Исследовательская работа "Какие знания школьной программы 2 класса нужны женщине при ведении домашнего хозяйства?"
творческая работа учащихся (2 класс)
В своей работе ученица исследует какую работу выполняет по дому её мама и соотносит её с учебным материалом.Анализирует, какие знания она уже может применить как домохозяйка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Полное название темы работы | Какие знания школьной программы 2 класса нужны женщине при ведении домашнего хозяйства? |
Фамилия, имя, отчество автора | Аксаментова Катерина Антоновна |
Место учебы | Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Кодинская средняя общеобразовательная школа №4» |
Класс | 2 В |
Место выполнения работы | Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Кодинская средняя общеобразовательная школа №4» |
Руководитель | Тимонькина Наталья Александровна |
Ответственный за корректуру текста работы | Тимонькина Наталья Александровна |
контактный телефон | Руководитель т.89607733445 |
Введение
Актуальность
Я учусь во 2-ом классе. Наблюдая за своими одноклассниками, заметила, что не все ребята серьёзно относятся к учёбе. Не все могут ответить на вопросы: Зачем дети ходят в школу? Для чего надо учиться?
На уроках они могут заниматься посторонними делами, отвлекать разговорами своих соседей, не слушать учителя, мешать всему классу. Конечно, чаще всего такие ученики плохо знают, что изучали на уроке, не могут ответить на вопросы и выполнить самостоятельно задания.
С первого класса мама строго следит за моими учебными достижениями. Объясняет правила поведения на уроке, требует качественного выполнения классных и домашних работ. И всегда добавляет: «Учись, дочь! Знания тебе пригодятся в жизни. Даже домохозяйка не может обойтись без знаний, которые получают в школе». Я всегда задумываюсь над этими словами. «Зачем женщине, которая занимается домашними делами, нужны знания? Неужели домашнюю работу нельзя выполнять без них? Какие знания школьной программы 2 класса я могу использовать, как домохозяйка?»
Так появилась тема моего исследования.
Тема исследования: «Какие знания школьной программы 2 класса нужны женщине при ведении домашнего хозяйства?»
Объект обследования: школьная программа 2 класса.
Предмет исследования: конкретные знания школьной программы 2 класса.
Гипотеза: проведя анализ работы по дому и соотнесение её со школьной программой 2 класса, я смогу определить какие знания пригодятся любой домохозяйке.
Цель исследования: определение знаний школьной программы 2 класса, необходимых женщине для ведения домашнего хозяйства?
Задачи:
- Изучить литературу о том, как раньше готовили девочек к ведению домашнего хозяйства и как готовят сейчас.
- Составить таблицу «Работа, которую выполняет мама по дому», опираясь на знание школьной программы 2 класса.
- Выяснить, какую работу по дому могу выполнять я, имея знания ученицы 2-го класса.
Методы:
- Сбор, обработка и анализ информации
- Классификация.
Ожидаемый результат:
- перечень знаний из школьной программы 2 класса необходимый для ведения домашнего хозяйства.
- Изучение литературы
- 1. Как учили девочек раньше?
Информацию по этому вопросу я искала на разных сайтах в сети Интернет. Впервые о школе в древних книгах упоминается в 988 году. Владимир Красно Солнышко начал строительство школ для подготовки грамотных священнослужителей. Открывались школы при церквях и назывались церковно-приходские. Учебниками служили Псалтырь и Часослов. В школы принимали только мальчиков. Считали, что женщине не нужно изучать грамоту, а следует заниматься домашними делами.
Уже позже, в 1086 году, князь Всеволод Ярославович основал первое женское училище. Учиться в эти школы брали только девочек из знатных и богатых семей и обучали грамоте и различным ремёслам.
В начале 18 века Петр I распорядился о введении массовой подготовки девочек при женских монастырях. Даже подписал приказ о том, что если девица не умеет писать своё имя и фамилию, то ей не разрешается выходить замуж.
В середине 18 века в России стали появляться частные женские пансионы, которые чаще содержали иностранцы. Там обучали литературе, искусству, иностранным языкам, а также вышиванию, танцам, игре на музыкальных инструментах, пению.
