«Портрет современного выпускника начальной школы»
проект (4 класс)

Селюкова Татьяна Георгиевна

Изучить портрет современного выпускника начальной школы.

Задачи исследования

 

  • Выявить: каковы предпочтения моих одноклассников;
  • Исследовать культурное пространство, в котором живет школьник 9 – 10 лет;
  • Выяснить: чем заполнено свободное время ребят

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portret_sovremennogo_shkolnika.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

С. КУГУЛЬТА ГРАЧЁВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Муниципальный этап XXX  Ставропольской

краевой  открытой  научной конференции учащихся

Секция: юниор

Название работы:

«Портрет современного выпускника начальной школы»

 

Работу выполнила:

Ширинян  Ирина Сергеевна,

уч-ся  4 «А» класса.

Место выполнения работы:

МКОУ СОШ №3 с. Кугульта

Грачёвского муниципального района

Ставропольского края                                                                                    

Руководитель:

Селюкова Татьяна Георгиевна ,                                                                 учитель начальных классов                                                                    

  

                             

                                                             

                                               

                                                 с. Кугульта, 2018 г.

                                                    Содержание

Введение                                                                                                с.3

Цель и задачи                                                                                        с.3

Основная часть                                                                                     с.4

Методы исследования                                                                          с.5

Собственные данные                                                                            с.6

Выводы                                                                                                  с.7

Заключение                                                                                           с.7

Литература                                                                                            с.8

Приложения                                                                                          с.9-11

                                                                 Введение

Портрет современного выпускника начальной школы

                                                        У человека душа пустовать не может,

Она как земля: не огород растёт, так сорняк.

В.Л.Леви

Выбор темы исследования

   На   классном часе  наша  учительница спросила у ребят:

-  Что бы вы хотели получить в подарок?

 Многие мои одноклассники ответили, что хотели бы  - компьютер. Мне стало интересно выяснить: только ли компьютерными играми занято свободное время ребят?

           Сама я люблю много читать. Читаю не только учебную, но и  дополнительную литературу, энциклопедии.  Посещаю с родителями музеи, театры и выставки. Всей семьёй мы ходим в кино.

Чем же наполнена душа моих одноклассников?

Как обстоят дела с эстетическим воспитанием   у    нынешних выпускников начальной школы?

Привито ли    четвероклассникам чувство прекрасного?

 Я решила исследовать эту проблему.  

Цель исследования

Изучить портрет современного выпускника начальной школы.

Задачи исследования

  • Выявить: каковы предпочтения моих одноклассников;
  • Исследовать культурное пространство, в котором живет школьник 9 – 10 лет;
  • Выяснить: чем заполнено свободное время ребят

Гипотеза

          У младших школьников недостаточно хорошо сформированы учебно-познавательные  навыки и культурно- нравственные ценности.

Объект исследования

Учащиеся 4 класса

Методы исследования

  • Изучение литературы;
  • Опрос;
  • Анкетирование

Основная часть.

Мои исследования

   В ходе опроса ребятам (23 учащимся) я задавала  вопросы,  и получил следующие результаты:


1. Какой вид искусства вас привлекает более?

Музыка

45%

кино

37%

ИЗО

18%

литература

5%

театр

4%

                             

2. Какие жанры фильмов вам нравятся?

ужасы

23%

боевики

32%

кинокомедии

45%

3. Какая музыка вам нравится?

Зарубежная – 62% российская 38%

4. Какие книги вы предпочитаете читать?

фантастика

24%

зарубежные сказки

24%

энциклопедии

18%

историческая литература

16%

поэзия

12%

рассказы о животных

6%

  5. Есть ли у вас любимый литературный зарубежный герой?

да

64%

нет

36%

6.   Что вы предпочитаете читать на досуге?

