Проект «ТЕПЛЫЕ КАРТИНЫ»
проект

Ехлакова Наталья Евгеньевна

развитие творческого потенциала детей

 с ограниченными возможностями здоровья посредством декоративно-прикладного искусства

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_yarmarka.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Чумаковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, VIII вида

«ТЕПЛЫЕ КАРТИНЫ»- развитие творческого потенциала детей

 с ограниченными возможностями здоровья посредством декоративно-прикладного искусства

(в номинации «Вдохновение. Фантазия. Мастерство»)

Авторы: Завьялова Валентина Алексеевна, Талеюнас Нина Александровна, Ехлакова Наталья Евгеньевна, Прудникова Татьяна Владимировна

Дата презентации: 13-14 марта 2014 г.

Чумаково, 2014

Краткая аннотация

к проекту «ТЕПЛЫЕ КАРТИНЫ»- развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья посредством декоративно-прикладного искусства                                                                     

      Каждый год в школе мы выполняем проекты, которые отражают наши творческие способности, фантазию, умения, приобретенные на уроках трудового обучения и в кружках декоративно- прикладного творчества. Одним из таких проектов и стал проект по развитию творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья посредством декоративно-прикладного искусства «Теплые картины». Данный проект реализуется в школе-интернате на протяжении 3-х лет. Почему мы назвали проект «Теплые картины»?  Эта тема  имеет особую актуальность для школ-интернатов VIII вида, так как здесь обучаются и воспитываются дети, имеющие органическое поражение ЦНС, осложненное в большинстве случаев сиротством. Как показывает практика, в детских домах увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Эти дети имеют богатейший асоциальный опыт, сложившиеся формы поведения, отсутствие учебной мотивации. Поэтому, программа коррекции ребёнка в нашей школе направлена не только на коррекцию отклонений в развитии и поведении, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей развития личности ребёнка, раскрытии каждого ученика, как личности. Но самое главное - это создание  атмосферы тепла и заботы, так как нашим детям не хватает именно домашнего уюта и любви окружающих. В свои работы наши ребята вкладывают всю свою любовь, передаваемую теплом их маленьких детских рук. Поэтому проект  и называется ТЕПЛЫЕ КАРТИНЫ.

       Основу нашего творческого детского коллектива  составляют   ребята  4-8  классов, в которых оказалось несколько очень талантливых в декоративно-прикладном искусстве  детей. Ребята очень дружные и дружелюбно относящиеся к  детям из других классов. Их легко увлечь чем-то новым, интересным.

       Проблема, которую мы пытаемся решить в меру наших сил, заключается в том, чтобы с помощью  вышивания картин и рисования шерстью вовлечь детей в творческий процесс, тем самым, создавая для них атмосферу тепла и доброты, которых они были лишены. Находящиеся в нашем интернате ребята ещё  имеют и более тяжёлые отклонения -  диагноз F70 (легкая умственная отсталость).

    Цель нашего проекта и его основные задачи  заключаются  в развитии творческого потенциала детей с ОВЗ, их коммуникативных навыков. Это,  при благоприятных сопутствующих условиях,  должно положительно сказаться на дальнейшей  социализации, как во внутреннем школьном коллективе,  так и в широком социуме, за пределами стен школы.

Стратегия достижения заявленной нами цели заключается в следующем: мы вовлекаем  ребёнка в процесс создания картин,  предоставляем  ему возможность переживать чувства и эмоции, которых он был лишён в раннем детстве. При создании благоприятных условий, ребенок получает возможность принять участие в выставках и конкурсах различного уровня, что в дальнейшем способствует его успешной социализации.

Ожидаемые результаты нашей работы:

-Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ.

-Развитие моторных и интеллектуальных способностей.

-Дальнейшее увеличение познавательной активности учащихся

-Формирование высших социальных мотивов - взаимовыручка, желание сделать какую либо работу на пользу одноклассников, школы.

Оценку качества нашей работы мы проводим, используя следующие средства и методы:

  • опрос педагогов школы  с целью  получения информации по изменению  поведения воспитанников, развитию моторики;
  • мониторинг участия воспитанников в конкурсах  различного уровня;
  • анкетирование воспитанников,  участвующих в нашем проекте;
  • мониторинг количества и качества положительных изменений в жизни воспитанников,  посещающих кружок по декоративно-прикладному искусству.

     Наши шаги  в данном направлении привели к определённым, пусть не глобальным, но важным для наших ребят успехам.

Именно благодаря успешным творческим достижениям наших ребятишек, мы неожиданно для себя нашли наш девиз, который звучит коротко и просто: МЫ – МОЖЕМ!

