Конструкт интеллектуально-познавательной игра «Сказы П.П. Бажова»
план-конспект занятия (4 класс)
Тема «Сказы П.П. Бажова»
Форма: интеллектуально-познавательная игра
Цель – обобщение изученного материала по формированию уважения к «малой» родине посредством анализа сказов П.П. Бажова: «Медной горы хозяйка», «Огневушка – поскакушка», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка», «Таюткино зеркальце», «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Синюшкин колодец», «Горный мастер», «Хрупкая веточка», «Золотой волос», «Кошачьи уши», «Про великого полоза», «Приказчиковы подошвы».
Задачи:
· образовательная – совершенствовать память по средствам вопросов репродуктивного характера.
· воспитательная – привитие интереса к сказам П.П. Бажова, воспитание нравственных принципов, воспитание любви к искусству;
· регулятивная – способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
УМО: презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_urok.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Конструкт интеллектуально-познавательной игра
«Сказы П.П. Бажова»
Исполнитель:
Валиева К.Р.,
студентка 4 а группы
Камышлов, 2019
Тема «Сказы П.П. Бажова»
Форма: интеллектуально-познавательная игра
Цель – обобщение изученного материала по формированию уважения к «малой» родине посредством анализа сказов П.П. Бажова: «Медной горы хозяйка», «Огневушка – поскакушка», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка», «Таюткино зеркальце», «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Синюшкин колодец», «Горный мастер», «Хрупкая веточка», «Золотой волос», «Кошачьи уши», «Про великого полоза», «Приказчиковы подошвы».
Задачи:
- образовательная – совершенствовать память по средствам вопросов репродуктивного характера.
- воспитательная – привитие интереса к сказам П.П. Бажова, воспитание нравственных принципов, воспитание любви к искусству;
- регулятивная – способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
УМО: презентация
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приемы |
Организационно-мотивационный | Могучая цепь гор прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал - колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: еще при Петре I возникли здесь первые заводы и рудники. В семье мастера одного из таких заводов 27 января 1879 г. родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. И отец, и дед его, и прадед всю жизнь провели на медеплавильных заводах в местечке Сысерть. Сысерть. Ученик 1. В. Радевич «Земля Бажова» В. Д. То приветлива, то сурова Сходит с каменных гор заря. Ты прекрасна, земля Бажова, Трудовая Урал – земля! Прорастают цветы сквозь скалы, Полыхает огнём гора: Это новые пишут сказы Рудознатцы и мастера. Над Уральским хребтом рассветы Рукотворным горят огнём, Отшлифованы самоцветы Жизнью, радостью и трудом. И становится делом слово, В каждом камне – цветы цветут… Продолжается сказ Бажова, Продолжаются Жизнь и Труд! Дорогие ребята! Сегодня у нас интеллектуальная игра по сказкам П. П. Бажова. Она посвящена творчеству П.П. Бажова — нашего знаменитого Уральского сказителя. Вас ожидает увлекательное путешествие по сказам Бажова. Герои сказов П.П. Бажова подготовили для вас интересные задания. | Внимательно слушают | Рассказ |
Деятельностный | 1. Разминка памяти. Кем работал П.П. Бажов, когда начал собирать и записывать устное народное творчество уральских рабочих? Назовите главную книгу П.П. Бажова. Чем сказы отличаются от сказок? 2. Назовите сказ и главного героя. Учитель. Т. Сарышева «Хозяйка медной горы» Распахнуты скалы, дорога открыта, Простят ему выдумку, бегство, исканья, А ей – по зелёной траве малахита Бродить улыбаясь: она ведь из камня. Что с каменной станется! Душно и мелко Ревнивое чувство. Теперь оно глуше. Припала к стволу ошалевшая белка, Трусливые зайцы расправили уши. Хозяйка идёт. И в том её сила, Что стоит ей только кивнуть головою – И дерево вдруг упадёт вековое, А в том, что Данилу домой отпустила. Распахнуты скалы, дорога открыта, Простят ему выдумку, бегство, исканья, А ей – по зелёной траве малахита Бродить улыбаясь: она ведь из камня. Она ведь из камня. 