Интегрированное занятие - обучающая игра «Ремёсла и народные промыслы» для обучающихся, воспитанников с ОВЗ 4-х классов
методическая разработка (4 класс)

Курбатова Ольга Алексеевна

 Эта игра была создана авторским коллективом учителей основной школы и второй год подряд проводится в ГБОУ школе  №370 Московского района для обучающихся с ОВЗ 4-х классов на городских семинарах в рамках проекта "Сказание о Земле Русской". Во время проведения игры используются раздаточный материал с заданиями для обучающихся  и  презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного занятия - обучающей игры

 «Ремёсла и народные промыслы».

Руководители:

Авторский коллектив – педагоги  ГБОУ школы № 370 Московского района Санкт-Петербурга:

Курбатова Ольга Алексеевна, учитель истории и обществознания, воспитатель ГПД;

Митникова Елена Александровна, учитель истории и обществознания;

Яковлева Галина Ивановна, учитель математики и информатики (помощь в создании презентаций).

Актуальность:

Популяризация и расширений представлений обучающихся  с ОВЗ о людях труда, ремёслах и промыслах через игровую деятельность.

 Технология:  обучающая игра.

 Технология обучающей игры для детей с ОВЗ способствует формированию  чувства сопричастности,  взаимопомощи, взаимовыручки, а главное уверенности в том, что каждый является полноценным членом команды и способен внести личный вклад в общее дело.

Цели игры:

  • обобщение  знаний обучающихся с ОВЗ о ремёслах и промыслах на территории нашей Родины;
  • воспитание личности через приобщение к миру духовных ценностей;
  • привлечение обучающихся с ОВЗ к изучению исторического и культурного наследия страны, города, района, семьи. 

Задачи:

  • закрепить материал, полученный на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности, связанной с работой в проекте «Сказание о Земле Русской»;
  •  расширить и обобщить представление обучающихся об основных видах ремёсел, промыслов на Руси и в России;
  • развивать познавательный интерес;
  • расширять словарный запас и культурный кругозор;
  • развивать творческие способности обучающихся с ОВЗ;
  • воспитывать чувства уважения к людям труда;
  • развивать навыки работы в группе и коммуникативную культуру.

Ожидаемые  результаты:

Повышение  мотивации к изучению истории и культуры родной страны.

Описание игры:

 Станции:

1. «Разминка»

2. «Допишите пословицу»

3. «Промыслы»

4. «Скороговорки»

Оборудование:

Мультимедийная установка, презентации, рабочие листы для команд-участников игры на каждую станцию, рабочие листы с ответами для жюри.

Критерии оценки: 

фактическое соответствие, историческая правильность; 

жюри имеет право снимать баллы за некорректное поведение участников во время проведения игры.

Описание станций:

  1. «Разминка», устно.

Ведущий читает загадку  о ремесле, ремесленниках, инструментах ремесленников в стихах.   Обучающиеся отгадывают загадку с ответом – рифмой на слух. Отвечают по очереди. Если команда не смогла ответить, возможность ответить на загадку переходит другой команде.

Время работы на станции – 4 мин.

Жюри подсчитывает правильные ответы.

 За каждый правильный ответ - 1 балл.

2.  «Допишите пословицу».

На экране (презентация) и в листах с заданием для школьников пословицы о ремёслах, в которых пропущено одно слово.  Обучающимся предлагается вставить пропущенное слово. Все пропущенные слова даны в именительном падеже. Слова надо поставить в нужный по смыслу текста пословицы падеж. Если это первое слово в предложении, его надо написать с большой буквы. 

Время работы на станции – 7 мин.

Максимальное количество баллов - 10, за каждый правильный ответ - 1 балл.

3.  «Промыслы», презентация

На экране презентация «Промыслы». Ведущий коротко рассказывает об основных промыслах в России в конце XIX – начале XX веков. После просмотра презентации обучающиеся получают лист с заданием. Им надо прочитать загадки о промыслах и заполнить таблицу: к названию промысла – поставить № загадки.

Время работы на станции – 10 мин.

Максимальное количество баллов - 9, за каждый правильный ответ - 1 балл.

4.  «Скороговорки».

Учащиеся получают текст со скороговорками о труде и ремёслах. Пытаются сами их прочитать. Потом повторить вслух, быстро, 2-3 раза.

Время работы на станции – 5 мин.

