Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ленинская ОШ»
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета Протокол №1 от 28. 08. 2018 г. | Утверждаю Приказ № __ от 30.08.2018 г. Директор МБОУ «Ленинская ОШ» _____________ Н.Л. Минченкова |
Рабочая программа курса
«Окружающий мир»
(УМК «Школа России»)
3 класс
Учитель: Кухаренкова Светлана Вячеславна
2018-2019 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные
В результате третьего года изучения учебного предмета «Окружающий мир» ученик научится:
- распознавать изученные объекты (в том числе – звезды и планеты, полезные ископаемые, тела и вещества, наиболее распространенные в быту вещества, группы и виды растений, группы и виды животных, грибы, растения и животных из Красной книги России, своего края; системы органов человека) и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты (в том числе – свойства воды и воздуха, памятники культуры России, ее достопримечательности), выделяя их существенные признаки;
- находить на карте мира Российскую Федерацию;
- сравнивать по предложенному плану объекты живой и неживой природы на основе 3–4 внешних признаков или известных характерных свойств;
- группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
- использовать знания о взаимосвязях в природе, между природой и человеком для объяснения простейших явлений и процессов в природе; знания о связях между соблюдением правил личной гигиены человека, занятиями физической культурой и спортом, соблюдением режима дня и здоровьем человека для сохранения здоровья;
- приводить примеры ценности природы для жизнедеятельности человека, необходимости ответственного отношения к ней;
- узнавать название своего края, его столицы, символы своего региона, уникальные памятники России, ее достопримечательности;
- различать прошлое, настоящее, будущее; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- составлять родословную схему, указывая фамилии, имена и отчества членов семьи;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе, на улице, в транспорте; правила безопасности в Интернете;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде (в том числе при наблюдении звездного неба находить Полярную звезду) и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;
- использовать различные справочные издания, тексты о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
- создавать небольшие собственные устные или письменные высказывания о природе и обществе на заданную тему (2-–3 предложения), сопровождая выступление иллюстрациями.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц
Содержание учебного предмета
Человек и природа
Разнообразие природы. Способы изучения природы.
Звезды и планеты. Правила наблюдения звездного неба.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые.
Тела, вещества, твердые тела, жидкости и газы. Свойства воздуха, воды. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Почва, ее состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Разнообразие растений и животных. Группы и виды растений и животных. Размножение и развитие растений. Особенности дыхания и питания растений. Особенности питания разных животных. Цепи питания. Размножение и развитие животных разных групп. Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным. Растения и животные родного края. Охрана растений и животных. Отдельные представители растений и животных Красной книги России, своего края.
Круговорот веществ. Роль почвы в круговороте веществ.
Грибы: съедобные и несъедобные. Первоначальные представления о бактериях.
Человек – часть природы. Экологические связи. Общее представление о строении тела человека. Система органов, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.
Человек и общество
Наша Родина – России, Российская Федерация. Государственная символика России. Мой край, его столица,символика региона. Россия – многонациональная страна. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов.
Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира, отличительные особенности. Путешествие по городам (уникальные природные и архитектурные памятники России) и странам. Материки и части света. Страны и народы мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся.
Семья – самое близкое окружение человека. Родословная. Составление схемы родословного древа. Хозяйство семьи. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.
Правила безопасной жизни
Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников. Предупреждение болезней.
Правила безопасного поведения в природе, путешествии, общественных местах. Правила безопасного поведения на улице и дорогах для пешехода, велосипедиста, пассажира. Номера телефонов экстренной помощи.
Безопасность в сети Интернет
Тематическое планирование
№п/п | Тема раздела | Количество часов |
Как устроен мир | 7 | |
Эта удивительная природа | 19 | |
Мы и наше здоровье | 8 | |
Наша безопасность | 9 | |
Чему учит экономика – 12ч | 12 | |
Путешествие по городам и странам - 13 ч | 13 | |
Итого | 68 |
Количество часов отведенных на изучение предмета:
обязательная часть – 1 ч;
часть, формируемая участниками образовательных отношений – 1 ч.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема урока | Дата |
Природа. Разнообразие природы. Ценность природы для людей. | ||
Человек – часть природы. Ступеньки познания человеком окружающего мира. | ||
Проект «Богатства отданные людям». Наши знаменитые земляки. | ||
Общество. Человек как член общества. | ||
Что такое экология. Мир глазами эколога. | ||
Природа в опасности! Защитим природу родного края. | ||
Тела, вещества, частицы. | ||
Разнообразие веществ. | ||
Воздух и его охрана. Охрана воздуха в Смоленской области. | ||
Вода. Вода как вещество. Свойства воды. | ||
Превращения и круговорот воды. | ||
Берегите воду! | ||
Экскурсия на водоём. | ||
Что такое почва. Охрана почвы. | ||
Разнообразие растений. Разнообразие растений Смоленской области. | ||
Солнце, растения и мы с вами | ||
Размножение и развитие растений .Опыление. | ||
Охрана растений. Охрана растений Смоленской области. | ||
Разнообразие животных. Разнообразие животных Смоленской области. | ||
Кто что ест. Проект: «Разнообразие природы нашего края». | ||
Размножение и развитие животных. | ||
Охрана животных. Охрана животных Смоленской области. | ||
В царстве грибов. Грибы Смоленской области. | ||
Великий круговорот жизни. | ||
Организм человека. | ||
Органы чувств. | ||
Надежная защита организма. | ||
Опора тела и движение. | ||
Наше питание. | ||
Проект «Школа кулинаров». | ||
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | ||
Дыхание и кровообращение. | ||
Умей побеждать болезни. | ||
Здоровый образ жизни. | ||
Огонь, вода и газ. | ||
Чтобы путь был счастливым. | ||
Дорожные знаки | ||
Проект «Кто нас защищает». Подготовка к выполнению проекта. | ||
Опасные места Смоленской области. | ||
Природа и наша безопасность. Природа Смоленской области | ||
Экологическая безопасность. | ||
Для чего нужна экономика | ||
Природные богатства и труд людей – основа экономики. | ||
Полезные ископаемые. Полезные ископаемые Смоленской области. | ||
Сельское хозяйство как составная часть экономики. Сельское хозяйство Смоленской области. | ||
Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Животноводство Смоленской области. | ||
Какая бывает промышленность. Промышленность Смоленской области. | ||
Проект «Экономика Смоленского края». Подготовка к выполнению проекта. | ||
Что такое деньги. Защита прав потребителей. | ||
Государственный бюджет. | ||
Семейный бюджет. | ||
Экономика и экология. | ||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика» | ||
Золотое кольцо России | ||
Золотое кольцо России | ||
Золотое кольцо России | ||
Проект «Музей путешествий» Подготовка к выполнению проекта. | ||
Наши ближайшие соседи. | ||
На севере Европы. Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) | ||
Что такое Бенилюкс? Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), | ||
В центре Европы. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | ||
Путешествие по Франции и Великобритании | ||
Путешествие по Франции и Великобритании | ||
На юге Европы. Греция и Италия. | ||
По знаменитым местам Мира. | ||
Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие | ||
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | ||
Презентация проектов «Экономика родного края», «Музей путешествий» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа окружающему миру
1 класс...
Рабочая программа окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс...
рабочая программа окружающего мира для 3 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО для 3 класса УМК "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...
Свидетельство проекта инфоурок (Рабочая программа окружающему миру)
Свидетельство проекта инфоурок (Рабочая программа окружающему миру)...