Статья на тему: адаптация и реабилитация школьников с ОВЗ в системе коррекционных школ.
статья (1 класс)

Петухова Елена Николаевна

Статья по коррекционной  педагогике, посвящённая проблеме взаимоотношений педагогов и обучающихся начальной школы, первоклассников или новых учеников. Этот процесс формировния авторитетных  демократических отношений - называется в широком смысле адаптацией к педагогическому процессу: усвоение знаний, социальные отношения, общение со  сверстниками, подчинение общим правилам, выстаривание новых отношений с родителями и друзьями, свободное время и увлечения по расписанию. Для корреционной системы обучения - существуют трудности психологического порядка, это уровень понимания проблем  школьников с ОВЗ - общих и индивидуальных возможностей, особенностей восприятия и усвоения знаний, трудностей в обработке информации и общении, учитывание зон ближайшего развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_adaptatsiya.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

         Статья на тему: адаптация и реабилитация школьников с ОВЗ в системе коррекционных школ.

       Можно заметить, что последние годы, а именно  10-20 лет  целенаправленное и  особое внимание уделяется образованию общему и профессиональному для людей с ОВЗ. Конвенция 2004 года декларирует   положение о всеобщем образовании инвалидов, с тех пор инвалиды с разной этимологией сложной, глубокой, незначительной могут и даже  обязаны посещать учебные и специализированные учреждения. Действующее законодательство об образовании запрещает отказывать в обучении, в принятии заявлений от лиц с ОВЗ. Немаловажно конечно,   всё обучение и все реабилитационные мероприятия, включая курортно-санаторное лечение,  детей и подростков, имеющих инвалидность у нас бесплатное.  Основное положение в этом законе звучит следующим образом: «…одним из важнейших элементов социальной защиты инвалидов наряду с медицинской, психологической и социально-экономической реабилитацией является возможность получения полноценного образования, приобретения такой специальности, которая даёт возможность стать полноценным членом общества».

       В своей монографии Г.А. Калмыков отмечает, что «существует более эффективный путь компенсации дефекта». Развивая эту мысль, он пишет:  «Знание законов психического развития обучающегося с ОВЗ и умение использовать их на практике необходимы всем участникам педагогического процесса для того, чтобы,  вырабатывать у подростка систему потребностей и специальные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений.

         Для этого нужно разрабатывать на конкретном уровне и  конкретном этапе методики и технологии, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям. Далее  следует совершенствовать систему системных  и комплексных воздействий.  

        Главным условием по созданию психологического климата во взаимоотношениях с учащимися разных образовательных систем,   имеющим  нарушение  развития, является психологическая поддержка,  в полном смысле,  психолого-педагогическая, социальная  реабилитация.

       Из чего состоит психологическая поддержка. Это доверительный  процесс, в котором специалист,  взаимодействуя с  учениками, сосредотачивается  на их ресурсных сторонах, помогает  поднять их самооценку.  Личностный рост  позволяет помочь  поверить в себя  каждому конкретному индивиду, поверить в  свои способности, проработать ошибки, возможно,  преодолеть  неудачи, двигаться вперёд, приобрести друзей.  

      Самый простой способ  психологически поддерживать обучающегося с ОВЗ:  нужно уметь выделять положительные стороны его поступков, уметь находить их и поощрять, а  ещё критически относиться к негативному опыту и неудачам – как  опыту социальному.  Лучше  учиться на своих ошибках, это живой опыт неудач,  не понимания, а затем взросления.

       Успешность должна поддерживаться, а иначе она окажется случайным спонтанным решением или событием, но с другой стороны, не стоит впадать в крайности, постоянно развивать ситуацию успеха, предъявлять к  ученику непомерные требования или остерегать его от ошибок  или упрекать за неудачи.

       Такими негативными факторами могут быть завышенные требования, чрезмерные ожидания, педагогическая безграмотность, неправильное оценивание и понимание способностей личности, её истинных желаний,   это происходит как со стороны родителей и ближайших родственников, друзей, соседей, так и со стороны специалистов, педагогов, психологов, медиков.

         Как  правильно можно поддержать обучающегося с особыми способностями? Чтобы оказать ему психологическую поддержку, специалист должен пользоваться системой комплексных мер индивидуально подобранных, которые бы работали на развитие его «Я – концепции», формировали в нем эффект полезности и адекватности. Такими способами могут быть: демонстрация достижений; обучение способам справляться с различными конкретными  задачами; употребление ободряющих и правдивых словосочетаний (объяснений), снижающих напряжение, типа «Все мы обычные люди  и всем нам без исключения свойственно ошибаться»; подчеркивание веры в силы и возможности  обучающегося.

       Не всегда  правильно, обращаться к опыту прошлых неудач и ошибок, дабы они всегда деморализуют, можно обращаться к опыту неудач, только затем, чтобы его избежать в настоящем моменте и будущем, что называется, сделать работу над ошибками в свою пользу.

        Например, «что если у обучающегося с ОВЗ что-то не получается, позволить ему начать с нуля.   Психологическая поддержка состоит в том, чтобы дать возможность школьнику   с ОВЗ почувствовать его нужность и  уникальность.  Аутентичность – это и есть открытие своего смысла в мире с другими людьми, но это сложный процесс, но вместе с тем, изначально хорошее отношение к ученику  – залог успеха в поднятии самооценки.  

         Обучение таких школьников предполагает, прежде всего,  формирование атмосферы доброжелательности, доверия, эмпатии, понимания проблем и равноценного сотрудничества;  осуществление политики равных возможностей. Это зависит от правильно организованной  учебно-воспитательной среды. И не только,  но  и от самого духа коллектива, сообщества педагогов и других специалистов, как показывает наш практический опыт.

         Однако обучение  школьников  с ОВЗ в системе массовых организаций сопряжено с рядом  существенных трудностей, которые испытывают как администрация и преподаватели, так и сами обучающиеся.  Сложности и проблемные зоны  возникают при организации обучения лиц с ОВЗ: принцип организации  групп, определение содержания программ, методов и приемов обучения. Они обучаются по учебникам и  программам,   предназначенным для обычных школьников, которые не всегда на достаточном уровне адаптируются к обучающимся с ОВЗ.  У школьников  с ОВЗ наоборот,  время на усвоение  содержания программ не увеличивается; общие программы одних школьников  упрощают, перед другими ставят  сложную задачу.

         В учебном заведении школьники с ОВЗ попадают в новые, по сравнению с детским садом и Центрами реабилитации,  более взрослые и самостоятельные условия, которые требуют от них определенных усилий, умений и навыков в организации своей учебной деятельности. Из-за отсутствия прежнего  контроля и индивидуального подхода,  должны сами организовывать своё личное и образовательное пространство.  И это не только приобретение новых знаний, но общение со сверстниками, и умение пользоваться информацией, обращаться за помощью, снискать расположение (авторитет) учителей, одноклассников.

      Как видится, основная задача школы в период адаптации – найти к каждому обучающемуся свой подход, научить его подчиняться общим правилам и задачам, работать, социализироваться, учиться и общаться в команде. И эту задачу выполняет весь педагогический коллектив, здесь важна личная заинтересованность и ответственность всех участников образовательного процесса. Нужно помнить, что адаптация – это процесс постепенный  и  пошаговый, и через какое-то время первоклассник или новый ученик, будет вести себя по-другому и более эффективно усваивать знания и общаться со сверстниками.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников"

Начало обучения в школе один из ответственных и сложных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Переступив порог школы, ребенок становится школьником не сразу. Чтобы п...

Статья по теме: "Адаптация первоклассников к школе"

Статья на тему: "Адаптация первоклассников к школе"...

Статья на тему «Адаптация школьников на первом году обучения».

Данная статья представляет собой пример классных часов с подробными планами занятий, направленных на адаптацию учащихся возраста при поступлении в первый класс. Предложенная информация может быть поле...

Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Рекомендации родителям"

Предлагаю статью на тему"Адаптация певоклассников к школе. Рекомендации родителям"...

Статья на тему: АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ с ОВЗ к школе

Статья на тему:Адаптация детей с ОВЗ к школе   Составитель:ВоспитательДадыева З.А.Санкт-Петербург2021 Дошкольное детство – важнейший этап в жизни ребенка. Посещение дош...

Статья на тему: Адаптация первоклассников к школе

Раскрывается процесс привыкания к новым школьным условиям: адаптация к  учителям и их требованиям, к одноклассникам. Даны рекомендации родителям на родительском собрании....