Рабочая программа по внеурочной деятельности .
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
- Федерального Закона "Об образовании" от 29 декабря 2012 №273-ФЗ;
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования от 08.04.2015 №115;
- Федерального образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (зарегистрирован в Минюст от 22.12.2009 №15785) "Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования");
- Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241 и 22.09.2011 г. "2357, 18.12 2012, 29.12.2014 г., 18.05.2015 г. "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №272";
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление от 29.12.10 г. "189, зарегистрированного в Минюсте 03.03.2011 г. №19993);
- Приказа Министерства Образования и Науки РФ от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17. декабря 2010 г. Пункт 18.2.2.»
- Основной образовательной программы начального общего образования (Принята на педагогическом совете. Протокол № 1 от 30.08.16г.)
- Устава МКОУ Вараксинская ОШ;
«Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура»;
Авторская программа Л.Л. Шевченко «Православная культура, изданной Центром поддержки культурно - исторических традиций Отечества в Москве в 2008 году ;
- Положения о рабочей программе (Принято на педагогическом совете Протокол №1 от 30.08.2016 г.);
Цели и задачи данной программы
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования является социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В программе обучения закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой, рассматриваются новые стороны основной темы года «Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем». В программе выделены два аспекта, на основе которых организуется и педагогически интерпретируется рекомендуемое содержание:
- Связь традиций православной культуры с жизнью современного человека.
- Опора на наглядно-образный компонент учебного материала (учитывая возрастные особенности школьников)
В программе углублена связь христианских заповедей и нравственной проблематики, характерной для детей данного возраста.
Главной целью данного курса в соответствии с реализацией принципов государственной политики в сфере образования является: дать первичное представление о православной культуре, знакомство с красивым миром православной культуры, введение в радость православных праздников, источником которых являлась христианская вера, знакомство детей с традициями жизни христиан: день Ангела, празднование Пасхи. В соответствии с этим разработаны основные задачи:
- актуализация знаний в области православной культурной традиции для современных школьников;
- развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историко-культурном аспекте;
- приобщение детей к элементарным формам творческой деятельности на основе образцов православной культуры;
- формирование умений анализа и оценки поведения на основе норм христианской этики.
Непременным условием формирования восприятия детей является применение методов работы, пробуждающих творческую активность.
Важно, чтобы на занятиях создавалась «поисковая ситуация», при которой дети учились бы вслушиваться, всматриваться в изучаемый литературный и музыкально-изобразительный материал, открывать в нем новое для себя и знакомое, оценивать нравственную и художественную стороны явления (в этом случае начинают развиваться способность сопереживания и художественный
Решение поставленных задач может быть реализовано при условии увлечения школьников православной культурой.
Педагогическая интерпретация поставленных задач предполагает выделение знаний, умений, навыков, уровней воспитанности, являющихся показателями их реализации. Определение знаний не является сложной проблемой, так как предмет предполагает ознакомление учащихся с основным содержанием христианского вероучения, памятниками православной письменности, изобразительного и музыкального искусства. Объем знаний предопределен культурологическим характером предмета и отражен в "Примерном содержании образования по предмету...".
Особенности программы.
В программе обучения закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой, рассматриваются новые стороны основной темы года «Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем». В программе выделены два аспекта, на основе которых организуется и педагогически интерпретируется рекомендуемое содержание:
- Связь традиций православной культуры с жизнью современного человека.
- Опора на наглядно-образный компонент учебного материала (учитывая возрастные особенности школьников)
В программе углублена связь христианских заповедей и нравственной проблематики, характерной для детей данного возраста.
Содержание курса выстраивается на материале 6 образовательных линий:
Христианское мировоззрение (Историко-культурное содержание Библии; Основы религиозно-философской мысли).
Нравственно-этическая культура православия.
История православной культурной традиции России (образ жизни).
Письменные источники православной культуры.
Христианское искусство.
Православное искусство и религиозные культуры мира.
Авторская программа по предмету Л.Л. Шевченко предполагает выделение общей темы для каждого года обучения. Общей темой первого года обучения является «Красота Божьего мира».
