Внутрипредметный модуль к рабочей программе внеурочной деятельности "Мир добра"
календарно-тематическое планирование (3 класс)
Внутрипредметный модуль внеурочной деятельности «Мир добра» для ученика 3 класса, попавшего в трудную жизненную ситуацию составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта. Предлагаемые внеклассные мероприятия подготовлены в контексте методологической основы ФГОС – концепции духовно-нравственного развития и воспитания толерантной личности, способной понимать, ценить и хранить культурное наследие народов мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnutripredmetnyy_modul_mir_dobra.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бобровская средняя общеобразовательная школа №2
Рассмотрено на заседании ШМО «Утверждаю»
Протокол №1 Директор школы
от 28.08.2017 г. ________Н.И. Гайворонская
Приказ № 64 от 01.09.2017 г.
«Согласовано»
Зам. директора по НМР
________ И.Н. Резник
Принято на заседании педагогического совета
Протокол № 7 от 30.08.2017 г.
Внутрипредметный модуль
к рабочей программе внеурочной деятельности
«Мир добра»
учителя Ульвачевой Светланы Сергеевны
на 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Внутрипредметный модуль внеурочной деятельности «Мир добра» для ученика 3 класса, попавшего в трудную жизненную ситуацию составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта. Предлагаемые внеклассные мероприятия подготовлены в контексте методологической основы ФГОС – концепции духовно-нравственного развития и воспитания толерантной личности, способной понимать, ценить и хранить культурное наследие народов мира.
Сказки и притчи народов мира – это сосредоточие народной мудрости, глубокой нравственности и этики, идущей из глубины веков. На их примерах дети младшего школьного возраста знакомятся с базовыми ценностями и моральными нормами, стилями поведения людей. Сказки и притчи народов мира имеют разный культурный колорит, благодаря чему можно познать быт и культуру людей в разных уголках нашей планеты. Сказки и притчи народов мира являются замечательным средством понимания внутреннего мира людей разных национальностей, образа их мыслей, культурно-нравственных ценностей, обычаев и т.д. Эта способность обусловлена тем, что сказочные персонажи воплощают архетипы своего народа.
Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Духовно- нравственное становление нового поколения, подготовка к принятию решений во взрослой жизни – важнейшее условие развитие современной педагогики. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних на примерах сказок народов мира, является действенным средством в воспитании духовно-нравственных качеств личности младшего школьника. В период становления гражданского общества имеется высокий риск нарушений устоев нравственности в социуме, что требует пристального внимания к нравственному воспитанию на основе традиций и сказок народов мира. Приходя в школу дети постепенно покидают иллюзорный мир в котором жили раньше, но тем не менее напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес и необыкновенный эмоциональный подъем вызывают у них на протяжении всего обучения в начальной школе.
Необходимо отметить, что сказки, притчи и их герои являются прекрасным материалом для педагогической, психологической, психотерапевтической, коррекционной и развивающей работы. К. Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, В. Я. Пропп, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Н. Пезешкян, М. Осорина и другие обращали внимание на различные аспекты сказки в культурной практике. Интересные научно-практические результаты дает такое направление работы, как сказкотерапия (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Б. Бетельхейм, А. Гнездилов, И. Добряков и другие исследователи) .
Целью учебного модуля является формирование духовно-нравственной личности младшего школьного возраста посредством анализа сказок народов мира.
Задачи модуля:
- Формирование гражданственности, патриотизма, уважение к другим народам и странам;
- Воспитание ценностей трудолюбия, добросовестного труда на общее и личное благо, дисциплина труда.
- Бережное отношение к общественному достоянию, материальным ценностям и природе;
- Толерантное отношение к людям, к их культуре, традициям;
- Развитие самопознания через собственный анализ и рассуждение в ознакомлении со сказками народов мира, через практическую деятельность.
- Развитие способностей сопереживать, сострадать, сорадоваться (переживать чужую судьбу как свою)
- Активизация младших школьников к преодолению трудностей, проблем, которые необходимо преодолеть.
В сказках и притчах для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники миропонимания. Дети на примерах сказок народов мира находят для себя самостоятельно очень ценное, необходимое для своего развития и сознания миропонимание.
Воспитание толерантности в личности, формирование интереса к особенностям культуры быта, уклада семейной жизни, как своего народа, так и других, самопознания через развитие духовно-нравственных ценностей, формирование толерантных навыков общения – важнейшие линии развития личности ученика, как во внеурочной деятельности, так и в учебной деятельности.
Структура и содержание модуля
Программа рассчитана на 10 занятий в году, которые проходят в течение года.
Для реализации рабочей программы модуля большое внимание уделяется развитию речи и культуры обучающихся, так как в занятиях дети учатся преподносить себя как личность как носителя духовно-нравственной культуры общества.
Путь к духовно-нравственному становлению личности учащегося начальной школы – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе познания самого себя, своих стереотипов, своего сознания. В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова сказок народов мира, их содержания, мудрости. Здесь учитель выступает по отношению к учащемуся в роли не в роли наставника, а в роли проводника культурного наследия народов мира.
Компетенции обучающегося в результате освоения дисциплины
В соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования в программу включены учебно-практические работы (УПР), направленные на формирование способности учащихся применять приобретенные знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
Учащийся должен знать:
- что разнообразие людей, культур украшает и обогащает жизнь;
-что конфликт – это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно;
Учащийся должен уметь:
- проявлять патриотизм к своей Родине и уважение к культурам других стран и народов;
- добросовестно относиться к труду на общее и личное благо;
-ценить и бережно относиться к культурному достоянию народов мира;
- отказываться от причинения вреда кому-либо;
- быть снисходительным и чутким;
- не осуждать других;
- доверять друг другу;
- слушать собеседника;
- проявлять любознательность.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты освоения программы:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
13) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Календарно тематическое планирование
№ уро-ка | Дата | Тема урока | Основная идея |
1 | Английская притча «Мальчик и морские звезды» | Стимулирование к милосердию | |
2 | Армянская сказка «Кувшин с золотом» | О том, как важно найти компромисс и о том, что помыслы у людей бывают разные – добрые и злые | |
3 | Персидская притча «Гвозди» | О важности самоконтроля в поступках и о следах от обид в душе | |
4 | Болгарская сказка «О бочке» | О важности единения семьи и народа | |
5 | Египетская сказка «Коршун и кошка» | О важности исполнять обещания и клятвы, о разумности принятия решений | |
6 | Китайская притча «Собака у зеркала» | О том, что все происходящее вокруг нас всего лишь отражение наших мыслей, поступков и желаний. | |
7 | Польская сказка «Чудесная яблоня» | О том, что нельзя оставлять друг друга в беде | |
8 | Русская притча «Орел» Калинин И.М. | О том, что важно быть честным, справедливым и смелым | |
9 | Сирийская современная сказка «Про попугая» | О том, что самое главное в жизни – это семья и Родина | |
10 | Австрийская сказка «Гадкий Утенок» Г.Х. Андерсен | Формирование толерантного отношения к себе и другим |
Учебно-методическое и информационное обеспечение
1. Программы «Перспективная начальная школа» Москва Академкнига/Учебник 2011
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/Под ред. А.Г. Асмолова.-М.: Просвещение, 2010
3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе/ Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. -М.: Просвещение 2010/Учебник, 2010
4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010
5. Байчорова, С. Х. Гуманистическое воспитание младших школьников средствами народных сказок / С. Х. Байчорова // Этнопедагогика и вопросы формирования личности. - Карачаевск, 2005. - С. 28-30:
6. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. - М., 2000. - 169 с.
7. Латышина, Д. И. Традиции воспитания детей у русского народа / Д. И. Латы-шина. - М.: Школьная пресса, 2004. - 126 с.;
8. Николаева, Н. Д. Возможности волшебного мира сказок в обучении и воспитании / Н. Д. Николаева // Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования. - Якутск, 2004. - С. 145-147.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрый мир"1 класс
Рабочая программа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности модуль «Гимнастика для ума» 1 класса
Программа по курсу «Гимнастика для ума» составлена для обучения младших школьников навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выде...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика" (3 класс, модуль 20 часов)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Занимательная информатика" (3 класс)(Модуль рассчитан на 20 часов - 2 полугодие учебного года)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрая дорога детства"
Социальное направление...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрые дела моего класса"
РП внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрый мир" 3 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрый мир" 3 класс....