Адаптированная рабочая программа по музыке 1-4 классы. VII вид.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Адаптированная рабочая программа по музыке 1-4 классы VII вида предназначена для учителей, работающих по программе "Школа России". Она состоит из трех частей: планируемых результатов, основного содержания и тематического планирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_muzyka_1-4_klassy.docx | 66.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Победино МОГО «Смирныховский» Сахалинской области
Согласовано Утверждаю зам.директора по УВР директор МБОУ СОШ с. Победино _________/Полякова С.А./ от «___»______________2018 г _____________/Гераськина Е.Е./ |
Рабочая программа по предмету «Искусство (музыка)» для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития на 2018-2022 учебный год
Начальное общее образование Срок реализации – 4 года
Составлена на основе примерной программы начального общего образования. Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Составитель: Лошкарёва Е.М. – учитель начальных классов
с. Рощино 2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 1-4 классов составлена на основе:
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
- Примерной программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-317с.- (Стандарты второго поколения).
- Авторской программы по музыке. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. — М. : Просвещение, 2014. — 205 с.
- учебного плана МБОУ СОШ с. Победино на 2018-2019 учебный год;
- Учебно-методического комплекта «Школа России» по музыке.Музыка. 1-4 классов. Учебник общеобразовательных учреждений/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. – М.: Просвещение,2014
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)
По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий. Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Учащиеся с ОВЗ (задержка психического развития) в общеобразовательных классах обучаются по варианту 7.1, который предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Обязательным является систематическая специальная и психологопедагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутри личностных и межличностных конфликтов в классе, школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении АООП НОО; обеспечение обучающемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.
- Планируемые результаты
1 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У учащегося будут сформированы: – восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера; – эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру; – положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально - практической деятельности; – основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями; – уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям.
Обучающийся получит возможность для формирования: – понимания значения музыкального искусства в жизни человека; – начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений; – первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально - исполнительской деятельности; – эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
– принимать учебную задачу;
– понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;
– осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; – адекватно воспринимать предложения учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
– принимать музыкально - исполнительскую задачу и инструкцию учителя;
– воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;
– принимать позицию исполнителя музыкальных произведений
Познавательные
Обучающийся научится: – ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик);
– использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи («Музыкальный домик»);
– находить в музыкальном тексте разные части;
– понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
– читать простое схематическое изображение.
Обучающийся получит возможность научиться: – соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам
музыкальной выразительности (темп, динамика);
– понимать запись, принятую в относительной сольмизации, включая ручные знаки;
– пользоваться карточками ритма;
– строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;
– соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
Коммуникативные
– воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
– принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;
– понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель
аккомпанирует, дети поют и т.д.);
Обучающийся научится: – воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
– принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;
– понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);
– контролировать свои действия в коллективной работе.
–
Обучающийся получит возможность научиться: – исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
– использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
– следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Музыка в жизни человека
Обучающийся научится: – воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально - образного содержания;
– различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши;
– выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его героям;
– воплощать настроение музыкальных произведений в пении;
– отличать русское народное творчество от музыки других народов;
– вслушиваться в звуки родной природы;
– воплощать образное содержание народного творчества в играх, движениях, импровизациях,
пении простых мелодий;
– понимать значение музыкальных сказок, шуток.
Обучающийся получит возможность научиться: – воспринимать и понимать музыкальные произведения, доступные возрасту 6–8 лет;
– передавать содержание песенного творчества в пении, движении, элементах дирижирования и др.
– оценивать значение музыки в жизни людей на основе знакомства с легендами и мифами о происхождении музыки.
Основные закономерности музыкального искусства
Обучающийся научится: – слушать музыкальное произведение, выделяя в нем основное настроение, разные части, выразительные особенности; наблюдать за изменениями темпа, динамики, настроения;
– различать темпы, ритмы марша, танца и песни;
– находить сходство и различие тем и образов, доступных пониманию детей;
– определять куплетную форму в тексте песен;
– различать более короткие и более длинные звуки, условные обозначения (форте – пиано и др.).
Обучающийся получит возможность научиться: – выражать свои эмоции в исполнении песен, в придумывании подходящих музыке движений;
– понимать элементарную запись ритма и простой интонации;
– различать звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипки, балалайки, трубы, флейты), пение солиста и хора (мужского, женского или детского);
– исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
Обучающийся получит возможность для овладения: – первоначальными представлениями о музыкальном искусстве и его видах; о творчестве П.И. Чайковского, М.И. Глинки, С.С. Прокофьева и др., о песенном творчестве для детей, об авторской и народной музыке;
– элементарными музыкальными понятиями: звук, звукоряд, нота, темп, ритм, мелодия и др.
Музыкальная картина мира
Обучающийся научится: – исполнять попевки и песни выразительно, соблюдая певческую установку;
– чисто интонировать попевки и песни в доступной тесситуре;
– воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко, тихо) особенности музыки;
– различать звучание русских народных и элементарных детских музыкальных инструментов.