Программа предполагает рассмотрение в каждой четверти новых сторон основной темы года. Она раскрывается в темах четвертей – разделах:
I четверть –«Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем»
II четверть – «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы».
III четверть –« Праздники – радости».
IV четверть –« Пасха: цветы и звуки весны».
Общей темой второго года обучения является «Радостный мир православной культуры».
Программа предполагает рассмотрение в каждой четверти новых сторон основной темы года. Она раскрывается в темах четвертей – разделах:
I четверть – Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм – православная икона – православный праздник);
II четверть – Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного человека;
III четверть – Радость православной веры;
IV четверть – О чём рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?
Общей темой третьего года обучения является «Радостный мир православной культуры».
I- II четверть- «Отечество небесное. Бог.»
III- IV четверть- «Добродетели в жизни христианина».
Общей темой четвертого года обучения является «Радостный мир православной культуры».
I- II четверть- «Восхождение в Отечество Небесное. Человек Преображенный. Святые».
III- IV четверть- «Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Герои».
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
- соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
- содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
С учетом духовно-нравственной направленности предмета, а также его высоких воспитательных возможностей ведущими общепедагогическими принципами при решении учебно-воспитательных задач в младших классах были определеныпринцип опоры на положительное в ребенке и принцип воспитывающего характера обучения.
Так как одним из ведущих общих принципов программы является личностно-ориентированный подход, то прежде всего должна быть решена задача обеспечения личностного отношения детей к тому содержанию, с которым они будут знакомиться. Это предполагает развитие умения ребенка смотреть на окружающую его жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья), т. е. способность эстетического восприятия. Но к этому ребенка следует подводить, опираясь на имеющиеся у него возможности. Так как предмет «Православная культура« относится к образовательным областям «Обществознание», «Искусство» и «Филологии», то программа, не дублируя их, предусматривает межпредметные связи на материале данных областей, оптимизируя процесс решения задач духовно-нравственного и эстетического воспитания. Умение видеть красоту Божиего мира не дано человеку от рождения. Однако душа ребенка; имея Божественную основу, способна откликнуться на отражение Божественной красоты в красоте окружающего мира при условии развития у него нравственных и эстетических чувств.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности 7-10 лет.
Количестве учебных часов:
Курс «Православная культура» изучается с 1 по 4 классы по 1 часу в неделю.
Рабочая программа по внеурочной деятельности рассчитана на 135 часов.
Таким образом, общее количество часов в год составляет:
1 класс – 33 учебных недели (33 часов в год);
2 класс - 34 учебных недели (34 часа в год);
3 класс - 34 учебных недели (34 часа в год);
4 класс – 34 учебных недели (34 часа в год).
Работы по программе в основном коллективная, а также используются групповая и индивидуальная. Занятия проводятся во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности.
Учебно-методический комплект:
- Учебное пособие для учащихся (в двух книгах) Л.Л. Шевченко «Православная культура 1-4й год обучения» М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014,2015,2016;
- Методическое пособие для учителя (программа, тематическое планирование, планы и конспекты уроков) Л.Л. Шевченко М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества;
- Наглядное пособие. «Иллюстрации» М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008;
- Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (аудиокассета; музыкальные материалы; СD - диск).
Основные направления и ценностные основы духовно нравственного развития
1. Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение школьниками правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых дел, совершаемых человеком во славу Божию, и отражение их в жизни святых и в жизни современного ребенка.
2.Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок и стихов, пение и ритмические действия). А также знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, архитекторов, музыкантов, композиторов) — создателей объектов православной культуры.
3. Православная культура как язык (способ) выражения осваивается как язык православного искусства: в произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры через освоение основных компонентов — цвета, линии, формы, объема, пространства, композиции; в произведениях музыкального искусства — жанров, интонации, религии — через содержание Священного Писания, понятий молитвы, храма, богослужения.
Формы организации внеурочной деятельности: по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Виды деятельности: игровая, познавательная, практическая, слушание рассказа учителя, обсуждения - размышления, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание, чтение, сочинение сказок и рассказов, игры на темы нравственного выбора, свободное общение, участие в муниципальных конкурсах о, рисунков, поделок.
