Рабочая программа по внеурочной деятельности"Читалочка"
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа с календарно- тематическим планированием для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_obshcheintellektualnogo_napravleniya_chitalochka.docx | 41.04 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Читалочка» 2 «Б» класса
направление общекультурное
68 часов(2часа в неделю)
Разработана Солдатенко С.В.,
учителем начальных классов.
г. Калининград
Пояснительная записка
программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Читалочка» разработана мною в соответствии с ФГОС НОО.
Программа позволяет показать учащимся. как увлекателен, разнообразен , неисчерпаем мир книг. это имеет большое значение для формирования познавательных мотивов как основы учебной деятельности, для формирование читательской компетентности учащихся, которая составляет основу умения учиться.
Актуальность программы обуславливается тем, что положение с чтением учащихся в нашей стране крайне тревожное. Об этом говорят результаты исследования. По оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли лишь 43 место. Они показали слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению, т.е. смысловое чтение находится на очень низком уровне. Поэтому существует необходимо создать такие условия, чтобы учащийся хотел читать, читал много, чтобы сформировалась и развивалась его читательская компетентность и в итоге он стал " человеком читающим", личностью, владеющей культурой чтения. Успехи в обучении чтению во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.
В программу
Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современном обществе. Центральной задачей для всех учащихся является научиться эффективно находить знания, критически мыслить, умение воспринимать новую информацию и критически её исследовать.
Цель программы: формирование читательской компетентности и
читательской самостоятельности школьника.
Задачи программы:
- совершенствование навыка чтения учащихся;
- развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
- формирование личности, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и осмысление учениками- читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях.
- развитие коммуникативных умений, способности к творческой деятельности.
- развитие умения работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
Для достижения цели используются:
- обеспечение условий реализации индивидуальных возможностей каждого ученика в различных видах деятельности
- создание ситуации успеха для каждого ученика, реализацию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся
Программа «Читалочка» соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования.
Через реализацию программы «Читалочка» осуществляется единство урочной и внеурочной деятельности. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство мира книг. Во внеурочной деятельности осуществляется дальнейшее образование, углубление и расширение знаний, которые на уроке далеко не всегда определены в полной мере. Реализация данной программы способствует успешности обучения младших школьников курсам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Технологии», «Математики», « «Музыки». Программы будет способствовать расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. поможет решить задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Программа создает возможность для воспитания грамотного читателя, развивается память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.
Программа реализуется в форме кружка, включена в план внеурочной деятельности. Рассчитана на учащихся 2 класса. Занятия проводятся 2 раз в неделю. Данная программа адаптирована для класса с разно-уровневым развитием учащихся. Есть возможность привлечения родителей в учебный процесс.
Для успешности проведения занятий используются СОТ (современные образовательные технологии): работа в паре, группе, дифференцированный подход, ИКТ, приёмы критического мышления. Обучение на основе «учебных ситуаций» Обучение на основе «учебных ситуаций» Уровневая дифференциация. Проблемно-диалогическое обучение
Технология развития критического мышления
ИКТ - технология
Здоровьесберегающие технологии
Планируемые результаты
освоения программы
Личностные результаты
- внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения;
- мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;
- эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, любовь и уважение к Отечеству;
- первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки,
- стремления к успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УДД:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведение;
- умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.
Познавательные УУД:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг;
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
- выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
- высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о её оформлении и структуре;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведении;
- пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
- вести диалог о прочитанной книге.
