«Портрет современного выпускника начальной школы»
проект (4 класс)
Изучить портрет современного выпускника начальной школы.
Задачи исследования
- Выявить: каковы предпочтения моих одноклассников;
- Исследовать культурное пространство, в котором живет школьник 9 – 10 лет;
- Выяснить: чем заполнено свободное время ребят
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portret_sovremennogo_shkolnika.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
С. КУГУЛЬТА ГРАЧЁВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Муниципальный этап XXX Ставропольской
краевой открытой научной конференции учащихся
Секция: юниор
Название работы:
«Портрет современного выпускника начальной школы»
Работу выполнила: Ширинян Ирина Сергеевна, уч-ся 4 «А» класса. Место выполнения работы: МКОУ СОШ №3 с. Кугульта Грачёвского муниципального района Ставропольского края Руководитель: Селюкова Татьяна Георгиевна , учитель начальных классов |
с. Кугульта, 2018 г.
Содержание
Введение с.3
Цель и задачи с.3
Основная часть с.4
Методы исследования с.5
Собственные данные с.6
Выводы с.7
Заключение с.7
Литература с.8
Приложения с.9-11
Введение
Портрет современного выпускника начальной школы
У человека душа пустовать не может,
Она как земля: не огород растёт, так сорняк.
В.Л.Леви
Выбор темы исследования
На классном часе наша учительница спросила у ребят:
- Что бы вы хотели получить в подарок?
Многие мои одноклассники ответили, что хотели бы - компьютер. Мне стало интересно выяснить: только ли компьютерными играми занято свободное время ребят?
Сама я люблю много читать. Читаю не только учебную, но и дополнительную литературу, энциклопедии. Посещаю с родителями музеи, театры и выставки. Всей семьёй мы ходим в кино.
Чем же наполнена душа моих одноклассников?
Как обстоят дела с эстетическим воспитанием у нынешних выпускников начальной школы?
Привито ли четвероклассникам чувство прекрасного?
Я решила исследовать эту проблему.
Цель исследования
Изучить портрет современного выпускника начальной школы.
Задачи исследования
- Выявить: каковы предпочтения моих одноклассников;
- Исследовать культурное пространство, в котором живет школьник 9 – 10 лет;
- Выяснить: чем заполнено свободное время ребят
Гипотеза
У младших школьников недостаточно хорошо сформированы учебно-познавательные навыки и культурно- нравственные ценности.
Объект исследования
Учащиеся 4 класса
Методы исследования
- Изучение литературы;
- Опрос;
- Анкетирование
Основная часть.
Мои исследования
В ходе опроса ребятам (23 учащимся) я задавала вопросы, и получил следующие результаты:
1. Какой вид искусства вас привлекает более?
Музыка | 45% |
кино | 37% |
ИЗО | 18% |
литература | 5% |
театр | 4% |
2. Какие жанры фильмов вам нравятся?
ужасы | 23% |
боевики | 32% |
кинокомедии | 45% |
3. Какая музыка вам нравится?
Зарубежная – 62% российская 38%
4. Какие книги вы предпочитаете читать?
фантастика | 24% |
зарубежные сказки | 24% |
энциклопедии | 18% |
историческая литература | 16% |
поэзия | 12% |
рассказы о животных | 6% |
5. Есть ли у вас любимый литературный зарубежный герой?
да | 64% |
нет | 36% |
6. Что вы предпочитаете читать на досуге?
журнал | 54 |
книга | 46 |
Анализ полученных данных показал:
- Наиболее популярными оказались музыка и кино. Далее по значимости идёт изобразительное искусство. Последнее место заняли литература и театр.
- В результате сопоставления различий в предпочтениях мальчиков и девочек я сделала следующий вывод: мальчиков в большей степени, чем девочек привлекает кино; девочки же в большей степени отдают предпочтение музыке и изобразительному искусству.
- Агрессивные фильмы приобретают всё большую популярность среди школьников, вытесняя кинокомедии. У 55% учащихся популярные жанры: боевики, фильмы ужасов.
- Ориентации на западную музыку явно доминируют среди четвероклассников (62% учащихся предпочитают слушать данную музыку).
- Среди ребят 9 – 10 лет предпочитают читать фантастику и сказки зарубежных авторов (48%). Эти данные подтверждаются не только информацией о репертуаре реального чтения (книги, читаемые за последние 1-2 месяца), но и ответами на вопрос об их любимых литературных героях, 64% отметили, что у них есть любимый зарубежный литературный герой. Причем, сегодня многие мальчики и девочки (54%) предпочитают книгам журналы.
Чем же, кроме чтения книг, прослушивания музыки, просмотра фильмов занимаются нынешние выпускники начальной школы? Чем заполнено их свободное время? Чем наполнено культурное пространство, в котором живёт младший школьник? Ответить на эти вопросы мне помогло анкетирование, проведенное среди моих одноклассников.
На вопрос «Что ты делал вчера вечером в свободное время» многие ребята назвали несколько видов деятельности. На первом месте (56%) смотрели телевизор, далее играли в компьютерные игры (38%), гуляли (32%), общались в социальных сетях (27%), общались по телефону (сотовому) с другом (подругой) - 11%, читали книгу или журнал (8%), посещали Интернет для получения учебной информации (4%).
На вопрос «Где ты играешь в компьютерные игры» (62%) опрошенных ответили дома, у друзей, знакомых (31%), когда гуляю на улице с телефона – 7%. На вопрос «В какой мере ты умеешь пользоваться компьютером?» 81% детей ответили: «Могу играть».
На вопрос «Назови имена знаменитых людей» я получил следующие ответы:
Владимир Путин | 25% |
Дмитрий Медведев | 21% |
Александр Пушкин | 15% |
Филипп Киркоров | 10% |
Максим Галкин | 9% |
Тимати | 8% |
Егор Крид | 5% |
Ольга Бузова | 4 % |
Вера Брежнева | 3 % |
Николай Басков | 2% |
Твои родители контролируют то, как ты проводишь свободное время, и как они это делают:
Да | 81% | Звонят на сотовый | 81% |
Иногда | 14% | Спрашивают | 19% |
Нет | 5% |
Какие фильмы вы смотрите всей семьёй?
боевики | 12% |
исторические фильмы | 6% |
приключения | 18% |
кинокомедии | 64% |
Какую музыку любят в твоей семье?
зарубежная | 28% |
российская | 72% |
Ходите ли вы с родителями на выставки в картинные галереи?
да | 2% |
нет | 98% |
Назовите известных вам фамилий художников:
Васнецов | 63% |
Шишкин | 27% |
Репин | 10% |
Саврасов | 9% |
Твой дом в выходные дни, каков он? Что тебе нравится и что не нравится в выходном дне вашей семьи?
Нравится:
- играть во дворе 53%
- играть в компьютерные игры 21%
- общаться в социальных сетях 13%
- спать дольше 9%
- родители в выходной день меня не ругают 4%
Не нравится:
- уборка квартиры 64%
- поход в магазин за продуктами 13%
- читать книгу 10%
- заниматься дополнительно уроками13%
На основании полученных результатов я сделала следующие выводы:
- Культура современного младшего школьника формируется под воздействием «экранной» культуры.
- Современный ребёнок предпочитает играть в игры с захватывающим и быстрым действием, играть в которые гораздо более увлекательно, чем в игры учебного, развивающего характера. Хочу отметить, что в основном, только умением играть и общаться в социальных сетях заканчивается перечень навыков пользователя компьютера.
- Согласно данным исследований, большинство родителей (69%) интересуются жизнью своих детей в свободное время, знают, чем занят их сын или дочь в свободное время.
- Часть родителей (14%) создают культурную среду для своего ребенка сами, посещая картинные галереи, театр, выставки…
В результате проведенного исследования были выявлены основные проблемы, которые влияют на формирование идеального портрета младшего школьника.
- Отсутствие самостоятельности в учебном процессе.
- Нерационально используется свободное время младшими школьниками.