Так как одним из ведущих общих принципов программы является личностно-ориентированный подход, то прежде всего должна быть решена задача обеспечения личностного отношения детей к тому содержанию, с которым они будут знакомиться. Это предполагает развитие умения ребенка смотреть на окружающую его жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья), т. е. способность эстетического восприятия. Но к этому ребенка следует подводить, опираясь на имеющиеся у него возможности. Так как предмет "Православная культура" относится к образовательным областям "Обществознание", "Искусство" и "Филология", то программа, не дублируя их, предусматривает межпредметные связи на материале данных областей, оптимизируя процесс решения задач духовно-нравственного и эстетического воспитания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие умения оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
- развитие умения объяснять и обосновывать с точки зрения православной культуры, какие поступки считаются хорошими и плохими;
- развитие умения определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии качества и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
- самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
- договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Предметные результаты:
- -правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье; быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях; уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и решать некоторые свои проблемы; демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности.
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем
Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Бог — Творец красивого мира. Как Бог создавал мир? Сотворение человека. Адам — любимое чадо Божие. Общение человека с Богом. Поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. В какой книге написано о сотворении мира? Библия.
В ожидании Рождества — самого красивого события зимы
Нарушение человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия. Непослушание. Печаль. Болезнь. Смерть. Мои поступки. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родителей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состояния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Может ли человек побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования у человека печали в сотворенном Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. Пресвятая Богородица.
Праздники-радости
Рождество Христово — самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество и Крещение Господне в России? Святочные обычаи. Наше участие в православных праздниках. Праздники в нашем доме: день рождения, Новый год, Масленица. Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. День Ангела. Добрые и злые ангелы. Ангел-хранитель. Твой святой покровитель. Имя человека. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Димитрий Донской.
Пасха: цвета и звуки весны
Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности человека-христианина. Обязанности по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность человека — сохранить красивый мир. Личная ответственность. За что могу отвечать я?
2 класс
Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм - православная икона - православный праздник).
О христианской радости. Красота и радость в окружающем мире. Что мы видим вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная. Библейская история о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Искажение красоты в мире. Исчезновение радости. Грех. Христиане о проявлении искажения красоты в человеке и в окружающем мире.
Поэтическая история славянской азбуки. Ее создатели. Слово, письмо, их цель и религиозный смысл. Значение славянских букв, отражающих их религиозный смысл. Красота церковнославянских буквиц. Почему христиане на Руси радовались, получив славянскую азбуку?
Радость православных праздников. Рождество Пресвятой Богородицы. Где и как празднуют православные праздники? Как христиане понимали слова: благодать, благочестие, честность, лицемерие?
Православный храм, его духовное и культурное значение. Духовная красота. Духовная радость. Изображение. Украшение. Постройка. Храм - хранитель памяти. Что может отражать красота рукотворная? Как православные мастера изображали красоту мира Небесного? О душе человека. Как создавались произведения православного искусства? Каждый ли мастер может создать красивое произведение? Молитвенная подготовка православного мастера. Дионисий. Ферапонтов монастырь. Соловецкий монастырь. Дмитриевский собор во Владимире. О чем рассказывают их стены? Радость в каменных узорах.
Радостный мир православной иконы. В чем радость православной иконы? О чем рассказывают иконы? Икона и картина. Лик. Лицо. Образ. История первой иконы. Спас Нерукотворный. Чудотворные иконы. Икона и благодать. Поэтическое описание иконы. Что в иконе самое главное? Как научиться понимать, о чем рассказывают иконы? Сюжет, символика, дидактический смысл, духовное содержание. Какими качествами должен обладать иконописец? Икона: «О Тебе радуется». Содержание и духовный смысл. ОЦарствии Небесном. Христиане размышляют о мире Горнем: Божия сила; Премудрость Божия. Какими силами укреплялся православный мастер?
Скорби и торжество в православной иконе. Воздвиженье Креста Господня. История обретения святыни. Символ Креста. Его смысл. Крестная Жертва. Христианское понимание Искупления: от чего Бог искупил человека?
Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного христианина.