На сайте РИА Новости [2] Екатерина II пошла ещё дальше. Она решила открыть в Смольном монастыре "Воспитательное общество благородных девиц". В указе, который она подписала, говорилось о том, что «цель этого учреждения дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов общества». [1] В этом учреждении учили словесности, арифметике, истории, географии, хорошим манерам, домоводству.
В середине 19 века в России стали появляться Мариинские женские гимназии, для девочек всех сословий. Покровительницей гимназий была императрица Мария Александровна.
В статье «Что женского не хватает в образовании» [1] мы с мамой узнали, что раньше особое значение женскому образованию стали уделять потому, что мужчины чаще были заняты на государственной военной или гражданской службе, занимались коммерцией, наукой, преподавательской деятельностью. На плечи жены ложились заботы о своей семье: о ведении домашнего хозяйства, об обучении и воспитании детей. В те времена, чтобы поступить в гимназию, надо было держать экзамен. Детей к поступлению чаще готовила мама или следила за тем, как проходит обучение детей. Поэтому, изучению общих предметов в женских институтах, гимназиях и училищах уделялось особое внимание.
После Октябрьской революции в 1918 было введено обязательное совместное обучение мальчиков и девочек. Это доказывало равноправие между женщинами и мужчинами.
С 1943 года по 1954 год раздельное обучение снова было введено в нашей стране. Это объяснялось особенностями развития. Считали, что девочек в школах готовить к будущей практической деятельности надо по-другому, чем мальчиков.
- А как учат девочек сейчас?
С 1954 году правительство снова принимает решение о возвращении совместного обучения в школах. Девочек и мальчиков обучают одним и тем же предметам.
Лишь на уроках «Технология» мальчики и девочки обучаются раздельно. Мальчики изучают столярное, плотницкое дело, а девочки шьют, вяжут, готовят.
В статье «Что женского не хватает в образовании» [1] я узнала, что отношение к современному совместному образованию очень спорное. Одни категорично против обучения мальчиков и девочек. Они считают, что такое обучение калечит детей, делает их одинаковыми, тормозит развитие.
Автор статьи «Что стоит изучать в школе»[3], вообще, рекомендует некоторые школьные предметы изучать факультативно, и ввести такие, которые приносят пользу в жизни, т.е. мальчики изучают одни предметы, а девочки другие. Например, медицина, юриспуденция, технология обработки разных материалов.
Другие, наоборот, считают, что современное образование направлено на развитие активного, коммуникативного гражданина, умеющего применять полученные знания в жизни. Девочки равноправны с мальчиками и получают профессии, которые всегда считались мужскими: инженер, пилот, водитель и др.
И, тем не менее, в девяностые годы прошлого столетия в Росси стали возрождаться Мариинские гимназии, где девочек учат быть добропорядочными женами и деловыми дамами, ценными для общества личностями. В гимназии девочки изучают тайм-менеджмент, проходят школу дипломатии и предпринимательства, вырабатывают лидерские качества. Но так же есть уроки труда, на которых учатся шить, вышивать, готовить.
Мариинских гимназий в нашем крае всего две (г. Красноярск и г. Ачинск), к сожалению, не все желающие могут туда поступить.
Вывод. В результате изучения литературы на разных сайтах в сети Интернет, я узнала, что в средние века образованию девочек стали уделят особое внимание. Их готовили к будущей жизни, учили е только вести домашнее хозяйство, воспитывать и обучать своих детей, а ещё быть достойными гражданами своей страны.
С 1954 года в нашей стране обучение девочек проходит вместе с мальчиками в школе и других образовательных учреждениях: училища, техникумы, институты. Девочки получают не только одинаковое с мальчиками образование, но и профессии, которые всегда считались мужскими.
Отношение к совместному обучению в обществе не однозначно. Многие считают, что совместное обучение ведет к обезличиванию детей, делает их одинаковыми. В последние годы стали возрождать Мариинские женские гимназии, где обучение девочек очень схоже с обучением в 18 – 19 веках. Но количество таких образовательных учреждений достаточно маленькое. В нашем крае их всего лишь два.
- Практическая часть.
Итак, изучив литературу по этому вопросу, я узнала, что в современной школе девочек специально не учат вести домашнее хозяйство, как это делали в Смольном институте, в Мариинских гимназиях и женских училищах.
Чтобы ответить на вопрос: «Какие знания современной школьной программы помогают женщине вести домашнее хозяйство?», я стала наблюдать за тем, какую работу по дому выполняет моя мама.
- Таблица «Работа, которую выполняет мама» (Приложение 1)
Наблюдая за мамой, я заметила, что есть работа, которую мама выполняет ежедневно. Это первые четыре позиции в моей таблице:
- Готовить завтраки, обеды, ужины.
- Уборка дома.
- Воспитание и обучение детей.
- Стирать и гладить.
Дальше идут дела, которые мама выполняет в зависимости от времени года и необходимости в этом деле.
- Учебные предметы и предметные знания и умения
Затем я напротив каждого дела, мы с мамой записали предметные знания и умения, которые необходимы для выполнения этого дела.
Записывая умения, я обратила внимание, что умение читать, грамотно писать, знать таблицу сложения и вычитания встречаются часто. Изучая таблицу, я удивилась, как много знает и умеет моя мама.
- Работа, которую могу выполнить я сама.
Анализируя таблицу, определила перечень дел, которые могу выполнять, имея знания и умения ученицы 2-го класса.
Дела, в которых я могу заменить маму:
- читать и рассказывать сказки младшим братьям;
- сделать с ними поделку или нарисовать рисунок;
- лепить печенье разной формы;
- прочитать и выполнить несложную инструкцию;
- могу вычислить длину плинтуса в комнате;
- написать список продуктов;
- посчитать количество денег для простой покупки в магазине и сдачу;
- определить съедобные и несъедобные грибы;
- начертить план комнаты или огорода;
- помыть полы, пропылесосить;
Вывод. Имея знания и умения ученицы 2-го класса, я могу выполнять работу по дому, которая связана со счетом, письмом, чтением, полезными знаниями об окружающем мире и элементарными знаниями технологии.
Заключение
1 . В результате изучения литературы на разных сайтах в сети Интернет, я узнала, что в прежние времена образованию девочек уделяли особое внимание. Их готовили к будущей жизни, учили вести домашнее хозяйство, воспитывать и обучать своих детей, а ещё быть достойными гражданами своей страны.
С 1954 года в нашей стране обучение девочек проходит вместе с мальчиками в школе и других образовательных учреждениях: училища, техникумы, институты. Девочки получают не только одинаковое с мальчиками образование, но и профессии, которые всегда считались мужскими.
Отношение к совместному обучению в обществе не однозначно. Многие считают, что совместное обучение ведет к обезличиванию детей, делает их одинаковыми. В последние годы стали возрождать Мариинские женские гимназии, где обучение девочек очень схоже с обучением в 18 – 19 веках. Но, количество таких образовательных учреждений достаточно маленькое. В нашем крае их всего лишь два.
2.Чтобы определить, какие знания и умения школьной программы помогают женщине вести домашнее хозяйство, я стала наблюдать и записывать в таблицу дела, которые выполняет по дому мама. Оказалось, что она делает достаточно много разных дел.
Ежедневно мама готовит завтраки, обеды, ужины, убирается дома, воспитывает и обучает детей, стирает и гладит.
Дальше идут дела, которые мама выполняет в зависимости от времени года (работа на огороде, сбор даров леса) и по необходимости (планирование бюджета, ремонт).
С помощью мамы, напротив каждого дела, записала знания и умения, необходимые для выполнения каждой работы. Изучая таблицу, обратила внимание, что умение читать, грамотно писать, знать таблицу сложения и вычитания являются основными, встречаются в таблице часто.
3.Затем соотнесла знания и умения с программой 2-го класса. Это помогло мне определить список дел, которые я могу выполнять по дому. Это работа, которая связана со счетом, письмом, чтением, полезными знаниями об окружающем мире и элементарными знаниями технологии
Моя гипотеза подтвердилась. Даже не имея специального образования, любая женщина может использовать знания, полученные в школе, для ведения домашнего хозяйства. Права моя мама!
Работа позволила мне сделать вывод, что знания, которые мы получаем в школе, могут пригодиться в жизни. В таблице ещё много знаний и умений, которыми мне только предстоит изучить
Думаю, что моя работа будет полезна для всех учащихся, и не только девочкам! Изучая школьные предметы, они будут знать, что полученные знания можно применить в будущей взрослой жизни. Конечно, было бы хорошо, если в школьную программу ввели специальные предметы, которые учат грамотно вести домашнее хозяйство.
Литература
- «Что женского не хватает в образовании» https://iledebeute.ru «https://knigogid.ru/books
- «Воспитательный институт благородных девиц при Смольном монастыре» https://ria.ru/spravka/
- «Что стоит изучать в школе» https://pikabu.ru
Приложение 1. Таблица «Работа, которую выполняет по дому моя мама»
№№ | Работа | Знания и умения, которые необходимы при выполнении дела | Учебный предмет |
1 | Готовить завтраки, обеды, ужины и заготовки на зиму (рецепты) | обработка продуктов технология приготовления блюд | «Технология» |
2 | Стирать и гладить (инструкции) | умение читать действовать по алгоритму технология работы с тканью инструкции на иностранном языке | Литературное чтение (2 кл) Математика (2 кл) «Технология» Английский язык |
3 | Воспитание и обучение детей (чтение книг, рассказывание сказок, помощь при выполнение дом.заданий, поделки, рисунки и др) | Умение читать и пересказывать Знание таблицы сложения, умножения, умение решать задачи Выполнение поделок из разных материалов Владение элементарной художественной грамотностью | Литературное чтение (2 кл) Математика Технология (2 кл) Изо (2 кл) |
4 | Уборка дома | Физическая подготовка Знания об уходе за полами, мебелью, покрытиями | Физическая культура Дополнительная литература |
5 | Стряпать и выпекать (печенье) | технология приготовления блюд лепка из пластилина | «Технология» «Технология» ( 2 кл) |
6 | Список продуктов, оформление документов | Знание правил правописания, словарные слова | Русский язык |
7 | Бюджет семьи | Нахождение суммы, разности. (доход и расход, сдача в магазине) Планирование, сохранение и приумножение бюджета семьи | Математика (2 кл) Финансовая грамотность |
8 | Сбор грибов и ягод, лечебных трав | Знание съедобных и несъедобных грибов и ягод, лечебных трав Умение ориентироваться на местности | Окружающий мир (1 кл) Биология ОБЖ |
9 | Работа на огороде | Умение определять освещённость Умение составлять план местности Расчет длины и ширины грядок Знание особенностей климата, растений произрастающих в данной местности; Умение ухаживать за растениями и др. | Окружающий мир (2 кл) Математика (2 кл) География Биология |
10 | Ремонт | Вычисление периметра (длина плинтуса) площади, расчёт количества материалов, чертежи и др. | Математика ( 2 кл) Математика Черчение и др. предметы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шавалеева Г.Ш.Исследовательская деятельность учащихся в современной школьной программе «Перспективная начальная школа».
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целен...
Исследовательская работа учащихся 4 б класса ГБОУ Лицея № 281 Адмиралтейского района Ивановой Дарьи, Гребельной Елизаветы Тема: «Создание и содержание искусственного водоёма в домашних условиях»
Исследовательская работа учащихся 4 класса по теме: "Создание и содержание искусственного водоёма в домашних условиях"...
Исследовательская работа учащихся 4 б класса ГБОУ Лицея № 281 Адмиралтейского района Жука Евгения, Куликова Дмитрия Тема: «Особенности содержания кроликов в домашних условиях»
Исследовательская работа учащихся 4 класса по теме: "Особенности содержания кроликов в домашних условиях"...
Исследовательская работа. Тема «Повышение физических показателей учеников начальной школы через домашнее задание».
Данный материал показывает, как через домашнее задание и контроль за выполнением, повышает физические показатели учащихся с низким уровнем физического развития и пониженной мотивацией к уроку физкульт...
презентация к школьному метод.объединению "ЕДИНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ"
В данной презентации я рассказала коллегам об оформлении письменных работ по математике и по русскому языку в начальных классах....
День знаний в 4 классе "Путешествие по школьной стране"
Цель данного мероприятия: создание положительных эмоции перед началом учебного года...
Тема: «Нужно ли ученикам задавать домашнее задание»
Чтобы ответить на вопрос «Нужно ли задавать ученикам домашнее задание?», мне пришлось познакомиться и прочитать мнения многих известных педагогов и учёных. На все мои вопросы я нашла ответ...