Проектная деятельность
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_razvitiya_poznavatelnyh_interesov.pptx | 216.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что же такое "проект"? Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед». Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия. В настоящее время проектная деятельность является самостоятельным видом деятельности , овладевать которым можно не стихийно, а целенаправленно.
Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами.
Главная идея метода проектов - направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, который определяет и позволяет решить следующие задачи: приобретение знаний о структуре проектной деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной; разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности; разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов; создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей; создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.
Овладение обучающимися методом проекта позволяет более успешно реализовать задачи развития младших школьников: формирования приемов умственной деятельности, адекватной трудовой мотивации, диагностических умений; становления их субъектной позиции в учебной деятельности; обучение младших школьников решению творческих задач, которые будут включать ребенка в активную творческую деятельность, и способствовать развитию креативных способностей, так как проектная деятельность является творческой по своей сути.
Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам. Кроме того, работа над проектами позволяет: обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения; научиться применять полученные знания; организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Этапы работы над проектом 1 этап – подготовка 2 этап - организация проектной и исследовательской деятельности 3 этап - представление готового продукта (презентация). 4 этап - оценка процессов и результатов работы.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. На 1 этапе (в 1 классе) рекомендуется применять тренинговые игры – занятия , которые направлены на формирование универсальных учебных действий: Развитие умений видеть проблемы Развитие умений выдвигать гипотезы Развитие умений задавать вопросы, то есть развитие регулятивных УУД Подбор литературы по заданной теме Ориентировка в словаре , справочной литературе Ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту, то есть развитие познавательных УУД.
Второй этап - второй класс начальной школы – ориентирован: Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. Этот возраст – поле деятельности для проектно-исследовательской работы. На этом этапе предполагается увеличение сложности проектов и тем для исследования, развёрнутость суждений, выводов, а это - повышение уровня формирования универсальных учебных действий. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка. В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования.
Оформление проектной работы. Ход проектной работы (на примере урока по окружающему миру): 1.Выбор темы исследования. Цветы для мамы. 2.Постановка целей исследования. Вырастить самостоятельно маме подарок на 8 марта. 3.Задачи исследования. Приобрести луковицы, горшки, землю, изучить соответствующую литературу. 4.Объект, предмет и база исследования . Луковицы цветов.
5.Гипотеза исследования. Можно создать условия для цветения цветов зимой. 6.Методы исследования. Изучение информации о растениях, выбор и посадка цветов, наблюдение, запись наблюдений в дневники, рисунки и т.д. – на доступном для этого возраста уровне. 7.План исследования. -изучение информации о растениях, -изучение информации и почве, -изучение информации об условиях ухода, -посадка растений, -наблюдение за растениями, -фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д.
8.Самостоятельная деятельность. -изучение информации о растениях, -изучение информации и почве, -изучение информации об условиях ухода, -посадка растений, -наблюдение за растениями, -фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д. 9.Результаты исследования. Оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь учителя в оформлении. 10.Представление и защита проекта. Выступление детей с дневниками наблюдения, докладами, презентациями, сочинениями и т.д.
11.Выработка решения. При создании необходимых условий можно добиться цветения растений в зимнее время. 12.Оценивание исследовательской деятельности. Учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения. 13.Разработка дальнейшей перспективы работы в этом направлении. Постановка проблемного вопроса: что дальше делать с этими растениями? Определение темы для дальнейшего исследования.
Результат проектной деятельности - формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.
Проект повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.
Спасибо за внимание!
Примеры тем проектов, которые можно использовать как во внеурочной деятельности, так и в классной Тема : Математические развлечения Игры с числами. Невозможные рисунки. Логические задачи. Магические квадраты. Старинные задачи. Фокусы с числами. Логические игры. Бумажные макеты транспорта, бумажный домик с мебелью, конкурс математических развлечений, чемпионат класса по какой-либо логической игре, математический праздник и др. Тема: Математика вокруг нас Числа в пословицах и поговорках. Нумерация вокруг нас. Измерения (что меряют, чем меряют). Единицы измерения в Древней Руси. Единицы измерения в других странах. Числа в спорте. Математика в раскрое одежды, в торговле, в строительстве, в кулинарии. Математика в Древнем мире. Профессии, требующие хорошей математической подготовки. Макеты зданий из простых геометрических тел. Конкурс на самый экономный раскрой. Книга о математике в Древнем мире. Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты». Постановка по книге о числах. Коллекция самодельных измерительных приборов.
Объект исследования: объекты и явления природы Сезонные явления природы Солнце, Луна и звездное небо в различные сезоны года Погода своего региона Минералы и горные породы своей местности Почвы своей местности Дикорастущие растения своего региона Культурные растения своего региона Местная экосистема (лес, водоем, луг) Влияние факторов среды на рост и развитие растений Экологические связи в природе Грибы своей местности Местные виды насекомых, птиц Разнообразие и поведение рыб (на примере обитателей аквариума) Образ жизни и поведение птиц (на примере определенного вида) Домашние животные вокруг нас Поведение домашних животных (на конкретном примере ) Объект исследования: деятельность человека в природе Хозяйственная деятельность людей в своём регионе Влияние деятельности человека на экосистемы своей местности Загрязнение местных экосистем Правила поведения в экосистеме Редкие и исчезающие виды растений и животных своего региона Природоохранная деятельность человека в своём регионе Связь между состоянием природы и здоровьем человека.
Объект исследования: организм человека . Изменение частоты пульса в течение суток Изменение температуры тела в течение дня. Режим младшего школьника Рациональное питание младшего школьника Источники шума вокруг нас . Объект исследования: игры народов России и мира. Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене) Сезонные игры народов нашего края . Сезонные игры народов разных регионов России и мира. Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери . Объект исследования: семейная культура Моя родословная Наш семейный альбом. Рецепты домашней кухни. Мир наших увлечений. Семейные путешествия . Объект исследования: Россия и мир на карте. Имена родного края. История в названиях рек, морей, океанов. Прошлое в названиях городов России. Прошлое в названиях городов мира . Объект исследования: великие люди России и мира. Чьё имя носит моя улица? Музей моего земляка. Памятники города. Памятники столицы России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании
Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.
Выступление на семинаре с опорой на презентацию....
Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу
Метод проектов создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности, осознанной, значимой деятельности учащихся и, как следствие, у ребен...
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"
Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...