Социально-значимый проект "Теплыми словом, добрым делом"
проект (4 класс)
"Теплым словом, добрым делом" проект по организации социально-згачимой деятельности младших школьников путем интеграции с культурно-образовательными учреждениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teplymi_slovami_dobrym_delom._proekt.docx | 841.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Жигаловская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.Г. Малкова
«Тёплым словом, добрым делом»
Проект по организации социально-значимой деятельности младших школьников путём интеграции с культурно-образовательными учреждениями
р.п. Жигалово
Руководитель:
Мишарина Юлия Сергеевна, учитель начальных классов МКОУ СОШ №1 р.п. Жигалово
2022-2023гг.
п. Жигалово
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Раздел I. Теоретический анализ понятия социально-значимая деятельность школьника 5
1.1. Социально значимая деятельность: сущность, виды, направления. 5
1.3. Формы и методы организации социально значимой деятельности младших школьников…………………………………………………………………8
Раздел II.Реализация проекта. Результаты реализации 11
2.1. Поисково – теоретический этап и этап первичной диагностики……...…11
2.2. Этап интеграции………………………………….…………………………14
2.3. Обобщающий этап работы………………………………………………....18
Литература..………………..……………………………………………………22
Введение
«Великие возможности помочь
другим появляются редко, но
маленькие окружают нас каждый день».
- Салли Кох.
Современное общество требует от личности таких качеств, как высокие адаптационные возможности, способность быстро приспособиться к динамичным изменениям социальной и образовательной среды, что требует развитых навыков самоопределения, готовности делать множественные выборы и принимать самостоятельные решения. Актуализация потенциала образовательной среды в области социализации детей и подростков – важная задача современной образовательной организации в реализации стратегических направлений развития образования.
Задача современной школы – обучение и подготовка к следующей ступени образования. Справедливо ли это утверждение? Отчасти. На практике круг задач намного шире. Когда речь идет о разностороннем развитии, на первый план выходят такие мероприятия, в которых ребенок может не только продемонстрировать свои знания, но и личные качества, способности. Поэтому такое внимание уделяется сегодня организации социально-значимых акций и проектов для учащихся.
Педагоги уверены, что участие в социальных проектах – действенный способ социализации и гражданского воспитания учащихся, возможность сформировать правильные ценностные установки не в теории, а на практике. Формирование социальной ответственности и самостоятельности важны с педагогической , и с общественной позиций. Потенциал школы может эффективно использоваться для интеграции учащихся в социальную систему.
Именно интеграцию я взяла как основу для своего социального и культурно-значимого проекта.
Актуальность проекта. Проблемы, связанные с интеграцией начального и дошкольного образования решаются в настоящее время довольно масштабно и широко. Но посетив несколько дошкольных отделений и по рассказам знакомых мною было отмечено, что не все образовательные комплексы используют свои возможности для улучшения преемственности. Интеграция должна обеспечить не только непрерывное культурное образование, но и благоприятный переход детей из детского сада в школу. Следовательно, тема проекта актуальна во все времена.
Цель проекта: социализация школьника, формирование социальных компетенций личности.
Дополнительными целями я выделила для себя: 1) приобретение школьниками индивидуальных моделей поведения; 2) знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов; 3) развитие практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий; 4) развитие социальной солидарности и умения работать в команде.
Задачи проекта:
- Обеспечить взаимодействие школьников с дошкольниками;
- Организовать совместную деятельность на территории школы и детского сада;
- Обеспечить тесное сотрудничество учителя школы с воспитателем детского сада.
Место реализации проекта:
- Жигаловская средняя общеобразовательная школа №1 имени Г.Г. Малкова;
- Школьная библиотека СОШ №1 п. Жигалово;
- Муниципальное казённое дошкольное учреждение детский сад №12 «Якорёк».
Сроки реализации: сентябрь 2022 – февраль 2023 гг.
РАЗДЕЛ I. Теоретический анализ понятия социально-значимая деятельность школьника
- Социально значимая деятельность: сущность, виды, направления.
Значимым фактором успешной социализации школьника является социальная активность личности, осуществляемая посредством социально значимой деятельности. Социально-значимая деятельность школы в современных социокультурных условиях – это совокупность действий субъектов образовательного процесса, направленных на реализацию социальных преобразований, решение наиболее насущных проблем социума, способствующих позитивным изменениям как в самом человеке, в среде школы, так и во внешней социальной среде.
Основные виды деятельности школы, которые можно отнести к социально-значимым :
∙ общественно-полезная деятельность, основанная на добровольном участии лиц, для решения какой-либо социально-педагогической проблемы;
∙ благотворительная деятельность, осуществляемая из чувства сострадания, нацеленная на помощь нуждающимся слоям населения;
∙ добровольное социальное служение, оказание помощи и поддержки социально уязвимым, малообеспеченным гражданам и другим лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
∙ социально-культурная деятельность, имеющая целью развитие личности средствами разнообразных форм культурного досуга, приобщения к культурным ценностям.
Наиболее распространенные формы социально значимой деятельности школы:
∙ социально-значимые проекты, реализуемые школой;
∙ благотворительные акции, ярмарки;
∙ волонтёрство;
∙ мероприятия досугово-познавательного характера, проводимые для родителей, учащихся, жителей микрорайона (концерты, дни открытых дверей и т. д.).
Социально-значимую деятельность необходимо рассматривать ,прежде всего, в аспекте ее положительного влияния на развитие личности и социальных систем. Согласно Н. Ю. Слеповой, социально-значимая деятельность – это деятельность, направленная на личностно-ценностное восприятие, понимание и преобразование окружающей действительности с учетом социокультурных стратегий развития общества, способствующая социализации личности, развитию социальной активности, межличностному социальному взаимодействию и творческой самореализации.
Базовыми компонентами, отражающими важнейшие характеристики социально значимой деятельности, являются следующие:
∙ мотивационный компонент, который раскрывает потребность и стремление к самореализации;
∙ оценочно-эмоциональный компонент, который включает в себя оценочные суждения, характеризующие отношение обучающихся к нравственным и духовным ценностям;
∙ когнитивный компонент, который выражается в наличии у обучающихся правовых, социально-экономических знаний, умения использовать их в различных ситуациях, применять знания для анализа своего поведения и поведения, окружающих людей;
∙ коммуникативный компонент, который отражает особенности процесса формирования коммуникативных навыков и предполагает непосредственное активное участие обучающегося в межличностном взаимодействии.
Можно сделать вывод, что социально-значимая деятельность – основной вид деятельности школьников, на развитие которого направлена воспитательная работа школы и внеурочная деятельность. А выбор приоритетных целей, видов и направлений социально значимой деятельности производится каждой конкретной образовательной организацией с учетом анализа социокультурной среды, в которой она функционирует.
- Социально-значимая деятельность школьников на разных уровнях общего образования
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом в 2012 году указано, что государственная образовательная политика должна быть основана на принципе гуманистического характера образования, под которым понимается «приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма…». Прямо не указывается ориентация образовательного учреждения на организацию социально-значимой деятельности школьников. Однако отмечается ее направленность, связанная с решением задач воспитания трудолюбия, гражданственности и проявления любви в малой родине, Отечеству у всех обучающихся.
Анализ ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО) показал, что термин «социально значимая деятельность» в нем не упоминается, но в разделе, указывающем набор личностных качеств, которыми должен обладать выпускник начальной ступени общего школьного образования, он характеризуется как человек, «любящий свой народ, свой край и свою Родину». Не словами, а конкретными поступками, делами, помогающими решить актуальные проблемы поселка, города, где живут школьники, обеспечивается деятельное отношение к своим землякам, соотечественникам. Поэтому уже в начальной школе важной задачей является включение учащихся в посильную для них заботу о малой родине, людях, с которыми они постоянно взаимодействуют в урочной и внеурочной деятельности. Включение учащихся в социально-значимую деятельность позволяет реализовать такую функцию образования, как повышение «сплоченности общностей педагогов и учащихся.
Когда с помощью такой по направленности социально-значимой деятельности осуществляется выработка любви к родному краю и людям вокруг при обучении учащихся 7–10 лет, то в среднем и старшем звене появляется возможность выработать у подростков устойчивые ориентации и установки на практическое проявление гражданственности, патриотизма в своей повседневной жизни.
В стандарте подчеркивается, что «личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России..., воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной». Социально-значимая деятельность, в которую включаются подростки 11–15 лет, становится эффективным средством профилактики любых форм национализма в молодежной среде, укрепляя единство многонациональной страны.
В настоящее время, как показывают проведенные социологические исследования, учащиеся участвуют в реализации периодически возникающих у местного сообщества задач, связанных обычно с благоустройством какой-то территории. Многие ученики думают, что социальная значимость заключается в наведении чистоты. Ведь мало кто из учителей говорит в таких случаях, что такой работой ребята проявляют любовь к родному краю и стране. У учащихся не утверждается представление о том, что нужны не особые исключительные условия, чтобы проявить это качество.
Социально значимые действия школьников должны осуществляться не в разовых акциях, а в ежедневной работе в интересах земляков, соотечественников. Участие в малых по масштабам делах формирует навык размышления о способах обеспечения экономического, социокультурного развития своего региона, страны.
- Формы и методы организации социально значимой деятельности младших школьников
Одним из важных направлений воспитания и социализации современных детей является их педагогически организованное включение в социальную практику, преодоление усиливающегося отчуждения поколения молодежи от общественной жизни. В этом смысле первостепенную роль призвана сыграть социально-значимая деятельность, которая обеспечивает два результата:
∙ общественный – позитивные изменения в социальной среде (преодоление социальных проблем, улучшение положения отдельных лиц или групп и др.);
∙ педагогический – установление связи школьника с культурной, общественной, политической жизнью общества и государством, первоначальная идентификация себя в качестве гражданина, формирование компетенций социального взаимодействия, включение в реальные социальные отношения.
Особенности выбора форм и методов организации социально значимой деятельности школьников определяются с учетом возрастных, индивидуальных особенностей школьников, а также требований ФГОС на разных уровнях общего образования. На уровне начального общего образования социально-значимая деятельность осуществляется преимущественно под руководством взрослого (как педагога, так и родителя). В качестве эффективных форм организации деятельности младших школьников могут быть использованы такие формы, как продуктивная игра по решению актуальных проблем, а также участие в патриотических, волонтерских, экологических акциях на позиции исполнителей. Социально-значимая деятельность в начальной школе инициируема преимущественно педагогами (классным руководителем), либо самими младшими школьниками, либо их родителями, однако, при любой схеме обязательным условием достижения общественных и педагогических результатов является личностная значимость для участников деятельности социальной проблемы, результатом чего будет являться улучшение среды. В социально-значимых инициативах младших школьников проявляется их стремление к участию в жизни школы, культурно-территориального сообщества, общества, к удовлетворению и реализации формирующихся социальных потребностей в активности, независимости, самостоятельности, проявлению своего личностного достоинства, «чувства взрослости», личностного самоопределения.
Одним из методов организации социально-значимой деятельности школьников является их участие в мероприятиях добровольчества. Важным элементом жизни разновозрастных добровольческих объединений является ситуация нравственного выбора. Важным элементом культуры общения разновозрастной группы добровольцев является совокупность взглядов и идей о преобразовании окружающего мира.
Значимым методом организации социально-значимой деятельности школьников является поддержка общественной самоорганизации. Характер проблем, решаемых в рамках общественной самоорганизации, может быть различен: от организации своего свободного времени до участия в решении важных социальных, экономических, культурных проблем своего микрорайона, улицы, двора. Педагогическое сопровождение самоорганизации – это предоставление обучающимся набора средств для решения актуальных задач.
Актуальным в современных условиях методом организации социально-значимой деятельности школьников является их включение в работу по социальному проектированию и реализации социальных проектов. В рамках данного метода могут использоваться такие формы организации, как «ярмарка социальных проектов», «защита социальных проектов», «презентация социального проекта» и др.
В качестве эффективных форм организации социально-значимой деятельности школьников могут быть использованы такие формы как продуктивная игра по решению актуальных проблем, а также проведение патриотических и экологических акций. Причем те, кто старше могут выступать как инициаторы:
∙ в общественных объединениях;
∙ в ученическом управлении и управлении образовательной деятельностью;
∙ в познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах.
∙ в подготовке и проведении внеурочных мероприятий;
∙ в шефской деятельности над воспитанниками дошкольных образовательных организаций,
Таким образом, задача образовательной организации – выбор форм и методов организации социально-значимой деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, требований ФГОС, а также потребностей и ресурсов внешней среды и внутренней социокультурной среды школы.
РАЗДЕЛ II. Реализация проекта. Результаты реализации
2.1. Поисково – теоретический этап и этап первичной диагностики
Работа над проектом и его реализация проводилась в три этапа с сентября 2022 по февраль 2023 г. в 4 «А» классе СОШ № 1 р.п. Жигалово.
Первый этап - поисково-теоретический (сентябрь - октябрь 2022г.): изучение состояния проблемы в теории и практике педагогического опыта в ходе анализа и обобщения литературы, выявление педагогических условий. База проведения первого этапа – СОШ № 1 р.п. Жигалово.
В ходе первого этапа работы над проектом был запланирован классный час на тему волонтёрства - «Тёплым словом, добрым делом» (Приложение 1). Мы с ребятами познакомились с понятиями «волонтер» и «волонтерская деятельность». Перед его проведением была проведена работа по выбору темы проекта, определение цели и задач, формулировка названия работы, составление плана, работа с литературой и организация условий проведения исследования.
Перед вторым собранием участников проекта мне было важно проанализировать деятельность всей школы по развитию социальной активности младших школьников.
Цель учебной организации: создание условий для становления образованного, всесторонне развитого человека с активной жизненной позицией, способного к самоанализу и рефлексии, умеющего ориентироваться в окружающем социуме, принимать решения и отвечать за свои поступки. Для реализации цели определены основные направления деятельности педагогического коллектива: 1. Методическая работа школы. 2. Деятельность по охране жизни и здоровья обучающихся. 3. Деятельность педагогического коллектива по развитию воспитательной системы, обеспечению воспитанности обучающихся и развития их социальной активности. 4. Организация деятельности школы, направленной на получение бесплатного общего образования. 5. Работа с педагогическими кадрами.