Жюри оценивает качество выполнения задания (правильно и быстро прочитали скороговорку)

Правильно прочитали  – 1 балл, быстро прочитали – ещё 1 балл.

После выполнения  заданий на станциях  «Допишите пословицу» и «Промыслы», капитаны команд сдают заполненные листы жюри, которое оценивает результаты работы каждой команды, в это время ведущий обсуждает с игроками ответы.

На станциях «Допишите пословицу» и «Промыслы» обучающимся помогают прочитать текст задания руководитель команды соперника.

 

Жюри оценивает игру каждой команды, объявляет победителей.

Награждение участников игры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадки в стихах о ремеслах. Ремесло – навык, умение человека производить какую –либо вещь, изделие

Слайд 2

Надо лошадь подковать, Изготовить ключ к замку, Что угодно – все смогу. Даже меч – кладенец, Ремесло мое - …. Кузнец

Слайд 3

Здесь сработают подковы, Раз, два, три, они готовы! И лошадку подкуют, Ей копыта берегут. Раздуваются меха, Чинят косы, лемеха. Здесь горит огонь в печи, Мастер делает мечи. Молоточков слышен стук, Раз, два, три, готов сундук. Прадед мастера - Левша, Посмотри, но не мешай. Кузница

Слайд 4

Изготовлю вам из глины: миску, крынку и горшок. У меня отличный дар, Ремесло мое…. Гончар

Слайд 5

Из пушистой шерсти Напряду я пряжи. Смотаю всё в клубочки и свяжу носочки, или теплую рубаху, Кто я….. Пряха

Слайд 6

Нужен вам половик или ткань красивая, изготовлю в один миг. Управляюсь лихо, Ремесло мое… Ткачиха

Слайд 7

Драгоценности, алмазы, Покорили уж весь мир. Изготовлю украшенья – Я отличный ….. Ювелир

Слайд 8

Источники информации: Кузница http://zagadki.info/zag/remesla.html https :// nsportal . ru / detskiy - sad / raznoe /2012/03/14/ itogovoe - zanyatie - po - priobshcheniyu - detey - k - russkoy - narodnoy - kulture https://yandex.ru/search/?text Гончар https :// nsportal . ru / detskiy - sad / raznoe /2012/03/14/ itogovoe - zanyatie - po - priobshcheniyu - detey - k - russkoy - narodnoy - kulture https://yandex.ru/search/?text Ткачиха https :// nsportal . ru / detskiy - sad / raznoe /2012/03/14/ itogovoe - zanyatie - po - priobshcheniyu - detey - k - russkoy - narodnoy - kulture https://yandex.ru/search/?text Ювелир https :// nsportal . ru / detskiy - sad / raznoe /2012/03/14/ itogovoe - zanyatie - po - priobshcheniyu - detey - k - russkoy - narodnoy - kulture https://yandex.ru/search/?text Кузнец https :// nsportal . ru / detskiy - sad / raznoe /2012/03/14/ itogovoe - zanyatie - po - priobshcheniyu - detey - k - russkoy - narodnoy - kulture https://yandex.ru/search/?text Пряха https :// nsportal . ru / detskiy - sad / raznoe /2012/03/14/ itogovoe - zanyatie - po - priobshcheniyu - detey - k - russkoy - narodnoy - kulture https://yandex.ru/search/?text


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пословицы о труде и ремесле. Перед вами пословицы, в которых пропущено одно слово. Вставьте пропущенное слово. Пропущенные слова даны в именительном падеже. Поставьте их в нужный по смыслу текста пословицы падеж. Если это первое слово в предложении, напишите его с большой буквы. За каждый правильный ответ – один балл.

Слайд 2

Слова: руки, рубаха, хлеб, делай, дело, топор, рукоделье, золото, кузнец, труд. Терпенье и _______________ все перетрут. Глаза страшатся, а ____________________ делают. ______________ — время, потехе — час. Какова пряха, такова на ней ___________________. Без __________________ не плотник, без иглы не портной. Не учи безделью, а учи ________________________! Не просит ремесло _________________ - само кормит. Не кует железа молот, кует ____________________. Не умеешь шить ___________________, бей молотом. Одно дело _____________________, другого не порть.

