Статья на тему: адаптация и реабилитация школьников с ОВЗ в системе коррекционных школ.
статья (1 класс)
Статья по коррекционной педагогике, посвящённая проблеме взаимоотношений педагогов и обучающихся начальной школы, первоклассников или новых учеников. Этот процесс формировния авторитетных демократических отношений - называется в широком смысле адаптацией к педагогическому процессу: усвоение знаний, социальные отношения, общение со сверстниками, подчинение общим правилам, выстаривание новых отношений с родителями и друзьями, свободное время и увлечения по расписанию. Для корреционной системы обучения - существуют трудности психологического порядка, это уровень понимания проблем школьников с ОВЗ - общих и индивидуальных возможностей, особенностей восприятия и усвоения знаний, трудностей в обработке информации и общении, учитывание зон ближайшего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_adaptatsiya.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: адаптация и реабилитация школьников с ОВЗ в системе коррекционных школ.
Можно заметить, что последние годы, а именно 10-20 лет целенаправленное и особое внимание уделяется образованию общему и профессиональному для людей с ОВЗ. Конвенция 2004 года декларирует положение о всеобщем образовании инвалидов, с тех пор инвалиды с разной этимологией сложной, глубокой, незначительной могут и даже обязаны посещать учебные и специализированные учреждения. Действующее законодательство об образовании запрещает отказывать в обучении, в принятии заявлений от лиц с ОВЗ. Немаловажно конечно, всё обучение и все реабилитационные мероприятия, включая курортно-санаторное лечение, детей и подростков, имеющих инвалидность у нас бесплатное. Основное положение в этом законе звучит следующим образом: «…одним из важнейших элементов социальной защиты инвалидов наряду с медицинской, психологической и социально-экономической реабилитацией является возможность получения полноценного образования, приобретения такой специальности, которая даёт возможность стать полноценным членом общества».
В своей монографии Г.А. Калмыков отмечает, что «существует более эффективный путь компенсации дефекта». Развивая эту мысль, он пишет: «Знание законов психического развития обучающегося с ОВЗ и умение использовать их на практике необходимы всем участникам педагогического процесса для того, чтобы, вырабатывать у подростка систему потребностей и специальные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений.
Для этого нужно разрабатывать на конкретном уровне и конкретном этапе методики и технологии, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям. Далее следует совершенствовать систему системных и комплексных воздействий.
Главным условием по созданию психологического климата во взаимоотношениях с учащимися разных образовательных систем, имеющим нарушение развития, является психологическая поддержка, в полном смысле, психолого-педагогическая, социальная реабилитация.
Из чего состоит психологическая поддержка. Это доверительный процесс, в котором специалист, взаимодействуя с учениками, сосредотачивается на их ресурсных сторонах, помогает поднять их самооценку. Личностный рост позволяет помочь поверить в себя каждому конкретному индивиду, поверить в свои способности, проработать ошибки, возможно, преодолеть неудачи, двигаться вперёд, приобрести друзей.
Самый простой способ психологически поддерживать обучающегося с ОВЗ: нужно уметь выделять положительные стороны его поступков, уметь находить их и поощрять, а ещё критически относиться к негативному опыту и неудачам – как опыту социальному. Лучше учиться на своих ошибках, это живой опыт неудач, не понимания, а затем взросления.
Успешность должна поддерживаться, а иначе она окажется случайным спонтанным решением или событием, но с другой стороны, не стоит впадать в крайности, постоянно развивать ситуацию успеха, предъявлять к ученику непомерные требования или остерегать его от ошибок или упрекать за неудачи.
Такими негативными факторами могут быть завышенные требования, чрезмерные ожидания, педагогическая безграмотность, неправильное оценивание и понимание способностей личности, её истинных желаний, это происходит как со стороны родителей и ближайших родственников, друзей, соседей, так и со стороны специалистов, педагогов, психологов, медиков.
Как правильно можно поддержать обучающегося с особыми способностями? Чтобы оказать ему психологическую поддержку, специалист должен пользоваться системой комплексных мер индивидуально подобранных, которые бы работали на развитие его «Я – концепции», формировали в нем эффект полезности и адекватности. Такими способами могут быть: демонстрация достижений; обучение способам справляться с различными конкретными задачами; употребление ободряющих и правдивых словосочетаний (объяснений), снижающих напряжение, типа «Все мы обычные люди и всем нам без исключения свойственно ошибаться»; подчеркивание веры в силы и возможности обучающегося.