Организация работы с учениками ведется по следующим направлениям: военно-патриотическое, патриотическое и гражданское воспитание; краеведческая работа; духовно-нравственное воспитание; правовое воспитание; спортивно-оздоровительное воспитание; формирование здорового образа жизни. Развитие социальной активности младших школьников проходит успешно, так как в процессе учебной деятельности применяем метод проектов. Чаще используем социальные проекты. Большую роль в развитии социальной активности младших школьников играет использование групповых форм обучения, что позволяет вовлечь в работу всех учеников. В своей работе используем такие формы групповой работы: - шефство над воспитанниками детского сада, где проводим викторины, спортивные состязания, шефство над престарелыми людьми, где помогаем собирать урожай, прибираем придомовые территории; - ученическое самоуправление, где младшие школьники выполняют определенные обязанности, с учетом интересов того, какую должность они занимают. Младшие школьники принимают участие в концертах, посвященных дню Учителя, Международному дню Матери, Международному женскому дню. Участвуют в акциях «Помощь пожилым», «10 000 добрых дел», «Бессмертный полк», фестивалях, посвященных профилактике вредных привычек, военно-патриотической песни, общешкольных конкурсах Чтецов. Каждую весну все обучающиеся начальной школы совместно с педагогами принимают участие в субботниках по уборке пришкольной территории.
Таким образом, проанализировав деятельность школы по развитию социальной активности у младших школьников, можно сделать следующий вывод. В школе применяются групповые и коллективные формы работы по развитию социальной активности младших школьников, которые помогают развивать организованность и активность, ответственность, дисциплинированность и инициативность младших школьников, ответственно относиться к порученному делу. Необходимо отметить, чем чаще будут работать обучающиеся начальной школы в коллективе, тем больше возможностей для развития необходимых социальных качеств, а это залог успешного развития социально активных граждан.
Второе собрание участников проекта было проведено в октябре месяце. И в ходе него я запланировала проведение первичной диагностики развития социальной активности в классе.
Была использована методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман). Цель: выявление уровня развития действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием обучающихся, работающих в классе парами, и анализ результата. Результаты методики занесены в таблицу 1 (Приложение 2). Таким образом, высокий уровень развития сотрудничества наблюдается у 14 обучающихся 4 класса, средний уровень развития сотрудничества – у 4 обучающихся, низкий уровень развития сотрудничества – у 4 учеников (рис. 1).
Рис. 1 Уровни развития сотрудничества
Как видно из таблицы 1, продуктивность совместной деятельности, умение договариваться, приходить к общему решению, взаимный контроль по ходу выполнения деятельности и эмоциональное отношение наблюдается у 16 учеников; взаимопомощь по ходу рисования – у 14 обучающихся. Проанализировав полученные данные, было решено провести вторичную диагностику по окончании проекта.
На этом же собрании было сформулировано название проекта – «Тёплым словом, добрым делом». Определены направления работы в связи с задачами проекта. Главное направление – это вовлечение младших школьников в совместную социально-значимую деятельность с воспитанниками детского сада; организация активного взаимодействия между педагогом, младшими школьниками, воспитанниками сада и работниками библиотеки. Основным видом деятельности класса определены: общественно-полезная и социально-культурная деятельность, имеющая целью развитие личности средствами разнообразных форм культурного досуга, приобщения к культурным ценностям. Главной формой деятельности в ходе проекта определено волонтёрство. В частности большое внимание решено уделить таким аспектам, как сетевое взаимодействие и социальное партнерство школы с культурными и образовательными учреждениями п. Жигалово.
2.2. Этап интеграции
Этот этап самый большой и по охвату, и по времени, и по количеству участников, и по количеству проводимых мероприятий. Он рассчитан на период с 27 октября 2022г. по январь 2023г. Составлен развернутый план работы над проектом.
- Праздник совместно с воспитанниками детского сада №12 «Якорёк», посвященный Дню Школьных Библиотек. Дата проведения 27 октября 2022г.
- Мероприятие «Школьники в гостях у дошколят». Посещение детского сада №12. Выступление учеников с докладами о волонтерстве. 16 ноября 2022г.
- Совместное изготовление закладок для книг в подарок для школьной библиотеки. Период – 19 декабря 2022г.
- Оформление стенда в детском саду по итогам деятельности. Январь 2023г.
27 октября, в День Школьных Библиотек, было проведено мероприятие «Есть храм у книг – БИБЛИОТЕКА!». База проведения – библиотека СОШ №1 р.п. Жигалово. Посетили мероприятие 20 учеников 4 «А» класса и 16 детей из подготовительной группы детского сада №12. Разработка плана мероприятия была совместной с библиотекарем школы (Приложение 3). Работники библиотеки радушно встретили ребят и предложили совершить увлекательное путешествие в мир книг. Дети с большим интересом и завораживающими взглядами слушали рассказ библиотекаря. Она познакомила детей с коллекцией книг, журналов, рассказала о правильном обращении с книгами, как выбирать книги и как вести себя в читальном зале. Ребята узнали, по какому принципу они располагаются в библиотеке, что больше любят читать дети. Дошкольники с большим восторгом, а кто и затаив дыхание, смотрели на множество книг в красивых переплётах, на замечательно оформленных стеллажах. Такого количества книг дети ещё никогда не видели. Кроме этого были интересные задания, сценки и загадки. Детям было предложено разнообразие приемов и методов усвоения нового материала. Ребята пообещали обязательно сделать для библиотеки что-нибудь полезное в рамках своего волонтерского проекта.
Следующим по плану было мероприятие «Школьники в гостях у дошколят» на базе подготовительной группы детского сада №12.
В рамках работы по ознакомлению дошкольников с темой помощи и волонтерства, между детским садом и школой в подготовительную группу были приглашены учитель начальных классов СОШ Мишарина Юлия Сергеевна и её ученики 4-А класса. Мы подготовили для дошколят интересную сказку «Колобок» (Приложение 4). Мероприятие сопровождалось показом красочной презентации.
Школьники серьезно подготовились к встрече. Перед ними стояла серьезная задача, и они с ней справились на «отлично». С большим интересом и вниманием малыши смотрели подготовленные номера, слушали песенки, и в свою очередь в ответ подарили гостям свои громкие аплодисменты. Встреча детсадовцев и школьников получилась интересной, веселой и познавательной. Воспитанники почерпнули много полезной информации от своих старших друзей и пообещали делать добрые дела и помогать ближним. На прощание школьники подарили малышам красивые воздушные шарики синего цвета, которые символизировали официальный цвет волонтерского движения в России.
Следующее мероприятие было запланировано на 19 декабря 2022г. Именно в декабре, 5го числа, отмечается Всемирный день волонтера. База проведения – подготовительная группа детского сада. Мероприятие было запланировано с целью совместного изготовления закладок для книг, как подарков школьной библиотеке. План проведения мероприятия разрабатывался совместно с воспитателем группы (Приложение 5).
Основной целью было изготовление закладки для книг в технике оригами с элементами аппликации. Были определены следующие задачи: 1.Научить детей делать закладки для книг своими руками. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, интерес к своей работе, фантазию, эстетический вкус. 2.Познакомить детей с появлением письменности, ознакомить с историей русской азбуки, создания славянского алфавита, с ее основоположниками Кириллом и Мефодием. 3.Прививать детям бережное отношение к книгам и формировать устойчивый интерес к книгам, чтению.
При подготовке воспитательного мероприятия учитывались возрастные особенности детей и их способности. Воспитанники и школьники принимали активное участие на всех этапах мероприятия и проявили свои творческие способности, смастерили своими руками оригинальные закладки. В заключительной части мероприятия была проведена рефлексия. Дети и гости ушли с мероприятия с хорошим настроением.
Я считаю, что нам удалось достигнуть поставленных целей и задач. Мероприятие проведено на хорошем уровне: сценарий соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, подготовлен материал (презентация, игры, загадки, песни, заготовки). У детей получились очень красивые и аккуратные закладки для любимых книжек. Было решено подарить сделанные закладки школьному библиотекарю. А по итогам всех совместных мероприятий организовать фотовыставку на базе детского сада.
Следующий этап работы мы с ребятами готовили в школе, а воспитанники детского сада у себя в группе. Для оформления стенда в детском саду нам было необходимо сделать мини - отчет о нашем волонтерском движении и о совместной работе с дошкольниками. На очередном собрании отряда в январе 2023 года мы выбрали название движения, эмблему (рис. 2), девиз (рис. 3) и основные положения (рис. 4).
Название нашего волонтерского движения – «ЛУЧИКИ ДОБРА».
Рис.2 Эмблема волонтерского движения
Рис.3 Девиз волонтерского движения
Рис. 4 Основные принципы
В свою очередь воспитанниками детского сада была сделана стен - газета для нашего совместного стенда (рис.5).
Рис.5 Итоговая работа воспитанников детского сада
Совместные мероприятия закончились финальным оформлением стенда в детском саду, при участии учеников, педагогов и ребят из подготовительной группы (рис.6).
Рис. 6
2.3. Обобщающий этап работы
Третий этап - обобщающий (январь 2023г) включал в себя проведение вторичной диагностики социальной активности в классе, анализ, систематизацию и обобщение результатов деятельности; формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций; оформление проектной работы с учетом соответствующих требований.
По результатам вторичной диагностики, высокий уровень развития сотрудничества наблюдается у 18 обучающихся 4 класса, средний уровень развития сотрудничества – у 4 обучающихся. У одного ученика выявлен низкий уровень развития сотрудничества. Результаты диагностики занесены в таблицу (Приложение 6) и отображены в диаграмме (рис.7).
Рис.7 Диаграмма по итогам вторичной диагностики
Исходя из этих данных, можно увидеть, что количество ребят с высоким уровнем социальной активности увеличилось на 4 человека. Значит они уже не могут оставаться равнодушными к ближним, к окружающим и к окружающему миру. Анализ диагностики в целом показал положительную динамику. При проведении диагностики было выявлено, что в данной области к концу года появились организационные навыки, многие дети относятся друг другу с вниманием, помогают, имеют представления о себе, могут рассказать о своей семье, том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Для систематизации и обобщения результатов деятельности важно вспомнить нашу изначальную цель проекта – это «социализация школьника». Считаю, что развитие добровольческого волонтерского движения и интеграция всей деятельности способствовали этому как нельзя лучше. Даже за такой короткий период было сделано немало добрых дел в рамках общественного взаимодействия. Этот проект объединил людей разных поколений и, я надеюсь, что наша дружба с воспитанниками детского сада на этом не закончится. Очень хочется, чтобы мои ребята и ребята из детского сада стали активными участниками разных волонтерских и добровольческих организаций и десантов.
Считаю, что мы умело совместили формирование социально-активной позиции детей и развитие их творческих способностей. Об этом свидетельствует и тот факт, что на всех мероприятиях присутствовали почти все ребята класса, а пассивных наблюдателей практически не было. У нас в планах продолжить работу с детским садом и вместе поучаствовать в ещё одном целевом волонтерском проекте нашей школы «Спасибо тебе, ветеран».
По результатам деятельности создан паспорт проекта, портфолио и презентация для итоговой защиты и выступления.
Возможно наш проект и наша деятельность это «капля в море» в масштабах страны, но это большой вклад, прежде всего, в развитие личностных, социально-значимых качеств человека. Если человек не равнодушен к чужой беде, значит, он не зря живет на этой земле!
Заключение
Младший школьный возраст является важным этапом в жизни каждого ребенка, так как в этот период он впервые начинает заниматься социально-значимой, общественно-оцениваемой учебной деятельностью. В этом возрасте у ребенка есть желание и возможность учиться, его нужно научить верить в свои силы, он открыт ко всему новому. Развитие социальной активности младших школьников ведет их к подготовке к жизни. Младшее поколение по своей природе стремится к справедливости и доброте, стремление изменить мир, чтобы сделать его лучше, характерно для молодых людей во всем мире, необходимо поддержать их в этих начинаниях, благодаря чему общество получит от молодого поколения настоящего гражданина, достойного своей страны.
Социально значимая деятельность – основной вид деятельности школьников, на развитие которого направлена воспитательная работа школы и внеурочная деятельность. А волонтерская деятельность - один из показателей для развитого гражданского общества. Добровольческое, волонтерское движение – новая форма вовлечения детей в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других важных ценностей. Волонтёры занимаются самой разнообразной деятельностью.
«Забота о ближнем, милосердие, готовность прийти на помощь всем миром – в душе, в характере нашей культуры, это главная сила России», - сказал Владимир Владимирович. Главная мысль была такова, что не нужно обладать большим количеством денег, или влиятельными связями для того, чтобы совершить хороший поступок. Главное, иметь чуткое, доброе сердце
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897. – Текст
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N1155.
- Арифулин, А. М. Воспитание социально активной личности в условиях колледжа / А. М. Арифулин // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конференции. - СПб. : Реноме, 2013. - С. 138-140.
- Бабурова, И. В. Содержание ценностного воспитания школьников и
- дошкольников / И. В. Бабурова // Аксиологические проблемы педагогики : сб. науч. трудов / под ред. Л. В. Чепиковой ; Смоленский государственный университет. - Смоленск : Изд-во СмолГУ, 2017. - С. 5-14.
- Белякова, Ю. Л. Социокультурный подход: этапы формирования и основные императивы / Ю. Л. Белякова // Государственное управление. Электронный вестник. - 2011. - Вып. 29. - С. 3-25.
- Горлова Н. И. Современные тенденции развития института волонтерства в России // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. – Т. 23, № 3. – С. 77-80 ; То же [Электронный ресурс]. – URL : http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-institutavolonterstva-v-rossii
- Дьячек Т.П. Добровольчество: теория и практика: учебно-методическое пособие для волонтеров общественных организаций социального профиля / Т.П. Дьячек , Л.В. Болотова , А.О. Полякова. – Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А.В., 2008. – 93 с .
- Молькова А. С. Волонтерское движение как форма проявления социальной активности молодежи // Социально-психологические, управленческие и маркетинговые направления развития цифровой экономики : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. по проблемам социальной психологии, управления персоналом, менеджмента и маркетинга. – Реутов, 2018. – Ч. 1. – С. 114-122.