Обучающийся получит возможность научиться: – выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера;
– узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
– различать звучание музыкальных инструментов, голосов;
– узнавать произведения русского музыкально - поэтического творчества
2 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У учащегося будут сформированы: – эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения; – образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России (гимн); – интерес к различным видам музыкально - практической и творческой деятельности; – первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений; – этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека; – выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.
Обучающийся получит возможность для формирования: – нравственно – эстетических переживаний музыки; – восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера и ненавязчивой морали русского народного творчества; – позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений; – первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкально - исполнительской деятельности; – представления о рациональной организации музыкальных занятий, гигиене голосового аппарата.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится: – принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; – планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; – эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок; – выполнять действия в устной форме; – осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности
Обучающийся получит возможность научиться: – понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; – воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении; – выполнять действия в опоре на заданный ориентир; – выполнять действия в громкоречевой (устной) форме
Познавательные
Обучающийся научится: – осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
– расширять свои представления о музыке (например, обращаясь к разделу «Рассказы о музыкальных инструментах»); – ориентироваться в способах решения исполнительской задачи; – использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в т.ч. карточки ритма; – читать простое схематическое изображение; – различать условные обозначения; – сравнивать разные части музыкального текста; – соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
Обучающийся получит возможность научиться: – осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Выясни у взрослых…»); – работать с дополнительными текстами ; – соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия); – соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; – соотносить содержание схематических изображений с музыкальными впечатлениями; – строить рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки.
Коммуникативные
– воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
– принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;
– понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);
Обучающийся научится: – использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; – исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.); – учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; – принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений; – следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться: – выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения; – следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности; – понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их; – контролировать свои действия в коллективной работе; – проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Музыка в жизни человека
Обучающийся научится: – эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных жанров; – различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню - танец, песню - марш, танец, марш; воспринимать их характерные особенности; – эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям доступного содержания; – различать жанры народной музыки и основные ее особенности; – размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке; – передавать эмоциональное содержание песенного (народного и профессионального) творчества в пении, движении, элементах дирижирования и др.
Обучающийся получит возможность научиться: – определять жанровые разновидности народных песен (плясовые, хороводные, шуточные); – соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями (например, с разными состояниями природы); – воплощать выразительные особенности профессионального и народного творчества в пении, движении, импровизациях; – воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений.
Основные закономерности музыкального искусства
Обучающийся научится: – слушать музыкальное произведение, выделять в нем его особенности, определять жанр произведения; – находить сходство и различие интонаций, тем и образов, основных музыкальных форм; – понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; элементы нотной записи; – различать певческие голоса и звучание музыкальных инструментов; – выражать свои эмоции в исполнении; передавать особенности музыки в коллективном музицировании.
Обучающийся получит возможность научиться: – пользоваться записью, принятой в относительной сольмизации; – исполнять попевки, ориентируясь на нотную запись; – определять одноголосное и многоголосное изложение в музыке; – различать на слух и чувствовать выразительность звучания оркестров (симфонического, народных инструментов, духового), звучания музыкальных инструментов; соотносить их тембры с характером героев, хоров (детского и взрослого), дисканта, сопрано, тенора и баса.
Обучающийся получит возможность для овладения: – представлениями о музыкальном искусстве и его видах, связях с другими видами художественного творчества; об авторской и народной музыке, о музыке разных народов; – представлениями о творчестве композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, А.П. Бородина, Н.А. Римского - Корсакова, Э. Грига, Г.В. Свиридова и др.; – представлениями о музыкальных жанрах: рондо, вариации и др.; – музыкальными понятиями: реприза, скрипичный ключ, нотный стан, тоника, трезвучие, тон, полутон, пауза, затакт и др.
Музыкальная картина мира
Обучающийся научится: - выразительно исполнять попевки и песни, следить за интонированием и соблюдением певческой установки; – воспринимать темповые, динамические особенности музыки; различать простые ритмические группы; – сопоставлять музыкальные особенности народной и профессиональной музыки; – выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, передавая изменения настроения в разных частях произведения; – участвовать в музыкальных драматизациях.
Обучающийся получит возможность научиться: – проявлять инициативу в музыкально – исполнительской деятельности; – понимать роль различных выразительных средств в создании музыкального образа; – сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении; – узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов.
3 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У учащегося будут сформированы: – эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания; – позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально - творческой деятельности; – образ Родины, представление о ее богатой истории, героях-защитниках, о культурном наследии России; – устойчивое положительное отношение к урокам музыки; -интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни; – основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;
– эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; жанров, стилей;
– представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.