Не всегда правильно, обращаться к опыту прошлых неудач и ошибок, дабы они всегда деморализуют, можно обращаться к опыту неудач, только затем, чтобы его избежать в настоящем моменте и будущем, что называется, сделать работу над ошибками в свою пользу.
Например, «что если у обучающегося с ОВЗ что-то не получается, позволить ему начать с нуля. Психологическая поддержка состоит в том, чтобы дать возможность школьнику с ОВЗ почувствовать его нужность и уникальность. Аутентичность – это и есть открытие своего смысла в мире с другими людьми, но это сложный процесс, но вместе с тем, изначально хорошее отношение к ученику – залог успеха в поднятии самооценки.
Обучение таких школьников предполагает, прежде всего, формирование атмосферы доброжелательности, доверия, эмпатии, понимания проблем и равноценного сотрудничества; осуществление политики равных возможностей. Это зависит от правильно организованной учебно-воспитательной среды. И не только, но и от самого духа коллектива, сообщества педагогов и других специалистов, как показывает наш практический опыт.
Однако обучение школьников с ОВЗ в системе массовых организаций сопряжено с рядом существенных трудностей, которые испытывают как администрация и преподаватели, так и сами обучающиеся. Сложности и проблемные зоны возникают при организации обучения лиц с ОВЗ: принцип организации групп, определение содержания программ, методов и приемов обучения. Они обучаются по учебникам и программам, предназначенным для обычных школьников, которые не всегда на достаточном уровне адаптируются к обучающимся с ОВЗ. У школьников с ОВЗ наоборот, время на усвоение содержания программ не увеличивается; общие программы одних школьников упрощают, перед другими ставят сложную задачу.
В учебном заведении школьники с ОВЗ попадают в новые, по сравнению с детским садом и Центрами реабилитации, более взрослые и самостоятельные условия, которые требуют от них определенных усилий, умений и навыков в организации своей учебной деятельности. Из-за отсутствия прежнего контроля и индивидуального подхода, должны сами организовывать своё личное и образовательное пространство. И это не только приобретение новых знаний, но общение со сверстниками, и умение пользоваться информацией, обращаться за помощью, снискать расположение (авторитет) учителей, одноклассников.
Как видится, основная задача школы в период адаптации – найти к каждому обучающемуся свой подход, научить его подчиняться общим правилам и задачам, работать, социализироваться, учиться и общаться в команде. И эту задачу выполняет весь педагогический коллектив, здесь важна личная заинтересованность и ответственность всех участников образовательного процесса. Нужно помнить, что адаптация – это процесс постепенный и пошаговый, и через какое-то время первоклассник или новый ученик, будет вести себя по-другому и более эффективно усваивать знания и общаться со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников"
Начало обучения в школе один из ответственных и сложных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Переступив порог школы, ребенок становится школьником не сразу. Чтобы п...
Статья на тему:"Адаптация детей с ОВЗ в общеобразовательной школе: помощь и поддержка".
В статье раскрываются принципы работы с детьми с ОВЗ....
Статья по теме: "Адаптация первоклассников к школе"
Статья на тему: "Адаптация первоклассников к школе"...
Статья на тему «Адаптация школьников на первом году обучения».
Данная статья представляет собой пример классных часов с подробными планами занятий, направленных на адаптацию учащихся возраста при поступлении в первый класс. Предложенная информация может быть поле...
Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Рекомендации родителям"
Предлагаю статью на тему"Адаптация певоклассников к школе. Рекомендации родителям"...
Статья на тему: АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ с ОВЗ к школе
Статья на тему:Адаптация детей с ОВЗ к школе Составитель:ВоспитательДадыева З.А.Санкт-Петербург2021 Дошкольное детство – важнейший этап в жизни ребенка. Посещение дош...
Статья на тему: Адаптация первоклассников к школе
Раскрывается процесс привыкания к новым школьным условиям: адаптация к учителям и их требованиям, к одноклассникам. Даны рекомендации родителям на родительском собрании....