Слайд 3

Терпенье и труд все перетрут. Глаза страшатся, а руки делают. Делу — время, потехе — час. Какова пряха, такова на ней рубаха . Без топор а не плотник, без иглы не портной. Не учи безделью, а учи рукоделью ! Не просит ремесло хлеба - само кормит. Не кует железа молот, кует кузнец . Не умеешь шить золотом , бей молотом. Одно дело делай , другого не порть. Пословицы о труде и ремесле.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СКОРОГОВОРКИ

Слайд 2

РУБИЛИ ДРОВОРУБЫ СЫРЫ ДУБЫ НА СРУБЫ.

Слайд 3

ШЁЛ ЕГОР ЧЕРЕЗ ДВОР, НЁС ТОПОР ЧИНИТЬ ЗАБОР.

Слайд 4

ВКУСНАЯ ХАЛВА - МАСТЕРУ ХВАЛА

Слайд 5

НЕ БУДЬ ТОРОПЛИВ, А БУДЬ ТЕРПЕЛИВ.

Слайд 6

ТКЁТ ТКАЧ ТКАНИ НА ПЛАТКИ ТАНЕ.

Слайд 7

НА ДРОЖЖАХ ПОСТАВИМ ТЕСТО, ПОТЕПЛЕЙ ПОИЩЕМ МЕСТО.



Предварительный просмотр:

Промыслы. Отгадайте загадку. К ответу допишите номер загадки.

Загадка

Ответ

 1

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.  

  Гжель

 2

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может солнцем залитые.

  Хохлома

 3

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови-ка меня!

  Дымка

 4

Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Чёрные, жёлтые, красные,

Удивительно прекрасные!

  Жостовские  подносы

 5

 На чёрном фоне красные розы,

Лилии, маки, ромашки, подснежники……

Ими повязаны девичьи головы,

Глазки лукавые, личики нежные.  

  Павлово-посадские платки

 6

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять…..

Даже всех не сосчитать! 

  Матрёшки

 7

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…..

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники

Жар-птицы ввысь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят. 

Городец

 8

Тук-тук, щёлк-щёлк,

Медведь, мужик, коза и волк….

Деревянные игрушки:

И медведи и старушки –

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат.

Богородская резьба

 9

Скачут коклюшки:

Стук-стук-стук!

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен. Взгляните!

  Вологодские кружева



Предварительный просмотр:

Лист жюри.

Прочитайте внимательно загадки и запишите в таблицу

 к ответу № загадки!

  Ответ

загадки

  Богородская резьба

№ 8

  Дымка

№ 3

  Вологодские кружева

№ 9

  Павлово-посадские платки  

№ 5

  Жостовские  подносы

№ 4

  Матрёшки

№ 6

  Городец

№ 7

  Гжель

№ 1

  Хохлома

№ 2



Предварительный просмотр:

Прочитайте внимательно загадки и запишите в таблицу к ответу № загадки!

Прочитайте внимательно загадки и запишите в таблицу к ответу № загадки!

  Ответ

загадки

  Ответ

загадки

  Богородская резьба

  Богородская резьба

  Дымка

  Дымка

  Вологодские кружева

  Вологодские кружева

  Павлово-посадские платки  

  Павлово-посадские платки  

  Жостовские  подносы

  Жостовские  подносы

  Матрёшки

  Матрёшки

  Городец

  Городец

  Гжель

  Гжель

  Хохлома

  Хохлома

Прочитайте внимательно загадки и запишите в таблицу к ответу № загадки!

Прочитайте внимательно загадки и запишите в таблицу к ответу № загадки!

  Ответ

загадки

  Ответ

загадки

  Богородская резьба

  Богородская резьба

  Дымка

  Дымка

  Вологодские кружева

  Вологодские кружева

  Павлово-посадские платки  

  Павлово-посадские платки  

  Жостовские  подносы

  Жостовские  подносы

  Матрёшки

  Матрёшки

  Городец

  Городец

  Гжель

  Гжель

  Хохлома

  Хохлома

  Ответ

загадки

  Ответ

загадки

  Богородская резьба

  Богородская резьба

  Дымка

  Дымка

  Вологодские кружева

  Вологодские кружева

  Павлово-посадские платки  

  Павлово-посадские платки  

  Жостовские  подносы

  Жостовские  подносы

  Матрёшки

  Матрёшки

  Городец

  Городец

  Гжель

  Гжель

  Хохлома

  Хохлома

Прочитайте внимательно загадки и запишите в таблицу к ответу № загадки!

Прочитайте внимательно загадки и запишите в таблицу к ответу № загадки!

