Рабочая программа по внеурочке для 2 класса "Занимательная математика".
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа по внеурочке для 2 класса "Занимательная математика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочке для 2 класса "Занимательная математика". | 418.86 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» (общекультурное направление) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии со сборником программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой и Положением о рабочей программе учителя, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт.
Цели и задачи реализации программы.
Цель:
- привитие интереса учащихся к математике, систематизация и углубление знаний по математике, формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений
Задачи:
- расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики;
- обучение правильному применению математической терминологии;
- развитие умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, развитие концентрации внимания на количественных сторонах;
- развитие уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия – 7 – 8 лет
Объём часов, отпущенных на занятия – 34 часа
2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Числа Арифметические действия. Величины. сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;
-- использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
— выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач.
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
— моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
— воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика.
— ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
— проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
— выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
— анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
— выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
— моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
- пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
- решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
- геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
- расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
- разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
- поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
- решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
- объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Создание объёмных фигур из бумаги: цилиндр, куб, конус, четырёхугольная пирамида, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида.
Обучающийся научится:
- понимать как люди учились считать;
- из истории линейки, нуля, математических знаков;
- работать с пословицами, в которых встречаются числа;
- выполнять интересные приёмы устного счёта;
- знание названий и последовательности чисел от 1 до 100; разрядный состав чисел от 11 до 100;
- знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;
различать единицы величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр, практически измерять длину;
понимать и использовать знаки, связанные со сложением и вычитанием; — складывать и вычитать числа в пределах 100;
— понимать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и др.); — распознавать геометрические фигуры: точка, линия, прямая, кривая, замкнутая или незамкнутая линия, отрезок, треугольник, квадрат; — изображать точки, прямые, кривые, отрезки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить суммы ряда чисел;
- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;
- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.
— понимать и использовать терминологию сложения и вычитания;
- понимать взаимосвязь сложения и вычитания; сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях;
- различать геометрические формы в окружающем мире: круглая, треугольная, квадратная; — распознавать на чертеже замкнутые и незамкнутые линии; — изображать на клетчатой бумаге простейшие орнаменты, бордюры;
— читать простейшие готовые схемы, таблицы; выявлять простейшие закономерности, работать с табличными данными.
3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ | Содержание курса | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Формы организации и виды деятельности | |
Геометрическая мозаика 2 ч. | ||||
1. | Удивительная снежинка». | Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия». | Творческая работа. | |
2. | Крестики-нолики. | Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | Игра. | |
Числа. Арифметические действия. Величины 1ч. | ||||
3. | Математические игры | Игра «Русское лото». Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». | Игра. | |
Геометрическая мозаика 1 ч. | ||||
4. | Прятки с фигурами. | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. | Творческая работа. | |
Мир занимательных задач 1ч. | ||||
5. | Секреты задач. | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. | Творческая работа. | |
Геометрическая мозаика 3 ч. | ||||
6. | «Спичечный» конструктор. | Построение конструкции по заданному образцу. | Практическая работа. | |
7. | «Спичечный» конструктор. | Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | Практическая работа. | |
8. | Геометрический калейдоскоп. | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. | Творческая работа | |
Числа. Арифметические действия. Величины 2ч.. | ||||
9. | Числовые головоломки. | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | Практическая работа. | |
10. | «Шаг в будущее». | Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». | Игра. | |
Геометрическая мозаика 4 ч. | ||||
11. | Геометрия вокруг нас. | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность | Практическая работа. | |
12. | Путешествие точки. | Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | Творческая работа | |
13. | «Шаг в будущее». | Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. | Творческая работа | |
14. | Тайны окружности Окружность. | Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). | Проект. | |
Числа. Арифметические действия. Величины 5ч. | ||||
15. | Математическое путешествие. | Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 – 14 = 20, 20 + 18 = 38, 38 – 16 = 22, 22 + 15 = 37. | Работа в группах. | |
