"Вежливость на каждый день"
классный час

Цель: формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения  к  окружающим людям, развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики. 

Задачи: воспитывать вежливое отношение к окружающим людям;

                научить правильно, употреблять слова вежливости;

                научить различать вежливое поведение и вежливую речь;

                научить вежливо, приветствовать, прощаться, выражать просьбу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vezhlivost_na_kazhdyy_den.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения  к  окружающим людям, развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики.  

Задачи: воспитывать вежливое отношение к окружающим людям;

                научить правильно, употреблять слова вежливости;

                научить различать вежливое поведение и вежливую речь;

                научить вежливо, приветствовать, прощаться, выражать просьбу.

Ход классного часа.

- Я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята,  друг на друга и улыбнитесь!

    - Дети, какую профессию вы хотели бы выбрать для себя по окончании школы?

Но кем бы вы, ни работали, прежде всего, вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. Поэтому вы и должны как можно чаще пользоваться вежливыми словами, от которых людям становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, добрыми, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.

Правила вежливости зародились еще в древности. Вежливость всегда была показателем воспитанности. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.

Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и поддерживать его. Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается.

Слово «вежливость» образовалось от слова вежливый. Это древнерусское слово «вежа» – «знаток». Старинное «вежа» еще в XVI веке значило «человек, знающий, как себя надо вести». Оно происходит от древнерусского владети, то есть «знать». Вежливый человек, в отличие от невежливого, — это тот, кто обладает знанием, «веданием» или «вестью» и ведет себя в соответствии с ним.

        Быть вежливым -  значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе.

Вежливость способствуют общению с людьми. Вежливые слова рождают тепло души.

- Какие же вежливые слова рождает тепло души?

(Учитель подводит итоги предварительного анкетирования учащихся класса Анкета «Вежливость»)

Перечислите вежливые слова, которые  вы знаете:

Самые распространенные вежливые слова, существующие  в нашем общении:

Здравствуйте!        

Будьте добры.

Спасибо.        

Будьте любезны.

Извините.        

Доброе утро!

Благодарю.        

Спокойной ночи!

Пожалуйста.        

Добрый день!

До свидания!        

Добрый вечер!

Скажите, который час?

Извините за беспокойство.

- Ребята, как вы думаете, откуда взялись правила поведения? Может быть, их кто-то выдумал?

Ребята, никто этих правил не выдумал. Они создавались постепенно. Конечно, они возникли отнюдь не случайно. Многие правила поведения появились очень давно. Сколько раз вы, наверное, слышали: «Сними шапку-то, если в комнату вошел». Откуда же это требование взялось? Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя. Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю. Ты исподтишка удара не несешь». Суровые времена средневековья прошли, а обычай – входя в помещение, снимать шапку – остался. Этим показывают хозяину, что уважают дом, в который вошли, уважают людей, живущих в нем.

Постепенно возникли правила поведения. Пришло в наш язык слово «этикет». Стародавнее слово «этикет» происходит от французского и означает «установленный порядок поведения». Правил этикета существует бесконечное множество. В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – все было определено и строго расписано. А откуда же появились вежливые слова?

Ученик 1:

ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Здравствуйте — слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать:

Что такое здравствуй? – Лучшее из слов,

                   Потому что здравствуй – Значит, будь здоров!

  Правило запомни. Знаешь – повтори.

                                    Старшим это слово первым говори!

Ученик 2:

СПАСИБО.

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

- Спаси вас Бог! «Спаси Бог» превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «СПАСИБО!».

Ученик 3:

ПОЖАЛУЙСТА.

Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием.

В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение:

                                           Если просишь что-нибудь,

                                           То сначала не забудь

                                           Разомкнуть свои уста

     И сказать: «ПОЖАЛУЙСТА!».

Ученик 4:

ИЗВИНИТЕ.

Если кто-нибудь причинял кому-то  неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину»:

Если вы кого-то обидели случайно

                            Или наступили на ногу нечаянно,

    Только не молчите, только не мычите,

           Долго не тяните, скажите: «ИЗВИНИТЕ!».

Игра «Пожалуйста» (физкультминутка)

- Если я говорю слово «пожалуйста», то вы выполняете мою команду, если это слово не прозвучало, то выполнять не надо.

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

 Потопайте.

 Попрыгайте, пожалуйста.

Будьте любезны,  руки вперед.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад,  пожалуйста.

