Характерные черты современного учителя в условиях ФГОС
методическая разработка
Конечно, каждое поколение детей отличается от предыдущего. Это не значит, что оно лучше или хуже. Просто дети совсем другие. Я, родившаяся в 1960 году, тоже не такая, как дети, рожденные в послевоенные годы, или дети 50-х годов... И после поколения, которое называют поколением z и альфа, появятся совсем другие ребята. С совершенно иными интересами, новыми возможностями, новейшими нано-технологиями. Появятся. Да, Бог, если не будет войны...
А что же современные дети? Они задают вопросы Яндексу и Гуглу, умело пользуются навигатором, не представляют своей жизни без интернета, ведя переписку сразу с несколькими друзьями и при этом слушая музыку... Современные "Юлии Цезари"!))))
Часто это имеет и отрицательную сторону. Разница в скорости восприятия информации у детей и учителей "зрелого" возраста приводит к множеству проблем, учителя не могут удерживать внимание детей. Многие родители пытаются нам помочь, ограничивая "виртуальную" жизнь детей. Но у них не всегда это получается...Возникает много проблем.
1. Почти в каждом классе теперь есть ученик, который знает информатику лучше учителя, и нам, »шестидесятникам», порой, бывает очень сложно с таким «цифровым» человеком…
2. Ребята нового поколения обладают непостоянством. То, что вчера им нравилось – завтра может оказаться неинтересным…
3. Самоуверенные. Очень. Считают, что каждый из них уникален, исключителен...
4. Мало читают. Или совсем не читают. Воспринимают наглядную информацию, причем, «малыми дозами…»
5. Не готовы «вкалывать». Считают, что работа не должна отнимать много времени. Я думаю, что в будущем для многих характерной будет «удаленная работа…»
6. Ребята нового поколения имеют краткосрочные цели (школа-ВУЗ), дальнейшая перспектива их не интересует…
7. На вопросы, которые возникают в жизни, они ищут ответы в сети. Им не интересно в школе. Зачем учиться, если этот материал есть в сети?
8. В интернете по 8 часов в день, считают это нормой. Кардинально отличаются от нас, учителей, от своих родителей. Их жизнь на планшете и ноутбуке, а реальность существует параллельно…
9. Тем не менее, мы должны уметь «договариваться» с детьми нового поколения, находить какие-то варианты, решать трудные вопросы, выходить из различных ситуаций, применять новые методики. Самим меняться, дополняя образ педагога поколения z и альфа.
Учитель должен владеть актуальной информацией и формами работы с информационной грамотностью. Творчески подходить к реализации определенных задач. Быть гибким, бережно подходить к ситуации, использовать различные варианты. Постоянно работать над собой, идя в ногу со временем. Ведь не зря наших педагогов называют вечно "молодыми", с нами делятся сокровенным, просят совета...
Профессиональная позиция - это отношение к учебному процессу, педагогическая деятельность, уважительное отношение между учителем и ребятами. Быть "наравне" - Это важно. Не всегда, но очень часто. В этом большую роль играют и опыт учителя, и его эмоциональность, и педагогические способности, и характер, и жизненная позиция. Как здесь не вспомнить потрясающего "ВИКНИКСОРА" из "Республики " ШКИД"?))))
Учитель должен создавать для учащихся ситуации затруднений, помочь найти различные варианты поставленных задач, учить их быть самостоятельными, требовать не простой пересказ текста, а размышлений над ним, своего отношения к происходящему. Быть не "наемным работником", а другом, наставником и большим помощником. Во всем. Детям "цифрового" поколения тоже часто бывает нужна наша помощь... Они так же, как и дети предыдущих поколений, требуют индивидуального подхода и большой любви. Яндекс и Гугл могут дать всеобъемлющую информацию, но не заменят им нашу любовь...
Мои года - моё богатство...
И педагогов славных братство.
Ученикам уже под сорок,
Но помню всех. И каждый дорог...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в условиях ФГОС 3 класс литературное чтение
Конспект урока составлен в технологической карте по программе УМК " Перспективная начальная школа" По стандартам ФГОС 3 класс тема "В Берестов « Первый листопад», В.Лунин « Иде...
