Рабочая программа по внеурочке для 2 класса "Удивительный мир слов ".
рабочая программа (2 класс)

Рабочая программа по внеурочке для 2 класса "Удивительный мир слов ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                 1.Пояснительная записка.  

   Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» (общекультурное направление) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  в соответствии с Положением о рабочей программе учителя, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт.

Цели и задачи реализации программы.

Цели:

- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения;

- формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

Задачи:

- обеспечивать восприятие и усвоение знаний;

- создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно- нравственного характера; уделять внимание ситуациям, где ребѐнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

- использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия – 7 - 8 лет.

Объём часов, отпущенных на занятия – 34 часа.

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса. 

Личностные результаты:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные  результаты 

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

               Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

              Предметные результаты:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

               Обучающийся научится:

- отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим);

- признаки гласных и согласных звуков.

- буквы русского алфавита;
- родственные слова. Антонимы, многозначные слова;                                                     - системные связи слов.

              Обучающийся получит возможность научиться:

- правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов;
- распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
- делить слова на слоги;                                                                                                          Подбирать родственные слова;
- объединять слова в группы;
- проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце;
- составлять текст по вопросам учителя;                                                                                      - работать со словарями;
- отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Содержание курса

Основные виды учебной деятельности  обучающихся

Формы организации и виды деятельности.

 Мир полон звуков (6 часов)

1.

Звуки вокруг нас.

Разгадывание кроссвордов;  игра: «Диктор» (произнесение скороговорок),

Игра.

2.

Фабрика речи.

Разгадывание шарад. Игра «Волшебный квадрат».

Шарады, игра.

3.

Бессмыслица + бессмыслица = смысл.

Разгадывание анаграмм. Игра «Превращение слов».

Игра.

4.

Полоса препятствий.

Проект «Как я говорил, когда был маленьким

Проект

5.

Рисуем звуками.

Мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

Мини-исследование.

6.

Трудности словесного ударения.

Игра «Слоговой аукцион»;

Игра.

Азбука, прошедшая сквозь века (5 часов)

7.

Буквы старые и новые.

Чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

Практическая работа.

8.

Так считали наши предки.

Экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

Экскурсия.

9.

Страницы древних книг

Чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы

Практическая работа.

10.

Живая и весёлая буква алфавита.

Рисование: «Весёлая буква Ё».

Творческая работа.

11.

Загадки русской графики.

Конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки).

Конкурс.

Всему название дано (5 часов)

12.

Рождение языка

Какие слова появились первыми.

Исследование

13.

Сколько слов в языке?

Лексическое богатство языка. Игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

Игры.

14.

Имена, имена, имена...

Как  выбирают имя человеку? Какие русские имена встречаются на карте мира? Проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье»

Проект

15.

Увлекательные истории о самых простых вещах.

О чём рассказывает слово борщ? Проект«Моё любимое блюдо и его название» конкурс «Придумываем название для новых конфет».

Проект

16.

Словари — сокровищница языка.

Знакомство с толковыми и орфографическими словарями.

Работа со словарями.

Как делаются слова (7 часов)

17.

«Дальние родственники».

История происхождения слов. Поиск информации. Игра «Что раньше, что потом»

Игра

18.

Слова «готовые» и «сделанные».

Слова производные и непроизводные. Игра «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино»

Игра

19.

Есть ли «родители» у слов?

Словообразовательные части слова. Игра «Найди пару»

Игра

20.

Внимание, корень!

Корень – главная часть слова. Найди родственное слово»; лингвистический эксперимент «Свойства корня»;конструирование слов по словообразовательным моделям;

Лингвистический эксперимент

21.

Такие разные суффиксы.

Механизмы образования слов с помощью суффиксов. Группы суффиксов.

Практическая работа.

22.

Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?

Механизм образования  слов с помощью приставок. Группы приставок. Игра «Весёлые превращения».

Игра

23.

Что нам стоит слово построить?

Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием частей слова. Проект «Как конфеты получают свои названия».

Проект

Секреты правильной речи (9часов)

24.

Словарное богатство русского языка.

Слово и  его значение. Уточнение слова по словарю. Игра «Табу».

Игра «Табу».

25.

Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик»

Сочетание слов по смыслу. Игра«Не повторяться»

Игра «Не повторяться».

26.

Выбираем точное слово.

Ограничение сочетаемости слов. «Объясни слово, не называя его»

Практическая работа.