Какие праздники празднуют православные христиане? Покров Пресвятой Богородицы. Чудеса. Радостные гимны преподобного Романа Сладкопевца. Радость добродела-ния. Добродетели. Библейская история рассказывает об образе Божием в человеке. Почему человек утратил радость? Как восстановить радость в душе человека?
Отражение христианской радости в произведениях православной культуры: духовной музыке, поэзии, иконописи. Акафист Божией Матери. О чем в нем поется? Ведущий рефрен акафиста « Радуйтесь ». Чему радовались христиане?
Библейские истории о том, какими законами Бог сохранял красоту мира? Вавилон. Неопалимая купина. Синайское законодательство. Христиане размышляют о том, почему человек не может самостоятельно сохранить красоту в себе и в окружающем мире? И кто ему может помочь в этом? Почему христиане забывали о Божиих законах? Кто напоминал им о правилах жизни, данных Богом?
Как православные христиане почитали святых? Тропари - песни, прославляющие Бога и святых. Царь и пророк Давид. Кто такой пророк? Когда к человеку возвращается радость? Как ее обрести? Псалтирь. Псалмы царя Давида. О чем пел царь Давид? Каким был пророк?
Радость праздника « Введение во храм Пресвятой Богородицы ». Что в нем радостного? Чему радовались христиане в этот праздник?
Что могла увидеть в храме Пресвятая Отроковица Мария? Скиния. Иерусалимский храм. Что мы видим в православном храме? Внешний вид и внутреннее устройство православного храма. Иконостас. Алтарь. Где размещается церковный хор?
Радость в традициях христианской жизни. В чем большая радость для христианина: получать подарки или дарить? Божий дар (как об этом рассказывается в произведениях русской литературы).
Радость православной веры.
Праздник Рождество Христово. Ветхозаветные пророчества о Христе. Каким был пророк? Пророки: Исайя, Даниил, Аггей, Захария, Малахия, Иона. Пророки и мученики. К кому обращались за помощью три отрока: Анания, Азария и Мисаил? Кто спас от смерти пророка Даниила? Чему радовались пророки? К чему стремились в своей жизни?
Христиане - создатели православной культуры. Почему на Рождество украшают елку? Пророчество Исайи. Красота и радость в иконах Рождества Христова. Иконопись. Сюжет, иконописный канон. Два мира в иконе: земной и Небесный.
Радость встречи. Праздник Сретения в православном храме. Церковное богослужение. Божественная Литургия. Как христиане размышляли о встрече человека с Богом: когда он может приблизиться к Богу? Покаяние. Радость.
Радостное пророчество. Иоанн Креститель. Почему было предсказано, что « многие о рождении его возрадуются»? Какие качества Иоанна Крестителя являлись примером для христиан?
Христиане размышляют, для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. Как восстановить первозданную красоту человека? Мытарь и фарисей. Добродетель смирения. Грех гордыни. Древо добродетелей.
Жития святых рассказывают о радости прославления Творца тварью: животные как меньшие братья человека. Пророк Даниил. Преподобный Герасим и лев Иордан. Преподобный Серафим Саровский. Преподобный Сергий Радонежский. Раскрытие духовной красоты святого в духовных песнопениях. «Дивен Бог во святых Своих» (Псалом 67 стих 36). Отражение христианской радости в духовной музыке.
Христиане размышляют о том, как сохранить красивый Божий мир. «Небеса поведают славу Божию». Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей: «блаженство - счастье». Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Божественная благодать.
Радость послушания. Дети и родители. Ной и его сыновья: Сим, Хам, Иафет. Радость и несчастье. Любовь как исполнение закона Божиего.
«Небесное веселье». Христианские мученики. Во имя чего терпели, чему радовались 40 мучеников севастийских? Мученические венцы. Кого христиане называли умным?
Радости православной веры. Великий Пост. Крестопоклонная неделя. Почему христиане называли это время «веселое время поста»? В чем они видели радость? Можно ли радоваться, отказывая себе в чем-либо? Преподобномученик Андрей Критский. Великий покаянный канон. Что такое покаяние?
О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?
Какими качествами души обладали православные мастера?
