Новые результаты образования как основа проектирования современного уроках литературного чтения.
методическая разработка

Кузьмина Мария Вадимовна

В статье представлены результаты современного подхода в образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_1_vystuplenie.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Кузьмина М.В., учитель начальных классов

ГБОУ средняя общеобразовательная школа №459

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Новые результаты образования как

основа проектирования современного уроках

литературного чтения.

В настоящее время одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника является литературное чтение. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.

Содержание Стандарта начального образования, принятого в России в 2010 году совершенно иное, чем было раньше. Впервые зафиксированы требования к результатам освоения школьниками программы начального образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями.
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

В постоянно изменяющемся мире новых технологий и безудержного роста информации, поступающей к человеку через интернет, библиотеки, средства массовой информации ставит перед ним значительные барьеры на пути восприятия, оценки и понимания содержания этой информации.

Развитие информационной грамотности у школьников - одна из самых актуальных проблем сегодняшней школы и библиотекарей во всем мире.

Умение искать информацию, дать верную оценку и эффективно использовать является залогом успеха в обучении на протяжении всей жизни, в профессиональной деятельности и в повседневном межличностном общении.

В формирование информационной грамотности делают вклад все предметы, в том числе и литературное чтение. Для авторов современных программ литературного чтения возникают наиболее два важных вопроса: чему учить и как это делать? Стандарты нового поколения ФГОС 2010 года отвечают на эти вопросы. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе стандарты ставят формирование литературной компетентности младших школьников, осознание себя как читателя, понимание роли литературы в становлении личности, углубление интереса к общению с детской художественной книгой.

В начальной школе дети будут:

  • -различать реальные и вымышленные рассказы,
  • - пытаться предсказать содержание книги по обложке (текста по заглавию, по иллюстрации),
  • -предсказывать развитие сюжета и проверять свои предположения,
  • - понимать, что такое ключевые слова и находить их,
  • - разбираться в структуре текстов и книги (заглавие, автор, содержание, иллюстрации),
  • разбираться в структуре энциклопедии,
  • - использовать словари для поиска информации,
  • - знать устройство библиотеки, режим работы, правила пользования, библиотечную терминологию,
  • - создавать планы рассказов,
  • - связывать прочитанное со своими знаниями и опытом,
  • -использовать -аудио и –видеозаписи для сбора информации,
  • -знать профессии людей, которые представляют информацию в обществе,
  • - знать способы, с помощью которых информация попадает в компьютеры, печатные и электронные издания.

 Все эти информационные навыки будут успешно формироваться только при соблюдении принципов системности, последовательности и применения современных педагогических технологий и методов. Например:

1.Уроки-проекты («Засели сказочными домиками улицу»-по итогам изучения темы).

2.Создание коллажей по стихам об осени.

3.Показ мод, парад живых героев.

4.Подготовка стенгазеты (какие коллективные дела проводил в классе, подборка фотографий, взятие интервью у родителей, работников школ и т.д.)

5.Изготовление буклета по детским журналам.

6.Создание доски объявлений, услуг от лица литературных героев: «Меняю скалочку на курочку, курочку на …и т. д.», «Учу ловить рыбу хвостом».

7.Выписывание ключевых слов из текстов, стихов.

8.Помощь взрослых в получении информации из Интернета.

9. Возможность экскурсий либо в музеи, либо на действующие предприятия.

10.Работа в группах-поочередно высказывать идеи, «держать тему обсуждения», участвовать в коллективных ответах.

11.Выполнение иллюстраций к текстам

12.Инсценировки (изготовление костюмов и т. д.)

Информационная грамотность, в частности умение интерпретировать информацию-это умение делать выводы из текста, например, на уроке литературного чтения, и представить их в виде нового информационного продукта:

1.Создание видеоклипа.

2.Создание кинофильма или мультфильма.

3Создание текста по аналогии.

 Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,2010г.
  2. Мязоте О. Н. Уроки информационной грамотности в школе: методические рекомендации. – М.: Чистые пруды, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые результаты образования как основа проектирования современного урока русского языка.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»...

Статья «Новые результаты образования как основа проектирования современного урока литературного чтения».

В статье говорится о том, что развитие информационной грамотности у школьников является актуальной проблемой сегодняшней школы,так как человек в современном мире встречает значительные барьеры на пути...

Статья «Новые результаты образования как основа проектирования современного урока – математика»

laquo;Новые результаты образования как основа проектирования современного урока – математика»...

Новые результаты образования как основа проектирования современного урока. "Литературное чтение в начальной школе».

laquo;Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь к...

«Методы и приемы учебного проектирования на уроках литературного чтения в начальной школе» (Блок №2 Учимся видеть проблемы)

Во втором блоке представлены задания на развитие способности видеть проблемы. Они направлены на одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зре...

«Методы и приемы учебного проектирования на уроках литературного чтения в начальной школе» (Блок №3 Учимся выдвигать гипотезы)

В третьем блоке представлены задания на развитие умения выдвигать гипотезы. Юный исследователь учится выдвигать предположения, гипотезы. Ценность предположений, даже самых нелепых, провокационных идей...

Технологические основы проектирования современного урока в начальной школе

Статья в Сборнике материалов Всероссийской НПК 5 декабря 2019 года...