятельности, активности, инициативы в поисках ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности. Задачи: - формировать представление о свойствах почвы, песка, глины опытным путем и через наблюдение; - расширять представление о значимости почвы для жизни человека, животных и растений; - закреплять инструментальные навыки (обозначение в речи цели исследования, задач и гипотезы); - расширять представления о возможных источниках получения информации(художественная литература, энциклопедии, интернет) | |||||||
Занятие №15 Изучение состава почвы. | Формирование представлений о деятельности ученых на примере знакомства с биографией и особенностями рода деятельности В. В. Докучаева (1846—1903), Н. М. Сибирцева, П. А. Костычева Пробудить интерес к окружающему миру. Дать детям элементарные знания о почве. Формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную активность. Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения. | 1 этап Организационный: -Реализация коммуникативной задачи по речевому оформлению цели, задачи, гипотезы, 1.Рассказ воспитателя о биографии ученых, знакомство с интересными фактами их научной деятельности. Знакомство с портретами ученых. 2..Мультимедийная презентация. «Состав почвы» 2 этап Технологический -Обозначение символами свойств почвы, которые будут исследоваться. -Проведение опытно-исследовательской деятельности с фиксацией результатов символами. 3. Исследовательская деятельность: опыты по изучению почвы. реализация коммуникативной задачи по речевому оформлению цели, задачи, гипотезы 4.Совместная деятельность с детьми, решение проблемных ситуаций. Зарисовка опытов и наблюдений «Из чего образована почва». 5. ОПЫТ 1: «Состав почвы». 6. ОПЫТ 2: «В почве есть воздух» Физкультминутка: Вырос красивый цветок на поляне, 7. ОПЫТ 3: «В почве есть вода» 8. Наработка символов для каждого этапа проектной деятельности. 9. Беседа о значении почвы для всего живого на Земле. | |||||||
4 | Занятие №16 Изучение свойств почвы | Дать представление о почве, ее значении; сформировать представление о том, что почва – это верхний плодородный слой земли. Учить делать простейшие умозаключения путем опытнической исследовательской деятельности; развивать умение анализировать проблему. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения Учить фиксировать результаты исследований. Формировать интерес к явлениям окружающего мира. | Предварительная работа: Чтение худож. литературы: Н. Сладкова «Земля солнечного огня». Н. Рыжова «Почва – живая земля», «Как Медведь пень потерял». Рассмотрение иллюстраций в энциклопедии. 1. Краткая характеристика видов, типов, свойств, плодородия почвы. Дать представление о верхнем плодородном слое почвы. 2.Мультимедийная презентация. «Виды, типы почв» 3.Совместная деятельность с детьми, решение проблемных ситуаций: 4.ОПЫТ: «Свойства песка и глины». 5.Рассмотрение образцов под микроскопом. 6.Физкультминутка: «Мы - песчинки» 7.ОПЫТ: «Глина не пропускает воду» (в сравнении с песком). ОПЫТ: «Опыт на выявление свойства почвы - впитывать воду». ОПЫТ: «Опыт на выявление свойства почвы» - плотная, утоптанная почва плохо впитывает воду, в такой почве плохо растут растения. 8.Решение проблемных ситуаций: «Как сохранить почву?» 9. Дид.игра: «Кто где живет», «Кто чем питается» | ||||||
Февраль | 1 | Занятие №17 Влияние почвы и окружающей среды на рост и развитие растений | Создать условия для исследовательской деятельности. Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук». Расширять представления детей о значение витаминов в жизни человека Закреплять знания детей о строении растений, об условиях хорошего роста, (наличие почвы, света, тепла, удобрений, воды). Формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную активность. Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Развивать речь детей, активизировать словарь. Воспитывать умение трудиться в коллективе, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой. | Предварительная работа: Чтения сказки: «Лук на грядке» Ирис Ревю, Джанни Родари«Приключения Чиполлино». Рассмотрение иллюстраций в энциклопедии. 1. Содержательная беседа о значение витаминов в жизни человека, выращивании в домашних\комнатных условиях лука 2. Рассмотрение луковиц, определение частей растения, видов лука. (севок, чернушка, репчатый, ,лук- порей, лук-шолот) 3. Рассмотрение образцов под микроскопом.(шелуха, срез сочных чешуек, корень) 4. Проведение опытно-исследовательской деятельности с фиксацией результатов символами: ОПЫТ: «Посадка лука в почву»-с целью проведения дальнейшей исследовательской деятельности, выявления условий хорошего роста ОПЫТ: «Сравнительное исследование: «Лук в пустой емкости, в емкости с водой» с целью определения возможности прорастания корней и роста зеленых стрелок. ОПЫТ: «Посадка лука в почву, в песок, в воду» с целью определения благоприятных условий роста и скорости роста зеленых стрелок. 5. Физкультминутка: «Овощи» Как-то вечером на грядке репа, свекла, редька, лук Поиграть решили в прятки, но сначала встали в круг. Рассчитались четко тут же: раз, два, три, четыре, пять. Прячься лучше, прячься глубже, ну а ты иди искать. Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре на корточках сидит водящий с завязанными глазами. Останавливаются, крутят водящего. Разбегаются, приседают, водящий их ищет 6.Дид.игра:«Вершки-корешки», «Съедобное-несъедобное», «Фрукты-овощи» | |||||
2 | Занятие №18 Влияние почвы и окружающей среды на рост и развитие растений | Закреплять знания детей о строении растений, об условиях хорошего роста, (наличие почвы, влияние света, тепла, воды, воздуха, удобрений). Формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную активность. Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения Развивать коммуникативные навыки, умение ясно и понятно высказать свою мысль. | Предварительная работа: Беседы «Живое семечко», «Зеленая аптека», «Из чего варят щи?» Чтение познавательной литературы, рассматривание энциклопедий и книг Чтение и обсуждение сказок, рассказов, пословиц; заучивание стихов, загадок о выращивании растений из семян. 1. Дид.игра:«Солнце, воздух и вода» 2. Создание дневника наблюдений по исследованию «Рост и развитие лука в различных условиях», соответствующие зарисовки. 3. Проведение опытно-исследовательской деятельности с фиксацией результатов символами: ОПЫТ: «Определение влияние света на рост и развития лука» ОПЫТ: «Определение влияние тепла на рост и развития лука» 4.Физкультминутка: «Улыбнулось солнышко». 5. Проведение опытно-исследовательской деятельности с фиксацией результатов символами: ОПЫТ: «Определение влияние воды на рост и развития лука» ОПЫТ: «Определение влияние рыхления (присутствие воздуха в почве) на рост и развития лука» ОПЫТ: «Определение влияние комплексных удобрений и мочевины на рост и развития лука» 4. Пословицы, поговорки загадки о луке и других овощах. 5. Ведение дневника наблюдений за ростом и развитием посаженных растений. 6. Дидактические игры: «Найди по описанию», «В мире цветов», «Все начинается с семечка», «Строение растения», «Подбери по цвету», 7.Просмотр мультипликационного фильма-сказки «Мужик и медведь», чтение русской народной сказки: «Вершки и корешки». 3 этап. Подведение промежуточных итогов Оформление дневника наблюдений за ростом растений Составление книги рецептов блюд из овощей с использованием лука. Приготовление некоторых блюд (салаты с зеленым луком) Аппликация «Витамины на грядке», Лепка: «Овощи в корзине». Рисование: «Сад-огород» | ||||||
3 | Занятие №19 Посадка растений «Весенний подарок мамам» | Закрепить у детей элементарные представления о природных изменениях, об уходе за растениями в разное время года. Закрепить знание условий хорошего роста растений. Учить детей самостоятельно выращивать растение. Формировать познавательную активность детей к живой природе в процессе трудовой деятельности, при проведении экспериментов и наблюдений. Обогатить словарный запас детей по данной теме. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание доставлять радость близкому человеку. Прививать трудолюбие, терпение.