Радость благовестия спасения. Предвестие Великого праздника. Праздник «Вход Господень в Иерусалим». Воля Божия и воля человека. Праздничные песнопения. Светские и церковные композиторы.
Искупление. Радость праведных. Царствие Небесное. Притча о зерне горчичном. Чему радовались праведные? Радости жизни современного человека.
«Праздник праздников и торжество торжеств » - Воскресение Христово.
Радость дара. Чудеса в жизни людей. Вера. Доверие. Благодарение.
Защита веры - защита христианской радости о Господе. Святые люди. Благочестивые и неблагочестивые люди. Честь. Неблагодарность. Верность.
Радостная весть в мире. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов. Чему радовался апостол Андрей Первозванный? Доброта и милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он - христианин? Праведники. Равноапостольные.
Какими средствами выражается христианская радость в православной культуре?
3 класса
«Отечество земное и Небесное».
Бог просвещающий..Что говорит о Боге православная культура.Свет на горе Фавор..Бог спасающий.Что говорит о человеке православная культура? Христиане в православном храме.
Золотое правило жизни.
«Добродетели в жизни христиан.»
Добро и зло. Как Бог строил дом спасения человека.Воеводы сил любви.Добродетели. Непобедимое оружие христиан.Защита святынь.Силы тьмы. Небесные помощники.Увенчанные венцами. Христианская семья.Добрый ответ.
4. класса
Восхождение в Отечество Небесное. Человек преображенный . Святые.
Как преображался человек. По ступенькам восхождения.
Ступенька «Богомыслие» .Будем любить друг друга. Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники.Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец.Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской.Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской. Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец.Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних.Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у крестаПринявший венец победы
«Отечество земное и Небесное. Человек преображённый. Герои».
Доброе имя – в славе моего Отечества.Россия помнит. Святыни родного края. Бессмертие. Новомученники и исповедники Российские. Священный долг. Ступенька «Благодарение». Перед престолом небесным. Благословение. Богомудрые учители веры и благочестия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1. | Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем | 8 |
2. | В ожидании Рождества — самого красивого события зимы | 7 |
3. | Праздники-радости | 10 |
4. | Пасха: цвета и звуки весны | 8 |
Всего: | 33 |
2 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях | 7 |
2 | Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни христианина | 8 |
3 | Радость православной веры | 10 |
4 | О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий) | 9 |
Итого | 34 |
3 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Отечество небесное. Бог. | 14 |
2 | Добродетели в жизни христианина. | 20 |
Итого | 34 |
4 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Восхождение в отечество небесное. Человек преображенный. Святые. | 20 |
2 | Отечество земное и небесное. Человек преображенный. Герои. | 14 |
Итого | 34 |
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности: выставки, фестивали, соревнования, защита мини-проектов.
Материально-техническая база:
-
Л. Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). 1 год обучения. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие, аудиокассета. 3 издания. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011ГОД.
Л. Л. Шевченко. Православная культура. 2 год обучения. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие, аудиокассета. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2012.
Л. Л. Шевченко. Православная культура. 3-4 годы обучения. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие, аудиокассета.— М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2015ГОД.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Экран
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВАРАКСИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА
Принято на педагогическом совете Утверждаю
Протокол №1 от 30.08.2016 г. _________ А.У. Вашаев
Пр. № 28 от 30.08.2016 г.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1- 2 КЛАССОВ
Основы православной культуры
Программу составила учитель:
Пушкова Галина Алексеевна
2016 учебный год
1 -КЛАСС
№ урока | Тема урока | Дата |
1. | Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем | 3.09 |
2 | Красота в окружающем мире | 10.09 |
3 | Поиски красивого вокруг себя. | 17.09 |
4 | Красота рукотворная и нерукотворная. | 24.09 |
5 | Бог — Творец красивого мира. | 1.10 |
6 | Сотворение человека. | 8.10 |
7 | Правила жизни, данные людям Богом в раю | 15.10 |
8 | Как изобразить красивого и доброго человека | 22.10 |
9 | Как люди покинули рай | 12.11 |
10 | Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира. Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира. | 19.11 |
11 | Добрые и злые люди | 26.11 |
12 | За что Бог наказал людей. | 3.12 |
13 | Как бог простил людей. В ожидании праздника. Пресвятая Дева Мария. | 10.12 |
14 | В ожидании Рождества - самого красивого события зимы | 17.12 |
15 | Чему мы радуемся зимой? | 24.12 |
16 | Рождество Христово. | 26.12 |
17 | Зимние радости. Святки. | 14.01 |
18 | Праздник Крещения | 21.01 |
19 | Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения. | 28.01 |
20 | Праздник дня защитника Отечества | 4.02 |
21 | Масленица. Прощеное воскресенье. | 11.02 |
22 | Как люди предали Христа. Покаяние. | 18.02 |
23 | Как люди предали Христа. Покаяние | 4.03 |
24 | Весенние радости | 11.03 |
25 | Как мы готовимся к празднованию Пасхи | 18.03 |
26 | Какого цвета Пасха? | 1.04 |
27 | Самый красивый праздник | 8.04 |
28 | Праздник Дня Победы. Экскурсия в музей. | 15.04 |
29 | Экскурсия в музей. | 22.04 |
30 | Экскурсия в церквь. | 29.04 |
31 | Родословие моей семьи. | 6.05 |
32 | Мои обязанности | 13.05 |
33 | Урок повторения и обобщения | 20.05 |
2 -КЛАСС
№ урока | Тема урока | Дата |
1. | Красота и радость в жизни людей. | 3.09 |
2 | Буквица славянская. История славянской азбуки. | 10.09 |
3 | Праздники – радости сентября. Рождество Пресвятой Богородицы. | 17.09 |
4 | Православный храм – дом Божий. | 24.09 |
5 | О чем рассказывают иконы. | 1.10 |
6 | Радостный мир православной иконы. | 8.10 |
7 | Скорби и торжество в православной иконе. | 15.10 |
8 | Праздники – радости октября: | 22.10 |
9 | Покров Пресвятой Богородицы. | 12.11 |
10 | Радостные гимны Романа Сладкопевца. | 19.11 |
11 | Какими законами Бог сохранял красоту мира. | 26.11 |
12 | Синайское законодательство | 3.12 |
13 | История Царя Давида. Псалтырь. | 10.12 |
14 | Введение во храм Пресвятой Богородицы. | 17.12 |
15 | Что мы видим в православном храме? | 24.12 |
16 | Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? | 26.12 |
17 | Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово. | 14.01 |
18 | Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона? | 21.01 |
19 | Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме. | 28.01 |
20 | Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются». | 4.02 |
21 | Для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. | 11.02 |
22 | Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека. | 18.02 |
23 | Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь. | 25.02 |
24 | Радость послушания. Дети и родители. | 4.03 |
25 | «Небесное веселье». Христианские мученики. | 11.03 |
26 | Радости православной веры. | 18.03 |
27 | О чем рассказывают создатели православной культуры? | 1.04 |
28 | Благовестие спасения. | 8.04 |
29 | Воля Божия и воля человеческая. | 15.04 |
30 | Радость праведных. | 22.04 |
31 | Праздник праздников. Торжество торжеств. | 29.04 |
32 | Защита веры. | 6.05 |
33 | Святые люди. | 13.05 |
34 | Доброта и милосердие христианина. | 20.05 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВАРАКСИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА
Принято на педагогическом совете Утверждаю
Протокол №1 от 30.08.2017 г. _________ А.У. Вашаев
Пр. № 28 от 30.08.2017 г.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
Основы православной культуры