«Повышение эффективности урока через систему использования современного оборудования и ЭОР в образовательной деятельности учителя в условиях ФГОС» ( из опыта работы)
В статье описывается опыт использования ИКТ-технологий на уроках немецкого языка во 2 классе ...
Требования к современному уроку в условиях ФГОС-2
В презентации указаны принципы построения современного урока, показаны отличия современного урока от традиционного....
Организация современного урока в условиях ФГОС. Презентация.
Требования к содержанию учебных программ определяется деятельностным подходом. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств решения, которая, обеспечила бы высокую мотивацию ...
Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС
Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов....
Проблема профессиональной компетентности современного учителя как условие его эффективности.
Выступление на пед совете...
Комментарии
1.Проработав в школе 36 лет и
1.Проработав в школе 36 лет и имея соответствующий педагогический опыт, я сделаю вывод, что большую роль на работу учителя оказывает и темперамент, и характер, и способности. Три в одном...
Темперамент влияет на процесс и методы работы учителя. Он является совокупностью психологических свойств человека, проявляющихся в его поведении. Это и его реакция на внешние признаки, и темп его работы на уроке, и смена настроений, и отношение к каким-то ситуациям. Во мне лично "уживаются" разные типы темперамента. Могу быть холериком(только в хорошем смысле) - решительной, активной, могу быть сангвиником - общительной, эмоциональной, иногда даже флегматиком -терпеливой, спокойной, меланхоликом - отзывчивой, мягкой, тактичной. Только нельзя быть равнодушной...
Характер учителя также играет большую роль в работе учителя. Нельзя быть слабохарактерным - дети таких не ценят, надо быть последовательным в действиях, не тратить много слов, показывать все личным примером, быть справедливым, рассудительным, приветливым, но не притворным и сентиментальным. Держаться с достоинством. Необходимы мера и такт. Во всем. Разве я не права?
Но самыми важными все же я считаю педагогические способности учителя. "Посторонних" людей в этой профессии быть не должно. Иначе потом горько придется расплачиваться за эти педагогические ошибки... Что же это за способности? Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний, организаторские способности, убедительность речи, педагогическое воображение, умение передать учащимся материал, делая его простым и доступным, вызывая тем самым интерес к предмету, уметь давать материал шире и глубже, быть "исследователем" в своей области, а иногда и "первооткрывателем"... Уметь понять ученика, его внутренний мир, его изменения, обладать правильной речью, мимикой, внутренней силой, убежденностью, быть авторитетом для ребят, найти к каждому индивидуальный подход, предвидеть последствия своих действий, прогнозировать развитие тех или иных качеств ученика, держать в поле зрения всех учащихся, владеть дисциплиной на уроке. Иметь чувство юмора (мне это иногда помогает в работе, когда нужна какая-то разрядка). И, наконец, быть творческим человеком! Я ничего не упустила?..)))))))
2. Примером для подражания является для меня учитель школы №3 Красногвардейского района Чижкова Изабелла Яковлевна.Как ее не любить? Великолепные уроки (она учитель русского языка и литературы), инновационный подход, критическое мышление на уроке, индивидуальный подход к каждому ребенку. А какие она создает спектакли?! Причем в "артисты" берет самых трудных и проблематичных детей! Примером для подражания является для меня моя мама, которая проработала в системе образования 62 года. Для нее работа всегда была на первом месте! Мамы давно уже нет, но ученики до сих пор вспоминают о ней...
Вспоминается мне и учитель математики, Ольга Григорьевна. Выходя к доске, у ребенка дрожали коленки... Конечно, свой предмет она давала превосходно, но нужны ли ученику эти знания, полученные через крик, страх, унижения? Вопрос...
3. Рядом со мной работают замечательные педагоги, которые обладают практически всеми перечисленными мною чертами характера, нужным темпераментом, необходимым в работе, педагогическими способностями, которые они эффективно используют на каждом уроке. Но мне почему-то хочется вспомнить учителя истории из фильма "Доживем до понедельника", умного, тактичного, чуть ироничного, рассудительного, с чувством огромного человеческого достоинства, не равнодушного к детям и своему предмету, справедливого и сдержанного, пользующего большим авторитетом у учеников и коллег, преданного своей профессии, учителя, который представляет большую значимость в своей профессии. Ведь это "счастье, когда тебя понимают..."