- Компьютер используется как развлекательное средство младшими школьниками, а не как инструмент обучения и получения дополнительное развивающей информации.
- У младших школьников имеется недостаток культурно-нравственного развития. В основном дети проводят время за компьютером. При этом мало читают, ходят в театр очень редко.
Заключение
На основании приведенных результатов исследований можно составить портрет современного четвероклассника, живущего в 21 веке и создать портрет современного выпускника начальной школы:
- Владеет основами умения учиться, умеет сам организовать свою деятельность.
- Любит свой народ, свой край, свою Родину.
- Уважает и принимает ценности семьи.
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.
- Выполняет правила здорового и безопасного образа жизни.
- Любознательный, активно и заинтересованно познаёт мир.
- Готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.
Составить портрет современного выпускника начальной школы нам помог Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования. Всем четвероклассникам я советую стремиться быть такими выпускниками при переходе на другую ступень обучения.
Приложение
Анкета для учащихся 4 классов
1.Какой вид искусства вас привлекает более?
Музыка | |
кино | |
ИЗО | |
литература | |
театр |
2. Какие жанры фильмов вам нравятся?
ужасы | |
боевики | |
кинокомедии |
3. Какая музыка вам нравится?
Зарубежная ________________________________________________
российская ________________________________________________
4.Какие книги вы предпочитаете читать?
фантастика | |
зарубежные сказки | |
энциклопедии | |
историческая литература | |
поэзия | |
рассказы о животных |
- Есть ли у вас любимый литературный зарубежный герой?
да |
|
нет |
6.Что вы предпочитаете читать на досуге?
журнал | |
книга |
ОПРОС учеников 4 класса
На вопрос «Назови имена знаменитых людей» :
| |
| |
| |
| |
| |
Твои родители контролируют то, как ты проводишь свободное время, и как они это делают:
да | Звонят на сотовый | ||
иногда | спрашивают | ||
нет |
Какие фильмы вы смотрите всей семьёй?
боевики | |
исторические фильмы | |
приключения | |
кинокомедии | |
Какую музыку любят в твоей семье?
зарубежная | |
российская |
Ходите ли вы с родителями на выставки в картинные галереи?
да | |
нет |
Назовите известных вам фамилий художников:
Посещали вы театр?
да | |
Нет |
Твой дом в выходные дни, каков он?
Что тебе нравится и что не нравится в выходном дне вашей семьи?
Нравится:
- играть во дворе ______________________________________
- играть в компьютерные игры ____________________________
- смотреть телевизор ____________________________________
- спать дольше _________________________________________
- родители в выходной день меня не ругают _________________
Не нравится:
- уборка квартиры ______________________________________
- поход в магазин за продуктами __________________________
- читать книгу _________________________________________
- заниматься дополнительно уроками______________________
Литература:
- «Портрет выпускника начальной школы»
(ФГОС НОО Стандарт ориентирования на становление личностных характеристик выпускника НОО)
Сайт https:// миобрнауки.рф.
- «Модель выпускника начальной школы» Сайт www.stavminobr.ru
- Волкова Т.В. Познаем мир. Материалы для классных часов в 1-4 классах. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха.- (Школа на пороге нового века). – СПб.: Петербург- XXI век, совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997.
- Максимочкина В.Н. Родительские собрания 4 класс. Взрослеем вместе. - Волгоград: Учитель, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портрет выпускника начальной школы
Описание выпускниканачальных классов, его личных качеств, сформированных УУД....
Доклад "Портрет выпускника начальной школы"
Портрет выпускника начальной школы описан в новом стандарте. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ПО СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ПОРТРЕТА ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
В данной статье идёт речь о педагогическом мониторинге учителя в рамках системы ФГОС....
Портрет выпускника начальной школы по ФГОС
В презентации представлены ожидаемые результаты: какой должен быть выпускник школы...
Портрет выпускника начальной школы
Презентация Портрет выпускника начальной школы...
Портрет выпускника Начальной школы по ФГОС
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в пр...
ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА...