ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
рабочая программа
Программа «Одарённый ребёнок» ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает обучающимся возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь обучающимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odaryonnyy_rebyonok_programma.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шаталовская средняя школа
РАССМОТРЕНО
Протокол №___ от «___» _________20___г. Руководитель ШМО _______ Н.А.Зиновьева | ПРИНЯТО
Протокол № 6 от «09» января 2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Шаталовской СШ _____________И. С. Мамичева И.С.
Приказ № 2.1 а от 09.01.2019г. |
ПРОГРАММА
РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
«ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК»
Классы: 1-4
Учителя:
Зиновьева Наталья Александровна, высшая квалификационная категория
Кирпиченкова Оксана Анатольевна, первая квалификационная категория
Чечулина Людмила Николаевна, квалификационной категории нет
Колупаева Галина Владимировна, квалификационной категории нет
Тарасова Светлана Николаевна, первая квалификационная категория
Орлова Светлана Анатольевна, первая квалификационная категория
Мазурова Ольга Викторовна, высшая квалификационная категория
Сидоренкова Людмила Александровна, первая квалификационная категория
Пояснительная записка
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача любой школы.
При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление.
Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников.
Именно поэтому школа в своей образовательной деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:
не потерять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
создать благоприятные условия для развития талантливых обучающихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования;
формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.
Программа «Одарённый ребёнок» ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает обучающимся возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь обучающимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Общий курс рассчитан на 4 года (1 - 4 класс), работа строится в виде:
- кружковой работы по направлениям: русский язык («Занимательная грамматика»), математика («Думай, решай, отгадывай»);
- участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня (неделя предметных олимпиад, дистанционные олимпиады, научно – практические конференции
- участия в театрализованной деятельности (концертная деятельность);
- участия в спортивных мероприятиях различного уровня и др.
Программа для обучающихся составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 7 - 10 лет.
Выявление одаренных детей начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление (1 класс), дальнейшее развитие и поддержание (2-4 классы) должны стать одним из важнейших аспектов деятельности начальной школы.
Задачи программы:
- выявление одаренных обучающихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
- формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самореализации (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
-создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
- стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
- развитие творческого и логического мышления обучающихся;
- развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности обучающихся;
- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
-отбор методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых детей в школьных, районных, творческих выставках и различных конкурсах.
Методы работы:
- теоретический (изучение психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация и классификация);
- экспериментальный (анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент);
- статистический (обработка полученных данных).
Сроки реализации программы:
Первый этап – диагностико-организационный (1 класс)
- создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ,
- изучение контингента обучающихся с целью выявления типов одарённости детей,
- организацию методического обеспечения,
- повышение психолого-педагогической компетентности учителей.
Второй этап – организационно-практический (2-3 класс)
- апробация программы работы с одарёнными детьми;
- мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка;
- отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми;
- методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей;
- отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;
- психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей.
Третий этап – рефлексивно-обобщающий 4 класс
- анализ и обобщение результатов развития одарённых детей;
- анализ мониторинга достижений каждого учащегося;
- анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми;
- определение проблем, возникших при реализации программы и путей их решения, корректировка программ.
Направления и алгоритм реализации программы:
1.Координационное направление:
- организация работы коллектива,
- обеспечение нормативно-правовой базы,
- организация предметных кружков,
- ресурсное обеспечение,
- контроль и анализ деятельности,
- формирование банка данных об одарённых детях (1-2 классы на основе комплексной диагностики на наличие и виды одарённости)
2.Диагностическое направление:
- формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей,
- проведение диагностики одарённых детей,
- создание банка данных одарённых детей,
- создание системы психологического сопровождения одарённых детей
3.Кадровое направление:
- повышение квалификации педагогов (курсы, мастер-класс, МО учителей начальных классов, создание творческих групп),).
4.Развивающее направление:
- создание образовательной среды для развития одарённых детей,
- организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов,
- создание условий для участия в олимпиадах и интеллектуально-творческих мероприятиях,
- использование системы информационно-коммуникационных технологий.
Основные направления реализации программы:
создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости;
- методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми (создание творческой группы учителей по работе с одарёнными детьми;
-участие и проведение МО и семинаров по теме «Одарённый ребёнок»)
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
Мероприятия по работе с одарёнными детьми.
- участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня: школьного, районного, международного (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки, социальные проекты).
Формы работы с одаренными детьми:
индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
групповые занятия с одаренными обучающимися;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы, викторины:
участие в олимпиадах разного уровня;
работа по индивидуальным планам (консультации);
занятия в профильных классах
интеллектуальные марафоны
создание портфолио
План работы
№ п/п | Мероприятия | Дата |
1. | Изучение нормативных документов и методических рекомендаций. Проведение диагностики для выявления видов одаренности | Сентябрь –октябрь |
2. | Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности. | в течение каждого учебного года |
3. | Создание (обновление) банка данных по одарённым детям. | I полугодие учебного года |
4. | Работа с родителями одарённых детей. | в течение всего периода |
5. | Изучение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми. | в течение всего периода |
6. | Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам. | в течение всего периода |
7. | Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад и конференций, муниципального конкурса «Первые шаги в науку» среди учащихся 1-4 классов. | раз в год |
8. | Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «ЧиП», «Кит» и др. | в течение всего периода |
9. | Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций. | апрель –май каждого учебного года |
10. | Подготовка учащихся к муниципальному интеллектуальному конкурсу | в течение всего периода |
11. | Организация внеурочной деятельности по интересам. | в течение всего периода |
12. | Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми. | в течение всего периода |
13. | Участие в муниципальном туре предметных олимпиад для начальных классов | в течение всего периода
|
Главные принципы реализации программы:
- непрерывность и системность школьного и внешкольного образования и воспитания;
- гуманизм в межличностных отношениях.
- научность и творческий подход.
- индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- применение принципов развивающего обучения.
- интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Методы обучения:
Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, могут быть использованы методы обучения в группе. К ним относятся:
- кооперативное обучение
- мозговой штурм
- групповая дискуссия
Обучение в группе означает, что дети учатся:
- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
- говорить и слушать;
- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 3 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
- уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
- ослабить скрытые конфликты;
- выработать общее решение;
- повысить эффективность работы участников дискуссии;
- повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
- удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
А также такие методы, как:
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта;
в) отыскивание свойств объекта в иной среде.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Обучающихся просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Методическая работа педагога:
- заниматься самообразованием;
повышать профессиональное мастерство;
- посещать занятия других педагогов;
- проводить открытые занятия;
- участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
- подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
проводить занимательно-познавательные мероприятия с обучающимися объединения.
Работа с родителями:
Проведение просветительской работы среди родителей через родительские собрания, памятки и анкеты для родителей, лектории. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.
Например: Родительское собрание на тему «Одарённый ребёнок – кто он?», «Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы».
Лекция «Виды одарённости», «Психологические особенности одарённых детей».
Ожидаемые результаты
- Реализация творческого потенциала детей:
занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения обучающихся.
- Методические результаты:
создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости;
- разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся;
- использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
- разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми;
- обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
ЛИТЕРАТУРА
- Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
- Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995.- №4.- с.73.
- Грязева В.Г. и др. Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка.
Экспресс-учеб, пособие для спецкурса Челяб. гос. пед. ун-т, Регион.науч.центр. "Семья, одарен, дети, соц. Работник. Изд. Факел, 1996. - Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. —М.: Просвещение, 1993. — 256 с.
- Одаренные дети. /Под ред. М. Карне. М.: Прогресс, 1991.
Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона. СПб.: СПбУПМ, 1997. - Одаренные дети. Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. Предисл. В.М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991. —376 с.
- Психологическая диагностика детей и подростков. Учеб. пособие//Под ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой. —М.:Международная педагогическая академия, 1995.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтес. — М.: Академия, 1996. — 416 с.
- Сизанов А.И. Психологические игры: какие мы на работе и дома. — Минск: Выш. шк., 1995. — 301с.
- Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003.
- Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997. 2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
Развитие и диагностика способностей / Под. ред. В. Н. Дружинина, В. В Шадрикова. - М.: Наука, 1991. - Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников при специальном обучении //Вопросы психологии -1991. - №1.
- Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.:Просвещение, 1996.-136с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одарёнными детьми
Программа составлена на основе Устава ОУ. С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей создана данная программа...
Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год
Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год...
Программа работы с одарёнными детьми
программа работы с одарёнными детьми , рассчитана на четыре года обучения....
Программа работы с одарёнными детьми
Обучать и воспитывать, не выводя ребёнка из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его однокл...
Программа работы с одарёнными детьми
Программа работы с одарёнными детьми...
Программа работы с одарёнными детьми
Каждый человек талантлив! Каждый ребёнок - вдвойне!...
Программа работы с одарёнными детьми
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества....