Личностно-ориентированный подход в обучении детей мигрантов
статья

Батрак Елена Николаевна

Материалы статьи содержат ответы на актуальные вопросы по проблеме детей-мигрантов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход в обучении детей мигрантов.

Одной из главных проблем современного мира является миграция населения. Мигранты стремятся к жизни в благополучном и безопасном обществе. С этим явлением сталкиваются практически все страны и континенты, и Россия не является исключением. Так сложилось, что большое количество мигрантов прибывают в Россию из Армении, Азербайджана, Грузии, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Белоруссии, Украины и других стран бывшего Союза. Больше всего мигрантов находят работу в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Детей мигрантов из республик СНГ можно встретить почти в каждом классе.

Дети мигрантов, оказываясь в классах с русскими детьми, сталкиваются с целым рядом проблем. Многие дети приезжают в Санкт-Петербург с нулевым уровнем владения русским языком. Ребята учатся вместе с русскоязычными школьниками, не пройдя предварительную языковую подготовку. Во многих странах мира существует такой опыт – первый год пребывания в стране, как правило, посвящен изучению языка, далее дети переходят в образовательные учреждения. Перед российским учителем возникает проблема: на кого ориентироваться во время урока, на русскоязычных или на нерусскоязычных учеников.

Языковая проблема влечет за собой и другие проблемы. В первую очередь, это – низкая успеваемость, сложности в общении с одноклассниками и учителями. Российские дети посещают детские сады, учреждения дополнительного образования, поэтому они гораздо лучше подготовлены к школе. И другая сторона. Дети воспитывались и получали образование дома в комфортной для них среде на родном языке. Придя в школу, где все предметы объясняются на русском, ребенок чувствует себя неуверенно, возможно, даже боится, что одноклассники будут смеяться над ним, а дома его будут ругать родители. Адаптация прибывших детей происходит долгое время. Как правило, дети мигрантов живут рядом друг с другом (многие из них являются родственниками между собой), и большую часть времени они общаются со своими соотечественниками, как в школе, так и вне ее стен. В семье общение также происходит на родном языке.

Дети и их родители приезжают в многомиллионный город, где темп и уровень жизни резко отличается от того, к чему они привыкли у себя на Родине. В школьном классе, как правило, 30 учеников. Работа в детском коллективе всегда отличается своей сложностью. Многочисленные уроки, проверочные работы, проведение различных мероприятий, разрешение конфликтных ситуаций между учениками, встречи и беседы с родителями. Очень важно во всем этом современном ритме уделить внимание, протянуть руку помощи и помочь новому ученику – мигранту адаптироваться к новым условиям. Нужно принимать ученика таким, какой он есть, необходимо проектировать совместно с ребенком дальнейшие этапы его развития, пытаться вовлечь его в события класса и школы, помочь раскрыться его творческим способностям, содействовать саморазвитию.

 До сих пор не сложились конкретные практики включения и адаптации детей мигрантов в образовательное пространство.

 На долю школы перекладывается основная ответственность за обучение таких детей и включение их в российское культурное пространство.

 Казалось бы, о каких индивидуальных подходах может идти речь, если уровень социокультурной адаптации таких детей даже спустя несколько лет обучения чрезвычайно низок? Конечно, может! Но существует целый ряд острых проблем и, в первую очередь, это языковая адаптация. 

 Незнание русского языка для ребенка – это не только барьер в усвоении учебного материала. Ребенок может быть включен в группу детей с проблемами в развитии без каких-либо оснований для этого, просто потому, что ребенку не хватает языковых навыков, чтобы продемонстрировать уровень своих знаний и умений. Таким образом, ребенок-мигрант, идущий в общеобразовательную школу без соответствующего уровня русского языка, не может рассчитывать на равный старт со своими сверстниками. Успешность адаптации к школе у детей из семей мигрантов зависит в первую очередь от особенностей взаимодействия в семье, от того, сформировали ли родители учебную мотивацию, установлены ли в семье доверительные отношения, научились ли дети взаимодействовать со сверстниками.

 Культурные особенности оказывают огромное влияние на познавательный стиль ребёнка и особенности его общения. Нужно принимать это во внимание, как и возрастные особенности и, несомненно, культурный опыт ребёнка влияет на уровень его восприятия.

Всё это (и это далеко не всё!) формирует индивидуально - своеобразную систему приемов деятельности, в которой реализуются возможности учащегося.

Индивидуальное своеобразие зависит от степени выраженности интереса, интеллектуальных возможностей, сложившихся привычек и т.д. Иногда индивидуальный стиль учащихся может формироваться стихийно и приобретать нежелательные формы. Поэтому, важно помогать им находить приемы, соответствующие их особенностям и в то же время способствующие наиболее эффективному выполнению учебной деятельности, в чем и состоит основная задача индивидуального подхода.

Я не могу сказать , что у меня большой опыт работы с этой проблемой. Я нахожусь в поиске конкретных решений, касающихся организации учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. Возможно, это нелинейная конструкция урока: часть первая – обучение всех, часть вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Успешность применения индивидуального подхода зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном

этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей, а также при максимально доступном знании особенностей национальной культуры тех стран, откуда прибыли мигранты.

На уроке таким детям уделяется особое внимание. Те задания, которые русскоязычный ученик выполняет быстро, у нерусскоязычных детей требуют значительно большего времени. Дети стараются и задача педагога – поддержать это старание. Дети получают индивидуальные консультации. Кроме учебных, ребята с удовольствием посещают занятия внеурочной деятельности (рисование, различные мастерские, спортивные секции).

Подводя итог всему выше сказанному, следует отметить особую роль педагогов при работе с детьми-мигрантами и их семьями в условиях современного общества. Только высокий профессионализм учителя поможет решить стоящие перед ним задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа формирования у педагогов личностно-ориентированной позиции по отношению к детям. Тренинг педагогической осознанности.

Данная тренинговая программа является частью комплексной работы по перестройке учебно-воспитательного процесса по типу личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми. Она не предназначена дл...

Личностно ориентированный дифференцированный подход к освоению интегрированного курса "Грамота" в первом классе в рамках образовательной программы по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века"

Материал данной методической разработки содержит в себе практические советы по освоению курса "Грамота" в разноуровневом классе. Все описанные методические приемы апробированы на практике. В разработк...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В МБОУ СОШ№4

Наша школа принимает детей мигрантов на протяжении нескольких учебных лет. Отличительными чертами образовательного учреждения №4 можно считать многонациональный состав обучающихся в целом, многонацион...

Система работы по адаптации и обучению детей мигрантов

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования, наша школа создаёт комфортные условия не только с точки зрения с...

Личностно - ориентированный подход в обучении детей с ОВЗ.

             В качестве эффективного средства организации образования детей с ОВЗ, особенно детей, имеющих трудности в передвижении является дистанционная фор...