16. | «Новогодний серпантин». | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | Игры. | |
17. | «Новогодний серпантин». | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | Игры. | |
18. | Математические игры. | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100». | Игры. | |
19. | «Часы нас будят по утрам…» | Определение времени по часам с точностью до часа. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | Практическая работа. | |
Геометрическая мозаика 1 ч. | ||||
20. | Геометрический калейдоскоп. | Задания на разрезание и составление фигур. | Творческая работа. | |
Мир занимательных задач 2 ч. | ||||
21. | Головоломки. Расшифровка закодированных слов. | Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. | Практическая работа | |
22. | Секреты задач. | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. | Творческая работа. | |
Числа. Арифметические действия. Величины 7ч. | ||||
23. | «Что скрывает сорока?» | Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. | Работа в группах. | |
24. | Интеллектуальная разминка. | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры математические головоломки, занимательные задачи. | Игры. | |
25. | Дважды два — четыре. Таблица умножения однозначных чисел. | Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». | Игры. | |
26. | Дважды два — четыре. | Игры с кубиками. У каждого два кубика. Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | Игры. | |
27. | Игры с кубиками на умножение. | Игры с кубиками. У каждого два кубика. Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | Игры. | |
28. | В царстве смекалки. | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | Работа в группах | |
29. | Интеллектуальная разминка. | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. | Практическая работа | |
Геометрическая мозаика 1 ч. | ||||
30. | Составь квадрат. | Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. | Практическая работа | |
Мир занимательных задач 4 ч. | ||||
31. | Мир занимательных задач. | Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте». | Творческая работа. | |
32. | Задачи, имеющие несколько решений. | Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. | Творческая работа. | |
33. | Математические фокусы. | Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). | Работа в группах. | |
34. | Математическая эстафета. | Решение олимпиадных задач (подготовка к международному кон-курсу «Кенгуру»). | Практическая работа |
4. Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Часы |
1. | Геометрическая мозаика | 12 |
2. | Мир занимательных задач. | 10 |
3. | Числа. Арифметические действия. Величины. | 12 |
5. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Примечание | ||
Планируемая | Фактическая | ||||
Геометрическая мозаика 2 ч. | |||||
1. | 1 неделя | Удивительная снежинка» | |||
2. | 2 неделя | Крестики-нолики. | |||
Числа. Арифметические действия. Величины 1ч. | |||||
3. | 3 неделя | Математические игры | |||
Геометрическая мозаика 1 ч. | |||||
4. | 4 неделя | Прятки с фигурами. | |||
Мир занимательных задач 1ч. | |||||
5. | 5 неделя | Секреты задач. | |||
Геометрическая мозаика 3 ч. | |||||
6. | 6 неделя | «Спичечный» конструктор. | |||
7. | 7 неделя | «Спичечный» конструктор. | |||
8. | 8 неделя | Геометрический калейдоскоп. | |||
Числа. Арифметические действия. Величины 2ч. | |||||
9. | 9 неделя | Числовые головоломки. | |||
10. | 10 неделя | «Шаг в будущее». | |||
Геометрическая мозаика 4 ч. | |||||
11. | 11 неделя | Геометрия вокруг нас. | |||
12. | 12 неделя | Путешествие точки. | |||
13. | 13 неделя | «Шаг в будущее». | |||
14. | 14 неделя | Тайны окружности. Окружность. | |||
Числа. Арифметические действия. Величины 5ч. | |||||
15. | 15 неделя | Математическое путешествие. | |||
16. | 16 неделя | «Новогодний серпантин». | |||
17. | 17 неделя | «Новогодний серпантин». | |||
18. | 18 неделя | Математические игры. | |||
19. | 19 неделя | «Часы нас будят по утрам…» | |||
Геометрическая мозаика 1 ч. | |||||
20. | 20 неделя | Геометрический калейдоскоп | |||
Мир занимательных задач 2 ч. | |||||
21. | 21 неделя | Головоломки. Расшифровка закодированных слов. | |||
22. | 22 неделя | Секреты задач. | |||
Числа. Арифметические действия. Величины 7ч. | |||||
23. | 23 неделя | «Что скрывает сорока?» | |||
24. | 24 неделя | Интеллектуальная разминка. | |||
25. | 25 неделя | Дважды два — четыре. Таблица умножения однозначных чисел. | |||
26. | 26 неделя | Дважды два — четыре. | |||
27. | 27 неделя | Игры с кубиками на умножение. | |||
28. | 28 неделя | В царстве смекалки. | |||
29. | 29 неделя | Интеллектуальная разминка. | |||
Геометрическая мозаика 1 ч. | |||||
30. | 30 неделя | Составь квадрат. | |||
Мир занимательных задач 4 ч. | |||||
31. | 31 неделя | Мир занимательных задач. | |||
32. | 32 неделя | Задачи, имеющие несколько решений. | |||
33. | 33 неделя | Математические фокусы. | |||
34. | 34 неделя | Математическая эстафета. |
Согласовано
Заместитель директора по ВР _____________ /Фомина О. В./
«____» ___________ 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по внеурочке.
Внеурочная работа во 2 классе 2012-2013 учебный год....
Рабочая программа по внеурочке "Цветной мир".
Цель : Содействие всестороннему развитию личности,формирование представлений о красоте и научить сотворять красоту....
Рабочая программа по внеурочке "Делать людям хорошее" 1-4 класс 2013 г
тематическое планирование внеурочной деятельности учащихся общественно-полезной направленности...
Рабочая программа по внеурочке проектная мастерская "Я и природа"
Цель курса: ознакомление обучающихся с объектами и явлениями окружающего мира путём наблюдения и экспериментирования...
Рабочая программа по внеурочке для 3 класса "2 недели в лагере здоровья"
Я разбила книгу "2 недели в лагере здоровья" на 2 года: для 3 и 4 класса. Представляю программу с интенсивом и ктп пока для 3 класса....
Рабочая программа по внеурочке "Занимательная математика".
Рабочая программа по внеурочке "Занимательная математика"....
Рабочая программа по внеурочке "Удивительный мир слов".
Рабочая программа по внеурочке "Удивительный мир слов"....