Программу составила учитель:
Пушкова Галина Алексеевна
2017 учебный год
3 -КЛАСС
№ урока | Тема урока | Дата |
1. | Бог просвещающий. О вере, знании и культуре в жизни человека | 4.09 |
2 | Бог просвещающий. О вере, знании и культуре в жизни человека | 11.09 |
3 | Что говорит о Боге православная культура? | 18.09 |
4 | Что говорит о Боге православная культура? | 25.09 |
5 | Свет на горе Фавор | 2.10 |
6 | Свет на горе Фавор | 9.10 |
7 | Бог спасающий. Исцеление людей | 16.10 |
8 | Бог спасающий. Исцеление людей | 23.10 |
9 | Что говорит о человеке православная культура. | 6.11 |
10 | Что говорит о человеке православная культура. | 13.11 |
11 | Христиане в православном храме | 20.11 |
12 | Христиане в православном храме | 27.11 |
13 | Золотое правило жизни. | 4.12 |
14 | Золотое правило жизни. | 11.12 |
15 | Добро и зло. Небесная война. | 18.12 |
16 | Добро и зло. Небесная война. | 25.12 |
17 | Как Бог строил дом спасения человека. | 15.01 |
18 | Как Бог строил дом спасения человека. | 22.01 |
19 | Воеводы сил любви. Добродетели. | 29.01 |
20 | Воеводы сил любви. Добродетели. | 5.02 |
21 | Непобедимое оружие христиан. Ученики Иисуса Христа. | 12.02 |
22 | Непобедимое оружие христиан. Ученики Иисуса Христа. | 19.02 |
23 | Защиты святынь. Силы тьмы | 26.02 |
24 | Защиты святынь. Силы тьмы | 5.03 |
25 | Небесные помощники | 12.03 |
26 | Небесные помощники | 19.03 |
27 | Увенчанные небесными венцами. Христианская семья | 2.04 |
28 | Увенчанные небесными венцами. Христианская семья | 9.04 |
29 | Добрый ответ | 16.04 |
30 | Добрый ответ | 23.04 |
31 | Обобщающий урок «Отечество земное и небесное. Человек | 30.04 |
32 | Обобщающий урок «Отечество земное и небесное. Человек | 7.05 |
33 | Урок повторения и обобщения | 14.05 |
34 | 21.05 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВАРАКСИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА
Принято на педагогическом совете Утверждаю
Протокол №1 от 29.08.2018 г. _________ А.У. Вашаев
Пр. № 28 от 29.08.2018 г.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАСС
Основы православной культуры
Программу составила учитель:
Пушкова Галина Алексеевна
2018 учебный год
4 -КЛАСС
№ урока | Тема урока | Дата |
1. | Как преображался человек? По ступенькам восхождения | 4.09 |
2 | Как преображался человек? По ступенькам восхождения | 11.09 |
3 | Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга. | 18.09 |
4 | Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга | 25.09 |
5 | Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники. | 2.10 |
6 | Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники. | 9.10 |
7 | Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец. | 16.10 |
8 | Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец. | 23.10 |
9 | Ступенька «вера в Бога». Солнце земли Русской. | 6.11 |
10 | Ступенька «вера в Бога». Солнце земли Русской. | 13.11 |
11 | Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец. | 20.11 |
12 | Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец. | 27.11 |
13 | Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец. | 4.12 |
14 | Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец. | 11.12 |
15 | Ступенька «Страх господень». Ходящие в путях Господних | 18.12 |
16 | Ступенька «Страх господень». Ходящие в путях Господних | 25.12 |
17 | Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему» Матерь Божия у Креста. | 15.01 |
18 | Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему» Матерь Божия у Креста. | 22.01 |
19 | Принявший венец победы. Кто такие герои? | 29.01 |
20 | Принявший венец победы. Кто такие герои? | 5.02 |
21 | Доброе имя – в славе моего Отечества. | 12.02 |
22 | Доброе имя – в славе моего Отечества. | 19.02 |
23 | Россия помнит. Святыни родного края. | 26.02 |
24 | Россия помнит. Святыни родного края. | 5.03 |
25 | Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские. | 12.03 |
26 | Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские. | 19.03 |
27 | Священный долг. Всенародный подвиг. | 2.04 |
28 | Священный долг. Всенародный подвиг. | 9.04 |
29 | Ступенька «Благодарение». Перед Престолом Небесным. | 16.04 |
30 | Ступенька «Благодарение». Перед Престолом Небесным | 23.04 |
31 | Благословение. | 30.04 |
32 | Богомудрые учители веры и благочестия. | 7.05 |
33 | Богомудрые учители веры и благочестия. | 14.05 |
34 | Обобщающий урок «Отечество земное и небесное. Человек | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...