- Петров А.П. Формирование социально активной личности: Сущность, проблемы: Сб. научных трудов. М.: 1995. с.3
- Сушко В. А. Проявление волонтерства в современном российском обществе // Теория и практика общественного развития. – 2017. – № 11. – С. 43-46; То же [Электронный ресурс]. – URL : http://cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie-volonterstva-v-sovremennomrossiyskom-obschestve
Приложение 1
«Спасибо скажем волонтёрам
Им стоит просто поклониться,
Не прибегая к разговорам
Они идут добром делиться.»
Конспект классного часа
«Тёплым словом, добрым делом…»
Цель: развитие волонтёрского движения в школе и классе и формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с волонтёрской деятельностью;
Развивающие:
- способствовать развитию внимания, памяти, мышления, умению анализировать и делать выводы;
Воспитательные:
- пробуждать интерес к волонтёрству;
- воспитывать чувства взаимопомощи, милосердия, сострадания;
- учить выслушивать мнения одноклассников, правильно реагировать на их замечания.
Планируемые результаты:
Предметные:
- сформулировать понятие волонтёр;
- научиться извлекать нужную информацию;
- проводить обобщение, делать выводы
Личностные:
- развивать навыки работы в сотрудничестве;
- развивать учебно-познавательный интерес;
- развивать положительную мотивацию к внеклассной деятельности.
Метапредметные:
- научить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- учитывать разные мнения, интересы и обосновывать свою позицию
Оборудование, учебно-методические материалы: Рабочее место учителя (компьютер, проектор, экран). Электронная презентация «Школа будущего волонтера». Наглядно – демонстрационный материал (карточки, презентация). Дидактические материалы к уроку: карточки-задания для групповой работы.
Ход классного часа:
Притча о милосердии «Морская звезда» (Читает учитель)
«Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то с песка и бросавшего в море. Когда он подошел поближе, то увидел, что тот берет с песка морские звезды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.
— Прилив начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то скорее всего погибнут, - ответил малыш, не прерывая своего занятия.
— Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями?
Мальчик поднял следующую морскую звезду и бросив ее в море произнес:
— Да, я смогу изменить очень многое ... для этой звезды!
Старец ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и подумал. Ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень редко появляется возможность сделать сразу очень много хорошего. Тот, кто ждет возможности совершить сразу многое, никогда ничего не сделает.»
Учитель:
- Что может изменить мальчик для этой звезды? Что получит мальчик для себя, спасая жизнь морской звезде? В каких словах заключается мудрость этой притчи?
Сделаем вывод: Помогая другим, мы сами делаем себя лучше, добрее
Учитель: Сегодня мы поговорим о людях, которые делают добрые дела, помогая другим людям (просмотр презентации «Кто такие волонтеры?»).
- В переводе с французского «волонтёр» означает «доброволец». Волонтёр – это человек, который выполняет общественно значимую работу на безвозмездной основе. Вознаграждением за труд волонтёров становится признательность и благодарность людей. 2018 год Указом Президента РФ объявлен Годом волонтера. 5 декабря – Международный день добровольца (волонтера).
- История волонтерства, благотворительности, бескорыстной помощи нуждающимся, не короче истории самого человечества. Милосердие — это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. После Крещения Руси в 988 году безвозмездная помощь и труд в монастырях стали традицией. Примерно в то же время началась помощь обездоленным. Инициатором стал князь Владимир Святославович. Его велением малоимущие могли приходить на княжий двор и получать пропитание и денежное довольство. Также при Владимире были созданы первые больницы, богадельни и приюты для детей-сирот, где люди трудились и помогали абсолютно бескорыстно.
- При Петре I появляется уже государственная политика в области защиты сирот и детей. Дело Петра продолжила Екатерина II. При императрице появились так называемые сиротские дома. В конце 1870-х годов появились первые в мире сестры милосердия. Это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров и получило название Красный Крест. В советское время после публикации повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда» буквально все ребята загорелись желанием делать добрые дела, началось массовое детское движение. Лозунг этих ребят: «Сделай что-нибудь хорошее».
- В наше время волонтерская деятельность имеет разные направления: социальное, экологическое, культурное, спортивное, донорство, событийное, волонтерство общественной безопасности.
Учащиеся рассказывают о деятельности волонтеров на основе презентации и слайдов.
Ученик 1. Волонтёры — это люди, которые создают приюты для бездомных животных. Ученик 2. Волонтёры трудятся в больницах и социальных учреждениях, помогают старикам и больным детям в хосписах. Ученик 3. Готовы сутками искать пропавших людей. Ученик 4. Оказывают посильную помощь пострадавшим в стихийных бедствиях. Ученик 5. Волонтёры "Победы" заботятся о ветеранах, восстанавливают имена погибших солдат, ухаживают за памятниками героям Великой Отечественной. Ученик 6. Устраивают благотворительные концерты и театральные выступления; экологические марши, уборку мусора и загрязнений. Ученик 7. Сохраняют природу и наши памятники культуры, нашу культуру. Ученик 8. Занимаются пропагандой здорового образа жизни.
Слайд «Волонтеры должны придерживаться следующих принципов»:
Учащиеся читают принципы волонтеров. Ученик 1. Всегда уважать права, достоинства, национальные и культурные особенности других людей. Ученик 2. Пропаганда здорового образа жизни. Ученик 3. Всегда проявлять доброжелательность. Нельзя употреблять слова и выражения, которые могут обидеть или навредить другому человеку. Ученик 4. Волонтерство – это законный путь участия в жизни общества. Ученик 5. Волонтер всегда имеет право выбора.
Учитель: А теперь проверим свои знания. Тест.
1. Кто такие волонтеры? А) добровольцы Б) помощники В) активисты
2. Какое детское движение стало основой для волонтерской деятельности? А). «Тимуровское движение»; Б) «Юные инспекторы дорожного движения»; В) «Юные пожарные».
3. Международный день волонтерства отмечается: А) 5 апреля Б) 5 сентября В) 5 декабря
4. Зарождение благотворительной помощи в России произошло при: А) Петре Первом Б) князе Владимире Святославиче В) Екатерине II
5. Что можно считать вознаграждением за труд волонтеров?
А) конфеты Б) благодарность В) признательность Г) деньги
Игра «Волшебная палочка»
Учитель: Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только пять. (Список желаний на слайде)
- Быть человеком, которого любят
- Иметь много денег
- Иметь самый современный компьютер
- Иметь верного друга
- Мне важно здоровье родителей
- Иметь возможность многими командовать
- Иметь много слуг и ими распоряжаться
- Иметь доброе сердце
- Уметь сочувствовать и помогать другим людям
- Иметь то, чего у других никогда не будет
Учитель: Ответьте сами себе на вопрос: Готов ли ты стать волонтером? (Дети отмечают себе на листочках номера выбранных ответов.) Номера отрицательных ответов: № 2, 3, 6, 7, 10. Пять положительных ответов – готов быть волонтером!
Сделаем памятные фотографии для пополнения нашей Книги Добрых Дел.