27.

Одно или много?

Нарушение сочетаемости слов. «Закончи пословицы»

Творческая работа.

28.

Когда у слов много общего?

Многозначные слова, решение кроссвордов.

Кроссворды.

29.

Когда значения спорят?

Употребление слов в прямом и переносном значении.

Проект.

30.

Слова одинаковые, но разные.

Точное употребление в речи слов, по звучанию и по значению, составление словариков.

Творческая работа.

31.

«Местные жители» и «иностранцы».

Слова исконно русские и заимствованные.

32.

Как рождаются фразеологизмы?

История возникновения фразеологизмов. «Собираю фразеологизмы».

Практическая работа.

33.

Выбор фразеологизма в речи.

Значение фразеологизмов

Викторина.

34.

Итоговое занятие

Что узнали, чему научились, составление шуточных рассказов и стихов.

Творческая работа.

4. Тематическое планирование.

Тема занятия

Часы

1.

Мир полон звуков.

6 часов

2.

Азбука, прошедшая сквозь века.

5 часов

3.

Всему название дано.

5 часов

4.

Как делаются слова.

7 часов

5.

Секреты правильной речи.

10 часов

5. Календарно-тематическое планирование.

       Дата

Тема урока

Примечание

По плану

Факт

Мир полон звуков (6 часов)

1.

1 неделя

Звуки вокруг нас.

2.

2 неделя

Фабрика речи.

3.

3 неделя

Бессмыслица + бессмыслица = смысл.

4.

4 неделя

Полоса препятствий.

5.

5 неделя

Рисуем звуками.

6.

6 неделя

Трудности словесного ударения.

Азбука, прошедшая сквозь века (5 часов)

7.

7 неделя

Буквы старые и новые.

8.

8 неделя

Так считали наши предки.

9.

9 неделя

Страницы древних книг

10.

10 неделя

Живая и весёлая буква алфавита.

11.

11 неделя

Загадки русской графики.

Всему название дано (5 часов)

12.

12 неделя

Рождение языка

13.

13 неделя

Сколько слов в языке?

14.

14 неделя

Имена, имена...

15.

15 неделя

Увлекательные истории о самых простых вещах.

16.

16 неделя

Словари — сокровищница языка.

Как делаются слова (7 часов)

17.

17 неделя

«Дальние родственники».

18.

18 неделя

Слова «готовые» и «сделанные».

19.

19 неделя

Есть ли «родители» у слов?

20.

20 неделя

Внимание, корень!

21.

21 неделя

Такие разные суффиксы.

22.

22 неделя

Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?

23.

23 неделя

Что нам стоит слово построить?

Секреты правильной речи (9часов)

24.

24 неделя

Словарное богатство русского языка.

25.

25 неделя

Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик»

26.

26 неделя

Выбираем точное слово.

27.

27 неделя

Одно или много?

28.

28 неделя

Когда у слов много общего?

29.

29 неделя

Когда значения спорят?

30.

30 неделя

Слова одинаковые, но разные.

31.

31 неделя

«Местные жители» и «иностранцы».

32.

32 неделя

Как рождаются фразеологизмы?

33.

33 неделя

Выбор фразеологизма в речи.

34.

34 неделя

Итоговое занятие.

Согласовано

Заместитель директора по ВР _____________ /Фомина О. В./

«____» ___________ 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по внеурочке.

Внеурочная работа во 2 классе 2012-2013 учебный год....

Рабочая программа по внеурочке "Цветной мир".

Цель : Содействие всестороннему развитию личности,формирование  представлений о красоте и научить сотворять красоту....

Рабочая программа по внеурочке "Делать людям хорошее" 1-4 класс 2013 г

тематическое планирование внеурочной деятельности учащихся общественно-полезной направленности...

Рабочая программа по внеурочке проектная мастерская "Я и природа"

Цель курса:  ознакомление обучающихся с объектами и  явлениями окружающего мира путём наблюдения и экспериментирования...

Рабочая программа по внеурочке для 3 класса "2 недели в лагере здоровья"

Я разбила книгу "2 недели в лагере здоровья" на 2 года: для 3 и 4 класса. Представляю  программу с интенсивом и ктп пока для 3 класса....

Рабочая программа по внеурочке "Занимательная математика".

Рабочая программа по внеурочке "Занимательная математика"....

Рабочая программа по внеурочке "Удивительный мир слов".

Рабочая программа по внеурочке "Удивительный мир слов"....