  Ответ

загадки

  Ответ

загадки

  Богородская резьба

  Богородская резьба

  Дымка

  Дымка

  Вологодские кружева

  Вологодские кружева

  Павлово-посадские платки  

  Павлово-посадские платки  

  Жостовские  подносы

  Жостовские  подносы

  Матрёшки

  Матрёшки

  Городец

  Городец

  Гжель

  Гжель

  Хохлома

  Хохлома

Прочитайте внимательно загадки и запишите в таблицу к ответу № загадки!

Прочитайте внимательно загадки и запишите в таблицу к ответу № загадки!

  Ответ

загадки

  Ответ

загадки

  Богородская резьба

  Богородская резьба

  Дымка

  Дымка

  Вологодские кружева

  Вологодские кружева

  Павлово-посадские платки  

  Павлово-посадские платки  

  Жостовские  подносы

  Жостовские  подносы

  Матрёшки

  Матрёшки

  Городец

  Городец

  Гжель

  Гжель

  Хохлома

  Хохлома

Прочитайте внимательно загадки и запишите в таблицу к ответу № загадки!

Прочитайте внимательно загадки и запишите в таблицу к ответу № загадки!

  Ответ

загадки

  Ответ

загадки

  Богородская резьба

  Богородская резьба

  Дымка

  Дымка

  Вологодские кружева

  Вологодские кружева

  Павлово-посадские платки  

  Павлово-посадские платки  

  Жостовские  подносы

  Жостовские  подносы

  Матрёшки

  Матрёшки

  Городец

  Городец

  Гжель

  Гжель

  Хохлома

  Хохлома

  Ответ

загадки

  Ответ

загадки

  Богородская резьба

  Богородская резьба

  Дымка

  Дымка

  Вологодские кружева

  Вологодские кружева

  Павлово-посадские платки  

  Павлово-посадские платки  

  Жостовские  подносы

  Жостовские  подносы

  Матрёшки

  Матрёшки

  Городец

  Городец

  Гжель

  Гжель

  Хохлома

  Хохлома

Прочитайте внимательно загадки и запишите в таблицу к ответу № загадки!

Прочитайте внимательно загадки и запишите в таблицу к ответу № загадки!

  Ответ

загадки

  Ответ

загадки

  Богородская резьба

  Богородская резьба

  Дымка

  Дымка

  Вологодские кружева

  Вологодские кружева

  Павлово-посадские платки  

  Павлово-посадские платки  

  Жостовские  подносы

  Жостовские  подносы

  Матрёшки

  Матрёшки

  Городец

  Городец

  Гжель

  Гжель

  Хохлома

  Хохлома


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по русскому языку и изобразительному искусству "Заглавная буква в названиях населённых пунктах. Чудеса народных промыслов"

Интегрированный урок для 1 класса по русскому языку и изобразительному искусству. Содержит визитную карточку урока, самоанализ....

План – конспект интегрированного занятия по физической культуре и ритмике для обучающихся 2 класса.

Цель: Цель: формирование правильной осанки при выполнении различных упражнений под музыкальное сопровождение.Задачи урока:1.    Развитие слухового восприятия.2.    Ориент...

Конспект урока "Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликация" ("Перспектива", 2 класс)

Цели деятельности учителя:знакомство учащихся с особенностями городецкой росписи и её историей;закрепить умения работы с шаблонами;выполнить изделие кухонная доска на основе аппликации с элементами &l...

Интегрированное занятие учителя- логопеда и учителя- тифлопедагога по ориентировке в пространстве для обучающихся с нарушением зрения 1 класса . Квест- игра: Путешествие с Колобком .

Интегрированное занятие учителя- логопеда  и учителя- тифлопедагога   по ориентировке в пространстве"Квест- игра: Путешествие с Колобком " разработано для обучающихся...

Разработка внеурочного занятия музейного урока по теме "Народные промыслы России (глиняные игрушки)."

В конспекте урока представлено краткое описание каждой глиняной игрушки и даётся матер-класс по её изготовлению....

Тематическое занятие (воспитательский час) «Игрушка из лыка. История народного промысла.» Занятие для обучающихся 4 класса.

Цель: познакомить детей с истоками русской культуры, бытом и традициями русского народа, с помощью создания игрушки из мочала воспитывать любовь, интерес, бережное отношение к предметам народного твор...

Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель урока: создание условий по формированию навыков лепки сложной фигуры «дымковской игрушки» из пластилина.Задачи урокаДидактические:Изучить технологию изготовления «Дымковск...