Рабочая программа по ритмике
рабочая программа (3 класс)

Верстюк Юлия Александровна

Рабочая программа по ритмике 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmika_3_klass.docx597.7 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\PacBell\AppData\Local\Temp\004.jpg

Пояснительная записка.

Данная программа «Ритмика» 3-4 классы составлена на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ: программа «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования 06.03.2001г.; программа «Хореография и ритмика» 1-7 классы Щербаковой Н.Н., учителя хореографии высшей категории неполной средней школы №39 г. Рыбинска; программа «Хореография» 1-8 классы Пантелеевой Т.И… учителя средней школы №66 г. Тюмени.

Актуальность

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Основная цель заключается в следующем: Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности в любой области.

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.

Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.

Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.

Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.

В программу ритмики включены упражнения и движения классического, народного и бального танцев, доступные детям 9-10летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.

Цели и задачи обучения.

Образовательная цель программы: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля.

Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство;

Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

Задачи:

-  дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;

 - способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;

-  привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;

- гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;

- дать представление о танцевальном образе;

- развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;

- воспитание культуры поведения и общения;

- развитие творческих способностей;

- воспитание умений работать в коллективе;

- развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;

- организация здорового и содержательного досуга.

Организация образовательного процесса.

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.

Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: муз. грамота, беседы о хореографическом искусстве.

Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.

Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. На эзанятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.

Принципы обучения.

Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на peaлизацию дидактических принципов:

Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.

Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого  учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.

Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:

безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;

глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;

создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;

Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.

Методы и методические приемы обучения.

В курсе обучения хореографии применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.

Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:

рассказ,

беседа,

обсуждение,

объяснение,

словесное сопровождение движений под музыку и т.д.

Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.

Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.

Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.

Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.

Учебно-тематический план.

1

Раздел «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»

Элементы музыкальной грамоты.

Музыкально — ритмические упражнения, гимнастика.

Построения и перестроения.

Слушание музыки.

Гимнастика.

10

2

Раздел «Танцевальная азбука»

Элементы Классического танца.

Элементы Народно — сценического танца.

8

3

Раздел «Танец»

Детские бальные и народные танцы.

Образные танцы (игровые).

Постановка танцевальной композиции.

8

4

Раздел «Беседы по хореографическому искусству»

История балета.

Танцы народов РФ.

4

5

Раздел «Творческая деятельность»

Игровые этюды.

Музыкально — танцевальные игры.

4

Итого:

34

Содержание работы.

Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.

Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.

Материал программы включает следующие разделы:

Ритмика, элементы музыкальной грамоты.

Танцевальная азбука (тренаж).

Танец (народный, историко-бытовой, бальный, современный).

Беседы по хореографическому искусству.

Творческая деятельность.

Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца разных народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.

Раздел «Ритмика и элементы музыкальной грамоты».

С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:

правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;

художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.

Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.

Раздел «Танцевальная азбука».

Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно — характерного и бального танца.

Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.

Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический танец является основой хореографической подготовки обучающихся.

Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.

Раздел «Танец».

Этот раздел включает изучение народных плясок. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно.

Занятия народным и бальным танцем органически связано с усвоением норм этики, выработки высокой культуры, общения между людьми.

В программный материал по изучению народного танца входит:

усвоение тренировочных упражнений на середине зала,

ритмические упражнения,

разучивание танцевальных композиций.

В начале учащиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество фигур, частей и количество тактов. Далее идёт усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности. После этого разученные элементы собираются в единую композицию.

Народно — сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца, упражнения по народно — сценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.

Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:

гимнастика;

танцевальные движения;

композиции различной координационной сложности.

Раздел «Беседы по хореографическому искусству».

Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего курса обучения; включает в себя беседы по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства.

Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.

Раздел «Творческая деятельность».

Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.

В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.

При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я — учитель танцев», «Я- художник по костюмам» и др.

Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему.

Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмо-пластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.

Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными уроками по темам.

Знания, умения и навыки к концу двух лет обучения.

Ритмика, элементы музыкальной грамоты:

уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;

чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения;

уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;

отмечать в движении сильную долю такта;

уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;

отмечать в движении музыкальные фразы, акценты; несложный ритмический рисунок;

иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш- песня-танец;

выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;

иметь навыки актёрской выразительности;

распознать характер танцевальной музыки;

иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско;

исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно;

знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;

уметь отсчитывать такты, определять на слух музыкальные размеры;

различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и т. д.;

уметь анализировать музыку разученных танцев;

слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении.

Танцевальная азбука:

усвоить правила постановки корпуса;

уметь исполнять основные упражнения на середине зала;

знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник; элементы якутского танца в простой комбинации;

освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе;

иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;

знать положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;

уметь исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход (виды) — вращения на месте и в движении, дроби простые, синкопированные, ключ, веревочка, присядки простые, с хлопушкой, на полном приседе и с прыжком.

Танец: (понятия: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно)

В конце 1 года обучения дети должны уметь исполнить: веселую польку на подскоках, вальс в три па, танцевальную композицию, построенную на изученных танцевальных движениях.

В конце 2 года обучения дети должны уметь исполнять: фигурную польку, вальс — променад, русские танцы с использованием элементов хоровода и перепляса.

Творческая деятельность:

раскрытие творческих способностей;

развитие организованности и самостоятельности;

иметь представления о народных танцах.

Тематическое планирование курса «Ритмика» для 3 класса.

№ урока

Тема урока

Цели

Кол-во часов

1

Введение. Что такое ритмика.

Увлечь музыкой, вызвать интерес к движению.

1

2

Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса.

Начать приучать детей к танцевальной технологии.

1

3

Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп).

Научить ритмично исполнять различные мелодии.

1

4

Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

Развить музыкальный слух.

1

5

Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса.

Проверить знания учащихся о правой, левой руке, стороне.

1

6

Основные танцевальные точки, шаги. Диагональ, середина.

Обучить основным танцевальным точкам в зале.

1

7

Понятие о рабочей и опорной ноге.

Показать высоту шага и научить равномерно распределять тяжесть корпуса на рабочую ногу.

1

8

Понятие «шаг» 45°, 90°, 180°. Растяжка.

Подход к хореографической терминологии.

1

9

Первый танцевальный элемент «Квадрат», «Крест».

Умение пользоваться движением «Крест» для рук, головы, ног.

1

10

Постановка корпуса. Движения плечами, бедрами, руками, животом.

Научить детей не смотреть себе под ноги, поставить корпус на зеркала.

1

11

Простейшие танцевальные элементы. Танцевальный шаг, подскоки вперед, назад, галоп.

Рассмотреть и разучить простейшие танцевальные элементы.

1

12

Разучивание позиций рук и ног.

Выучить основные позиции рук и ног.

1

13

Наклоны и повороты с хореографической точки зрения.

Наклоны корпуса в разных направлениях. Правильный наклон грудью вперед, голова на зрителя.

1

14

Гимнастические элементы.

Рассмотреть несколько гимнастических элементов.

1

15

Ритмические упражнения в различных комбинациях.

Составить несколько комбинаций с использованием ритмических упражнений.

1

16

Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки.

Научить правильно дышать. Следить за осанкой во время учебы.

1

17

Три подразделения в танце и музыке. Общее понятие.

Музыкальное понятие — помощник в движении. Обсуждение вопроса из чего состоит музыка.

1

18

Марш. Понятие о марше, ритмический счет.

Научиться маршировать, отличать марш от других танцев, счет, темы марша, простукивание на счет 1,2,3,4.

1

19

Три «кита» в музыке. Песня и танец.

Понять из чего состоит песня. Самые известные танцы (полька, вальс).

1

20

Разучивание танцевальных шагов. Шаг с приседанием, приставной, с притопом.

Научить основным танцевальным шагам.

1

21

Танцевальный бег (ход на полу пальцах). Упражнения для профилактики плоскостопия.

Научить выполнять различные упражнения на полупальцах.

1

22

Тройной шаг. Упражнения на ориентацию в пространстве.

