Рабочая программа по внеурочке для 2 класса "Занимательная математика".
рабочая программа (2 класс)

Рабочая программа по внеурочке для 2 класса "Занимательная математика".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             

                                                              1. Пояснительная записка.             

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» (общекультурное направление) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  в соответствии со сборником программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой и Положением о рабочей программе учителя, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт.

     Цели и задачи реализации программы.

Цель:

- привитие интереса учащихся к математике, систематизация и углубление знаний по математике, формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений

Задачи:

- расширение  кругозора учащихся в различных областях элементарной математики;

- обучение правильному применению математической терминологии;

- развитие умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, развитие концентрации  внимания на количественных сторонах;

-  развитие уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

-  формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения

Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия – 7 – 8 лет

Объём часов, отпущенных на занятия – 34 часа

2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; 
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные  результаты 

Числа Арифметические действия. Величины. сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;

-- использовать его в ходе самостоятельной работы;

 —   применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

— выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач.

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

— моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

— воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; 

— конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика.

— ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→  1↓ и др., указывающие направление движения;

— проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

— выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

— анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

— выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат  с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

— моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты

- пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

- решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

- геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

- расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

- разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

- поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

- решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

- объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Создание объёмных фигур из бумаги: цилиндр, куб, конус, четырёхугольная пирамида, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида.

Обучающийся научится:

- понимать как люди учились считать;

- из истории линейки, нуля, математических знаков;

- работать с пословицами, в которых встречаются числа;

- выполнять интересные приёмы устного счёта;

- знание названий и последовательности чисел от 1 до 100; разрядный состав чисел от 11 до 100;

- знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;

различать единицы величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр,   практически измерять длину;

 понимать и использовать знаки, связанные со сложением и вычитанием;  — складывать и вычитать числа в пределах 100;

— понимать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и др.);  — распознавать геометрические фигуры: точка, линия, прямая, кривая, замкнутая или незамкнутая линия, отрезок, треугольник, квадрат;  — изображать точки, прямые, кривые, отрезки.

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить суммы ряда чисел;

- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;

- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;

- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.

— понимать и использовать терминологию сложения и вычитания;  

- понимать взаимосвязь сложения и вычитания;  сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях; 

- различать геометрические формы в окружающем мире: круглая, треугольная, квадратная; — распознавать на чертеже замкнутые и незамкнутые линии;  — изображать на клетчатой бумаге простейшие орнаменты, бордюры;

— читать простейшие готовые схемы, таблицы;  выявлять простейшие закономерности, работать с табличными данными.

        3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание курса

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Формы организации и виды деятельности

                                                             Геометрическая мозаика 2 ч.

1.

Удивительная снежинка».

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия».

Творческая работа.

2.

Крестики-нолики.

Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Игра.

                                    Числа. Арифметические действия.  Величины 1ч.

3.

Математические игры

Игра «Русское лото». Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».

Игра.

                                                     Геометрическая мозаика 1 ч.                                                         

4.

Прятки с фигурами.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

Творческая работа.

                                                         Мир занимательных задач 1ч.

5.

Секреты задач.

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

Творческая работа.

                                                               Геометрическая мозаика 3  ч.                                                         

6.

«Спичечный» конструктор.

Построение конструкции по заданному образцу.

Практическая работа.

7.

«Спичечный» конструктор.

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Практическая работа.

8.

Геометрический калейдоскоп.

Конструирование многоугольников из заданных элементов.  Танграм.

Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

Творческая работа

Числа. Арифметические действия.  Величины 2ч..

9.

Числовые головоломки.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Практическая работа.

10.

«Шаг в будущее».

Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

Игра.

Геометрическая мозаика 4  ч.                                                                                                                   

11.

Геометрия вокруг нас.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

Практическая работа.

12.

Путешествие точки.

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Творческая работа

13.

«Шаг в будущее».

Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».  Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

Творческая работа

14.

Тайны окружности

Окружность.

Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Проект.

Числа. Арифметические действия.  Величины 5ч.

15.

Математическое путешествие.

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 – 14 = 20,  20 + 18 = 38,  38 – 16 = 22,  22 + 15 = 37.

Работа в группах.

16.

«Новогодний серпантин».

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Игры.

17.

«Новогодний серпантин».

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Игры.

18.

Математические игры.

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

Игры.

19.

«Часы нас будят по утрам…»

Определение времени по часам с точностью до часа. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Практическая работа.

Геометрическая мозаика 1  ч.                                                                                                                                                                     

20.

Геометрический калейдоскоп.

Задания на разрезание и составление фигур.

Творческая работа.

Мир занимательных задач 2 ч.

21.

Головоломки. Расшифровка закодированных слов.

Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

Практическая работа

22.

Секреты задач.

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

Творческая работа.

Числа. Арифметические действия.  Величины 7ч.

23.

«Что скрывает сорока?»

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

Работа в группах.

24.

Интеллектуальная разминка.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры математические головоломки, занимательные задачи.

Игры.

25.