| 1. Совместная беседа: «Зачем нужны цветы в доме», о красоте цветущих растений, о желании выращивать комнатные растения. Рассматривание иллюстраций с изображением цветов. 2. Решение проблемной ситуации: «Можно ли вырастить цветы зимой в помещении\детском саду?» 3.Трудовая деятельность: посадка цветка каждым ребенком. 4.Регулярный уход за всходами (полив, рыхление почвы, световой режим) 5.Наблюдение за всходами. 6. Дидактические игры: «Найди по описанию», «Строение растения», «Подбери по цвету», «Найди цветочек», «Какой?». 7. Изобразительная деятельность: «Цветы в горшке», «Красивый букет». Аппликация: «Цветочек аленький». Изготовление поделок «Цветы души» 8.Просмотр мультфильма «Мамонтёнок», «Просто так!» 9. Чтение стихов «Мама», «Цветы для мамы», «Колыбельная», потешек и песенок о детях, семье. 10. Слушанье песенок о маме «Мама – первое слово», «Солнышко лучистое». 11. Физкультминутки: «Выросли цветочки», «Тюльпанчики раскрылись», психогимнастики «Ласковая мама». Комплекс коррегирующей гимнастики: «Цветочки просыпаются» 12. Беседы о маме, о чувствах к маме. Рассматривание иллюстраций маме, празднике 8 Марта, семейных фотографий. 13. Разучивание песни «Песенка маме», стихов. Заключительный этап: 1. Подведение итогов проекта. Рассматривание выросших цветов. 2. Консультация для родителей: «Польза цветов в доме». Подготовка презентации\концерта для родителей. 3. Вручение выращенных цветов на празднике мамам. | ||||||
4 | Занятие №20 Выращивание растения | ||||||||
Март | 1 | Занятие №21 Ученые - селекционеры. Проверка на всхожесть, выборка семенного материала Источники по получению информации о работе ученых. | Учить определять программу действий, обобщать содержание деятельности символами. Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения . Формировать представление о различных источниках информации Развивать аналитическую деятельность, умение обобщать полученные результаты. Развивать коммуникативные навыки, умение ясно и понятно высказывать свою мысль. Формировать навыки общения с аудиторией слушателей. | 1. Иван Владимирович Мичурин-русский биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии . Вывел более 300 сортов яблок, груш, слив, винограда, абрикосов, ежевики, смородины и табака. Мичурин – один из основоположников научной селекции с.-х. культур. Важнейшие вопросы, разработанные Мичуриным: межсортовая и отдалённая гибридизация. В СССР районированы мичуринские сорта: яблони – Пепин шафранный, Славянка, Бессемянка мичуринская, Бельфлёр-китайка и др.; груши – Бере зимняя Мичурина, вишни – Надежда Крупская, Плодородная Мичурина и др., рябины – Черноплодная и др. Мичурин положил начало продвижению на север винограда, абрикоса, черешни и других южных культур. 2. Опытно-экспериментальная деятельность: «Визуальная выборка более крупного, неповрежденного семенного материала» 3.ОПЫТ: «Проверка на всхожесть, выборка семенного материала»-посадка с предварительным замачиванием 10 отобранных образцов. 4. Ведение дневника наблюдений за прорастанием посаженных образцов растений. | |||||
2 | Занятие №22 Подарок любимым женщинам | Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание доставлять радость близкому человеку. | Вручение выращенных цветов на празднике мамам. Беседы о маме, о чувствах к маме. Рассматривание иллюстраций маме, празднике 8 Марта, семейных фотографий. Чтение стихов «Мама», «Цветы для мамы», «Колыбельная», потешек и песенок о детях, семье. | ||||||
3 | Занятие №23 Выращивание рассады. Посадка семян сладкого перца, томатов, баклажан. | Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию цветущих растений в комнатных условиях. Устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. Закрепить знание условий хорошего роста растений. Учить детей самостоятельно выращивать растение. Формирование навыков сотрудничества, заботливого отношения к растениям, представление о семени как части природы, о том, что в природе все взаимосвязано. | 1. Содержательная беседа о пользе выращенных экологически чистых овощей, фруктов, ягод без использования вредных веществ (нитратов, пестицидов) на приусадебном участке. 2. Закрепление знание условий хорошего роста растений. 3. Обозначение символами. 4. Решение проблемной ситуации: «Можно ли вырастить рассаду томаты в помещении для высадки в грунт?» 3. Проведение опытно-исследовательской деятельности с фиксацией результатов символами: Трудовая деятельность: посадка семя на рассаду каждым ребенком. 4.Регулярный уход за всходами (полив, рыхление почвы, световой режим) 5.Наблюдение за всходами. 6. Ведение дневника наблюдений за ростом и развитием посаженных растений. 7. Дидактические игры: «Найди по описанию», «В мире овощей», «Все начинается с семечка», «Строение растения», «Подбери по цвету», ». «Дикорастущие и культурные растения», «Повар и овощи». | ||||||
4 | Занятие №24 Выращивание рассады Посадка семян цветущих растений | Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. Закрепить знание условий хорошего роста растений. Учить детей самостоятельно выращивать растение. Формирование навыков сотрудничества, заботливого отношения к растениям, представление о семени как части природы, о том, что в природе все взаимосвязано. | 1. Содержательная беседа о цветах, как о растениях, проносящих человеку радость и эстетическое наслаждение, способных поднять настроение, улучшить энергетику человека и помещения, в котором они растут, очищающих воздух, которым мы дышим и т. д. 2. Закрепление знание условий хорошего роста растений. 3. Обозначение символами. 4. Решение проблемной ситуации: «Можно ли вырастить рассаду цветов в помещении для высадки в грунт?» 3. Проведение опытно-исследовательской деятельности с фиксацией результатов символами: Трудовая деятельность: посадка семя на рассаду каждым ребенком. 4.Регулярный уход за всходами (полив, рыхление почвы, световой режим) 5.Наблюдение за всходами. 6. Ведение дневника наблюдений за ростом и развитием посаженных растений. 7. Дидактические игры: «Найди по описанию», «В мире цветов», «Все начинается с семечка», «Строение растения», «Подбери по цвету», «Дикорастущие и культурные растения», «Садовник и цветок». | ||||||
Апрель | 1 | Занятие №25 Создание мини-музея семян | Формировать представление о различных источниках информации Развивать аналитическую деятельность, умение, обобщать полученные результаты. | 3. Заключительный Сбор коллекции семян. Создание мини-музея «Удивительные семена» Проведение экскурсий по мини-музею для воспитанников младших групп, родителей. | |||||
2 | Занятие №26 Выставка поделок из семян, природного материала | Формировать представление о различных источниках информации | Организация выставки детско-родительских поделок из различного природного материала по разным тематикам. Выбор и награждение победителей, участников. Участие в конкурсе поделок и работ ДОУ, городских выставках-конкурсах. | ||||||
3 | Занятие №27 «Чудесное растение с волшебной грядки» | Развивать аналитическую деятельность, умение, обобщать полученные результаты. Продолжать обогащать словарь детей, совершенствовать умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении | Представление ребенком описательного рассказа о несуществующем «Чудесном растении» с волшебной грядки. О его необычных свойствах, признаках, сочетающих 2х и более растения, строении и внешнем виде. Это растение дети придумали и изобразили вместе с родителями. | ||||||
4 | Занятие №28 Презентация детских мини-проектов: «Мое любимое растение» | Развивать аналитическую деятельность, умение, обобщать полученные результаты. Продолжать обогащать словарь детей, совершенствовать умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении | Представление ребенком описательного рассказа с опорой на мультимедийную презентацию о любимой растении, его особенностях, пользе, составе витаминов, выращенным с помощью взрослых на приусадебном участке. | ||||||
Май | Итоговая диагностика |
Дополнение и закрепление знаний детей о витаминах содержащихся в фруктах, (сухофруктах) их пользе для здоровья человека
.- ознакомить детей с литературными и художественными произведениями по тематике;
- познакомить детей с полезными свойствами даров леса;
- развивать умение и навыки использования даров леса для сохранения собственного здоровья;
- развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках;
- воспитывать экологическую культуру детей;
- воспитывать наблюдательность и любознательность ко всему живому;
- подготовить совместными усилиями детей и родителей выставки поделок;
Тип проекта:
Вершки и корешки», «Загадки с грядки» (силуэтное изображение овощей и фруктов, «Что, где растет?», «Четвертый лишний»,«Полезные продукты», «Веселые поварята» (варим борщ и компот, лото «Парочки»(Овощи и фрукты, «Что изменилось?», «Чудесный мешочек» (угадывание овощей и фруктов на ощупь, «Узнай по вкусу», «Найди по описанию», ,«Доскажи словечко», «Назови ласково», «Собери картинку», , «Посчитай», «Отгадай по описанию»,«Поваренок», «Ботаническое лото», пазлы «Овощи и фрукты», составление овощей и фруктов из мозаик, «Что сначала, что потом?» (от семян к урожаю,«Подбери по цвету», «Найди пару»
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Семья», «День рождения», «Кафе», «Поликлиника», «Овощная база»
Речевое развитие «Составление рассказа об овощах» (Н. С. Голицына)
«Дары природы» (сравнительные рассказы об овощах и фруктах)
«Наши загадки» (составление описательных загадок об овощах и фруктах, ягодах, злаках)
«Сочини сказку» (про ягоды, злаки овощи и фрукты)
Разучивание стихотворений: Ю. Тувим «Овощи», У. Рашид «Наш сад», И. Винокуров«Осень», Г. Давыдова «Фрукты»
Разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, считалок, загадок
Составление рассказа ”Вкусные истории” (истории как готовятся салаты, чаи, соки)- по алгоритмам
Чтение: Рассказ Даниил Хармс «Очень вкусный пирог», сказка Д. Родари «Приключения Чиполино», р. н. сказки «Мужик и медведь», Н. Носов «Огурцы», «Про репку»,«Огородники», В Катаев «Дудочка и кувшинчик», Л. Толстой «Старик и яблони»,«Косточка», белорусская народная сказка «Пых», С. Михалков «Спор овощей»,«Волшебный огород», «Про девочку Юлю, которая плохо кушала», В Сутеев «Мешок яблок», рассказ «Фрукты- овощи» («Учимся правильно питаться» Ю. П. Климович, Я. Тайц «По ягоды», Г Сапгир «Загадки с грядки», С. Маршак «Синьор Помидор», Я. Аким «Яблонька», В. Коркин «Что растет на нашей грядке?»; Т. Бокова «Праздник урожая», И. Финк «Овощи ифрукты», Ю. Коринец «Последнее яблоко», Е. Трутнева«Урожай», – Л. Зильберг «Полезные продукты»
Создание альбома «Пословицы, поговорки и загадки об овощах и фруктах»
Раскраски «Овощи и фрукты» -самостоятельная деятельность детей
Работа с трафаретами: «Мои любимые овощи и фрукты
Рассматривание альбома Выставка рисунков и поделок из природного и бросового материала
«Фотовыставка 1. Дидактические игры: Настольно-печатные игры: «Парные картинки», Палочки Кюизенера-«Рыбки большие и маленькие»
Оформление игрового уголка
Викторина
Подвижная игра:
Сюжетно – ролевые игры: «
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА:
В ознакомлении детей с природой метод проекта эффективен. У детей и их родителей появился интерес к здоровому питанию, дети стали понимать, что еда должны быть не только вкусной, но и полезной. Воспитанники стали творчески перерабатывать информацию, полученную в ходе исследования. Дети узнали, что большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только с пищей. Вот почему злаковые культуры должны быть в рационе ребенка регулярно.
В конце работы-исследования в группе оформили уголок: «КАК ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа проектной деятельности "Клуб юных знатоков: мыслим - творим - исследуем!"
Данная программа проектной деятельности учащихся разработана в соответствии с требованиями ФГОС на все 4 года обучения в начальной школе....
программа по социально-проектной деятельности "Юные исследователи", 1 класс
Рабочая программа по социально-проектной деятельности "Юные исследователи", 1 класс, внеурочная деятельность....
Программа внеурочной деятельности социального направления «Клуб юных экологов» /проектная деятельность/
Программа внеурочной деятельности «Клуб юных экологов» продолжает знакомство обучающихся с культурой поведения в социуме. И если в 1- 3 классах мы говорили о культуре поведения среди людей (в школе, д...
Проектная деятельность "7 февраля - День юного героя антифашиста.Пусть всегда будет МИР!", приуроченное 70 - летию Победы
Материал рассчитан на учащихся 4-5 классов...
Рабочая программа неаудиторной занятости учащихся 3 «Б» класса по курсам «Если хочешь быть здоров» (спортивно-оздоровительное направление) «Мы-юные граждане России» (гражданско-патриотическое направление) «Я-исследователь» (проектная деятельность)
Рабочая программа неаудиторной занятостиучащихся 3 «Б» класса по курсам «Если хочешь быть здоров»(спортивно-оздоровительное направление) «Мы-юные граждане России»(граж...
Программа проектной деятельности младших школьников «Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!»
Программа проектной деятельности младших школьников по научно – познавательному направлению «Клуб юных знатоков: мыс...