Разучить различные комбинации с тройным шагом.

1

23

Урок-игра «Ловушка», «Русский кулачный бой», «Выйди из круга» (с мячом).

Увлечь танцевальными играми.

1

24

Приставные шаги. Синхронность.

Развивать синхронность, выполняя простейшие приставные шаги.

1

25-26

Аэробика.

Увлечь детей занятиями аэробики.

2

27

Бальный танец от эпохи средневековья до наших дней.

Рассказать о развитии бального танца.

1

28

Партнер и партнерша. Понятие дуэт, квартет в танце.

Дать основные понятия в танце.

1

29-30

Простейшие фигуры в танцах. Разучивание танца в паре.

Познакомить с основными фигурами в танцах и попробовать исполнить их в паре.

2

31-32

Гимнастика Parter.

Познакомить с партерной гимнастикой.

2

33

Игровые двигательные упражнения с предметами.

Развитие двигательной активности.

2

Ожидаемые результаты

К концу года занятий ребёнок

ЗНАЕТ:

Что такое танец

Чем отличается танец от других видов искусств.

Когда зародился танец.

Какие виды танцев существуют.

Имеет понятие

Об элементарных технических средствах сцены.

Об оформлении сценического костюма.

О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

УМЕЕТ:

Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.

Образно мыслить.

Концентрировать внимание.

Ощущать себя в сценическом пространстве.

Обладать базовыми компетенциями: умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

Общения с партнером (одноклассниками)

Элементарного танцевального мастерства

Образного восприятия окружающего мира

Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Способы диагностики: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, показ танцев и танцевальных композиций .

Первый уровень результатов:

- осознание детьми силы коллективного творчества;

- приобщение ребенка к танцевальному искусству, формирования у детей умения и навыков в освоении различных танцевальных техник и технологий;

- приобретение навыков танцевального мастерства, позволяющих им, творчески проявлять себя в искусстве.

- творческое выполнение учебных заданий, заинтересованность в личном росте,

- участие в классных мероприятиях, наблюдение и беседы с учащимися и их родителями на музыкальных праздниках и конкурсах.

Второй уровень результатов:

- формирование и поддержание интереса к танцевальному творчеству;

- участие всех детей в проводимых общешкольных мероприятиях, конкурсах, новогодних представлениях;

- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

- определение своего отношения к танцевальному искусству, явлениям действительности; выражения

своих личных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на занятиях.

Третий уровень результатов: 

- размышление о танце и его анализ, выражение собственной позиции относительно просмотренных танцевальных композиций;

- выступление на отчетных концертах школы перед населением, участие в благотворительных концертах, перед ветеранами ВОВ, инвалидами.

- участие в муниципальных конкурсах;

Используемая литература:

Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)

Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)

Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)

Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997)

Воронина И. «Историко-бытовой танец» (-М.: Искусство, 1980)

Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981)

Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009)

Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М.: Новая школа, 1998)

Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение, 1989)

Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008)

Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». (- М.: МГИУ, 2008)

Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». (-М.: Издательство «Глобус», 2009)

Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». (-М.: ВЛАДОС, 2008)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ритмике 4 класс школа 8 вида

рабочая программа и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа кружка "Ритмика"

рабочая программа кружка предназначена для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа по ритмике для 2 специального коррекционного класса 7 вида

Рабочая программа разработана  на основе:-  программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы под ред. В.В. Воронковой, М.: Просвещ...

Рабочая программа по ритмике для 2-4 классов.

Рабочая программа по ритмике для 2-4 классов начальной школы. Настоящая программа предназначена для младших классов средней общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 3 года обучения....

рабочая программа по ритмике 2 класс

Коррекция недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально - ритмической деятельности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РИТМИКЕДЛЯ 1 КЛАССАНА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОДНастоящая программа разработана на основеПрограммы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII видадля подготовительного,...

Рабочая программа по ритмике для 1-4 классов

Мною разработана и адаптирована рабочая программа по ритмике, в которой упор делается не на хореографические элементы, а на общефизические укрепляющие....