    « Натянутый на пяльцах холст
                                                                      Манит своею новизною,
                                                                    Как будто говорит со мною,
                                                                   Хоть с виду скромен он и прост.
                                                                   Несёт в своей он чистоте
                                                                    Цветы, иконы и картины,
                                                                  Как в море, в нём живут глубины
                                                                   И небеса на высоте.»

                                                                                                                                 Евгения Краснова

      Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий руками человека. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей вечности, главными экспонатами которого являются вдохновение, работа, мастерство. Никогда не уничтожить потребности человека в красоте. Надо стремиться к тому, чтобы окружающий нас мир был прекрасен. А для этого можно украсить дом, классную комнату, спальню, сделать что-нибудь своими руками. Например, вышить бисером, создать картину из шерсти.

     Заявленная в данном проекте тема имеет особую актуальность для школ - интернатов VIII вида, так как здесь обучаются и воспитываются дети, имеющие органическое поражение ЦНС, осложненное в большинстве случаев сиротством. Как показывает практика, в детских домах увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Эти дети имеют богатейший асоциальный опыт, сложившиеся формы поведения, отсутствие учебной мотивации. Поэтому, программа коррекции ребёнка в нашей школе направлена не только на коррекцию отклонений в развитии и поведении, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей развития личности ребёнка, раскрытии каждого ученика, как личности. Но самое главное - это создание  атмосферы тепла и заботы, так как нашим детям не хватает именно домашнего уюта и любви окружающих.

В нашей школе созданы условия для здоровье-сберегающей и коррекционно - развивающей среды. Это залы отдыха, библиотека с богатым фондом, большие  и уютные игровые, где есть всё, что нужно для игровой деятельности и отдыха ребёнка. В школе есть живые уголки с разнообразием птиц, аквариумы с рыбками. Работают кабинеты релаксации,  ЛФК с богатым спортивным инвентарём. Всё это направлено на всестороннее развитие ребёнка.

      Каждый год в школе мы выполняем проекты, которые отражают наши творческие способности, фантазию, умения, приобретенные на уроках трудового обучения и в кружках декоративно- прикладного творчества. Одним из таких проектов и стал проект по развитию творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья посредством декоративно-прикладного искусства «Теплые картины».

   Наряду с такими, уже ставшими традиционными видами рукоделия в нашей школе, как вязание и плетение лаптей, благотворно влияющих на психомоторику детей, мы с ребятами заинтересовались  освоением вышивания бисером и цветотерапией (рисование шерстью). Занятия по  вышиванию бисером и цветотерапией быстро нашло отклик в душе детей. Картины  вызывают восхищение и дарят радость окружающим. Именно в этой работе - душа, мысль и идея маленького мастера. Их неповторимое своеобразие, уникальный внешний вид,  невозможно спутать ни с какой другой вышивкой. Многие воспитатели отмечают, что вышивка бисером и цветотерапия положительно влияет на настроение и самочувствие. Мысли приходят в порядок, на душе становится тепло и радостно, даже мелкие жизненные неурядицы проходят сами собой. Считаем, что занимаясь этим видом декоративно- прикладного искусства, мы восполняем огромные пробелы в развитии и воспитании детей. Основная цель таких занятий состоит в развитии творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, их коммуникативных навыков и более успешной социализации в обществе.

 Таким образом, включение в процесс воспитания «особых» детей декоративно-прикладного искусства даёт возможность решить многие коррекционно - развивающие задачи:

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие координации движений;

-формирование адаптивных навыков;

- совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром;

- развитие эмоционального благополучия;

- воспитание правильной речи;

- воспитание эстетического вкуса;

- формирование интеллектуального развития;

- создание условий для саморазвития личности ребёнка, его индивидуализации;

- развитие духовно-нравственного воспитания.

     Ребята освоили не только технологию вышивания бисером, но и заглянули в историю  возникновения, знакомство с которой мы начали с изучения литературы по данному виду рукоделия. Вышивка – один из древнейших видов рукоделия.  Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Конечно, сначала появилось шитье, как необходимость. Со временем появилась вышивка, в качестве декоративного дополнения к шитью.
Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, датируются четвертым – пятым веками до нашей эры.

 Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. До семнадцатого века им занимались монахини и представительницы знати. Материалами служили дорогие ткани, такие как бархат и шелк, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити.
C 17 века этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий  крестьянских  девушек.

 Среди основных видов рукоделия обычно выделяют вышивку крестом, вышивку гладью, вышивку лентами и, конечно же, вышивку бисером.

 В последнее время именно вышивка бисером приобретает наибольшую популярность и признание вышивальщиц. Связано это в первую очередь с тем, какого прекрасного результата можно достичь, пользуясь этой техникой.