В результате освоения программы «Читалочка» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
- пользоваться словарными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Мониторинг успешности достижения планируемых результатов
Мониторинг успешности достижения планируемых результатов
Диагностика осуществляется в следующих формах:
- наблюдение в процессе проведения занятий за развитием читательского интереса;
- выявление круга читательских интересов;
- проверка техники чтения учащихся и составление детьми графика динамики развития техники чтения;
- системы контролирующих материалов – тесты, викторины;
- выявление трёх уровней компетенции чтения
Учебно-тематический план
2 класса (1 полугодие)
№ | Наименование тем | Количество часов | Дата |
Книги, прочитанные летом. | 1 | ||
История создания книги. Первая печатная книга на Руси. | 1 | ||
Правила поведения в библиотеке. Структура книги. Выставка книг о детях. | 1 | ||
«Айога» (нанайская сказка) | 1 | ||
«Волк-ябедник» (афганская сказка) | 1 | ||
«Лёгкий хлеб» (белорусская сказка. | 1 | ||
«Старик-годовик» | 1 | ||
Сказки Андерсена «Снежная королева» | 1 | ||
Сказки Андерсена «Свинопас» | 1 | ||
Сказки Андерсена «Дюймовочка» | 1 | ||
Сказки Андерсена «Гадкий утёнок» | 1 | ||
В.В.Бианки «Красная горка» | 1 | ||
В.В.Бианки «Первая охота» | 1 | ||
В.Дурова, Н.Дуровой «Обезьяна Мимус», «Слон Бэби» | 1 | ||
Б.С.Житков «Как слон спас хозяина от тигра», «Про слона», Мангуст», «Про обезьянку» | 1 | ||
Н.И.Сладкова «Суд над декабрём», «Всему своё время» | 1 | ||
Подборка стихотворений об осени | 1 | ||
В.Г.Сутеева «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка», «Мы ищем 1кляксу», «Раз, два – дружно!», «Разные колёса» | 1 | ||
Рассказы и сказки Н.Н.Носова «Заплатка», «Находчивость», «Замазка» | 1 | ||
Стихи и сказки Б.Заходера. «Что красивее всего?», «Хрюк на ёлке», «Серая звездочка» | 1 | ||
Е.А.Пермяк. «Волшебные сказки», Две пословицы», «Четыре брата», «Торопливый ножик», «Маркел-Самодел» | 1 | ||
Подборка стихотворений по теме: «Скоро зима» | 1 | ||
Я.Тайц «Приказ» | 1 | ||
24 | Стихи и сказки о зиме | 1 | |
25 | Сказки разных народов о зиме | 1 | |
26 | Народные промыслы | 1 | |
27 | В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» | 1 | |
28 | Литературная игра. | 1 | |
29 | Марафон книг | 1 | |
30 | Творчество С.Я Маршака | 1 | |
31 | КВН «Русские народные сказки» | 1 | |
32. | О братьях наших меньших. Е. Чарушин, В.Чаплина, Б.Житков … | 1 | |
Всего: | 32 |
2 класс (2 полугодие)
№ | Наименование тем | Количество часов | Дата |
1 | Книги, прочитанные на зимних каникулах. | 1 | |
2 | Устное народное творчество. Урок – игра «Сокровища мудрости народной» | 1 | |
3 | Басни И.А.Крылова | 1 | |
4 | Басни И.А.Крылова | 1 | |
5 | По страницам детских журналов. | 1 | |
6 | По страницам детских журналов. | 1 | |
7 | Рассказы К Паустовского | 1 | |
8 | Рассказы К Паустовского | 1 | |
9 | Мифы, легенды, предания. | 1 | |
10 | Мифы, легенды, предания. | 1 | |
11 | А.И.Приставкин «Портрет отца» | 1 | |
12 | А.В.Митяев «Землянка» | 1 | |
13 | Лев Кассиль. Книга рассказов «Главное войско» | 1 | |
14 | С.П.Алексеев «Брестская крепость» | 1 | |
15 | Произведения о маме | 1 | |
16 | Подборка стихотворений к 8 марта. | 1 | |
17 | Зимние праздники на Руси | 1 | |
18 | В.Катаев «Цветик-семицветик» | 1 | |
19 | Рассказы о животных А.Куприн | 1 | |
20 | Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» | 1 | |
21 | Л.Пантелеева «Новенькая» | 1 | |
22 | Л.Воронкова «Девочка из города» | 1 | |
23 | Книги Э.Н.Успенского | 1 | |
24 | Былины. | 1 | |
25 | А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде». | 1 | |
26 | А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде». | 1 | |
27 | А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке» | 1 | |
28 | А.Н.Толстой «Приключение Буратино» | 1 | |
29 | А.Н.Толстой «Приключение Буратино» | 1 | |
30 | А.Н.Толстой «Приключение Буратино» | 1 | |
31 | В.Воскобойников «Девятьсот дней мужества» | 1 | |
32 | Сказка «Мальчик-Звезда» | 1 | |
33 | Подборка стихотворений ко Дню Победы | 1 | |
34 | Сказка «Мальчик-Звезда» | 1 | |
35 | Сказки Ш .Перро | 1 | |
36 | Список книг на лето | 1 | |
Всего: | 36 |
Показатели читательского интереса
- положительное отношение к самой читательской деятельности («люблю читать»);
- заинтересованность конкретными книгами («хочу эти книги»);
- увлечение самим процессом чтения («не могу оторваться от книги»);
Три уровня компетенций чтения
Н.Н. Сметанникова (Кандидат психологических наук, доцент, профессор) выделила три уровня компетенций чтения для учащихся начальной школы: низший, средний и высший.
Высший уровень | Средний уровень Высокий средний средний | Низший уровень | |
Беглое чтение про себя текстов своего уровня из разных источников с полным пониманием | Достаточно беглое чтение текстов своего уровня из разных источников с хорошим пониманием | Самостоятельное беглое чтение текстов своего уровня из разных источников с хорошим пониманием затруднено | Угадывание значений слов, непонимание текста при трудностях техники чтения в случае самостоятельного чтения текстов своего уровня |
Точный, полный и грамотный пересказ текста, включающий основную мысль и основные положения текста, важные детали, представленные в тексте и подтексте | Достаточно точный, полный и грамотный пересказ текста, включающий основную мысль, почти все основные положения и детали, изложенные в тексте, некоторые детали подтекста, возможна контекстуальная догадка | Пересказ, включающий некоторые положения текста и детали, изложенные в тексте, но нет логической схемы изложения от общего, важного, к частному, возможно отрывочное понимание подтекста, конкретная догадка, угадывание и фантазирование | Воспроизведение отдельных положений текста без их организации, без разделения на основное и второстепенное, без понимания подтекста, контекстуальная догадка подменяется угадыванием и фантазированием |
Ясное и уверенное разделение фактов и мнений, реальности и фантазий | Разделение фактов и мнений, реальности и фантазий | Испытывает трудности при разделении фактов и мнений | Нет разделения между фактами и мнениями |
Беглое выразительное, четкое чтение вслух | Беглое близкое к грамотному чтение вслух | Медленное чтение, с ошибками, которые иногда исправляются самостоятельно с нескольких попыток | Медленное чтение вслух с большим количеством ошибок, которые не исправляются самостоятельно |
Самостоятельный поиск информации в различных источниках, поисковое чтение для извлечения информации | В большинстве случаев осуществляется поиск информации с помощью чтения | Может осуществить поиск с помощью других, нуждается в напоминании о том, что скорость и вид чтения меняются в зависимости от его цели | Не умеет работать с разнообразными источниками информации, не знает, какую информацию и как извлекать, не умеет читать по-разному в зависимости от разных целей чтения |
Увлеченный читатель, который предпочитает проводить свободное время за чтением | Читает при необходимости, иногда для себя в свободное время | Читает, когда «надо», для себя в свободное время не читает | Плохо читает про себя, избегает чтения |
Обладая низшим уровнем читательской компетенции, невозможно быть активным читателем. Однако следует помнить, что чтение – умение, а любое умение может совершенствоваться. Ребенку необходимо помогать учиться читать.
Литература
Методические пособия
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки. – Волгоград: Учитель, 2012.
2. Бугаева М.А. Информационные компетенции младших школьников: библиотечные- библиографические уроки.- Волгоград: Учитель, 2011.
3. Илдаркина Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно- библиографических знаний. Методическое пособие. 1- 11 классы. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.
4. Цымбалюк Т.Р. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия. – Волгоград: Учитель, 2012.
Иллюстрации//плакаты
Портреты писателей и поэтов
Технические средства обучения
1.Персональный компьютер с принтером.
2. Мультимедийный проектор
3. Магнитная доска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...