1) «С той поры стал он чуть не каждый день в лес бегать. Время как раз покосное, ягодное. Травы все в цвету. Людей в то время на покосах было много. Спрашивают они его — не потерял ли чего? Он улыбался этак невесело, да и говорит: «Потерять не потерял, а найти не могу». 2) «Проснулся он на другой день и видит — на вчерашнем огневище большая яма вырыта, а старатели стоят у четырех сосен и говорят одно: — На этом месте в землю ушла!» 3). Вспомните, как звали мастера, который обучал Данилку. В каком сказе это было? 3. Ответьте на вопросы 1. На каком музыкальном инструменте играл Данилка из сказа «Каменный цветок»? 2. Объясните, как вы понимаете выражение «Расправа тогда известно, какая была. За всякую вину спину кажи». 3. Почему Данилку звали Недормышем? 4. Как стали называть Катю, когда Данила исчез? 5. К кому в дом ушла Катерина после ссоры с родственниками? 6. На какой драгоценный металл есть знак «пляшущая девочка»? 7. Что говорили люди о том, как Данилушка из сказа «Каменный цветок» исчез? 8. Объясните смысл фразы из сказа «Горный мастер»: «Так и ушла Катя из дома. Родные не крепко вязались. Лишний из семьи — шуму меньше». 9. Чем стала заниматься Катя после исчезновения Данилы и смерти Прокопьича? 10. Старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце» узнал, как зовут девчушку, с первого раза. Он сказал: «Подаренка Григорьева не у вас ли живет?». Слово «подаренка» созвучно с именем девочки. Как же ее звали? Что имел в виду Кокованя? 11. Из какого материала была сделана знаменитая бажовская шкатулка? 12. Как звали кошку, которую Даренка взяла с собой в дом к Коковане? 13. Где происходит действие бажовских сказов? 14. Где Катя брала камень малахит для своей работы? 15. Как герои сказов П.П. Бажова относятся к труду и к Уралу? Обьясните почему вы так считаете. 4. Ответьте на вопросы викторины 1. Узнайте, из каких сказов эти предметы и кому они принадлежали? 1. Зеркальце. 2. Лопата. 3. Решето и три перышка. 4. Кошельки. 2.Какой из перечисленных сказов Бажову НЕ принадлежит? * Серебряное копытце * Малахитовая шкатулка * Алмазный топор * Таюткино зеркальце 3. Какого из перечисленных сказочных персонажей НЕТ у Бажова? * Великий Полоз * Ивашка-Медвежье ушко * Голубая змейка * Огневушка-поскакушка 4. В сказах Бажова много народных слов: забавных, красивых, а иногда - очень умных. Попробуйте определить, что означают слова героев уральских сказов? * Изробиться - побледнеть * Зарукавье – обувь * Помучнеть – изработаться, выбиться из сил * Справный – хороший * Басенькая – красивая * Обуя – браслет * Старатель – жаркий день * Парун – работник на прииске
5. В каком еще обличие появляется Хозяйка Медной Горы в сказах? * голубица * ящерка * змея * лягушка 6. Глядя на какой цветок, Данила – мастер делал свою чашу? ( Хозяйка упоминает название того самого цветка.) * колокольчик * ландыш * тюльпан * дурман-цветок 7. Из чего был сделан каменный цветок Данилы – мастера? * Из золота * Из яшмы * Из малахита * Из хрусталя 8. Что было во власти Великого Полоза? * Вода * Золото * Изумруды * Бессмертие 9. Кто такая Огневушка-Поскакушка? (Узнайте Огневушку-Поскакушку по описанию) * Ростом не больше трёх вершков, платье на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая тощая… * Девчонка махонькая вроде кукленки, а живая. Волосенки рыжие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба… * Из правого рукава у нее золотая струя бежит, а из левого черная пыль сыплется... * А одёжа на ней, что другой такой на свете не найдёшь. Из шёлкового малахиту платье… 10. Как звали героиню сказа «Серебряное копытце»? * Марьюшка * Алёнка * Дарёнка * Варварушка 11. Какие слова мурлыкала кошка Мурёнка своей маленькой хозяйке? * «Верно говоришь, верно» * «Правильно говоришь, правильно» * «Хорошо говоришь, хорошо» * «Точно говоришь, точно» 12. Кем был старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце»? * Лесник * Старатель * Охотник * Камнерез 5. Игра «Собери название сказов» МЕДНОЙ МАЛАХИТОВАЯ ГОРЫ ШКАТУЛКА ХОЗЯЙКА ТАЮТКИНО ГОЛУБАЯ ЗЕРКАЛЬЦЕ ЗМЕЙКА СИНЮШКИН СЕРЕБРЯНОЕ КОЛОДЕЦ КОПЫТЦЕ ГОРНЫЙ КАМЕННЫЙ ХРУПКАЯ ВОЛОС ВЕТОЧКА ЗОЛОТОЙ ПРО КОШАЧЬИ ВЕЛИКОГО УШИ ПОЛОЗА ПРИКАЗЧИКОВЫ ПОДОШВЫ ЦВЕТОК МАСТЕР Для проведения этого конкурса необходимо заранее написать на полосках бумаги названия сказов Бажова – 2 экземпляра. Полоски разрезаются на отдельные слова и перемешиваются. Каждой команде даётся по 3 минуты на то, чтобы составить правильное название сказок. | Учителем в деревне Шайдурихе Сборник уральских сказов «Малахитовая шкатулка» Сказ опирается на народные предания, легенды; у сказа особенная манера повествования Хозяйка медной горы, сказ «Каменный цветок». Данила, сказ «Каменный цветок». Федюнька, сказ «Огневушка- поскакушка» Прокопьич, сказ «Каменный цветок». На рожке. Сирота. Матери не помнил, а отца вовсе не знал. Мертвякова невеста. К Прокопьичу. На золото, сказ «Огневушка-поскакушка». Кто говорил, что ума лишился, в лесу сгинул, а кто, что Хозяйка Медной горы взяла его в горные мастера. Обрабатывать малахит. Нехитрый товар для продажи на базаре. Даренка Из малахита. Муренка. На Урале. На Змеиной горе. Таюткино – «Таюткино зеркальце» Федюнькина – «Огневушка – Поскакушка» Ильи – «Синюшкин колодец» Ланко Пужанко и Лейко Шапочка – «Голубая змейка» Алмазный топор Ивашка-Медвежье ушко Ответ * Изробиться - изработаться, выбиться из сил * Зарукавье – браслет * Помучнеть – побледнеть * Справный – хороший * Басенькая – красивая * Обуя – обувь * Старатель – работник на прииске * Парун – жаркий день Ящерка дурман-цветок Из малахита Золото Девчонка махонькая вроде кукленки, а живая. Волосенки рыжие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба… Дарёнка «Правильно говоришь, правильно» Охотник Медной горы хозяйка Огневушка – поскакушка Голубая змейка Малахитовая шкатулка Таюткино зеркальце Серебряное копытце Каменный цветок Синюшкин колодец Горный мастер Хрупкая веточка Золотой волос Кошачьи уши Про великого полоза Приказчиковы подошвы | Рассказ Беседа Упражнение |
Итог | Подсчитываются баллы. Награждение победителей и раздача призов. Все герои сказов П.П. Бажова трудолюбивы, любят свое дело и места где живут. | Рассказ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Хочу все знать!" (интеллектуально-познавательная математическая игра)
Этот материал можно использовать как для заключительного урока математики в 3 классе по теме "Итоговое занятие", так и во внеклассной работе, например, в группе продленного дня.Презентацию к этому мат...
Интеллектуально- познавательная командная игра «Счастливый случай» для 2 класса
Цель: создание условий для развития самореализации обучающихся в интеллектуально- развивающей деятельности.Задачи:Повышать мотивацию к интеллектуальному досугу, расширять кругозор.Развивать логическое...
Палехские художники «Уральские сказы П.П. Бажова» к беседе по теме "Заглянем в малахитовую шкатулку Павла Бажова"
Создание условий для усвоения понятия «сказа» как произведения устного народного творчества о событиях прошлого”, его отличительных признаков с использованием мультимедийных средств.Задачи:ОбучающаяРа...
Интеллектуально- познавательная командная игра «Счастливый случай»
Цель: создание условий для развития самореализации обучающихся в интеллектуально- развивающей деятельности.Задачи:Повышать мотивацию к интеллектуальному досугу, расширять кругозор.Развивать логич...
"Своя игра по сказам П.П. Бажова"
Внеклассное мероприятие: "Своя игра по сказам П.П. Бажова". Игру можно проводить с учащимися 2 - 4 классов. Триединая цель: Воспитательная: воспитывать у обучающихся уважител...
Презентация к внеклассному мероприятию "Своя игра по сказам П.П. Бажова"
Презентация к внеклассному мероприятию "Своя игра по сказам П.П. Бажова". Игру можно проводить с учащимися 2 - 4 классов.Планируемый результат: Личностный: проявляют у...
Конспект урока Народные образы героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Иллюстрации как отражение сюжета сказов
Тип урока–урок обобщения и систематизации знаний, с применением тестовых технологий, а также технологий проблемного обучения.При планировании данного урока учтены возможности, психологические и ...