 Готовые работы — картины, вышитые бисером - вызывают восхищение и дарят радость окружающим. Их неповторимое своеобразие, уникальный внешний вид невозможно спутать ни с какой другой вышивкой.

       Сегодняшняя вышивка, конечно, сильно отличается и по качеству, и сюжетами. Придуманы новые более практичные, долговечные и удобные в работе материалы, техники исполнения. Вышивка бисером выглядит очень шикарно. Даже не верится, что это создано руками маленького человека, а ведь для этого требуется лишь внимательность, усидчивость, терпение, аккуратность.

Существует два способа вышивки картин, панно, кошельков и шкатулок, при использовании которых поверхность сплошь покрывают бисером. При вышивке по свободному контуру ряды бусин располагаются вдоль линий рисунка. Последующие ряды нашивают вплотную к предыдущим, подчеркивая направлением шва рисунок предметов. Для такой вышивки годится любое изображение. Так можно, например, копировать живописные полотна. Этим способом часто вышивают оклады икон.

Второй способ – вышивка параллельными рядами. Ее выполняют по холсту, льну, любой достаточно грубой ткани с четким переплетением нитей или по канве. Выполняется вышивка вертикальными или горизонтальными рядами. Используются швы «стебельчатый» или «вприкреп».

При использовании шва «полукрест» бусинки располагаются по диагонали. Бусины в ряду и ряды обязательно должны плотно прилегать друг к другу, чтобы рисунок получился ровным. Этот шов иногда называют «монастырским».

Для вышивки параллельными рядами годятся рисунки, разбитые на клетки: для вышивок крестом, по сетке «гобеленовым» швом.

       Прежде, чем выбрать схему для вышивания картин бисером и особенно икон, мы рассматривали фотографии вышитых  работ в журналах, книгах, Интернете. Невозможно удержаться от восхищения при виде узоров, вышитых бисером. Трудно поверить, что эти  картины не написаны кистью художника на холсте, а вышиты иглой опытной мастерицы-вышивальщицы. Игра красок завораживает, и хотелось побыстрее  взять в руки иголку с ниткой и, подбирая бисеринку к бисеринке, создать нечто подобное. Мы не просто вышиваем и рисуем, мы направляем энергию наших «особых», проблемных ребят в нужное русло. Учим их быть милосердными, добрыми по отношению к окружающим людям, своим сверстникам. Любые творческие достижения детей не должны оставаться без внимания, поэтому интересные работы оформляем в виде выставок, налажено сотрудничество со священнослужителями храма в честь Рождества Иоанна предтечи (г. Куйбышев), с Епископом Каинским и Барабинским Феодосием, который благословляет нас на такие творческие свершения. (Приложение№1)

         Занявшись рисованием шерстью, мы убедились, что это рукоделие очень полезный навык. Это прежде всего избавление от стресса. Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Для детей сложно  вообразить, что -либо более увлекательное, спокойное и продуктивное. Мир полон красок и света. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет. С древнейших времен использовалось лечение цветом. Люди Египта, Индии и Китая применяли удивительные целительные свойства цвета. Существуют даже документальные подтверждения, что китайские врачи тысячи лет назад лечили болезни желудка желтым цветом, а пациенты, пытающиеся вылечиться от скарлатины, носили красные шарфы. Цветотерапия для детей- это особая методика, благодаря ее воздействию  на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии. (Приложение№2)

     Проведя опрос, мы узнали, что наши дети называют своими любимыми цветами красный, зеленый или желтый – это свидетельствует о том, что ребенок нормально развивается, ему интересно все новое, яркое и необычное, он динамичен и не останавливается в своих исследованиях мира ни на минуту. А вот любимый белый или черный цвет сказал нам о том, что ребенок немного замкнут и ему вполне комфортно в одиночестве. Цветотерапия для наших «особых» детей-сирот как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости. Рисование давно стало отдельным разделом в психологии и даже средством излечения детей от разных недугов. Ведь именно цветом, формой и подачей рисунка  ребенок красноречиво говорит то, что никогда не произнесет вслух. Он также развивает мышление, координацию, воображение и учится терпеливости. И чем раньше освоит любимый, удобный и комфортный метод рисования, тем легче ему и понятнее вам станут многие непростые вещи. Наверняка,  каждый из нас хотя бы раз видел радугу и может с легкостью назвать цвета радуги по порядку. Запоминать цвета радуги по порядку нас учили еще в детстве. Помните знаменитую фразу: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан? А ведь это не что иное,  как самая популярная мнемоническая фраза для того, чтобы запомнить цвета радуги по порядку. Первая буква каждого слова этой фразы соответствует первой букве в названии цвета. Посему,  цвета радуги по порядку звучат так: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.
Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость,

хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх. Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду. Он действует позитивно на печень и желчный пузырь, активизирует работу желез внутренней секреции и стимулирует восстановление слизистых оболочек. Поток жёлтого света символизирует тепло и уют и укрепляет нервную систему, повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Его влияние очень благотворно при нарушениях работы печени.
Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при сниженной функции

 почек,головокружении,нервозности.
Голубой цвет успокаивает и укрепляет внутренне. Он активирует лёгкие и бронхи, успокаивает головную боль и снимает раздражительность. К тому же он помогает при кашле. успокаивает, повышает иммунитет, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.
Синий- помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание. Фиолетовый действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию. Этот цвет снабжает энергией, в которой особо нуждается пищеварительная система. Усиливает интуицию, нормализует состояние лимфатической системы, помогает при мигренях.

      Проанализировав работу от начального этапа до первых маленьких достижений, мы можем утверждать, что такие занятия благотворно влияют на наших детей, а создание атмосферы уюта и тепла успокаивает детей. Кроме того, занятие делом, интересным для самого ребёнка, играет большую роль в раскрепощении, культуре общения, развитии речи. Практически все дети в нашей школе страдают недоразвитием моторики рук. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Ожидаемые результаты нашего проекта:

-Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ.

-Развитие моторных и интеллектуальных способностей.

-Дальнейшее увеличение познавательной активности воспитанников школы-интерната

-Формирование высших социальных мотивов - взаимовыручка, желание сделать какую либо работу на пользу одноклассников, школы.

     Как результат, дети получили дополнительный к имеющимся в общей системе коррекционно-воспитательной работы  импульс для своего развития, отличаются от своих одноклассников более высоким темпом интеллектуального, психофизического и социального развития. И это позволяет прогнозировать более успешную постинтернатную адаптацию наших ребят в обществе.

     Наши шаги  в данном направлении привели к определённым, пусть не глобальным, но важным для наших ребят успехам:

2012-2013 гг.

Ежегодный открытый национальный конкурс социального проектирования «Новое пространство России» ( возрастная категория «Дети»)-призовые места ( Приложение №3), участие в районном конкурсе, посвященном 75-летию Новосибирской области «Моя Родина» ( Приложение №4), участие в областном фестивале  «Пульс вечности», районная выставка прикладного и художественного творчества «Пасхальная радость»-призовые места, районный фестиваль молодежи «Новая волна» (номинация ИЗО и декоративно-прикладное творчество)- призовые места, областной музыкально-творческий фестиваль для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Радуга детства»

2013-2014 гг:

Участие в межрайонном  конкурсе  «Русь Святая живёт…» -благодарственные письма, призовое место ( Приложение №5,6,7), районный фестиваль для детей-инвалидов « От сердца к сердцу- любовь к детям»- диплом участников и приз зрительских симпатий «Дети- цветы жизни» (Приложение№8,9),   областной конкурс детского творчества «Красота божьего мира».( Приложение №10)

        Приобщение ребёнка к  творчеству очень важная и благородная задача, решить которую можем только мы с Вами, уважаемые взрослые.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект «Тепло наших сердец»

Милосердие - одно из самых трогательных слов русского языка. Оно принадлежит к тем вдохновляющим понятиям, которые в суете дня так часто произносятся в полной небрежности. Мило-сердие, со-страдание, б...

Социальный проект «Тепло наших сердец»

Милосердие - одно из самых трогательных слов русского языка. Оно принадлежит к тем вдохновляющим понятиям, которые в суете дня так часто произносятся в полной небрежности. Мило-сердие, со-страдание, б...

Проект «Тепло души»

В рамках программы развития школы был создан долгосрочный проект ....

Социальный проект "Тепло добрых сердец"

Информационная карта проекта   Авторский коллектив: творческая группа учителей «Куннэйэ»Иванова Куннэй Николаевна, учитель технологии и изоТерехова Антонина Петровна, учитель якутского ...

Социальный проект "Тепло добрых сердец"

Информационная карта проектаНаименование проекта«Тепло добрых сердец»» круглогодичный социальный проектФ.И.О. автора, название учебного заведенияТворческая группа «Куннэйэ» муниципального бюджетного о...

Творческий проект "Ожившая картина"

Искусство – это больше, чем красивые картинки, это отражение реальности. В произведениях великих художников можно увидеть, как меняется мир и сознание людей.Вашему вниманию представляется творче...

Социально-значимый проект "Теплыми словом, добрым делом"

quot;Теплым словом, добрым делом" проект по организации социально-згачимой деятельности младших школьников путем интеграции с культурно-образовательными учреждениями....