Обучающийся получит возможность для формирования: – познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;
– нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);
– нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;
– понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами
композитора;
– представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую,
задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
– планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
– выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир; – эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
– осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться: – понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. Проектных и творческих;
– выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
– воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Познавательные
Обучающийся научится: – осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
– самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
– передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
– использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
– выбирать способы решения исполнительской задачи;
– соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
– соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями; – исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст.
Обучающийся получит возможность научиться: – осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;
– соотносить различные произведения по настроению и форме;
– строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;
– пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольмизации;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов и по заданным критериям;
– обобщать учебный материал;
– устанавливать аналогии; – сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах– представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).
Коммуникативные
Обучающийся научится: – выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);
– выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
– понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
– проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
– контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
– понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; – понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
– принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
– стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ);
– понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
– контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности;
– продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;
– формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера; – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально - творческой деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Музыка в жизни человека
Обучающийся научится:
– воспринимать и понимать музыку разного эмоционально - образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний;
– различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;
– понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
– эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
– понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
– передавать в музыкально - творческой деятельности художественно - образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.
Обучающийся получит возможность научиться:
– соотносить исполнение музыки с собственными жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.;
– осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. с использованием ИКТ;
– владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.
Основные закономерности музыкального искусства
Обучающийся научится:
– слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;
– наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;
– участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;
– узнавать черты музыкальной речи
отдельных композиторов; применять
полученные знания в исполнительской деятельности;
– узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах, движения под музыку;
– импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;
– пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольмизации;
– находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;
– различать звучание музыкальных инструментов (включая тембр арфы, виолончели, челесты.
Обучающийся получит возможность овладеть:
– представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин, Н.А. Римский - Корсаков, Ф._Й. Гайдн, И._С. Бах, В._А. Моцарт, Э. Григ, Г.В. Свиридов, С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин и др.) и исполнительском творчестве;
_ музыкальными понятиями: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и др.
Музыкальная картина мира
Обучающийся научится:
– выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения, в т.ч. с дирижированием (на 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8);
– петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении;
– различать мелодию и аккомпанемент; передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;
– сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;
– различать язык музыки разных стран мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
– сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
– узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
– приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;
– собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.
4 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы: – эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания
в собственных поступках;
–эстетические и ценностно - смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения,
жизненного оптимизма;
– любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;
– учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально - практической и творческой деятельности; – знание основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни;
– основа для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство);
– навыки оценки и самооценки результатов музыкально - исполнительской и творческой деятельности; – основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации культурного досуга.
Обучающийся получит возможность для формирования: – устойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально - эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении;
– гражданской идентичности на основе личностного принятия культурных традиций, уважения к истории России; – чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства; – толерантности на основе представлений об этнической самобытности музыкального искусства разных народов; – представлений об эстетических идеалах человечества, духовных отечественных традициях;
– способности видеть в людях лучшие качества;
– чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства; – толерантности на основе представлений об этнической самобытности музыкального искусства разных народов; – представлений об эстетических идеалах человечества, духовных отечественных традициях;
– способности видеть в людях лучшие качества;
– способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания и представления о музыке.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится: – понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;
– планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно – исполнительскими и учебными задачами;
– различать способ и результат собственных и коллективных действий;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
– вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;
– осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться: – воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения;
– высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства;
– принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках; – действовать самостоятельно при разрешении проблемно - творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.
Познавательные
Обучающийся научится: – осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в т. ч. в открытом информационном
пространстве (контролируемом пространстве Интернета);
– использовать знаково -символические средства, в т. ч. схемы, для решения учебных (музыкально - исполнительских) задач;
– воспринимать и анализировать тексты, в т. ч. нотные;
– строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
-устанавливать аналогии;
-представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов).
Обучающийся получит возможность научиться: – расширять свои представления о музыке и музыкантах, о современных событиях музыкальной культуры;
– фиксировать информацию о явлениях музыкальной культуры с помощью инструментов ИКТ;
– соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);
– строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно - музыкальной выразительности; – произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости
от конкретных условий;
– строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные
Обучающийся научится: – выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;
– контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
– продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в т. ч. в проектной деятельности;
– задавать вопросы;
– использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера; – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа музыкального
произведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;
– проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе импровизаций, хорового пения, коллективной творческой деятельности;
– участвовать в диалоге, в обсуждении различных явлений жизни и искусства;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; – применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Музыка в жизни человека
Обучающийся научится: – эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров (в т.ч. фрагменты крупных музыкально - сценических жанров); – эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально - творческой деятельности; – размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; – соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями;
– ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края; – сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; – ценить отечественные народные музыкальные традиции, понимая, что музыка разных народов выражает общие для всех людей мысли и чувства; – воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах, элементах дирижирования и др.).
Обучающийся получит возможность научиться: – реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности; – организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально - творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх; – овладеть умением оценивать нравственное содержание музыки разных жанров русских и зарубежных композиторов - классиков.
Основные закономерности музыкального искусства
Обучающийся научится: – соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний; – наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки; – общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Обучающийся получит возможность научиться: -реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации); – импровизировать мелодии и ритмическое сопровождение на законченные фрагменты стихотворного текста в соответствии с его эмоционально образным содержанием; – использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; – владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Обучающийся получит возможность овладеть:
– знаниями и представлениями о творчестве композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, А.П. Бородина, Н.А. Римского_Корсакова, М.А. Балакирева, М.П. Мусоргского, Ц.А. Кюи, Ф._Й. Гайдна, И.С. Баха, В._А. Моцарта, Л. Бетховена, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова, И.Ф. Стравинского, Д.Д. Шостаковича, Р.К. Щедрина, Э. Грига, Б. Бриттена, К. Дебюсси;
– системой музыкальных понятий.
Музыкальная картина мира
Обучающийся научится: – исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.), в т.ч. петь в одноголосном и двухголосном изложении; – определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в т. ч. и современных электронных; – оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; – исполнять на элементарных музыкальных инструментах сопровождение к знакомым произведениям.
Обучающийся получит возможность научиться: – адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально -поэтического творчества народов мира; – оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно - массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально - творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
- Содержание
.
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями:
«Музыка в жизни человека».
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине.
«Основные закономерности музыкального искусства»
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика и др.)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.
«Музыкальная картина мира»
Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.
Музыкальные инструменты.
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
1 класс
Музыка вокруг нас
И муза вечная со мной. Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. «Садко». Народные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло Рождество – начинается торжество». Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы. Примерный музыкальный материал: -Щелкунчик. Балет (фрагменты).П. Чайковский. –Детский альбом. П. Чайковский. –Октябрь (Осенняя песня). Из цикла «Времена года» .П. Чайковский. –Колыбельная Волховы, песня Садко «Заиграйте мои, гусельки». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков. –Третья песня Леля из оперы «Снегурочка».Н. Римский-Корсаков. –Гусляр Садко. В. Кикта. –Фрески Софии Киевской.Концертная симфония для арфы с оркестром (1-я часть «Орнамент»). В. Кикта. –Звезда покатилась. В. Кикта, слова В. Татаринова. –Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк. –Шутка. Из Сюиты №2 для оркестра. И.-С.Бах. –Осень.Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель», Г. Свиридов. –Пастушья песенка. На тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой; Капельки. В. Павленко, слова Э. Богдановой; Скворушка прощается. Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; Осень, русская народная песня и др. –Азбука. А.Островский, слова з. Петровой; Алфавит. Р. Паулс, слова И. Резника; Домисолька. О. Юдахина, слова В. Ключникова; Семь подружек. В. Дроцевич, слова В. Сергеева; Песня о школе. Д. Кабалевский, слова В. Викторова, и др. Дудочка, русская народная песня; Дудочка, белорусская народная песня; Пастушья, французская народная песня; Дударики-дудари, белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; Веселый пастушок, финская народная песня, русский текст В. Гурьяна. Почему медведь зимой спит. Л. Книппер, слова А. Коваленкова. Зимняя сказка. Музыка и слова С. Крылова. Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.
Музыка и ты
Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. Разыграй сказку (Баба-Яга. Русская сказка). У каждого свой музыкальный инструмент. Музы не молчали…. Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Чудесная лютня (по алжирской сказке). Звучащие картины. Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера-сказка. Ничего на свете лучше нету… Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик. Обобщающий урок. Примерный музыкальный материал: -Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский. –Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. –Добрый день. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Утро. А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина; Солнце, грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили. –Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель», Г. Свиридов; Наигрыш. А. Шнитке; Утро в лесу. В. Салманов; Доброе утро. Из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря. –Вечерняя. Из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтенииВ. Шукшина). В. Гаврилин; Вечер. Из «Детской музыки». С. Прокофьев; Вечер. В. Салманов; Вечерняя сказка.А. Хачатурян. –Менуэт. Л. Моцарт. –Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто. –Баба-Яга. Детская народная игра. -У каждого свой музыкальный инструмент, эстонская народная песня. Обраб. Х. Кырвите, пер. М. Ивенсена. –Симфония №2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин. –Солдатушки, бравы ребятушки, русская народная песня; Песня о маленьком трубаче. С. Никитин, слова С. Крылова; Учил Суворов. А. Новиков, слова М. Левашова. –Волынка. И.-С. Бах. –Колыбельная. М. Кажлаев; Колыбельная. Ген. Гладков. –Золотые рыбки. Из балета «Конек-Горбунок», Р. Щедрин. –Кукушка. К. Дакен. –Спасибо. И. Арсеев, слова З. Петровой; Праздник бабушек и мам. М. Славкин, слова Е. Каргановой. –Выходной марш; Колыбельная (слова в. Лебедева-Кумача). Из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский; Клоуны. Д. Кабалевский. –Семеро козлят. Заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой. -Заключительный хор. Из оперы «Муха-Цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского. –Добрые слоны. А. Журбин, слова В. Шленского; Мы катаемся на пони. Г. Крылов, слова М. Садовского; Слон и скрипочка. В. Кикта, слова В. Татаринова; Бубенчики, американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова; Ты откуда, музыка? Я. Дубравин, слова В. Суслова. –Бременские музыканты. Из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Ген. Гладков, слова Ю. Энтина.
2 класс
Россия — Родина моя!
Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России. Примерный музыкальный материал: -Рассвет на Москве-реке.Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. -Гимн России. А. Александров, слова С. Михалкова. –Патриотическая песня. М. Глинка, слова А. Машистова; Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, слова К. Ибряева; Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
День, полный событий
Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы... Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажу сказку. Колыбельные. Мама. Обобщение по I четверти. Примерный музыкальный материал: -Детский альбом. Пьесы. П.Чайковский; Детская музыка. Пьесы. С.Прокофьев; Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки». М.Мусоргский. -Начинаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С.Соснин, слова П.Синявского; Сонная песенка.Р.Паулс, слова И.Ласманиса; Спят усталые игрушки.А.Островский, слова З.Петровой; Ай-я, жу-жу, латышская народная песня; Колыбельная медведицы. Из мультфильма «Умка», Е.Крылатов, слова Ю.Яковлева.
О России петь, что стремиться в храм
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! Рождество Христово. Обобщение по II четверти. Примерный музыкальный материал: -Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М.Мусоргский -Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр Невский». С.Прокофьев. -Народные песнопения о Сергии Радонежском - Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский -Вечерняя песня. А.Тома, слова К.Ушинского -Добрый тебе вечер; Рождественское чудо, народные славянские песнопения; Рождественская песенка. Слова и музыка П.Синявского.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Выходили красны девицы. Бояре, а мы к вам пришли. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны. Примерный музыкальный материал: -Светит месяц; Камаринская, плясовые наигрыши. -Наигрыш. А. Шнитке. -Выходили красны девицы; Бояре, а мы к вам пришли, русские народные песни. -Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев. -Камаринская. П.Чайковский. -Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Реченька. А.Абрамов, слова Е.Карасева. -Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.
В музыкальном театре
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета. Волшебная палочка. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал. Примерный музыкальный материал: -Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М.Коваль; Золушка. Балет (фрагменты). С.Прокофьев-Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». С.Прокофьев; Марш. Из балета «Щелкунчик». П.Чайковский. -Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М.Глинка. -Песня-спор. Из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В.Лугового
В концертном зале
Симфоническая сказка «Петя и Волк». Обобщение по III четверти. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40. Увертюра. Примерный музыкальный материал: -Петя и Волк. Симфоническая сказка. С.Прокофьев. -Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М.Мусоргский. -Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В.-А.Моцарт; Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А.Моцарт; Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М.Глинка. -Песня о картинах. Ген. Гладков, слова А.Кушнера.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. И все это — Бах! Все в движении. Тройка. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщение по IV четверти. Примерный музыкальный материал: -Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты №2; За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского; Токката ре минор для органа; Хорал; Ария. Из Сюиты №2 И.-С.Бах.-Весенняя. В.-А.Моцарт, слова И.-Ф.Овербек, пер. Т.Сикорской; Колыбельная.Б.Флис — В.-А.Моцарт, русский текст С.Свириденко. -Попутная; Жаворонок.М.Глинка, слова Н.Кукольника; Песняжаворонка. П.Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром №1. Часть 1-я (фрагменты). П.Чайковский. -Тройка; Весна; Осень. Из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». Г.Свиридов. -Кавалерийская; Клоуны; Карусель (слова И.Рахилло). Д.Кабалевский. -Музыкант.Е.Зарицкая, слова В.Орлова; Пусть всегда будет солнце.А.Островский, слова Л.Ошанина; Сказки гуляют по свету.Е.Птичкин, слова М.Пляцковского; Это очень интересно; Пони.С.Никитин, слова Ю.Мориц; До чего же грустно. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С.Соснин, слова П.Синявского; Старый добрый клавесин. И.Гайдн, русский текст П.Синявского; Большой хоровод, Б.Савельев, слова Лены Жигалкиной и А.Хайта.
3 класс
Россия – Родина моя
Мелодия –душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины. Виват, Россия! Наша слава – русская держава. Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля… Да будет во веки веков сильны… Примерный музыкальный материал: - Главная мелодия 2-й части. Из симфонии № 4. П.Чайковский; Жаворонок. М.Глинка, слова Н. Кукольника. Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А. Толстого; Звонче жаворонка пенье. Н.Римский-Корсаков, слова А. Толстого. –Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». Г.Свиридов. –Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы ХVIII в.; Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни. –Александр Невский. Кантата (фрагменты). С.Прокофьев. –Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М.Глинка.