Влево. Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои  места.

- А теперь давайте поиграем еще в одну  в игру. Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ вежливые слова (хором).

       

 "Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием  рассматривал улицы. Вдруг  в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: "Садитесь ...(хором-пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: ... (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: ..... (извините пожалуйста).

Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Давайте, рассмотрим с вами несколько ситуаций.

Ситуация 1:

Во время урока со стола учителя падает ручка или карандаш.

(Если учитель не заметил этого, или у него нет времени ее поднять, нельзя самому вставать с места для того, чтобы помочь учителю).

- Как тогда поступить? Вам же очень хочется помочь учителю! И это правильное ЖЕЛАНИЕ!!!

(Поднять руку, спросить разрешение о помощи, поднять ручку и  сказать: «Возьмите, пожалуйста!»).

- А если у тебя самого что-то упало с парты во время урока, как ты поступишь?

Ситуация 2:

Бывает так, что учителя ВАС ругают, пытаются показать, что ВЫ неправы в той или иной ситуации.

Учитель говорит Коле:

- Коля! Ты мне сказал неправду. Это нехорошо с твоей стороны и по отношению ко мне и к Богу.

А Коля отвечает:

- Анастасия Витальевна, спасибо Вам за то, что Вы помогли мне разобраться в моем нехорошем поступке. Простите, пожалуйста, меня.

Ситуация 3:

Учитель говорит Вике:

- Вика! Ты опять мне не сдала тетрадь с домашней работой.

А Вика отвечает:

- Спасибо, что напомнили мне. Простите, пожалуйста, меня. Я постараюсь вовремя сдавать тетради.

Ситуация 4:

Лена пришла в школу в блузке, на рукаве которой было грязное пятно. Ее одноклассница это заметила и говорит: «Лена, а у тебя блузка грязная!»

Лена отвечает:

«Спасибо, что сказала мне об этом».

Ситуация 5:

Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:

Ситуация 6:

Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?

Раздаются каточки, работа в группах.

В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка? Что нужно было сказать?

(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)

На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:

 - Что нужно сказать?

 - Здрасте! – ответил Игорь.

 После этих слов ребята рассмеялись.

- Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря? Можно Игоря назвать вежливым человеком, ведь он употребляет в своей речи вежливые слова?

Итог

 Для того чтобы каждый из нас стал  вежливым, необходимо соблюдать следующие  правила:

  1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
  2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
  3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
  4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
  5. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя.
  6.  Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
  7. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.
  8. В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
  9. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.

Так давайте учиться быть вежливыми. Говорите, друг другу хорошие слова и в ответ вы будите слышать только хорошее.

Самым вежливым из крупным городом мира считается Нью-Йорк - здесь чаще всего произносят «спасибо». Москва заняла 30 место в рейтинге вежливости среди 42 «больших» городов. Самым «грубым и невежливым» городом был признан индийский Бомбей.

- Давайте, постараемся, чтобы и наш класс в школе был самый вежливый.

- Ребята, вам понравился наш классный час?

Если вам было интересно, радостно и понравилась наш классный час, то поднимите зеленый смайлик, если же «нет» и вам было скучно  и грустно, поднимите красный смайлик.

Сегодня мы с вами еще раз вспомнили, что такое вежливость и вежливые слова. Давайте постараемся быть вежливыми каждый день и  везде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во 2 классе по теме:«Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день».

Разработка родительского собрания во 2 классе с анкетами для родителей и учащихся, с памятками для родителей....

"Азбука вежливости, или этикет на каждый день

Человек живет среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям нужно время, чтобы тебя узнать....

"Каждый день - День Земли"

«Каждый день - День Земли!» Пояснительная запискаЦель: пробудить интерес детей к судьбе нашей Земли, вызвать чувство озабоченности отношением человека к природе, как родного края, так и Земли в ц...

"Вежливость на каждый день"

Сценарий мероприятия по  духовно-нравственному воспитанию детей 5-9 лет....

Вежливость на каждый день, или кого называют воспитанным человеком.

Вежливость на каждый день, или кого называют воспитанным человеком.Занятие в ГПД...

Классный час "Вежливость на каждый день"

Классный час "Вежливость на каждый день" для учащихся начальной школы....

Брейн - ринг «Вежливость на каждый день»

Цели:Формировать у младших школьников ценностные ориентации и развить умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета.Задачи:Закрепить знания и навыки учащих...