Программа по внеурочной деятельности "Веселый компьютер"
рабочая программа (3 класс)
Программа по внеурочной деятельности "Веселый компьютер"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_ves_kom_1-4kl_20116-17g.zip | 47.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №2
г. Углегорска Сахалинской области
Принята на педагогического совета протокол № 10 от 05.07.2018г. | Утвержден приказом МБОУ ООШ № 2 г. Углегорска Сахалинской области №130-ОД от 26.08.2018г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
для учащихся 1-4 классов
«Веселый компьютер»
научно – познавательной направленности
Срок реализации-1 год
Возраст детей 6,5 -12 лет.
Составлена на основе программ общеобразовательных
учреждений «Информатика в играх и задачах»,
автор: Горячев А. В.,- М: Баласс, 2011 г.
Рабочую программу составила
Козлова Ирина Анатольевна
г.Углегорск
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлый компьютер» научно – познавательной направленности для учащихся 1-4 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта второго поколения, программы общеобразовательных учреждений «Информатика в играх и задачах»: Автор А.В.Горячев, М: Баласс, 2011г., предназначена для учащихся общеобразовательных школ и рассчитана для детей 6,5-12 лет с разным уровнем подготовки. Она позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир современных технологий. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов у школьников.
Цель:
Развитие личности младшего школьника, формирование умений и навыков учебной деятельности, готовности к самостоятельному учебному труду и др., позволяют обеспечить качественно новый, высокий уровень подготовки младшего школьника к обучению в среднем звене школы.
Задачи:
• формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:
• применение формальной логики при решении задач: построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций («если – то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход: самое важное – объекты, а не действия, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».
• Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.
• Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
• Развить у обучающихся навыки решения логических задач и ознакомить с общими приемами решения задач — «как решать задачу, которую раньше не решали» — с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
• Расширить кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.
•. Освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компетенций и компетенций личностного саморазвития.
Общая характеристика учебного предмета
Все компоненты УМК представляют собой единую систему, обеспечивающую преемственность изучения предмета в полном объеме. Эта системность достигается:
1. Опорой на сквозные содержательные линии:
-информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);
- информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
- источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
- работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
- средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, мультимедийные устройства);
- организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и др.).
2. Использованием общей смысловой структуры учебников, позволяющей осуществить названную преемственность. Компоненты этой структуры построены в соответствии с основными этапами познавательной деятельности:
- раздел «Повторить» — актуализация знаний. Содержит интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе, способствует установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностно значимая информация). Выбранные авторами примеры могут быть знакомыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных интересов;
- содержание параграфа представлено через компоненты деятельностного ряда: «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь» — новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последовательность действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе развивается творческая деятельность;
- разделы «Мы поняли», «Мы научились» — рефлексия. Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использование средств стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при подготовке к контрольной работе);
- «Слова и термины для запоминания» — обобщающее знание. Обобщение и классификация;
- практические задания, включая задания в рабочих тетрадях и ЭОР. Формирование и развитие умений использовать полученные теоретические знания по информатике, умений структурировать содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач (культура мышления, культура решения задач, культура проектной и исследовательской деятельности); формирование и развитие умений осуществлять планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и сознательно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и самоопределение); формирование и развитие умений по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных задач, а также умений по организации сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.
Таким образом, сама структура изложения материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности. Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
- учебную мотивацию;
- учебную цель;
- учебную задачу;
- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);
- метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлый компьютер» в 1-4 классах рассчитана на 1 часа в неделю (34 часа в год) в каждом классе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Современный ребенок погружен в новую предметную и информационную среду. Однако нельзя воспитать специалиста в области информационных технологий или программиста, если не начать обучение информатике в младших классах. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плееры, декодеры и т. д. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и математика.
На уроках информатики школьники осознанно и целенаправленно учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, т. е. смысла, узнавать и называть объекты окружающей действительности своими именами в терминах информатики. Изучение информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» направлено на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.
Особое место подготовке по информатике отведено в предмете «Технология». В рамках этого предмета пристальное внимание должно быть уделено развитию у детей первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на «осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме». Информатика, обучая пользоваться универсальным инструментом поиска и обработки информации (компьютером), расширяет возможности детей познавать окружающий мир и способствует их самостоятельности и творчеству в процессе познания.
Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие «способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру». Освоение графического редактора на уроках информатики предоставляет младшему школьнику возможность создавать изображение в принципиально иной технике, развивая его логическое мышление в тесной связи с эмоционально-ценностным восприятием окружающей действительности.
Изучение русского и родного языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения — всему этому учит и информатика, пробуждая и познавательный интерес к слову, и стремление совершенствовать свою речь в процессе освоения мощного инструмента работы с информацией и его программного обеспечения, в частности — текстового редактора, электронного блокнота, электронной книги.
На уроках информатики при наборе текстов в текстовом редакторе учащиеся овладевают умениями правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет красным подчеркиванием и предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге (с помощью программы Skype устно или письменно с использованием чат - режима). Обучаясь работе на компьютере, дети составляют письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Исходя из того факта, что разговор с детьми о числах, информации и данных, способах и инструментах их хранения и обработки не может происходить па чисто абстрактном уровне, и математика, и информатика непосредственно связаны с содержанием других дисциплин начального образования, в частности, с иностранным языком.
Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует «элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника». Информатика с одной стороны, использует знания, полученные на уроках иностранного языка (английский алфавит, например), с другой стороны, развивает коммуникативные умения, поскольку вводит в речь школьников новые термины и учит общаться с использованием современных средств ИКТ (электронная почта, Skype и др.).
Таким образом, информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатика и мотивируя учащегося к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационно образовательной среде школы.
Формы организации внеурочной деятельности
1. Творческая деятельность;
2. Самостоятельная деятельность;
3. Практическая деятельность
Используемые технологии:
- Технология личностно-ориентированного деятельности
- Коллективные и групповые способы деятельности
- Технология проблемной деятельности
- Поисковые модели деятельности
- Игровые технологии
- Компьютерные (информационные) технологии
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Ключевая компетенция | Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся |
Общекультурная компетенция | Способность и готовность: - извлекать пользу из опыта; - организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний |
Социально-трудовая компетенция | Способность и готовность: - включаться в социально-значимую деятельность; - организовать свою работу |
Коммуникативная компетенция | Усвоение основ коммуникативной культуры личности: - умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; - овладение навыками неконфликтного общения |
Ключевая компетенция | Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся |
Компетенция в сфере личностного определения | Способность и готовность: - уметь противостоять неуверенности и сложности; - занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать сове собственное мнение |
Тематическое планирование 1 класс
№ раздела | Наименование разделов | Кол-во часов |
Введение. Знакомство с компьютером. | 1 | |
I | Описание предметов | 6 |
II | Алгоритмы. | 7 |
III | Множества. | 10 |
IV | Логика. | 6 |
V | Компьютер | 3 |
Итого | 33 |
Тематическое планирование 2 класс
№ раздела | Название раздела | Кол-во часов |
I | Компьютер. Предмет. Симметрия. Координатная сетка. | 12 |
II | Алгоритм. | 2 |
III | Множество. Кодирование. | 13 |
IV | Высказывание. Графы. Интернет. | 7 |
Итого | 34 |
Тематическое планирование 3 класс
№ раздела | Наименование разделов | Кол-во часов по теме. |
I | Алгоритм | 6 |
II | Группы (классы) объектов | 4 |
III | Логические рассуждения. Модели в информатике. | 12 |
IV | Информация, человек и компьютер | 12 |
Итого | 34 |
Тематическое планирование 4 класс
№ раздела | Наименование разделов | Кол-во часов по теме. |
I | Алгоритмы | 9 |
II | Объекты | 10 |
III | Логические рассуждения | 10 |
IV | Применение моделей (схем) для решения задач | 5 |
Итого | 34 |
Содержание учебного материала
1 класс
Iраздел - Введение. Знакомство с компьютером – 1ч..
II раздел - Описание предметов- 6ч.
Цвет предметов. Форма предметов. Признаки и состав предметов. Название предметов. Размер предметов. Игра «Птичий рынок».
III раздел – Алгоритмы – 7ч.
Понятие «равно», «не равно». Понятие «больше», «меньше».
Понятие «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Действие предметов. Последовательность событий. Порядок действий. Игра «Новый год».
IV раздел - Множества – 13ч.
Цифры. Возрастание, убывание. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отображение множеств. Кодирование. Симметрия. Игра « Цирк» Игра « Не ошибись»
V раздел - Логика- 20ч.
Отрицание. Понятие «истина» и « ложь». Понятие «дерево». Комбинаторика. Игра «На прогулке». Вред компьютера и как его уменьшить родительское собрание. Делай упражнения, чтобы не устать от компьютера. Конференция. Знакомство с игрой «Логомиры». Путешествие в Интернет. Составление проекта «Я и мой компьютер».
2 класс
РАЗДЕЛ 1. Предмет. Симметрия. Координатная сетка. – 4 часа
Признаки предметов. Описание предметов. Состав предметов. Действия предметов. Симметрия. Координатная сетка.
РАЗДЕЛ 2. Действия предметов Алгоритм. – 3 часов
Действия предметов. Обратные действия. Последовательность событий. Алгоритм. Ветвление.
РАЗДЕЛ 3. Множество. Кодирование. – 5 часов
Множество. Элементы множества. Способы задания множества. Сравнение множеств. Отображение множеств. Кодирование. Вложенность множеств. Пересечение множеств. Объединение множеств.
РАЗДЕЛ 4. Высказывание. Графы. – 5 часов
Высказывание. Понятие «истина» и «ложь». Отрицание. Высказывание со связками «И», «ИЛИ». Графы. Деревья. Комбинаторика
Составление проекта «Я и мой компьютер».
3 класс
Алгоритмы
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения . Модели в информатике
Высказывания со словами «все», «не все», «ни какие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья возможностей.
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности
В курсе информатики в третьем классе также изучается с темы «Информация, человек и компьютер», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией.
Содержание второй главы естественно вытекает как «связка» между информацией и компьютером. Глава вторая — о действиях с информацией. Школьники через разговор о действиях с информацией готовятся к пониманию понятия информационного процесса. Кульминационным моментом содержания в третьем классе является понятие объекта. Формируется представление об объекте как предмете нашего внимания, т.е. под объектом понимаются не только предметы, но и свойства предметов, процессы, события, понятия, суждения, отношения и т. д. Такой подход позволит уже в начальной школе серьезно рассматривать такие объекты, как «алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «модель», «управление» и иные абстрактные понятия. Такой методический прием позволяет младшему школьнику рассуждать о свойствах алгоритма, свойствах «исполнителя алгоритма», свойствах процесса управления и так далее, что составляет содержание курса в четвертом классе.
Уже в третьем классе начинается серьезный разговор о компьютере, как системе, об информационных системах. Составление проекта «Я и мой компьютер».
4 класс
1. Алгоритмы
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
Учащиеся должны:
- составлять и записывать вложенные алгоритмы;
- выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами;
- выполнять и составлять алгоритмы с параметрами;
2. Объекты
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
Учащиеся должны:
- определять составные части предметов; составлять схему состава;
- описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит;
- записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава; заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса;
3. Логические рассуждения
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
Учащиеся должны:
- изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение;
- определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;
- строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами;
- строить и описывать пути в графах;
- выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;
- записывать выводы в виде правил «если …, то …»;
- составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы;
4. Применение моделей (схем) для решения
Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).
Учащиеся должны:
- придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями;
- находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов;
- придумывать и описывать объекты с необычными признаками;
- описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному;
- соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков.
Предполагаемые личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики с учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
1-я группа требований: личностные результаты.
Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»:
- готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
- ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
- социальные компетенции;
- личностные качества
2-я группа требований: метапредметные результаты.
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:
- познавательных;
- регулятивных;
- коммуникативных;
- овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)
3-я группа требований: предметные результаты.
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
- наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
- соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели? »;
- устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
- понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
- выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
- решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
- самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
- овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
- получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;
- получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;
-приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось:
- учетом индивидуальных интеллектуальных различий учащихся в образовательном процессе через сочетания типологически ориентированных форм представления содержания учебных материалов во всех компонентах УМК;
-оптимальным сочетанием вербального (словесно-семантического), образного (визуально-пространственного) и формального (символического) способов изложения учебных материалов без нарушения единства и целостности представления учебной темы;
- учетом разнообразия познавательных стилей учащихся через обеспечение необходимым учебным материалом всех возможных видов учебной деятельности.
Кроме того, соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось через развитие операционно - деятельностного компонента учебников, включающих в себя задания, формирующие исследовательские и проектные умения. Так, в частности, осуществляется формирование и развитие умений:
- наблюдать и описывать объекты;
- анализировать данные об объектах (предметах, процессах и явлениях);
- выделять свойства объектов;
- обобщать необходимые данные;
- формулировать проблему;
- выдвигать и проверять гипотезу;
-синтезировать получаемые знания в форме математических и информационных моделей;
- самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих практических действий и др.
В результате всего вышеперечисленного происходит развитие системы УУД, которые, согласно ФГОС, являются основой создания учебных курсов.
Перечень учебно-методического и технического обеспечения
образовательного процесса
Программа:
Программа общеобразовательных учреждений «Информатика в играх и задачах»: Автор А.В.Горячев, М: Баласс, 2011г.
Литература:
- Горячев А.В. Информатика в играх и задачах: в 2 частях1,2, 3, 4 классы/ Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. - М.: Баласс, 2008г.
- Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. - Информатика в играх и задачах. 1,2, 3, 4 классы:Методические рекомендации для учителя. - М: Баласс, 2007.
- Общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Баласс, Изд. Ром РАО, 2011 – 528 с.
- Информатика .Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
- Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 1,2, 3, 4 классы. Методические рекомендации для учителя. – М: «Баланс», 2011, 144 с.
- Общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Баласс, Изд. Ром РАО, 2011 – 528 с.
- О.Б. Богомолова «Логические задачи» – М.: Просвещение, 2006 г.
- Графический редактор "TuxPaint" для школьников. Справочник-практикум, 2007 г.*Горячев А.В.
- Конструктор игр. Справочник-практикум для школьников, 2007 г.*
Горячев А.В. - Конструктор мультфильмов "Мульти-Пульти". Справочник-практикум для школьников, 2007 г.*Горячев А.В.
Оборудование и приборы:
Перечень медиатеки
- Учебные и энциклопедические программы наглядных пособий.
- Учебные и энциклопедические программы наглядных пособий. Большая детская энциклопедия.
Интернет – ресурсы:
www.school 2100.ru
http://school-collection.edu.ru
www.umk-garmonif.ru
http://window.edu.ru
www.uchteh.ru
www.abvgdeyka.ru
www.1september.ru
www.solnet.ru
Технические средства обучения
- компьютер, нетбуки
- мультимедийный проектор
- доска интерактивная прямой проекции
- доска магнитная
- принтер
- фотокамера, фотоаппарата
Календарно – тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Весёлый компьютер»
1 класс
2018-2019учебный год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Примечание | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1 | Введение. Знакомство с компьютером. Т.Б. | 03.09 | ||
Раздел 1. Описание предметов (6ч.) | ||||
2 | Цвет предметов. | 10.09 | ||
3 | Форма предметов. | 17.09 | ||
4 | Размер предметов. | 24.09 | ||
5 | Название предметов. | 01.10 | ||
6 | Признаки и состав предметов. | 08.10 | ||
7 | Игра «Птичий рынок». | 15.10 | ||
Раздел 2.Алгоритмы. (7ч.) | ||||
8 | Алгоритмы. Понятие «равно», «не равно». | 22.10 | ||
9 | Алгоритмы. Понятие «больше», «меньше». | 12.11 | ||
10 | Алгоритмы. Понятие «вверх», «вниз», «вправо», «влево». | 19.11 | ||
11 | Алгоритмы. Действие предметов. | 26.11 | ||
12 | Алгоритмы. Последовательность событий | 03.12 | ||
13 | Алгоритмы. Порядок действий. | 10.12 | ||
14 | Игра « Новый год». | 17.12 | ||
Раздел 3. Множества. (10) | ||||
15 | Множества. Цифры. | 24.12 | ||
16 | Множества. Возрастание, убывание. | 14.01 | ||
17 | Множества. Элементы множества. | 21.01 | ||
18 | Множества. Способы задания множеств. | 28.01 | ||
19 | Множества. Сравнение множеств. | 04.02 | ||
20 | Множества. Отображение множеств. | 11.02 | ||
21 | Множества. Кодирование. | 25.02 | ||
22 | Множества. Симметрия. | 04.03 | ||
23 | Игра « Цирк» | 11.03 | ||
24 | Игра « Не ошибись» | 18.03 | ||
Раздел 4.Логика. (6ч.) | ||||
25 | Логика. Отрицание. | 01.04 | ||
26 | Логика. Понятие «истина» и « ложь». | 08.04 | ||
27 | Логика. Понятие «Дерево». | 15.04 | ||
28 | Логика. Графы. | 22.04 | ||
29 | Логика. Комбинаторика. | 29.04 | ||
30 | Логика. Игра «На прогулке». | 06.05 | ||
Раздел 5. Компьютер. (3ч.) | ||||
31 | Вред компьютера и как его уменьшить. Делай упражнения, чтобы не устать от компьютера. | 13.05 | ||
32 | Знакомство с графическими редакторами. | 20.05 | ||
33 | Путешествие в Интернет. | 27.05 |
Календарно – тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Весёлый компьютер»
2 класс
2018-2019 учебный год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Приме-чание | Дата проведения | ||
по плану | по факту | ||||
Раздел 1.Компьютер. Предмет. Симметрия. Координатная сетка. (12ч.) | |||||
1 | Компьютер. ТБ | 05.09 | |||
2 | Признаки предметов. | 12.09 | |||
3 | Описание предметов. | 19.09 | |||
4 | Состав предметов. | 26.09 | |||
5 | Действие предметов. | 03.10 | |||
6 | Симметрия предметов. | 10.10 | |||
7 | Координатная сетка. | 17.10 | |||
8 | План действий. | 24.10 | |||
9 | Урок – сказка «В мире предметов». | 07.11 | |||
10 | Действия предметов. | 14.11 | |||
11 | Последовательность событий. | 21.11 | |||
12 | Обратные действия. | 28.11 | |||
13Раздел 2. Алгоритмы (2 ч.) | |||||
13 | Алгоритм действий. | 05.12 | |||
14 | Всё о алгоритмах. | 12.12 | |||
Раздел 3.Множество. Кодирование. (13ч.) | |||||
15 | Множество и кодирование. | 19.12 | |||
16 | Элементы множества. | 26.12 | |||
17 | Способы задания множеств. | 09.01 | |||
18 | Сравнение множеств. | 16.01 | 17.01 | ||
19 | Равенство множеств. | 23.01 | |||
20 | Сравнение множеств по числу элементов. | 30.01 | |||
21 | Пустое множество. | 06.02 | |||
22 | Отображение множеств. | 13.02 | |||
23 | Отображение множеств. Закрепление. | 20.02 | |||
24 | Кодирование множеств. | 27.02 | |||
25 | Вложенность (включение) множеств. | 06.03 | |||
26 | Пересечение множеств. | 13.03 | |||
27 | Объединение множеств. | 20.03 | |||
Раздел 4.Высказывание. Графы. Интернет. (7ч.) | |||||
28 | Понятия «истина» и «ложь». | 03.04 | |||
29 | Отрицание понятий. | 10.04 | |||
30 | Логические операции «И», «ИЛИ». | 17.04 | |||
31 | Графы, деревья. | 24.04 | |||
32 | Комбинаторика высказываний. | 08.05 | |||
33 | Логика операций. | 15.05 | |||
34 | Безопасное путешествие в интернет. | 20.05 |
Календарно - тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Весёлый компьютер»
3 класс
2018-2019 учебный год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Приме-чание | Дата проведения | |||||
по плану | по факту | |||||||
Раздел 1. Алгоритм (6ч.) | ||||||||
1 | Компьютер.Т.Б. | 07.09 | ||||||
2 | Алгоритм- что это. | 14.09 | ||||||
3 | Схема алгоритма | 21.09 | ||||||
4 | Ветвление в алгоритме | 28.09 | ||||||
5 | Цикл в алгоритме | 05.10 | ||||||
6 | Алгоритмы с ветвлениями и циклами | 12.10 | ||||||
Раздел 2. Группы (классы) объектов (4ч.) | 10.10 | |||||||
7 | Состав и действие объектов | 19.10 | ||||||
8 | Группа объектов | 26.10 | ||||||
9 | Общие сведения и свойства объектов группы. | 09.11 | ||||||
10 | Единичное имя объекта | 16.11 | ||||||
Раздел 3. Логические рассуждения. Модели в информатике.(12ч.) | ||||||||
11 | Множество. | 23.11 | ||||||
12 | Число элементов множества. | 30.11 | ||||||
13 | Подмножество | 07.12 | ||||||
14 | Элементы, не принадлежащие множеству. | 14.12 | ||||||
15 | Пересечение и объединение множеств | 21.12 | ||||||
16 | Истинность высказывания. | 28.12 | 10.01 | |||||
17 | Отрицание множеств. | 11.01 | ||||||
18 | Истинность высказывания со словом «не» | 18.01 | ||||||
19 | Истинность высказываний со словами «и», «или» | 25.01 | ||||||
20 | Граф. Вершины и ребра графа | 01.02 | ||||||
21 | Граф с направленными ребрами | 08.02 | ||||||
22 | Аналогичная закономерность | 15.02 | ||||||
Раздел 4. Информация, человек и компьютер (12ч.) | ||||||||
23 | Человек и информация. Источники и приемники информации | 22.02 | ||||||
24 | Носители информации. Информационные системы | 01.03 | ||||||
25 | Получение и представление информации | 08.03 | ||||||
26 | Кодирование, хранение и обработка информации | 15.03 | ||||||
27 | Компьютер — это система. Системные программы и операционная система | 22.03 | ||||||
28 | Файловая система. Компьютерные сети | 05.04 | ||||||
29 | Деление и обобщение понятий | 12.04 | ||||||
30 | Отношения между понятиями. Понятия «истина» и «ложь» | 19.04 | ||||||
31 | Суждение об информации. Кто, кем и зачем управляет | 26.04 | ||||||
32 | Управляющий объект и объект управления | 17.05 | ||||||
33 | Цель управления. Средство и результат управления | 24.05 | ||||||
34 | Современные средства коммуникации | 31.05 |
Календарно – тематическое планирование
По внеурочной деятельности «Весёлый компьютер»
4 класс 2018-2019 учебный год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Приме-чание | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
Раздел 1. Алгоритмы. (9ч.) | ||||
1 | Компьютер. ТБ. | 04.09 | ||
2 | Ветвление в построчной записи алгоритма. | 11.09 | ||
3 | Ветвление алгоритма | 18.09 | ||
4 | Цикл в построчной записи алгоритма. | 25.09 | ||
5 | Вложенные алгоритмы. | 02.10 | ||
6 | Алгоритм с параметрами. | 09.10 | ||
7 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. | 16.10 | ||
8 | Составление нелинейных алгоритмов. | 23.10 | ||
9 | Циклы для перечисленных параметров. | 06.11 | ||
Раздел 2. Группы (классы) объектов.(10ч.) | ||||
10 | Составные объекты. | 13.11 | ||
11 | Отношение «состоит из». | 20.11 | ||
12 | Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов. | 27.11 | ||
13 | Схема состава объекта. | 04.12 | ||
14 | Адреса объектов. | 11.12 | ||
15 | Адрес составной части. | 18.12 | ||
16 | Массив объектов на схеме состава. | 25.12 | ||
17 | Признаки и действия составных частей объекта. | 15.01 | ||
18 | Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. | 22.01 | ||
19 | Относительные адреса в составных объектах. | 29.01 | ||
Раздел 3. Логические рассуждения. (10ч.) | ||||
20 | Связь операций над множествами и логических операций. | 05.02 | ||
21 | Множество и подмножество объектов. | 12.02 | ||
22 | Пересечение множеств. | 26.02 | ||
23 | Истинность высказываний со словами «не», «и», «или». | 05.03 | ||
24 | Описание отношений между объектами с помощью графов. | 12.03 | ||
25 | Пути в графах. | 19.03 | ||
26 | Высказывания и подграфы. | 02.04 | ||
27 | Правило «Если – то». Схема рассуждений. | 09.04 | ||
28 | Построение графов. Простейшие графы «и – или». | 16.04 | ||
29 | Цепочки правил вывода | 23.04 | ||
Раздел4. Применение моделей (схем) для решения задач.(5ч.) | ||||
30 | Составные части объектов. | 30.04 | ||
31 | Объекты с необычным составом. | 07.05 | ||
32 | Признаки объектов. | 14.05 | ||
33 | Объекты, выполняющие обратные действия. | 21.05 | ||
34 | Приёмы фантазирования. | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Компьютер-мой друг".
Рабочая программа внеурочной деятельности "Компьютер - мой друг" в 4 классе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы в мире компьютеров" для 1 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы в мире компьютеров" для 1 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Мой друг- компьютер"
@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: #000000; orphans: 2; widows: 2 } p.western { so-language: ru-RU } p.ctl { so-language: ar-SA } Необходимость испол...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Компьютер и мы"
Программа внеурочной деятельности разработана на основе Федерального государственного Стандартаначального общего образования второго поколения, фундаментального ядра содержания общего образования,треб...
Программа по внеурочной деятельности "Мой помощник - компьютер"
Программа общеинтеллектуальной направленности для детей 9-10 лет....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я и компьютер"
Сегодня компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Для формирован...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой друг компьютер»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой друг компьютер» для 4 класса...