День, полный событий
Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. В детской. Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Обобщающий урок. Примерный музыкальный материал: -Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э.Григ; Заход солнца, Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко; Вечерняя песня. М.Мусоргский, слова А.Плещеева; Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова; Болтунья. С. Прокофьев, слова А.Барто; Золушка. Балет (фрагменты). С.Прокофьев; Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С.Прокофьев С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М.Мусоргского; Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Детский альбом. Пьесы П. Чайковского.
О России петь, что стремиться в храм
Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама! Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Примерный музыкальный материал: - Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С.Рахманинов; Тропарь иконе Владимирской Божией Матери. –Аве, Мария. Ф.Шуберт, слова В.Скотта, пер.А.Плещеева; Прелюдия № 1 до мажора. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах; Мама. Из вокально-инструментального цикла». В. Гаврилин, слова В.Шульгиной. –Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос- суперзвезда». Э.-Л. Уэббер. –Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербочки. Р. Глиэр – Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Настрою гусли на старинный лад… Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель… Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. Примерный музыкальный материал: - Былина о Добрыне Никитиче. Обр. Н.Римского-Корсакова; Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина); Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М.Глинка; Песни Садко; хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.Опера (фрагменты).Третья песня Леля;Проводы Масленицы, хор. Их пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Веснянки. Русские, украинские народные песни.
В музыкальном театре
Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра. Опера «Орфей и Эвридика». Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа… В заповедном лесу. Океан-море синее. Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. В современных ритмах. Примерный музыкальный материал: -Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. -Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк. –Снегурочка.Опера (фрагменты).Н. Римский-Корсаков. -Океан-море синее. Вступление к опере «Садко».Н. Римский-Корсаков. -Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский. –Звуки музыки. Р.Роджерс, русский текст М. Цейтлиной; Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.
В концертном зале
Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена. Обобщающий урок. Примерный музыкальный материал: -Концерт №1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П.Чайковский; Шутка. Из Сюиты №2 для оркестра. И.-С.Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк; Мелодия. П. Чайковский; Каприс №24. Н.Паганини; Пер Гюнт. Сюита №1 (фрагменты). Сюита №2 (фрагменты). Э. Григ. –Симфония №3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен; Соната №14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен. Контрабас; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен; Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского; Волшебный смычок, норвежская народная песня; Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...
Чудо-музыка. Острый ритм- джаза звуки. Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. Прокофьева. Певцы родной природы. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. Обобщающий урок. Примерный музыкальный материал: -Мелодия. П. Чайковский; Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. Шествие солнца. Из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев. –Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель», Г. Свиридов; Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака; Запевка. Г Свиридов, стихи И. Северянина. –Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт; Симфония №40. Финал. В.-А. Моцарт. -Симфония №9. Финал. Л. Бетховен. –Мы дружим с музыкой. Й.Гайдн, русский текст П. Синявского; Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова З. Александровой; Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Музыканты, немецкая народная песня; Камертон, норвежская народная песня. –Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
4 класс
Россия – Родина моя
Мелодия. Ты запой мне эту песню… Что не выразишь словами, звуком на душу навей… Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась, музыка? Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! Примерный музыкальный материал: -Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов; Вокализ. С. Рахманинов; Песня о России. В. Локтев, слова О. Высотской; Родные места. Ю. Антонов, слова М. Пляцковского. –Ты, река ль моя, реченька, русская народная песня; Колыбельная в обработке А. Лядова; У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод; А мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова; Александр Невский, Кантата (Фрагменты). С. Прокофьев; Иван Сусанин, Оперы (фрагменты). М. Глинка.
О России петь, что стремиться в храм
Святые земли русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияще. Родной обычай старины. Светлый праздник. Примерный музыкальный материал: -Земле Русская, стихира; Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых; Симфония №2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин; Богатырские ворота. Из сюиты №Картинки с выставки». М. Мусоргский; Величание святым Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски; Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого; Тропарь праздника Пасхи; Ангел вопияще. Молитва. П. чесноков; Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощной». С. Рахманинов; Не шут шумит, русская народная песня; Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии № 1 для двух фортепиано. С. Рахманинов.
День, полный событий
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… Зимнее утро. Зимний вечер. Что за прелесть эти сказки! Три чуда. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Приют, сияньем муз одетый… Примерный музыкальный материал: -В деревне. М. Мусоргский; Осенняя песнь (Октябрь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский; Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Зимнее утро. Из «Детского альбома2. П. Чайковский; У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский; Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни. Зимняя дорога. Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина. –Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков. Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский. Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. –Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей. Народные праздники (Троица). Примерный музыкальный материал: -Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни; Солнце, в дом войди; Светлячок; Сулико, грузинские народные песни; Аисты, узбекская народная песня; Колыбельная, английская народная песня; Колыбельная, неаполитанская народная песня; Санта Лючия, итальянская народная песня; Вишня, японская народная песня. –Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский; Камаринская; Мужик на гармонике играет. П. Чайковский; Ты воспой, воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов; Светит месяц, русская народная песня-пляска. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Троицкие песни.
В концертном зале
Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Старый замок. Счастье в сирени живет… Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра. Примерный музыкальный материал: -Ноктюрн. Из Квартета 3 2. А. Бородин; Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; Сирень. С. Рахманинов. Слова Е. Бекетовой; Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко; Полонез ля мажор; Вальс си минор; Мазурка ля минор, фа мажор, си бемоль мажор. Ф. Шопен; Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского; Соната № 8 («Патетическая») (фрагменты). Л. Бетховен. -Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова; Арагонская хота. М. Глинка. Баркарола (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
В музыкальном театре
Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля (II) действие. За Русь мы все стеной стоим… (III действие). Сцена в лесу (IV действие). Исходила младешенька. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. Балет «Петрушка». Театр музыкальной комедии. Примерный музыкальный материал: -Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из III действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка; Песня Марфы («Исходила младешенька»); Пляска персидок из оперы «Хованщина». М. Мусоргский; Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Колыбельная; Танец с саблями из балета «Гаянэ». А. Хачатурян. –Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский. – Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус. –Песня Элизы («Я танцевать хочу»). Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу. –Звездная река. Слова и музыка В. Семенова; Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Острый ритм. Дж, Гершвин, слова А. Гершвина
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве-реке.
- Тематический план
1 класс
Раздел | Тема | Кол-во часов |
Музыка вокруг нас (16 часов) | «И Муза вечная со мной!» | 1 |
Хоровод муз. | 1 | |
Повсюду музыка слышна. | 1 | |
Душа музыки – мелодия. | 1 | |
Музыка осени. | 1 | |
Сочини мелодию. | 1 | |
«Азбука, азбука каждому нужна…». | 1 | |
Музыкальная азбука. | 1 | |
Музыкальные инструменты. Народные инструменты. | 1 | |
«Садко». Из русского былинного сказа. | 1 | |
Музыкальные инструменты. | 1 | |
Звучащие картины. | 1 | |
Разыграй песню. | 1 | |
Пришло Рождество, начинается торжество. | 1 | |
Родной обычай старины. | 1 | |
Добрый праздник среди зимы. | 1 | |
Музыка и ты (17 часов) | Край, в котором ты живешь. | 1 |
Поэт, художник, композитор. | 1 | |
Музыка утра. | 1 | |
Музыка вечера. | 1 | |
Музыкальные портреты. | 1 | |
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. | 1 | |
У каждого свой музыкальный инструмент. | 1 | |
Музы не молчали. | 1 | |
Музыкальные инструменты. | 1 | |
Мамин праздник. | 1 | |
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. | 1 | |
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. | 1 | |
Музыка в цирке. | 1 | |
Дом, который звучит. | 1 | |
Опера-сказка. | 1 | |
«Ничего на свете лучше нету…» | 1 | |
Афиша. Программа. | 1 | |
33 часа |
2 класс
Раздел | Тема | Кол-во часов |
Россия — Родина моя. (3 часа) | Мелодия. Здравствуй, Родина моя! | 1 |
Моя Россия. | 1 | |
Гимн России. | 1 | |
День, полный событий. (6 часов) | Музыкальные инструменты. | 1 |
Природа и музыка. Прогулка. | 1 | |
Танцы, танцы, танцы... Эти разные марши. | 1 | |
Звучащие картины. | 1 | |
Расскажу сказку. | 1 | |
Колыбельные. Мама. | 1 | |
О России петь — что стремиться в храм. (5 часов) | Великий колокольный звон. | 1 |
Звучащие картины. | ||
Святые земли Русской. Александр Невский. | 1 | |
Сергий Радонежский. Молитвы. | 1 | |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа) | С Рождеством Христовым! Рождество Христово. | 1 |
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. | 1 | |
Выходили красны девицы. Бояре, а мы к вам пришли. | 1 | |
Музыка и народные стили. Сочини песенку. | 1 | |
Проводы зимы. Встреча весны. | 1 | |
В музыкальном театре. (5 часов) | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. | 1 |
Театр оперы и балета. Волшебная палочка. | 1 | |
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. | 1 | |
Какое чудное мгновенье! | 1 | |
Увертюра. Финал. | 1 | |
В концертном зале. (5 часов) | Симфоническая сказка «Петя и Волк». | 1 |
Картинки с выставки. | 1 | |
Музыкальное впечатление. | 1 | |
Звучит нестареющий Моцарт! | 1 | |
Симфония № 40. Увертюра. | 1 | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.... (6 часов) | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. | 1 |
И это все Бах! Все в движении. Тройка. Попутная песня. | 1 | |
Музыка учит понимать друг друга. Два лада. Легенда. | 1 | |
Природа и музыка. Весна. Осень. | 1 | |
Печаль моя светла. Первый. | 1 | |
Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? | 1 | |
34 часа |
3 класс
Раздел | Тема | Кол-во часов |
Россия – Родина моя (5 часов) | Мелодия – душа музыки | 1 |
Природа и музыка (романс). Звучащие картины | 1 | |
«Виват, Россия!» (кант), «Наша слава – русская держава» | 1 | |
Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский» | 1 | |
Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» | 1 | |
День, полный событий (5 часов) | Утро. П.И.Чайковский «Утренняя молитва» | 1 |
Портрет в музыке. «В каждой интонации спрятан человек» | 1 | |
«В детской». Игры и игрушки. | 1 | |
Детская тема в произведениях М.Мусоргского | 1 | |
«Вечер». Обогащение музыкальных впечатлений | 1 | |
О России петь – что стремиться в храм (4 часа) | Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся». Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, милая моя, мама!» | 2 |
Вербное воскресенье. Вербочки | 1 | |
Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир | 1 | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа) | «Настрою гусли на старинный лад…» (былины). Былина о Садко и Морском царе | 1 |
Певцы русской старины (Баян, Садко) | 1 | |
«Лель, мой Лель…». Образы былинных сказителей | 1 | |
Звучащие картины «Прощание с Масленицей». Русские народные праздники: проводы зимы и встреча весны | 1 | |
В музыкальном театре (6 часов) | Опера М.Глинки «Руслан и Людмила» | 1 |
Опера К.В.Глюка «Орфей и Эвридика» | 1 | |
Опера Н.Римского - Корсакова «Снегурочка» | 1 | |
Опера Н.Римского-Корсакова «Садко». Вступление к опере «Садко» «Океан – море синее» | 1 | |
Балет П.Чайковского «Спящая красавица» | 1 | |
В современных ритмах (мюзиклы) | 1 | |
В концертном зале (6 часов) | Музыкальное состязание (концерт) | 1 |
Музыкальные инструменты (флейта) | 1 | |
Музыкальные инструменты (скрипка) | 1 | |
Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» | 1 | |
«Героическая» (симфония). Мир Л.Бетховена | 1 | |
Мир Л.Бетховена | 1 | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (4 часа) | «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки | 1 |
«Люблю я грусть твоих просторов». Г.Свиридов | 1 | |
Певцы родной природы | 1 | |
Прославим радость на земле | 1 | |
34 часа |
4 класс
Раздел | Тема | Кол-во часов |
Россия – Родина моя (3 часа) | Мелодия. Ты запой мне ту песню…Что не выразишь словами, звуком на душу навей. Как сложили песню. Звучащие картины. | 1 |
Ты откуда русская, зародилась, музыка? | 1 | |
Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» | 1 | |
О России петь – что стремиться в храм… (4 часа) | Святые земли Русской. Илья Муромец. | 1 |
Кирилл и Мефодий. Праздников праздник, торжество из торжеств. | 1 | |
Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияще. | 1 | |
Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1 | |
День, полный событий (6 часов) | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… | 1 |
Зимнее утро, зимний вечер. | 1 | |
Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. | 1 | |
Ярмарочное гулянье. | 1 | |
Святогорский монастырь. | 1 | |
Приют, сияньем муз одетый…. (обобщающий урок). | 1 | |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа) | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 1 |
Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей. | 1 | |
Народные праздники. Троица. | 1 | |
В концертном зале (5 часов) | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. | 1 |
Старый замок. Счастье в сирени живет… | 1 | |
Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… | 1 | |
Патетическая соната. Годы странствий. | 1 | |
Царит гармония оркестра. | 1 | |
В музыкальном театре (6 часов) | Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. | 2 |
Исходила младешенька. | 1 | |
Русский Восток. | 1 | |
Балет «Петрушка». | 1 | |
Театр музыкальной комедии. | 1 | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (7 часов) | Прелюдия. Исповедь души. | 1 |
Революционный этюд. | 1 | |
Мастерство исполнителя. | 1 | |
В интонации спрятан человек. | 1 | |
Музыкальные инструменты (гитара). | 1 | |
Музыкальный сказочник. | 1 | |
Рассвет на Москве-реке (обобщающий урок). | 1 | |
34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по музыке 3 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по музыке 3 класс 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по музыке 4 класс 2017-2018 учебный год
Адаптированная рабочая программа по музыке 4 класс 2017-2018 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по музыке 4 класс для детей с ОВЗ с ЗПР
Адаптированная рабочая программа по музыке 4 класс для детей с ОВЗ с ЗПР...
Адаптированная рабочая программа по музыке 3 класс
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуа...
Адаптированная рабочая программа по музыке для 2-го класса
Адаптированная рабочая программа по музыке для 2-го класса разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начальног...
Адаптированная рабочая программа по музыке для учащихся 2 класса, обучающихся на дому (вариант 6.3)
Адаптированная рабочая программа по музыке 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ва...