журнал

54

книга

46

Анализ полученных данных показал:

  •  Наиболее популярными оказались музыка и кино. Далее по значимости идёт изобразительное искусство.  Последнее место заняли литература и театр.
  • В результате сопоставления различий в предпочтениях мальчиков и девочек я сделала следующий вывод: мальчиков в большей степени, чем девочек привлекает кино; девочки же в большей степени отдают предпочтение музыке и изобразительному искусству.
  • Агрессивные фильмы приобретают всё большую популярность среди школьников, вытесняя кинокомедии. У 55% учащихся популярные жанры: боевики, фильмы ужасов.
  •  Ориентации на западную музыку явно доминируют среди четвероклассников (62% учащихся предпочитают слушать данную музыку).
  • Среди ребят 9 – 10 лет предпочитают читать фантастику и сказки зарубежных авторов (48%). Эти данные подтверждаются не только информацией о репертуаре  реального чтения (книги, читаемые за последние 1-2 месяца), но и ответами на вопрос об их любимых литературных героях, 64% отметили, что у них есть любимый зарубежный литературный герой.  Причем, сегодня многие мальчики и девочки (54%) предпочитают книгам журналы.

       

       Чем же, кроме чтения книг, прослушивания музыки, просмотра фильмов занимаются нынешние выпускники начальной школы? Чем заполнено их свободное время? Чем наполнено культурное пространство, в котором живёт младший школьник? Ответить на эти вопросы мне помогло анкетирование, проведенное среди моих одноклассников.

       На вопрос «Что ты делал вчера вечером в свободное время» многие ребята назвали несколько видов деятельности. На первом месте (56%) смотрели телевизор, далее играли в компьютерные игры (38%), гуляли (32%), общались в социальных сетях (27%), общались по телефону (сотовому) с другом (подругой) - 11%, читали книгу или журнал (8%), посещали Интернет для получения учебной информации (4%).

     На вопрос «Где ты играешь в компьютерные игры» (62%) опрошенных ответили дома, у друзей, знакомых (31%), когда гуляю на улице с телефона – 7%. На вопрос «В какой мере ты умеешь пользоваться компьютером?» 81% детей ответили: «Могу играть».

На вопрос «Назови имена знаменитых людей» я получил следующие ответы:

Владимир Путин

25%

Дмитрий Медведев

21%

Александр Пушкин

15%

Филипп Киркоров

10%

Максим Галкин

9%

Тимати

8%

Егор Крид

5%

Ольга Бузова

4 %

Вера Брежнева

3 %

Николай Басков

2%

Твои родители контролируют то, как ты проводишь свободное время, и как они это делают:

Да

81%

Звонят на сотовый

81%

Иногда

14%

Спрашивают

19%

Нет

5%

Какие фильмы вы смотрите всей семьёй?

боевики

12%

исторические фильмы

6%

приключения

18%

кинокомедии

64%

Какую музыку любят в твоей семье?

зарубежная

28%

российская

72%

Ходите  ли вы с родителями на выставки в картинные галереи?

да

2%

нет

98%

Назовите известных вам фамилий художников:

Васнецов

63%

Шишкин

27%

Репин

10%

Саврасов

9%

Твой дом в выходные дни, каков он? Что тебе нравится и что не нравится в выходном дне вашей семьи?

Нравится:       

  • играть во дворе 53%
  • играть в компьютерные игры 21%
  • общаться в социальных сетях 13%
  • спать дольше 9%
  • родители в выходной день  меня не ругают 4%

Не нравится:  

  • уборка квартиры 64%
  • поход в магазин за продуктами 13%
  • читать книгу 10%
  • заниматься дополнительно  уроками13%

На основании полученных результатов я сделала следующие выводы:

  1. Культура современного младшего школьника формируется под воздействием «экранной» культуры.
  2. Современный ребёнок предпочитает играть в игры с захватывающим и быстрым действием, играть в которые гораздо более увлекательно, чем в игры учебного, развивающего характера. Хочу отметить, что в основном, только умением играть и общаться в социальных сетях заканчивается перечень навыков пользователя компьютера.
  3. Согласно данным исследований, большинство родителей (69%) интересуются жизнью своих детей в свободное время, знают, чем занят их сын или дочь в свободное время.
  4. Часть родителей (14%) создают культурную среду для своего ребенка сами, посещая картинные галереи, театр, выставки…

В результате проведенного исследования были выявлены основные проблемы, которые влияют на формирование идеального портрета младшего школьника.

  1. Отсутствие самостоятельности в учебном процессе.
  2. Нерационально используется свободное время младшими школьниками.
  3. Компьютер используется как развлекательное средство младшими школьниками, а не как инструмент обучения и получения дополнительное развивающей информации.
  4. У младших школьников имеется недостаток культурно-нравственного развития. В основном дети  проводят время за компьютером. При этом мало читают, ходят в театр очень редко.

         

Заключение

         На основании приведенных результатов  исследований можно составить портрет современного четвероклассника, живущего в 21 веке и создать портрет современного выпускника начальной школы:

  • Владеет основами умения учиться,  умеет сам организовать свою деятельность.
  • Любит свой народ,  свой край, свою Родину.
  • Уважает и принимает ценности семьи.
  • Доброжелательный, умеющий  слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.
  • Выполняет правила здорового и безопасного  образа жизни.
  • Любознательный, активно и заинтересованно познаёт мир.
  • Готов  самостоятельно действовать  и отвечать за свои поступки перед    семьёй и обществом.

                                                                     

        Составить  портрет современного выпускника начальной школы нам помог  Федеральный Государственный Образовательный Стандарт  начального общего образования. Всем четвероклассникам я советую стремиться быть такими выпускниками при переходе на другую ступень обучения.

                                                             

 Приложение

Анкета для учащихся 4 классов

1.Какой вид искусства вас привлекает более?

Музыка

кино

ИЗО

литература

театр

                             

2. Какие жанры фильмов вам нравятся?

ужасы

боевики

кинокомедии

3. Какая музыка вам нравится?

Зарубежная ________________________________________________

российская ________________________________________________

4.Какие книги вы предпочитаете читать?

фантастика

зарубежные сказки

энциклопедии

историческая литература

поэзия

рассказы о животных

  1. Есть ли у вас любимый литературный зарубежный герой?

да

     

нет

6.Что вы предпочитаете читать на досуге?

журнал

книга

ОПРОС      учеников  4        класса

На вопрос «Назови имена знаменитых людей» :

 

 

 

 

 

Твои родители контролируют то, как ты проводишь свободное время, и как они это делают:

да

Звонят на сотовый

иногда

спрашивают

нет

Какие фильмы вы смотрите всей семьёй?

боевики

исторические фильмы

приключения

кинокомедии

Какую музыку любят в твоей семье?

зарубежная

российская

Ходите  ли вы с родителями на выставки в картинные галереи?

да

нет

Назовите известных вам фамилий художников:

 Посещали вы театр?

да

Нет

Твой дом в выходные дни, каков он?

 Что тебе нравится и что не нравится в выходном дне вашей семьи?

Нравится:       

  • играть во дворе ______________________________________
  • играть в компьютерные игры ____________________________
  • смотреть телевизор ____________________________________
  • спать дольше _________________________________________
  • родители в выходной день  меня не ругают _________________

Не нравится:  

  • уборка квартиры ______________________________________
  • поход в магазин за продуктами __________________________
  • читать книгу _________________________________________
  • заниматься дополнительно  уроками______________________

Литература:

  1. «Портрет выпускника начальной школы»

 (ФГОС НОО Стандарт ориентирования на становление личностных характеристик выпускника НОО)

Сайт https:// миобрнауки.рф.

           

  1. «Модель выпускника начальной школы» Сайт www.stavminobr.ru

  1. Волкова Т.В. Познаем мир. Материалы для классных часов в 1-4 классах. – Волгоград: Учитель, 2008.

  1. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха.- (Школа на пороге нового века). – СПб.: Петербург- XXI век, совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997.

  1. Максимочкина В.Н. Родительские собрания 4 класс. Взрослеем вместе. - Волгоград: Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портрет выпускника начальной школы

Описание выпускниканачальных классов, его личных качеств, сформированных УУД....

Доклад "Портрет выпускника начальной школы"

Портрет выпускника начальной школы описан в новом стандарте. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ПО СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ПОРТРЕТА ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

В данной статье идёт речь о педагогическом мониторинге учителя в рамках системы ФГОС....

Портрет выпускника начальной школы по ФГОС

В презентации представлены ожидаемые результаты: какой должен быть выпускник школы...

Портрет выпускника начальной школы

Презентация Портрет выпускника начальной школы...

Портрет выпускника Начальной школы по ФГОС

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в пр...

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА...