Новые результаты образования как основа проектирования современного уроках литературного чтения.
методическая разработка
В статье представлены результаты современного подхода в образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_1_vystuplenie.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузьмина М.В., учитель начальных классов
ГБОУ средняя общеобразовательная школа №459
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Новые результаты образования как
основа проектирования современного уроках
литературного чтения.
В настоящее время одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника является литературное чтение. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
Содержание Стандарта начального образования, принятого в России в 2010 году совершенно иное, чем было раньше. Впервые зафиксированы требования к результатам освоения школьниками программы начального образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями.
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
В постоянно изменяющемся мире новых технологий и безудержного роста информации, поступающей к человеку через интернет, библиотеки, средства массовой информации ставит перед ним значительные барьеры на пути восприятия, оценки и понимания содержания этой информации.
Развитие информационной грамотности у школьников - одна из самых актуальных проблем сегодняшней школы и библиотекарей во всем мире.
Умение искать информацию, дать верную оценку и эффективно использовать является залогом успеха в обучении на протяжении всей жизни, в профессиональной деятельности и в повседневном межличностном общении.
В формирование информационной грамотности делают вклад все предметы, в том числе и литературное чтение. Для авторов современных программ литературного чтения возникают наиболее два важных вопроса: чему учить и как это делать? Стандарты нового поколения ФГОС 2010 года отвечают на эти вопросы. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе стандарты ставят формирование литературной компетентности младших школьников, осознание себя как читателя, понимание роли литературы в становлении личности, углубление интереса к общению с детской художественной книгой.
В начальной школе дети будут:
- -различать реальные и вымышленные рассказы,
- - пытаться предсказать содержание книги по обложке (текста по заглавию, по иллюстрации),
- -предсказывать развитие сюжета и проверять свои предположения,
- - понимать, что такое ключевые слова и находить их,
- - разбираться в структуре текстов и книги (заглавие, автор, содержание, иллюстрации),
- разбираться в структуре энциклопедии,
- - использовать словари для поиска информации,
- - знать устройство библиотеки, режим работы, правила пользования, библиотечную терминологию,
- - создавать планы рассказов,
- - связывать прочитанное со своими знаниями и опытом,
- -использовать -аудио и –видеозаписи для сбора информации,
- -знать профессии людей, которые представляют информацию в обществе,
- - знать способы, с помощью которых информация попадает в компьютеры, печатные и электронные издания.
Все эти информационные навыки будут успешно формироваться только при соблюдении принципов системности, последовательности и применения современных педагогических технологий и методов. Например:
1.Уроки-проекты («Засели сказочными домиками улицу»-по итогам изучения темы).
2.Создание коллажей по стихам об осени.
3.Показ мод, парад живых героев.
4.Подготовка стенгазеты (какие коллективные дела проводил в классе, подборка фотографий, взятие интервью у родителей, работников школ и т.д.)
5.Изготовление буклета по детским журналам.
6.Создание доски объявлений, услуг от лица литературных героев: «Меняю скалочку на курочку, курочку на …и т. д.», «Учу ловить рыбу хвостом».
7.Выписывание ключевых слов из текстов, стихов.
8.Помощь взрослых в получении информации из Интернета.
9. Возможность экскурсий либо в музеи, либо на действующие предприятия.
10.Работа в группах-поочередно высказывать идеи, «держать тему обсуждения», участвовать в коллективных ответах.
11.Выполнение иллюстраций к текстам
12.Инсценировки (изготовление костюмов и т. д.)
Информационная грамотность, в частности умение интерпретировать информацию-это умение делать выводы из текста, например, на уроке литературного чтения, и представить их в виде нового информационного продукта:
1.Создание видеоклипа.
2.Создание кинофильма или мультфильма.
3Создание текста по аналогии.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,2010г.
- Мязоте О. Н. Уроки информационной грамотности в школе: методические рекомендации. – М.: Чистые пруды, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые результаты образования как основа проектирования современного урока русского языка.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»...
Статья «Новые результаты образования как основа проектирования современного урока литературного чтения».
В статье говорится о том, что развитие информационной грамотности у школьников является актуальной проблемой сегодняшней школы,так как человек в современном мире встречает значительные барьеры на пути...
Статья «Новые результаты образования как основа проектирования современного урока – математика»
laquo;Новые результаты образования как основа проектирования современного урока – математика»...
Новые результаты образования как основа проектирования современного урока. "Литературное чтение в начальной школе».
laquo;Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь к...
«Методы и приемы учебного проектирования на уроках литературного чтения в начальной школе» (Блок №2 Учимся видеть проблемы)
Во втором блоке представлены задания на развитие способности видеть проблемы. Они направлены на одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зре...
«Методы и приемы учебного проектирования на уроках литературного чтения в начальной школе» (Блок №3 Учимся выдвигать гипотезы)
В третьем блоке представлены задания на развитие умения выдвигать гипотезы. Юный исследователь учится выдвигать предположения, гипотезы. Ценность предположений, даже самых нелепых, провокационных идей...
Технологические основы проектирования современного урока в начальной школе
Статья в Сборнике материалов Всероссийской НПК 5 декабря 2019 года...