Приложение 2
Уровни оценивания сотрудничества
Критерии оценивания | ||||||
Код ученика | Продуктивность | Умение договариваться | Взаимный контроль | Взаимопомощь | Эмоциональное отношение | Уровни оценивания |
1 | + | + | + | + | + | высокий |
2 | - | - | - | - | + | низкий |
3 | + | + | + | + | + | высокий |
4 | + | + | + | + | + | высокий |
5 | + | + | + | + | + | высокий |
6 | + | + | + | + | + | высокий |
7 | + | - | + | - | - | средний |
8 | + | + | - | - | - | средний |
9 | - | - | - | - | + | низкий |
10 | + | + | + | + | + | высокий |
11 | + | + | + | + | + | высокий |
12 | + | + | + | - | - | средний |
13 | - | + | + | + | + | высокий |
14 | - | - | - | - | + | низкий |
15 | + | + | + | + | + | высокий |
16 | + | + | + | + | - | высокий |
17 | + | + | - | - | + | средний |
18 | + | - | + | + | + | высокий |
19 | + | + | + | + | + | высокий |
20 | + | + | + | + | + | высокий |
21 | + | + | - | - | + | средний |
22 | - | - | - | + | + | низкий |
Таблица 1
Приложение 3
Школьный праздник «Библиотека – храм для книги», посвященный Международному дню школьных библиотек
Цель: привлечь учеников в библиотеку школы. Познакомить ребят из детского сада с работой и функциями библиотеки.
Задачи: показать разнообразие библиотечного фонда, нестандартно провести встречу и увлечь ребят, заинтересовать и привлечь учеников к чтению.
Ход праздника.
-Рада приветствовать вас, дорогие ребята. Добрый день, уважаемые взрослые!
В этот день у всех школьных библиотек профессиональный праздник - Международный день школьных библиотек. Мы очень хотим, чтобы мгновения, проведенные в нашей библиотеке, были насыщены интересными событиями, чтобы вы сегодня унесли отсюда новый запас энергии, любви к книге, узнали что-то полезное и поделились всем этим со своими школьными друзьями.
Многовековая история развития человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это совсем не спокойная история! За книги сражались, их сжигали, теряли, находили, отрывали в толще погребенных временем городов, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением, тишины, покоя и порядка. Как и во все времена. она служит людям.
В библиотеке тишина
Совсем иная, чем повсюду,
Мне кажется, порой она
В себе утаивает чудо.
В ней слышен зов далеких стран,
В ней скрыты тайны океанов.
Вот, слышишь, Немо-капитан
О чем-то спорит с Д Артаньяном,
Послушный зову твоему,
Здесь Дон Кихот на помощь мчится.
Ответ на сотни «почему»
На книжных прячется страницах.
- Ребята, а кто может сказать, что же такое - библиотека? (Ребята отвечают). В переводе с греческого «библио» - значит книга, а «тека»-«хранилище», «библиотека»- это «хранилище книг». А знаете, сколько лет существуют в мире библиотеки? Почти пять тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Самые первые библиотеки появились в Древнем Египте. При раскопках над входом в одно из помещений дворца Рамсеса 2 археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу. На Руси библиотеки долгое время называли книжной казной. Первую библиотеку на Руси основал русский князь, слывший очень просвещенным и грамотным. Кто знает, как его звали? (Ярослав Мудрый)
- Что же в библиотеках хранили? Книги! И они не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть. В Египте - написанные на папирусе, в Междуречье - выцарапанные на глиняных табличках, в Индии - составленные из нарезанных пальмовых листьев. На Руси широко пользовались берестой в качестве писчего материала. А потом на Русь пришел пергамент- так называлась бычья кожа, которую долго вымачивали, дубили, сушили. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках нашей страны.
А сегодня книги окружают нас повсюду: и в школе, и дома и в библиотеке. Ведь почти у всех вас есть домашняя библиотека. А как ее собирать, нам сейчас расскажет наш юный друг.
Минисценка. Участвуют 2 ученика 4»А» класса.
Покупатель книг: Здравствуйте, ребята! Немного книг дома у меня уже есть. А остальные я в магазине куплю.(Он отходит в сторону, где сидит продавец книг.)
Продавец: Что вам угодно, молодой человек?
Покупатель: Мне угодно, что угодно!
Продавец: С картинками или без?
Покупатель: Мне все равно!
Продавец: Прямо не знаю, что вам предложить. Хотя бы примерно вы знаете, что вам нужно?
Покупатель: Я знаю точно. Мне нужна книга. Желтая, в голубой цветочек. Толщиной 60 см.
Продавец(удивленно): Вот такая?
Покупатель: Ага. А если нет такой, тогда 6 книг по 10 см, в самом крайнем случае-10 по 6 см. Я считать умею. И все высотой 22 см.
Продавец: Не больше, не меньше?
Покупатель: НЕ меньше и не больше! Я как следует все измерил.
Продавец: Ничего не понимаю. Что вы с этими книжками делать будете?
Покупатель: А вы сами догадайтесь!
Продавец: Не знаю...
Покупатель: Да я просто книжки очень люблю. Собираю домашнюю библиотеку. Кое-что уже раздобыл. Всего 60 см свободных осталось. А полочки-то-22см высотой. А обои у меня в комнате желтые. Да нет. никаких цветочков на них нет. Просто вдруг Мальвина в гости зайдет, так голубые цветочки на переплетах очень к ее волосам подойдут. Мне для Мальвины ничего не жалко! Хотя, конечно, с голубыми цветами книг на белом свете немного.
-Как вы думаете, ребята, правда ли любит книги этот молодой человек? А правильно ли он собирает свою домашнюю библиотеку? Ребята, а зачем нужны библиотеки, если у всех дома есть книги?
- Правильно, ребята! Дома невозможно собрать все книги... Они просто не поместятся в вашей квартире, Да и нет в этом необходимости. Всегда можно взять нужную книгу в библиотеке. А сейчас мы проверим, хорошие ли вы читатели.
ВИКТОРИНА!
1.Красна девица грустна
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка (Снегурочка)
2.Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
3.Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то…... («Волк и семеро козлят»)
4.Сколько глаз было у сестер Хаврошечки?
(Один, два, три)
5.В какой сказке сердце мальчика превратилось в кусочек льда? («Снежная королева»)
6.Появилась девочка В чашечке цветка,
И была та девочка Чуть больше ноготка. («Дюймовочка»)
- Молодцы, ребята! Я вижу, что вы прочитали уже много книг. Но чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой.
1) В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям. 2) Книги в библиотеку надо возвращать вовремя. Их ждут другие читатели; 3) С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят; 4) Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги; 5) Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где ты их взял, иначе библиотекарь не сможет быстро найти нужную книгу.
- Ребята! Все эти правила вы должны запомнить и использовать их при выборе книг. Все вы любите читать сказки, и прочитали их превеликое множество. При этом вы, наверное, заметили, что самые невероятные чудеса в сказках происходят при помощи заклинаний. Наш следующий конкурс для специалистов по заклинаниям и волшебным словам:
КОНКУРС «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА»
1.В сказке В. Катаева «Цветик - семицветик» старушка подарила девочке Жене цветок. не простой, а волшебный. Цветик может исполнять все желания, только для этого нужно оторвать один лепесток и произнести слова... («Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по- моему вели...»)
2.В сказке «Али-Баба и сорок разбойников» для того, чтобы зайти в пещеру с сокровищами,
надо было сказать...(«Сим-сим, открой дверь!»)
3.Какие волшебные слова помогли Элли из книги А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» стать владелицей волшебной шапки? (Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу,
трикапу, скорики, морики! Явитесь передо мной, Летучие Обезьяны.)
4.В какой сказке и кому эти волшебные слова помогли вновь приобрести свой рост?
Встань передо мной,
Как мышь перед горой.
Как снежинка перед тучей,
Как ступенька перед кручей,
( Нильсу из сказки « Чудесное приключение Нильса с дикими гусями»)
- Может быть, и вы, ребята, знаете какие-нибудь волшебные слова?
А может кто-то захочет поздравить и нашу библиотеку и меня с профессиональным праздником? Тогда к месту будет следующий мини - конкурс-конкурс загадок, посвященных библиотеке, книге.
КОНКУРС ЗАГАДОК:
За страницею страница-
С нею можно в путь пуститься
По морям и в глубь веков,
Среди джунглей и снегов.
С ней всегда легка дорога,
С ней узнаешь очень много
У меня в руках , взгляни-ка,
Эта красочная… (Книга)
Снаружи смотришь -дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем,
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор ,и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй отгадай. (Библиотека.)
С подругами и сестрами
Они приходят к нам.
Рассказы, вести новые
Приносят по утрам. (Газета.)
Смотришь - чистенькая.
Погладишь - гладенькая,
А читать начнешь,
Споткнешься. (Книга.)
- Молодцы, думаю, что вам понравилось то время, которое мы плодотворно провели вместе. Библиотека – это не только храм знаний, но и то место, где можно проявить себя творчески, узнать секреты жизни и себя самого. Приходите, будем вам очень рады. До новых встреч!
Приложение 4
Сценарий сказки волонтеров «Колобок» для воспитанников подготовительной группы детского сада №12 р.п. Жигалово
Дата проведения: 16 ноября 2022г.
Действующие лица: Колобок, Дед, Бабка, Заяц, Волк, Лиса, Дракон, Рассказчик.
Материал: Костюмы: деда, бабки, колобка, зайца, волка , лисы, дракона; таз пластмассовый; лес бумажный; домик из картона; бумажные деньги; три листа бумаги с надписью: 1 год, 2 год, 3 год;
Вводная часть
- Дорогие ребята! Сегодня к нам на праздник пришли наши выпускники. Они 4 года назад, пройдя дошкольный путь, покинул эти стены. Почему у нас сегодня произошла такая необычная встреча? А потому, что недавно мы отметили два больших праздника : 27 сентября был День дошкольного работника (воспитателя, а 5 октября – День Учителя. В детской песенке поется: «Вы – первый наш учитель…» Это строки из песни про воспитателя. Но если бы я не сказала, о ком песня, вы подумали бы о первой учительнице, которая встречает детей в школе и ведет в мир знаний.
- Школьники! Готов ли кто-нибудь из вас
В этом зале выступить сейчас? (да)
- Добрый день! МЫ волонтёры первой школы.
Приветствуем сегодня в этом зале
Мы от души собравшихся гостей.
Максим: Улыбкой и теплом мы вас встречаем,
И стало всё вокруг вдруг веселей.
Мы с миром и добром сюда приходим,
И каждый здесь немножечко актёр.
И с гордостью все имя это носим,
И ты, и он, и я – конечно волонтёр.
Жизнь кипит, течёт, меняется.
Уверены: мы будем вам нужны.
Сегодня наше завтра начинается,
А завтра у России - это МЫ!
ВСЕ: Наш девиз - Помогать, заботиться, дерзать! Под музыку из сказки «Пластилиновая ворона» начинается сказка «Колобок». У домика сидят дед и бабка. Дед что-то строгает, бабка вяжет.
Рассказчик: Жили-были дед да бабка. Как-то сидел дед и есть захотел. Вот говорит бабке.
Дед: Есть охота вот беда, я не ел уже три дня. Ну – ка, бабка, где еда, испеки-ка мне колобка.
Рассказчик: Послушалась бабка деда и пошла месить колобка. Но повариха из неё была «никудышная» и получился у неё чудо-юдо колобок. Поставила она колобок на окошко остужать. А колобок тем временем остыл, прыг за окно — и покатился себе по тропинке. Катится колобок себе, катится, а навстречу ему зайчишка (под песню «Ну – ка, зайка, попляши» выходит, пританцовывая, навстречу Колобку Заяц).
Заяц: Колобок, колобок ! Я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня я тебе совет дельный дам, пойди ты лучше учиться на бухгалтера, сделаешь свой бизнес план, откроешь своё дело и будешь жить себе припеваючи. (Под песню из «Буратино» «Не прячьте ваши денежки» с ладошки раскидывает деньги).
Рассказчик: Заяц подумал, подумал и решил
Заяц: Прав ведь колобок пойду ка я учиться.
Рассказчик: И поскакал заяц учиться на бухгалтера. А колобок продолжил свой не лёгкий путь (под быструю музыку Колобок «катится» мимо Зайца и исчезает за елками. Заяц убегает в противоположную сторону).
Рассказчик: Катился , катился и тут ему на встречу серый волк.
Волк: Колобок, румяный бок! Я тебя съем! (Волк одевает салфетку за ворот и достает из кармана нож с вилкой.)
Колобок: Не ешь меня серый Волк! я зайцу хороший совет дал и тебе подскажу, пойди ты лучше учиться на тракториста, научишься поля пахать, пшеницу сеять, зерно убирать, и будешь, как сыр в масле кататься.
Рассказчик: Волк подумал, подумал, почесал свой бог, и учиться побежал. А Колобок покатился себе дальше.
Рассказчик: Колобок катился, катился и тут ему на встречу лисичка бежит. (Под музыку песни «Лиса – плутовка»).
Лиса: Колобок, колобок! Ты куда это спешишь? Присядь, поговорим о нас.
Колобок: Некогда мне рассиживаться, я по лесу бегу, всем совет даю. я Зайцу помог, и Волку помог, Не ешь меня я и тебе совет дам,
Лиса: Тоже мне советчик нашёлся, и что же ты мне посоветуешь?
Колобок: Иди-ка ты лучше учиться на повара, Научишься кушать готовить и ни когда голодной не будешь.
Рассказчик: Лиса подумала, подумала, а ведь колобок прав пойду ка я учиться. А Колобок покатился себе дальше.
Рассказчик: И встречает колобок на своём пути: «Знание», « Умение» и «Навыки», и начинает с ними знакомиться.
Рассказчик: И знакомились они не три часа и три ночи, а целых три года.
( Музыка замолкает. Дракон и Колобок садится на стул и машут руками на себя. Мимо проходят обучающиеся и несут, подняв над головой плакат 1год, 2год, 3год. Начинает играть мелодия и Колобок с Драконом продолжают жестикулировать ).
Колобок: Я победил, я убедил, что все профессии нужны, что все профессии важны!
Рассказчик: Колобок обрадовался, что достойные знания приобрел, что звери его послушали и тоже отправились учиться. И вернулся он в свой родной дом. (Игроки уходят и переодеваться в повара механика и бухгалтера, И выходят на сцену .)
ВСЕ: Мы – волонтёры, и это не мало,
В профессию смело даём мы начало!!!
Приложение 5
Конспект по конструированию из бумаги «Закладка для книг»
Цель: Изготовление закладки для книги в технике оригами с элементами аппликации
Задачи: 1.Научить детей делать закладки для книг своими руками. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, интерес к своей работе, фантазию, эстетический вкус.
2.Познакомить детей с появлением письменности, ознакомить с историей русской азбуки, создания славянского алфавита, с ее основоположниками Кириллом и Мефодием. Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы. Сформировать представление о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы. Прививать детям бережное отношение к книгам и формировать устойчивый интерес к книгам, чтению.
3. Развивать мышление, внимание, память, интерес к русскому языку и истории.
4. Воспитывать патриотическое отношение к родине.
Ход ООД:
Воспитатель:
Ребята мы с вами разговариваем друг с другом, и наша речь состоит из слов, а слова из букв.
- А зачем нам нужны буквы? (читать, писать) А вы знаете буквы? А как появились буквы? Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность.
Рассказ воспитателя (сопровождается презентацией)
Давно древние люди не могли читать и писать и поэтому они передавали информацию друг другу, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности. Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали силуэты животных и символы на больших камнях.
-А как вы думаете, легко ли было написать сообщение и доставить его по назначению? (нет, камень тяжелый, выбивался рисунок трудно и долго). Правильно, поэтому люди стали писать на материале, который легче было найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – писало. Стали использовать восковые дощечки и кору берёз – бересту.
Шло время. На смену им пришли гусиные перья и бумага. Вот такая история появления письменности.
- А сейчас я вам расскажу историю появления азбуки.
Данным - давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать так и не умели. В те времена жили два брата монаха - Кирилл и Мефодий. Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы. В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия.
Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя - Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита.
Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля. Названия букв напоминали людям о таких словах, как: «добро», «земля», «люди», «покой», «слово». И вся кириллица -это добрые буквы, добрые слова, т.к. созданы они были Кириллом и Мефодием с добром, светом, верой.
Воспитатель: Святых Кирилла и Мефодия помнят и чтят. Во многих городах им воздвигнуты памятники. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами немножко отдохнём и разомнём наши ручки и ножки.
Воспитатель: Ребята, послушайте музыку. Какое настроение у вас вызвала мелодия знакомой песенки? А у меня тоже с утра сегодня веселое настроение! Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Воспитатель: А еще, потому что утром у двери я нашла вот что (показать коробочку) Как вы думаете, что это? (Ответы детей). Да, это посылка. Сейчас я прочитаю для кого она.
- Детский сад №11. детям старшей группы. Как вы думаете, что там? (Ответы детей). А чтобы, вы быстрее догадались, послушайте загадку.
В них живут рассказы, сказки,
Комиксы, стихи, раскраски.
Все девчонки и мальчишки
Любят их. Ведь это … (книжки).
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это книга! Сейчас почитаем (достаёт книгу и начинает читать. Смотрит на часы и «случайно» закрывает книгу). Ой, что же делать? Как же найти ту страничку?
Беседа, о том для чего нужна закладка для книги.
Воспитатель: А закладка нужна для того, чтобы быстро найти нужную страницу и тем самым не портить и не сгибать листы. Вы молодцы, догадались, мы можем с вами сделать доброе дело и изготовить закладки для книг, чтобы наши книги всегда были в порядке. А как это сделать я вам сейчас покажу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я сделала вот такую закладку. (Демонстрация готовых образцов закладок). Закладку мы будем делать из цветной бумаги. (Объяснение технологии изготовления образца закладки: что для чего и как.). Я вам рассказываю и показываю ход действия, а вы за мной повторяете и делаете тоже самое: Берём квадрат цветной бумаги и складываем по диагонали. Загибаем уголки наверх. Разворачиваем. Загибаем один верхний угол вниз. Поднимаем правый уголок вверх. Заправляем его в кармашек. Левый уголок заправляем точно так же. Переворачиваем. Заготовка готова! И мы её немного приукрасим. Для этого возьмём ножницы, вырежем мордочки животных и приклеим на закладку.
Я - красивая закладка
Я нужна вам для порядка.
Зря страницы не листай -
Где закладка, там читай.
Показ как пользоваться закладкой.
Воспитатель: Какие вы, молодцы! Такие красивые закладки сделали, я думаю книгам они тоже понравятся!
Приложение 6
Уровни оценивания сотрудничества
Критерии оценивания | ||||||
Код ученика | Продуктивность | Умение договариваться | Взаимный контроль | Взаимопомощь | Эмоциональное отношение | Уровни оценивания |
1 | + | + | + | + | + | высокий |
2 | - | - | - | - | + | низкий |
3 | + | + | + | + | + | высокий |
4 | + | + | + | + | + | высокий |
5 | + | + | + | + | + | высокий |
6 | + | + | + | + | + | высокий |
7 | + | + | + | - | + | высокий |
8 | + | + | + | + | - | высокий |
9 | - | - | + | + | + | средний |
10 | + | + | + | + | + | высокий |
11 | + | + | + | + | + | высокий |
12 | + | + | + | + | - | высокий |
13 | - | + | + | + | + | высокий |
14 | - | + | + | - | + | средний |
15 | + | + | + | + | + | высокий |
16 | + | + | + | + | - | высокий |
17 | + | + | - | - | + | средний |
18 | + | - | + | + | + | высокий |
19 | + | + | + | + | + | высокий |
20 | + | + | + | + | + | высокий |
21 | + | + | - | - | + | средний |
22 | - | + | + | + | + | высокий |
Таблица 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по реализации социально-значимого проекта «Твори добро»
Благотворительная работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми односельчанами, ребята могут узнать мно...
План социально-значимого проекта "Неделя добрых дел"
В конспекте показан план работы во время проведения "Недели добрых дел"...
Конспект классного часа с презентацией "Тёплым словом, добрым делом..." (волонтёрство)
Классный час проведён 1 сентября 2018 г. Цель классного часа: рассказать детям о бескорыстной работе добровольцев, которые по собственной воле решили посвятить часть своей жизни другим людям, поп...
Программа "Добро вместе" (участие обучающихся 1-4 классов в социально-значимых проектах по предмету "Окружающий мир")
Программа "Добро вместе" (участие обучающихся 1-4 классов в социально-значимых проектах по предмету "Окружающий мир")...
Социально значимое дело "Правила безопасности- правила жизни"
Тема. Правила безопасности – правила жизни.АктуальностьЖизнь каждого человека бесценна. Важнейшим правом человека является право на жизнь и право на личную безопасность. Для того чтобы соблюдать...
"Добрые слова, добрые дела" (воспитательное занятие)
Цель занятия: формировать потребность в совершении добрых дел; расширять знания о доброте и её роли в жизни человека; развивать интерес к совершению добрых дел и поступков....
Классный час "Тёплым словом, добрым делом… "
Цель: сформировать у обучающихся представление о волонтерском движении, о его разных формах в разные времена, о его значении в жизни социума....