Дважды два — четыре. Таблица умножения однозначных чисел.

Игра «Говорящая таблица умножения».

Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».

Игры.

26.

Дважды два — четыре.

Игры с кубиками.  У  каждого два кубика.  Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Игры.

27.

Игры с кубиками на умножение.

Игры с кубиками.  У  каждого два кубика.  Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Игры.

28.

В царстве смекалки.

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Работа в группах

29.

Интеллектуальная разминка.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.

Практическая работа

Геометрическая мозаика 1  ч.                                                                                                                                                                                                                                             

30.

Составь квадрат.

Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

Практическая работа

Мир занимательных задач 4 ч.

31.

Мир занимательных задач.

Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

Творческая работа.

32.

Задачи, имеющие несколько решений.

Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания.

Творческая работа.

33.

Математические фокусы.

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

Работа в группах.

34.

Математическая эстафета.

Решение олимпиадных задач (подготовка к международному кон-курсу «Кенгуру»).

Практическая работа

                                   4. Тематическое планирование

Тема занятия

Часы

1.

Геометрическая мозаика

12

2.

Мир занимательных задач.

10

3.

Числа. Арифметические действия.  Величины.

12

5. Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Примечание

Планируемая

Фактическая

                                                             Геометрическая мозаика 2 ч.

     1.

1 неделя

Удивительная снежинка»

     2.

2 неделя

Крестики-нолики.

                                               Числа. Арифметические действия.  Величины 1ч.

    3.

3 неделя

Математические игры

                                                 Геометрическая мозаика 1 ч.                                                         

    4.

4 неделя

Прятки с фигурами.

                                                 Мир занимательных задач 1ч.

    5.

5 неделя

Секреты задач.

                                                  Геометрическая мозаика 3  ч.                                                         

    6.

6 неделя

«Спичечный» конструктор.

    7.

7 неделя

«Спичечный» конструктор.

     8.

8 неделя

Геометрический калейдоскоп.

                                                Числа. Арифметические действия.  Величины 2ч.

      9.

9 неделя

Числовые головоломки.

10.

10 неделя

«Шаг в будущее».

                                                   Геометрическая мозаика 4  ч.                                                                                                                   

    11.

11 неделя

Геометрия вокруг нас.

     12.

12 неделя

Путешествие точки.

     13.

13 неделя

«Шаг в будущее».

14.

14 неделя

Тайны окружности. Окружность.

                                                    Числа. Арифметические действия.  Величины 5ч.

15.

15 неделя

Математическое путешествие.

16.

16 неделя

«Новогодний серпантин».

17.

17 неделя

«Новогодний серпантин».

18.

18 неделя

Математические игры.

19.

19 неделя

«Часы нас будят по утрам…»

                                                       Геометрическая мозаика 1  ч.                                                                                                                                                                     

20.

20 неделя

Геометрический калейдоскоп

                                                        Мир занимательных задач 2 ч.

21.

21 неделя

Головоломки. Расшифровка закодированных слов.

22.

22 неделя

Секреты задач.

                                                Числа. Арифметические действия.  Величины 7ч.

23.

23 неделя

«Что скрывает сорока?»

24.

24 неделя

Интеллектуальная разминка.

25.

25

неделя

Дважды два — четыре. Таблица умножения однозначных чисел.

26.

26 неделя

Дважды два — четыре.

27.

27 неделя

Игры с кубиками на умножение.

28.

28 неделя

В царстве смекалки.

29.

29 неделя

Интеллектуальная разминка.

                                                         Геометрическая мозаика 1  ч.                                                                                                                                                                                                                                             

30.

30 неделя

Составь квадрат.

                                                           Мир занимательных задач 4 ч.

31.

31 неделя

Мир занимательных задач.

32.

32 неделя

Задачи, имеющие несколько решений.

33.

33 неделя

Математические фокусы.

34.

34 неделя

Математическая эстафета.

Согласовано

Заместитель директора по ВР _____________ /Фомина О. В./

«____» ___________ 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по внеурочке.

Внеурочная работа во 2 классе 2012-2013 учебный год....

Рабочая программа по внеурочке "Цветной мир".

Цель : Содействие всестороннему развитию личности,формирование  представлений о красоте и научить сотворять красоту....

Рабочая программа по внеурочке "Делать людям хорошее" 1-4 класс 2013 г

тематическое планирование внеурочной деятельности учащихся общественно-полезной направленности...

Рабочая программа по внеурочке проектная мастерская "Я и природа"

Цель курса:  ознакомление обучающихся с объектами и  явлениями окружающего мира путём наблюдения и экспериментирования...

Рабочая программа по внеурочке для 3 класса "2 недели в лагере здоровья"

Я разбила книгу "2 недели в лагере здоровья" на 2 года: для 3 и 4 класса. Представляю  программу с интенсивом и ктп пока для 3 класса....

Рабочая программа по внеурочке "Занимательная математика".

Рабочая программа по внеурочке "Занимательная математика"....

Рабочая программа по внеурочке "Удивительный мир слов".

Рабочая программа по внеурочке "Удивительный мир слов"....